Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 июня 2019 г. N Ф07-6106/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
21 февраля 2019 г. |
Дело N А56-120575/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей И. А. Дмитриевой, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Э. Р. Хафизовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-599/2019) ГУ-УПФ РФ в Кировском районе Санкт-Петербурга
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2018 по делу N А56-120575/2018 (судья Т. М. Ресовская), принятое
по заявлению ООО "СКАНШИП НЕВА"
к ГУ-УПФ РФ в Кировском районе Санкт-Петербурга
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Ерошевская Ю. Л. (доверенность от 18.09.2018)
от ответчика: Москот И. В. (доверенность от 17.03.2017)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сканшип Нева" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Кировском районе Санкт-Петербурга (далее - фонд) от 26.06.2018 N 202V12180000783 в части доначисления страховых взносов в сумме 673 259 руб. 18 коп., пени в сумме 82 532 руб. 87 коп. и штрафа в сумме 134 651 руб. 84 коп.
Решением суда от 12.12.2018 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе фонд просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, фондом проведена выездная проверка общества по вопросам правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2015 по 31.12.2016 включительно.
По результатам проверки фондом составлен акт выездной проверки от 31.05.2018 N 202V10170001300.
В ходе проверки фонд пришел к выводу, что в проверяемом периоде заявителем не начислялись и не уплачивались страховые взносы по дополнительному тарифу в отношении 28 застрахованных лиц (членов экипажей судов - специалистов машинной команды судов "Ангара", "Аура", "Арктур", "Велта").
Фондом установлено, что обществом проведена специальная оценка условий труда.
Согласно отчету об аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному 30.09.2013, рабочие места специалистов машинной команды: электромеханик и моторист судна "Ангара", электромеханик и моторист судна "Велта", электромеханик судна "Арктур" отнесены к рабочим местам с допустимыми условиями труда (2 класс).
Поскольку аттестация проведена до 01.01.2014, фонд пришел к выводу, что денежные средства, начисленные в пользу данных сотрудников в 2015 и 2016 годах, подлежат обложению страховыми взносами по дополнительному в размере 6%.
Решением от 26.06.2018 N 202V12180000783 общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N212-ФЗ) в виде штрафа в сумме 134 940 руб. 04 коп. Заявителю начислены пени в сумме 82 602 руб. 23 коп. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 674 700 руб. 18 коп.
Не согласившись с законностью решения фонда от 26.06.2018 N 202V12180000783 в части доначисления страховых взносов в сумме 673 259 руб. 18 коп., пени в сумме 82 532 руб. 87 коп. и штрафа в сумме 134 651 руб. 84 коп., общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Признав заявленные обществом требования обоснованными, суд удовлетворил заявление.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для указанных плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 5, статье 18 Закона N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации), являются плательщиками страховых взносов, обязанными своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
В соответствии со статьей 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон 167-ФЗ) с 01.01.2013 работодатели должны начислять страховые взносы в ПФ РФ по дополнительному тарифу на выплаты работникам, занятым на работах с вредными, опасными или тяжелыми условиями труда.
Для начисления взносов должны соблюдаться два условия: работник занят на видах работ, перечисленных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) (с 01.01.2015 - на видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закона N 400-ФЗ)); условия труда на рабочем месте сотрудника признаны вредными, опасными или тяжелыми по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом (часть 4 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в ПФ РФ по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.
С 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда (пункт 7 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"; далее - Закон N 426-ФЗ).
Из содержания части 4 статьи 27 Закона N 426-ФЗ следует, что в случае, если до дня вступления в силу указанного Закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 указанного Закона. При этом для целей, определенных в статье 7 Закона N 426-ФЗ, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном названным Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия, применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых взносов в ПФ РФ, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными (пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда").
Соответственно страхователь освобождается от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу в случае, если по итогам аттестации рабочего места условия труда соответствующего работника не будут признаны вредными либо опасными.
В соответствии с пунктом 36 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (далее - Порядок) класс условий труда устанавливается в ходе аттестации рабочих мест.
Согласно отчету об аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному 30.09.2013, рабочие места специалистов машинной команды: электромеханик и моторист судна "Ангара", электромеханик и моторист судна "Велта", электромеханик судна "Арктур" отнесены к рабочим местам с допустимыми условиями труда (2 класс).
Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены) (часть 3 статьи 14 Закона N 426-ФЗ).
Согласно части 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, введенной в действие с 01.01.2014, для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 статьи 58.3, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 указанной статьи дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: допустимый (2 класс) - 0,0 процентов.
В соответствии с требованиями Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
До начала проведения специальной оценки условий труда комиссия по ее проведению должна утвердить перечень рабочих мест, которые подлежат оценке, включая аналогичные рабочие места (часть 5 статьи 9 Закона N 426-ФЗ).
Унифицированной формы такого перечня нет, поэтому работодатель вправе составить его в произвольной форме.
В штатном расписании общества за 2015 и 2016 год по специальности "Судомеханик" утверждены должности сменный механик, старший механик, и сменный старший механик.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N ЗЗн, в графе 2 карты указывается наименование рабочего места с указанием в родительном падеже наименования должности, профессии или специальности работника, занятых на данном рабочем месте.
В соответствии с разделом A-III Кодекса по подготовке дипломированных моряков и несения вахты - приложение 2 к заключительному акту Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками, принятыми в Маниле (Филиппины) в 2010 году, специальность "судомеханик" включает в себя должности "второй (сменный) механик" и "старший механик".
В отношении судов "Ангара", "Велта", "Арктур" и "Аура" в порядке, предусмотренном действующим законодательством, выданы свидетельства о минимальном безопасном составе экипажа судна.
В соответствии с данными свидетельствами квалификация и число членов экипажа, указанные в свидетельстве, обеспечивают выполнение всех требований резолюции ИМО А. 1047 (27) и Конвенции МОТ 2006 года "О труде в морском судоходстве", стандарт А2.7. касательно безопасности судна, людей, груза и окружающей среды, рабочего времени и времени отдыха экипажа.
В отношении всех вышеуказанных судов экипаж считается укомплектованным, если в его состав входит один судомеханик (старший механик или второй механик).
Таким образом, фактически на судах "Ангара", "Велта", "Арктур" и "Аура" работодателем организовано одно рабочее место по специальности "Судомеханик", на котором работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (статья 209 ТК РФ).
Общество эксплуатирует суда "Ангара", "Велта", "Аура" в качестве судов бункеровщиков, а судно "Арктур" является портовым буксиром. Все суда осуществляют свою деятельность в акватории порта "Санкт-Петербург". В обществе укомплектовано несколько сменных экипажей, которые формируются в соответствии с требованиями Постановления Минтруда РФ от 03.06.1997 N 27 "О режиме труда и отдыха членов экипажей морских судов портового флота" (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.1997 N 1336). При этом, каждый экипаж укомплектован одним судомехаником в соответствии с требованиями свидетельства о минимальном безопасном составе экипажа судна.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у общества отсутствовала обязанность уплачивать дополнительные тарифы страховых взносов с выплат, произведенных членам экипажей судов - специалистам машинной команды судов "Ангара", "Аура", "Арктур", "Велта".
Доводы фонда, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2018 по делу N А56-120575/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.