г. Санкт-Петербург |
|
20 февраля 2019 г. |
Дело N А42-5824/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от заявителя: Нистратов А.П. по доверенности от 28.01.2019
от заинтересованного лица: Багрова А.Б. по доверенности от 30.06.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35119/2018) Комитету по тарифному регулированию Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.12.2018 по делу N А42-5824/2018 (судья Фокина О.С.), принятое
по заявлению ООО "Арктик-энерго"
к Комитету по тарифному регулированию Мурманской области
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Арктик-энерго" (ОГРН: 1065107004071, адрес: 184511, Мурманская обл., г. Мончегорск, пр-кт Металлургов, д. 45, корп. 2; далее - заявитель, Общество, ООО "Арктик-энерго") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифному регулированию Мурманской области (ОГРН: 1045100171511, адрес: 183038, г. Мурманск, пр-кт Ленина, д. 75; далее - административный орган, Комитет) от 19.06.2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 44, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 03.12.2018 суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление Комитета от 19.06.2018 N 44.
Не согласившись с решением суда, Комитет обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Комитет ссылается на то, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отсутствии в действиях Общества события и состава вмененного административного правонарушения, поскольку Обществом в 2018 году не велся раздельный учет по видам деятельности и группам потребителей.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, основным видом деятельности ООО "Арктик-энерго" является оказание услуг по торговле электроэнергией.
03.05.2018 при рассмотрении дела об административном правонарушении N 9 и принятии решения о назначении административного наказания в отношении ООО "Арктик-энерго" заместителем председателя Комитета выявлены факты, указывающие на нарушение Обществом установленного порядка ценообразования (постановление Комитета N 9 от 03.05.2018), выразившееся в том, что Обществом в 2018 году не ведется раздельный учет, в том числе по подгруппам потребителей группы "прочие потребители" дифференцирующих в зависимости от величины максимальной мощности принадлежащих им энергопринимающих устройств (менее 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт, не менее 10 МВт), а также по подгруппе "сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии".
Усмотрев в действиях Общества нарушение пунктов 5-6 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), пунктов 4-6 Методических указаний N 1554/17, статьи 43 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и положений Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) главный специалист административно-правового отдела Комитета 06.06.2018 составил в отношении ООО "Арктик-энерго" протокол об административном правонарушении N 44 по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения указанного протокола и материалов дела об административном правонарушении 19.06.2018 заместитель председателя Комитета вынес постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 44, которым привлек Общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что законодательство, регулирующее отношения, связанные с ведением бухгалтерского учета, не предусматривает обязанности субъектов электроэнергетики вести раздельный учет доходов и расходов с применением счетов бухгалтерского учета и соответственно отражения принципов ведения такого учета в плане счетов бухгалтерского учет, в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Комитета.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики обязаны вести раздельный учет (в том числе первичный бухгалтерский учет) продукции, доходов и затрат по следующим видам деятельности в сфере электроэнергетики: производству электрической энергии; передаче электрической энергии (в том числе эксплуатации объектов электросетевого хозяйства); реализации (сбыту) электрической энергии; оперативно-диспетчерскому управлению.
Методические указания по ведению раздельного учета по видам деятельности в сфере электроэнергетики устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 43 Закона об электроэнергетике).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), определяющие основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.
В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.
Организации, осуществляющие регулируемую деятельность в качестве гарантирующего поставщика, ведут обязательный раздельный учет доходов и расходов, относимых на население и приравненные к нему категории потребителей, на прочих потребителей и сетевые организации. Не допускается отнесение на население и приравненные к нему категории потребителей расходов, связанных с обслуживанием прочих потребителей и сетевых организаций.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 6 Основ ценообразования субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по следующим видам деятельности в сфере электроэнергетики: реализация (сбыт) электрической энергии, с разбивкой по субъектам Российской Федерации, в случае если организация осуществляет регулируемую деятельность на территории более одного субъекта Российской Федерации, а также с выделением расходов на обеспечение реализации (сбыта) в объемах потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей в рамках и сверх социальной нормы потребления, иными категориями потребителей, а также сетевыми организациями для целей компенсации потерь в электрических сетях.
Понятие первичный бухгалтерский учет раскрыто в пункте 1 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете, из которого следует, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Таким образом, раздельный учет для целей, предусмотренных статьей 43 Закона об электроэнергетике, осуществляется на основе первичных бухгалтерских документов.
Таким образом, раздельный учет для целей, предусмотренных статьей 43 Закона N 35-ФЗ, осуществляется на основе первичных бухгалтерских документов. Вместе с тем, как верно установил суд первой инстанции, методические указания по ведению раздельного учета по видам деятельности в сфере электроэнергетики устанавливаются Правительством Российской Федерации. В рассматриваемый период такой Порядок был утвержден Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.12.2011 N 585. Данный Порядок устанавливает правила ведения раздельного учета доходов и расходов, а также иных показателей, необходимых для ведения раздельного учета доходов и расходов, по видам деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (пункт 1).
Пунктом 2 Порядка определено, что ведение раздельного учета заключается в сборе и обобщении информации о доходах и расходах, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым видам деятельности и субъектам Российской Федерации на основании данных бухгалтерского и статистического учета.
Как следует из пункта 14 Порядка, принципы раздельного учета показателей, применяемые субъектом естественных монополий, детализированный порядок раздельного учета, а также состав прямых и косвенных расходов субъекта естественных монополий закрепляются в учетной политике (в приложениях к учетной политике) субъекта естественных монополий либо в ином организационно-распорядительном документе.
Исходя из системного толкования вышеназванных норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетике является предметом специального нормативно-правового регулирования. Такой учет ведется на основе данных бухгалтерского учета (первичных бухгалтерских документов), но в соответствии с правилами, определенными в Порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденном Приказом Минэнерго РФ от 13.12.2011 N 585.
Кроме того, пунктом 14 Порядка субъекту электроэнергетики предоставлено право на свой выбор предусмотреть принципы раздельного учета показателей, применяемые им, детализированный порядок раздельного учета, а также состав прямых и косвенных расходов в учетной политике или в ином организационно-распорядительном документе.
Согласно пункту 5 статьи 2 Закона о бухгалтерском учете настоящий Федеральный закон не применяется при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчетности для внутренних целей, отчетности, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, а также отчетности для иных целей, если законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним правилами составления такой отчетности не предусматривается применение настоящего Федерального закона.
Положениями вышеназванных специальных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения связанные с ведением раздельного учета операций в сфере электроэнергетики, не предусмотрено применение законодательства о бухгалтерском учете непосредственно при ведении такого учета и формировании соответствующей отчетности для целей, предусмотренных статьей 43 Закона об электроэнергетике.
Пунктом 65 Основ ценообразования предусмотрено, что величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика устанавливается в рублях за киловатт-час электрической энергии (мощности) в соответствии с методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
В соответствии с пунктом 4 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных Приказом ФАС России от 21.11.2017 N 1554/17, сбытовые надбавки ГП устанавливаются для следующих групп потребителей:
население и приравненные к нему категории потребителей (далее - население);
сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии (далее - сетевые организации);
прочие потребители - дифференцированно по подгруппам в зависимости от величины максимальной мощности принадлежащих им энергопринимающих устройств (менее 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт, не менее 10 МВт).
Гарантирующие поставщики ведут раздельный учет доходов и расходов, относимых на население и приравненные к нему категории потребителей, на прочих потребителей и сетевые организации, порядок ведения которого устанавливается в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете в учетной политике ГП.
Из оспариваемого постановления Комитета следует, что ООО "Арктик-энерго" с 01.01.2018 по настоящее время не ведется раздельный учет по видам деятельности, в том числе группам (подгруппам) потребителей, в частности Обществом не ведется раздельный учет по подгруппе потребителей "прочие потребители" дифференцированно в зависимости от величины максимальной мощности принадлежащих им энергопринимающих устройств (менее 150 кВт, от 150 кВт до 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт, не менее 10 МВт), а также по подгруппе "сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии".
Кроме того, по мнению Комитета, в нарушение пунктов 5-6 Основ ценообразования, пунктов 4-6 Методических указаний N 1554/17, статьи 43 Закона об электроэнергетике, Закона о бухгалтерском учете Обществом фактически не осуществляется первичный бухгалтерский учет в соответствии с установленными требованиями, а именно ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н, в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации. Вместе с тем, в утвержденном рабочем плане счетов отсутствуют субсчета аналитического учета к счетам бухгалтерского учета, на которых учитываются доходы и расходы Общества, и соответственно, должны отражаться показатели по регулируемым видам деятельности. Раздельный учет доходов и расходов по регулируемым видам деятельности не подтверждается данными первичного бухгалтерского учета. Описанный в Учетной политике Общества порядок распределения доходов и расходов является субъективным и непрозрачным, не позволяет проверить правильность и обоснованность установленных Обществу тарифов, а также подтвердить расчеты первичными документами.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приказом от 26.12.2016 N 139, с изменениями, внесенными приказом от 29.12.2017 N 272, Обществом утверждено Положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета (далее - Положение об учетной политике).
В приложении N 10 к Положению об учетной политике для целей бухгалтерского учета ООО "Арктик-энерго" утверждены методические указания по порядку ведения в Обществе раздельного учета доходов и расходов, относимых на население и приравненные к нему категории потребителей, на прочих потребителей и сетевые организации, согласно которым раздельный учет расходов и доходов Общества ведется с целью распределения всех полученных доходов и затрат (расходов), понесенных на обслуживание населения и приравненные к нему категории потребителей, прочих потребителей и сетевые организации.
Раздельный учет ведется в отношении следующих видов расходов и доходов: общехозяйственных, учитываемых на счете 26; на продажу, учитываемых на счете 44.01; себестоимости покупной электроэнергии (мощности), учитываемой на счете 90.02.1; прочих расходов, учитываемых на счете 91.02; выручки по деятельности с основной системой налогообложения, учитываемой на счете 90.01.1; прочих доходов, учитываемых на счете 91.01. Предусмотрено составление регистров бухгалтерского учета.
Кроме того, в материалы дела представлены регистры бухгалтерского учета за 1 квартал 2018 года с раздельным учетом расходов по группам потребителей: "население", "прочие потребители" и "сетевые организации", а также по подгруппам потребителей "прочие потребители" дифференцированно в зависимости от величины максимальной мощности принадлежащих им энергопринимающих устройств, а также по подгруппе "сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии".
Доводы Комитета о необходимости отражения принципов ведения раздельного учета в рабочем плане счетов обосновано отклонены судом первой инстанции, так как в силу пункта 5 статьи 2 Закона о бухгалтерском учете данный Закон не применяется для целей ведения раздельного учета субъектами электроэнергетики.
План счетов бухгалтерского учета является систематизированным перечнем счетов бухгалтерского учета, инструкция по его применению утверждена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению".
Как верно заключил суд первой инстанции, указанными нормативными положениями установлена обязанность организаций отражать в рабочем плане счетов бухгалтерского учета факты хозяйственной деятельности необходимые непосредственно для ведения бухгалтерского учета. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета, равно как и в целом законодательство, регулирующее отношения, связанные с ведением бухгалтерского учета, не предусматривает обязанности субъектов электроэнергетики вести раздельный учет доходов и расходов с применением счетов бухгалтерского учета и, соответственно, отражения принципов ведения такого учета в плане счетов бухгалтерского учета. Такая обязанность не предусмотрена и упомянутыми специальными нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок ведения раздельного учета в электроэнергетике.
В части неведения раздельного учета по видам деятельности судом первой инстанции установлено, что Общество осуществляет один вид регулируемой деятельности - реализацию (сбыт) электрической энергии. Данное утверждение представителями Комитета не опровергнуто, не следует иного и из материалов дела.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 03 декабря 2018 года по делу N А42-5824/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по тарифному регулированию Мурманской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5824/2018
Истец: ООО "АРКТИК-ЭНЕРГО", ООО "Арктик-энерго"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ТАРИФНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, Комитетпо тарифному регулированию Мурманской области