Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 июня 2019 г. N Ф07-6088/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
25 февраля 2019 г. |
Дело N А66-13708/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 февраля 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от учреждения Азаренко М.А. по доверенности от 16.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Тверского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тверской области от 16 ноября 2018 года по делу N А66-13708/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Румос" (ОГРН 1136952015914, ИНН 6949011705; место нахождения: 170546, Тверская область, Калининский район, автодорога Москва-Санкт-Петербург, 165 километр, здание СТО; далее - общество, ООО "Румос") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к государственному учреждению - Тверскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1026900510801, ИНН 6903005360; место нахождения: 170008, Тверская область, город Тверь, улица Ротмистрова, дом 31; далее - учреждение) о признании незаконным и отмене решения от 10.05.2018 N 87 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; о признании незаконным и отмене решения о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения от 10 мая 2018 N 2335 в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 77 157 руб. 08 коп., а также о дополнительном выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 77 157 руб. 08 коп.
Решением суда от 16 ноября 2018 года заявленные требования удовлетворены.
Учреждение с решением суда первой инстанции не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что застрахованному лицу необоснованно продлен больничный лист после повторного прохождения медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ), период нетрудоспособности застрахованного лица превышает установленную законом допустимую продолжительность страхового случая. Полагает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в привлечении к участию в деле третьих лиц, которые могут дать оценку обоснованности выдачи спорных больных листов.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы учреждения, решение суда первой инстанции оставить без изменения, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, своих представителей в суд не направило, в связи с этим жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя учреждения, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, учреждением проведена камеральная проверка представленного обществом расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплачу страхового обеспечения в связи с обращением общества (страхователя) за выделением денежных средств за период с 01.01.2016 по 31.12.2016, по результатам которой составлен акт проверки от 07.03.2018 N 56.
В ходе проверки учреждением установлено, что общество в нарушение пункта 13 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок N 624н), начислило и оплатило работнику Бачкову С.А. пособие по временной нетрудоспособности по листкам нетрудоспособности за апрель - декабрь 2016 года на сумму 299 995 руб. 36 коп., поскольку период нетрудоспособности составляет более 12 месяцев от даты начала страхового случая - 24.03.2015.
При получении от общества возражений на акт проверки от 02.04.2018 учреждением выставлено страхователю требование от 13.04.2018 N 29 о предоставлении дополнительных документов, в соответствии с которым заявитель предоставил затребованные документы, в том числе дооформленные медицинскими организациями листки нетрудоспособности на указанное лицо за период с 31.02.2015 года по 17.04.2015, 01.01.2015 по 18.05.2018, 18.11.2015 по 18.12.2015, 06.10.2016 по 02.11.2016, 03.11.2016 по 02.12.2016.
Учреждением 10.05.2018 рассмотрены материалы камеральный проверки, в том числе предоставленные обществом дополнительные документы, по результатам которой составлен протокол N 89.
При рассмотрении материалов проверки учреждением сделан вывод неправомерном в нарушении пункта 29 Порядка N 624-н начислении и оплате обществом пособия по временной нетрудоспособности работнику Бачкову С.А. за период нетрудоспособности с 06.10.2016 26.12.2016 на сумму 77 157 руб. 08 коп., поскольку оно выплачено за период после повторного освидетельствования в бюро МСЭ.
В связи с этим учреждением вынесено решение от 10 мая 2018 N 2335 об отказе обществу в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 77 157 руб. 08 коп.
Также учреждением вынесено решение от 10.05.2018, пунктом 2 которого обществу отказано в выделении средств на осуществление расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 77 157 руб. 08 коп.
Не согласившись с вышеуказанными решениями учреждения, общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление общества.
Положениями статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) предусмотрено, что обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
В силу части 2 статьи 6 Закона N 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу статьи 3 Закона N 165-ФЗ страховой случай - свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.
Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ обязанность страховщиков обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов осуществляется фондом в отношении страхователей, которым в данном случае является общество.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Указанный Закон определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
В соответствии с частью 2 статьи 5 названного Закона пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлены статьей 6 Закона N 255-ФЗ - пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи).
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Порядок оформления листков нетрудоспособности предусмотрен положениями статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), Порядком N 624н.
Согласно части 1 статьи 59 Закона N 323-ФЗ, пункту 1 Порядка N 624н документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности. Листок нетрудоспособности выдается застрахованным лицам, являющимся гражданами Российской Федерации и работающим по трудовым договорам.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 624н выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.
Согласно части 2 статьи 59 Закона N 323-ФЗ экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до пятнадцати календарных дней включительно, а в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, - фельдшером либо зубным врачом, которые единолично выдают листок нетрудоспособности на срок до десяти календарных дней включительно.
Продление листка нетрудоспособности на больший срок, чем указано в части 2 настоящей статьи (но не более чем на пятнадцать календарных дней единовременно), осуществляется по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности (часть 3 статьи 59 Закона N 323-ФЗ).
Согласно пункту 13 Инструкции N 624н при сроке временной нетрудоспособности, превышающем 15 календарных дней, решение вопроса дальнейшего лечения и выдачи листка нетрудоспособности осуществляется врачебной комиссией.
Врачи, имеющие лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности, при сроке временной нетрудоспособности, превышающем 15 календарных дней, направляют гражданина на врачебную комиссию в медицинскую организацию по месту его прикрепления или регистрации по месту жительства (по месту пребывания, временного проживания) для продления листка нетрудоспособности.
По решению врачебной комиссии при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе листок нетрудоспособности может быть выдан в установленном порядке до дня восстановления трудоспособности, но на срок не более 10 месяцев, а в отдельных случаях (травмы, состояния после реконструктивных операций, туберкулез) - на срок не более 12 месяцев, с периодичностью продления по решению врачебной комиссии не реже чем через 15 календарных дней.
В силу пункта 29 Инструкции N 624н временно нетрудоспособным лицам, которым не установлена инвалидность, листок нетрудоспособности может быть продлен по решению врачебной комиссии до восстановления трудоспособности с периодичностью продления листка нетрудоспособности по решению врачебной комиссии не реже чем через 15 дней или до повторного направления на МСЭ.
Из материалов дела следует, что в ходе камеральной проверки утруждением установлено, что общество в нарушение пункта 13 Инструкции 624н начислило и выплатило работнику Бачкову С.А. пособие по временной нетрудоспособности за период с 24.03.2016 по 26.12.2016, то есть более 12 месяцев с даты наступления страхового случая - 24.03.2015 (первичный больничный лист от 24.03.2015 N 174709354130). Всего за проверяемый период переплата пособия за счет бюджета составила 299 995,36 руб.
В результате дополнительных мероприятий контроля, проведенных после составления акта проверки от 07.03.2018, учреждением установлено, что в нарушение пункта 29 Инструкции 624н, общество начислило и выплатило названному работнику пособие по временной нетрудоспособности за период с 20.10.2016 по 26.12.2016 после повторного освидетельствования с бюро СМЭ - 20.10.2016 (больничный лист от 05.10.2016 N 235743301923). В результате сумма излишне выплаченного пособия составила 77 157,08 руб.
Между тем, перечисленные нарушения оформления больничных листов допущены не обществом, а медицинским учреждением.
При этом представленными документами подтверждается и фондом не оспаривается факты наступления страхового случая в виде временной утраты трудоспособности; нарушений целевого характера расходов не выявлено; не установлено заинтересованным лицом и наличие приведенных в части 2 статьи 9 Закона N 255-ФЗ обстоятельств наступления временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью, наступление временной нетрудоспособности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления.
Допущенные при оформлении листов нетрудоспособности отдельные нарушения при наличии подтвержденных заявителем фактов наступления страховых случаев, периода нетрудоспособности, не являются достаточным основанием для непринятия произведенных заявителем расходов.
В соответствии с правовыми позициями, отраженными в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12, сам по себе факт выдачи листков нетрудоспособности медицинским учреждением с нарушениями установленный требований не является основанием для отказа в принятии к зачету расходов; определяющее значение имеет факт наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности; негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями нормативных требований возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.
Таким образом, отношения по расходованию средств на обязательное социальное страхование возникают между страховщиком и страхователем, а не между страхователем и лечебным учреждением, выдавшим листок нетрудоспособности.
При этом в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ с 01.01.2010 органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
С учетом изложенного негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями установленных норм законодательства возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.
Кроме того, согласно статье 4.7 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету.
В соответствии с пунктом 5 статьи 26.15 Закона N 125-ФЗ, если территориальный орган страховщика установит факт нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, должностные лица территориального органа страховщика обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 26.20 названного Закона.
В силу статьи 26.18 Закона N 125-ФЗ должностное лицо территориального органа страховщика, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документ. Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в территориальный орган страховщика письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом страхователь вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в территориальный орган страховщика документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Исходя из положений статьи 26.19 Закона N 125-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение десяти дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного пунктом 2 статьи 26.15 настоящего Федерального закона, должностными лицами территориального органа страховщика, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно статье 26.20 Закона N 125-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа страховщика, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение десяти дней со дня истечения срока, указанного в пункте 5 статьи 26.19 настоящего Федерального закона.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
В данном случае факт нарушения, послуживший основанием для принятия оспариваемых решений, а именно неправомерное в нарушение пункта 29 Порядка N 624-н начисление и оплата обществом пособия по временной нетрудоспособности работнику Бачкову С.А. за период нетрудоспособности с 06.10.2016 26.12.2016 на сумму 77 157 руб. 08 коп., поскольку оно выплачено за период после повторного освидетельствования в бюро МСЭ, при проведении камеральной проверки общества учреждением установлено не было.
В ходе проверки, как следует из акта, учреждением установлено, что общество в нарушение пункта 13 Порядка N 624н начислило и оплатило работнику Бачкову С.А. пособие по временной нетрудоспособности по листкам нетрудоспособности за апрель - декабрь 2016 года на сумму 299 995 руб. 36 коп., поскольку период нетрудоспособности составляет более 12 месяцев от даты начала страхового случая - 24.03.2015.
Факт нарушения обществом пункта 29 Порядка 624н установлен учреждением при рассмотрении результатов проверки. При этом, как следует из протокола рассмотрения от 10.05.2018 N 89, вывод о нарушении обществом указанной нормы был сделан учреждением на основании документов, представленных заявителем по требованию учреждения, выставленному после завершения проверки, а именно 13.04.2018.
Из чего следует, что учреждение в нарушение указанных норм фактически при рассмотрении материалов проверки провело повторную проверку общества, в ходе которой выявило факт нарушения, не установленный в ходе проверки и не отраженный в акте проверки.
При этом общество было лишено возможности представить какие-либо возражения по данному факту.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что общество неправомерно вынесло оспариваемое решение по результатам камеральной проверки общества, поскольку факт вмененного ему нарушения не был установлен в ходе ее проведения.
Таким образом, апелляционная инстанция считает, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 16 ноября 2018 года по делу N А66-13708/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Тверского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-13708/2018
Истец: ООО "РУМОС"
Ответчик: ГУ - ТВЕРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ