Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19 июня 2019 г. N Ф06-46854/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
20 февраля 2019 г. |
Дело N А12-38810/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" февраля 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Каплина С.Ю.,
Судей Акимовой М.А., Веряскиной С.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Горбаневой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 декабря 2018 года по делу N А12-38810/2018 (судья Репникова В.В.)
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу к обществу с ограниченной ответственностью "Пинта" (ИНН 3460058559, ОГРН 1153443014933) о привлечении к административной ответственности,
заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью "Агора",
при участии в судебном заседании:
- представителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу - Сенченковой Ю.М., действующей на основании доверенности от 19.12.2018 N дов3-55,
без участия в судебном заседании представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу, управление, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о привлечении обществу с ограниченной ответственностью "Пинта" (далее - ООО "Пинта", общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Административный орган, не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.12.2018 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменных отзывов в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на апелляционную жалобу не представлено.
Представитель МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 АПК РФ посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Судебное заседание апелляционной инстанции проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области в соответствии с требованиями, предъявляемыми статьей 153.1 АПК РФ.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.12.2018 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Предметом заявленных требований является привлечение ООО "Пинта" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу в ходе проведения административного расследования по делу об административном правонарушении, возбужденному на основании определения от 14.09.2018 N 11-11-18/953 в отношении ООО "Пинта", выявлен факт нарушения обществом положений статей 10.2, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), выразившегося в осуществлении оборота алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.
По факту выявленных нарушений 12.10.2018 в отношении ООО "Пинта" составлен протокол N 11-11-18/953 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Пинта" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу требований, арбитражный суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.
Перечень сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, при наличии которых допускается оборот данной продукции, установлен пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ.
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ).
Согласно данным из ЕГАИС "Отчет об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01.01.2017 по 29.08.2018" поставки алкогольной продукции в адрес ООО "Агора" в 2017-2018 годах (в период с 01.01.2017 по 05.02.2018) осуществлялись ООО "Пинта".
В ходе административного расследования определением от 17.09.2018 N 11-11-18/953-2 у ООО "Пинта" были истребованы документы, подтверждающие поставки алкогольной продукции в адрес ООО "Агора" в период с 01.01.2017 по 29.08.2018.
09.10.2018 ООО "Пинта" представило в адрес управления письмо с приложением товаросопроводительных документов, подтверждающих поставки алкогольной продукции в адрес ООО "Агора", а именно ТТН N Б0000000162 от 28.03.2017 и ТТН N Б0000000334 от 27.06.2017.
Административным органом сделан вывод, что представленные товарно-транспортные накладные не подтверждают легальность производства и оборота алкогольной продукции на основании следующего.
Согласно ТТН N Б0000000162 от 28.03.2017 ООО "Пинта" осуществило отгрузку пива наименования "Penza beer", однако справки по форме А и Б, подтверждающие легальность производства и оборота указанной алкогольной продукции, не представлены. Также в ЕГАИС и Федеральном реестре алкогольной продукции отсутствует информация о производстве пива с наименованием "Penza beer".
В ТТН N Б0000000162 от 28.03.2017 и ТТН N Б0000000334 от 27.06.2017 указана информация об одной транспортной накладной N 178 от 24.03.2017.
Согласно ТТН N Б0000000344 от 27.06.2017 ООО "Агора" осуществило закупку алкогольной продукции у поставщика ООО "Пинта" (ИНН 3460058559) (Пиво "Жигулевское" (ПЭТ 20 л) (с коробкой), производитель ООО "Пивоваренный завод "Самко" (ИНН 5836602198). Согласно справкам по форме А N 31180 от 28.03.2016, N 5714 от 22.01.2016 ООО "Пивоваренный завод "Самко" (ИНН 5836602198) осуществило отгрузку вышеуказанного пива в адрес ООО "Фортуна" (ИНН 3459012334). Также приложены справки по форме Б, согласно которым ООО "Пинта" осуществило отгрузку в адрес ООО "Агора" (ИНН 3444257500) по ТТН N Б0000000344 от 27.06.2017. Однако в системе в ЕГАИС отражена иная схема поставки указанной алкогольной продукции. Справки по форме Б, подтверждающие отгрузки алкогольной продукции по схеме, отраженной в системе ЕГАИС, не представлены.
Согласно ТТН N Б0000000162 от 28.03.2017 ООО "Агора" осуществило закупку алкогольной продукции у поставщика ООО "Пинта" (ИНН 3460058559) (Пиво "Живое" светлое нефильтрованное (ПЭТ 20 л) (с коробкой), производитель ООО "Пивоваренный завод "Самко" (ИНН 5836602198). Согласно справке по форме А N 5714 от 22.01.2016, ООО "Пивоваренный завод "Самко" (ИНН 5836602198) осуществило отгрузку вышеуказанного пива в адрес ООО "Фортуна" (НН 3459012334). Также приложены справки по форме Б, согласно которым ООО "Пинта" осуществило отгрузку в адрес ООО "Агора" (ИНН 3444257500) по ТТН N Б0000000344 от 27.06.2017. Однако в системе в ЕГАИС отражена иная схема поставки указанной алкогольной продукции. Справки по форме Б, подтверждающие отгрузки алкогольной продукции по схеме, отраженной в системе ЕГАИС, не представлены.
Кроме того, управлением установлено, что поставка алкогольной продукции по представленным товарно-транспортным накладным произведена за пределами сроков ее годности.
Иных документов, истребованных управлением согласно определению об истребовании сведений N 11-11-18/953-2 от 17.09.2018, обществом не представлено.
С учетом указанных обстоятельств, административный орган пришел к выводу о том, что ООО "Пинта" в период с 01.01.2017 по 05.02.2018 осуществлялся оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, определенных пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 5 статьи 205 АПК РФ).
В силу части 3 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
В обоснование довода об осуществлении ООО "Пинта" поставки в адрес ООО "Агора" алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, управление сослалось на две товарно-транспортные накладные, представленные ООО "Пинта": ТТН N Б0000000162 от 28.03.2017 и ТТН N Б0000000334 от 27.06.2017, которые, по его мнению, не подтверждают легальность производства и оборота алкогольной продукции, так как их содержание противоречит сведениям, содержащимся в ЕГАИС.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Учитывая положение указанной нормы, суд первой инстанции пришел к верному выводу об истечении срока давности привлечения к административной ответственности за осуществление поставок в адрес ООО "Агора" алкогольной продукции 28.03.2017 и 27.06.2017 без оформленных надлежащим образом сопроводительных документов.
Согласно протоколу об административном правонарушении 12.10.2018 N 11-11-18/953, помимо фактов нарушений при поставках 28.03.2017 и 27.06.2017, обществу вменяется оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов в срок до 05.02.2018, в обоснование чего МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу сослалось только на данные из ЕГАИС "Отчет об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01.01.2017 по 29.08.2018" и факт непредставления обществом указанных в ЕГАИС товарно-транспортных накладных по запросу административного органа.
Обжалуя решение суда первой инстанции, заявитель апелляционной жалобы указывает, что фиксация оборота алкогольной продукции в ЕГАИС дает законные основания требовать представления сопроводительных документов, которые должны присутствовать на каждом этапе оборота алкогольной продукции; непредставление указанных документов по запросу административного органа в рамках проведения административного расследования является нарушением требований Федерального закона N 171-ФЗ и влечет за собой ответственность по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Вместе с тем, отчет об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01.01.2017 по 29.08.2018, на который сослался административный орган, составлен контрагентом общества - ООО "Агора".
При этом, отчет об объемах поставок в 2017-2018 годах, представленный в ЕГАИС самим ООО "Пинта", в материалах дела не имеется.
Доказательств достоверности сведений, содержащихся в отчете ООО "Агора", суду не представлено.
Отсутствие возможности искажения ООО "Агора" или недостоверности указанных сведений административным органом не доказано.
В рассматриваемом отчете об объемах закупки отражены наименование алкогольной продукции, поставленной ООО "Пинта" в адрес ООО "Агора", номера и даты товарно-транспортных накладных со статусом "принята".
Однако в данном случае факт осуществления ООО "Пинта" поставок не может быть достоверно установлен только на основании отчета, составленного контрагентом общества.
Доказательств того, что поставки в действительности имели место быть и что сопроводительные документы при реализации алкогольной продукции отсутствовали, управлением не представлено.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, образуют, в частности, поставка алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота.
Следовательно, применительно к рассматриваемой ситуации факт непредставления документов по запросу административного органа при проведении административного расследования не образует состав вменяемого правонарушения.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что административным органом не доказан оборот ООО "Пинта" алкогольной продукции без сопроводительных документов.
Как следует из представленного административным органом протокола осмотра помещения, 03.10.2018 сотрудником управления в присутствии директора по закупкам ООО "Пинта" проведен осмотр арендуемого обществом складского помещения по адресу: г. Волгоград, ул. Слесарная, д. 103 стр. 9, в результате которого установлено хранение алкогольной продукции (пива) в ассортименте, в отношении которой обществом представлены на обозрение товаросопроводительные документы, подтверждающие легальность ее производства и оборота.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2018 и Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.11.2018 по делу N А53-24077/2017 не состоятельна, поскольку в них исследовались иные обстоятельства. Кроме того, названные судебные акты не имеют преюдициального значения для разрешения настоящего спора.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, что в силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В связи с этим, суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ, правомерно отказал в удовлетворении требования административного органа о привлечении ООО "Пинта" к административной ответственности.
Поскольку на момент рассмотрения апелляционной жалобы установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности истек, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта и разрешения вопроса о привлечении ООО "Пинта" к административной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции по настоящему делу и отклоняются по вышеуказанным основаниям.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.12.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Оставить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 декабря 2018 года по делу N А12-38810/2018 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Каплин |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-38810/2018
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: ООО "ПИНТА"
Третье лицо: ООО "Агора"