Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июня 2019 г. N Ф07-4941/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
06 марта 2019 г. |
Дело N А66-15906/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 марта 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградова О.Н., судей Кузнецова К.А. и Шумиловой Л.Ф., при ведении протокола секретарём судебного заседания Шуиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверь-Медиа-Полиграфия" на решение Арбитражного суда Тверской области от 05 декабря 2018 года по делу N А66-15906/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТверьМедиа-Полиграфия" (г. Тверь, далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган) от 28.06.2018 N 9363А, а также о возложении на Инспекцию обязанности внести изменения в сведения единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Решением суда от 05.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт изложил аргументы, аналогичные по смыслу и содержанию доводам, приведенным им ранее суду первой инстанции, сославшись на неверную, по его мнению, оценку данных доводов судом предыдущей инстанции. По мнению апеллянта, недостоверность сведений об адресе юридических лиц, в отношении которых Даниленко А.В. исполнял обязанности конкурсного управляющего, не может повлечь отказ во внесении в ЕГРЮЛ записи об исполнении им обязанностей единоличного исполнительного органа Общества.
Инспекция с доводами апелляционной жалобы не согласилась по основаниям, приведенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" (далее - Постановление N 57).
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 32 Постановления N 57, судебный акт (копия судебного акта) считается полученным лицом, которому он в силу положений процессуального законодательства высылается посредством его размещения на официальном сайте суда в режиме ограниченного доступа, на следующий день после дня его размещения на указанном сайте.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.06.2018 Обществом в Инспекцию представлены документы для государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице (заявление по форме Р14001 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о Даниленко А.В. как о лице, являющемся единоличным исполнительным органом Общества).
Инспекцией 28.06.2018 принято решение N 9363А об отказе в государственной регистрации на основании подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Основанием для принятия оспариваемого решения послужила запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, с момента внесения которой на момент предоставления заявления не истек трехлетний срок, а именно Даниленко А.В. является лицом, имеющем право действовать без доверенности (конкурсным управляющим) от имени юридических лиц: ООО "КАСПИЙ", ОГРН 1057746832615 и ОАО "Е4-ЦентрЭнергоМонтаж", ОГРН 1027700184951, в отношении которых в ЕГРЮЛ содержатся записи о недостоверности сведений об адресе юридического лица.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 15.08.2018 N 08-31/62-Р жалоба Общества на решение Инспекции оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что обжалуемое решение Инспекции создает Обществу препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, оставленным судом первой инстанции без удовлетворения.
Апелляционная инстанция не находит оснований для несогласия с принятым судебным актом в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения оспариваемых действий, возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Законом N 129-ФЗ.
В соответствии с подпунктом "ф" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ государственной регистрации допускается в случае, если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении лиц, являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, внесена в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно приведенной норме права признается правомерным отказ в государственной регистрации сведений о гражданине, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, если этот гражданин ранее исполнял полномочия единоличного исполнительного органа другой организации, в отношении которой в государственном реестре содержится запись о недостоверности информации о ее адресе, и на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года со дня внесения упомянутой записи.
Положения подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ направлены на реализацию принципа публичной достоверности содержащихся в государственном реестре сведений, защиту третьих лиц, чьи права и законные интересы могут быть нарушены использованием недостоверных сведений.
При этом правилами о порядке внесения в государственный реестр записи о недостоверности сведений о юридическом лице (включающими в себя предварительное уведомление руководителя юридического лица, его участников (учредителей) о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений, срок на устранение недостатков (пункт 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ), а также положениями закона о порядке оспаривания действий регистрирующего органа по внесению записи о недостоверности содержащихся в государственном реестре сведений о юридическом лице (глава 24 АПК РФ) обеспечивается защита контролирующих лиц от введения необоснованных ограничений.
По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25.10.2018 N 2616-О, закрепленное в подпункте "ф" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ правило не может расцениваться как нарушающее права контролирующих лиц свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Также в соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2019 N 307-ЭС18-14705, положения подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ не могут быть истолкованы как ограничивающие права арбитражного управляющего только по тому основанию, что он ранее в других делах о банкротстве на основании решения суда исполнял полномочия управляющего в организациях, имевших недостоверный адрес.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.2, пунктом 1 статьи 129 Федерального Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) на конкурсного управляющего, осуществляющего полномочия руководителя должника, распространяются все требования, предъявляемые к руководителям федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Следовательно, по общему правилу требования, закрепленные в Законе о банкротстве, связанные с особым статусом конкурсного управляющего - руководителя несостоятельной организации, ликвидируемой по решению суда через процедуру банкротства, являются дополнительными по отношению к общим требованиям, предъявляемым законодательством к обычным руководителям.
Согласно пункту 8 постановления пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" переход полномочий органов юридического лица в установленных законом случаях (пункт 3 статьи 62 ГК РФ, пункт 1 статьи 94 и пункт 2 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и т.п.), а равно смена лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по решению учредителей (участников) или иного уполномоченного органа юридического лица, в том числе передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему, сами по себе не влекут изменение места нахождения юридического лица.
Материалами дела подтверждается внесение регистрирующим органом в ЕГРЮЛ записей о недостоверности сведений об адресах юридических лиц - ООО "КАСПИЙ" и ОАО "Е4-ЦентрЭнергоМонтаж", в отношении которых Даниленко А.В. исполнял обязанности конкурсного управляющего. При этом необходимо отметить, что запись в ЕГРЮЛ в отношении ООО "КАСПИЙ" внесена 28.11.2017, то есть после того, как Даниленко А.В. приступил к исполнению обязанностей руководителя данного юридического лица - конкурсного управляющего.
В свете изложенного и вопреки аргументам апеллянта, суд апелляционной инстанции констатирует отсутствие у Арбитражного суда Тверской области фактических и правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 05 декабря 2018 года по делу N А66-15906/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверь-Медиа-Полиграфия" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Северо-Западного округа.
Председательствующий |
О.Н. Виноградов |
Судьи |
К.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-15906/2018
Истец: ООО "Тверь-Медия Полиграфия"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 12 по Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14395/2021
26.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14394/2021
07.07.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4804/2021
27.11.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13323/20
23.07.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3707/20
04.03.2020 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-15906/18
03.06.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4941/19
06.03.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-268/19
05.12.2018 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-15906/18