Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27 августа 2019 г. N Ф09-4163/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
11 марта 2019 г. |
Дело N А07-6213/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.12.2018 по делу N А07-6213/2018 (судья Напольская Н.Е.).
В судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Свердловской области, принял участие представитель Министерства обороны Российской Федерации - Семёнов Василий Анатольевич (доверенность от 03.12.2018).
В судебном заседании Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда приняли участие представители:
Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - Янбулатов Ринат Зиннатович (доверенность от 19.12.2018 N 4/135-28);
Региональной общественной организации "Ассоциация охотников и рыболовов Республики Башкортостан" - Ковалев Дмитрий Сергеевич (доверенность от 01.03.2019 N 012), Чурилкин Владимир Васильевич (постановление совета Региональной общественной организации "Ассоциация охотников и рыболовов Республики Башкортостан" от 27.07.2017 N 2).
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Региональной общественной организации "Ассоциация охотников и рыболовов Республики Башкортостан" (далее - РОО "Ассоциация ОиР РБ", ответчик) о запрещении охотхозяйственной деятельности и использования земельного (лесного) участка в кварталах 1-11; 14; 15; 17-44 Башкирского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России в части границ, входящих в состав охотничьих угодий в соответствии с охотхозяйственными соглашениями от 14.12.2010 N 016, 017 (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации т. 1, л.д. 4-8).
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - Минэкологии РБ, третье лицо), Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент, третье лицо), Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, третье лицо), Территориальное управление Росимущества по Республике Башкортостан (далее - Росимущество, третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.12.2018 в удовлетворении исковых требований ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России отказано (т. 3, л.д. 118-136).
С вынесенным решением не согласился истец, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что в нарушение пункта 5.1 статьи 93, подпункта 24 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации охотпользователем не оформлены земельные правоотношения, не заключены соглашения по использованию земельных участков в целях осуществления охотхозяйственной деятельности. Охотпользователь незаконно в целях осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства использует участки лесного фонда Минобороны России, что не позволяет собственнику осуществлять в отношении этих участков правомочия собственника. Кроме того, в отсутствие договора аренды лесных участков и разработанного в соответствии с ним проекта освоения лесов ответчиком не выполняются противопожарные и санитарные мероприятия (статья 53 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" (далее - Постановление N 405) на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества. В пределах запретной зоны также не допускается устройство стрельбищ и тиров, стрельба из всех видов оружия, а также использование взрывных устройств и пиротехнических средств. Между тем, суд необоснованно указал на отсутствие в материалах дела доказательств невыполнения положений пунктов 22, 23 Постановления N 405. Истец представил в суд копии материалов лесохозяйственного регламента проекта организации и ведения лесного хозяйства, таксационных описаний и плана лесонасаждений, где указаны границы военного объекта - Башкирского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России.
РОО "Ассоциация ОиР РБ", Минобороны России и Минэкологии РБ представлены отзывы на апелляционную жалобу. Отзывы на апелляционную жалобу не приобщены к материалам дела, поскольку не представлены доказательства их направления лицам, участвующим в деле (статья 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители третьих лиц - Минэкологии РБ и Росимущества не явились.
С учетом мнения представителей истца, ответчика и третьего лица - Минобороны России в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании части 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон "Об охоте") и долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 31.10.2005 серии ХХ N 6300, выданной Управлением Россельхознадзора по Республике Башкортостан, на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 25.10.2005 N 980-р между Минэкологии РБ и РОО "Ассоциация ОиР РБ" (охотпользователь) заключено охотхозяйственное соглашение N 016 от 14.12.2010 (т. 1, л. д. 11 - 17), по условиям которого охотпользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство, а другая сторона - администрация обязуется предоставить право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья согласно настоящему соглашению (п. 1.1).
Указанным соглашением сторонами согласованы, в том числе следующие условия: местоположение охотничьего угодья - Республика Башкортостан, Мишкинский район (п. 2.1); в соглашении обозначены границы охотничьего угодья (п. 2.2); площадь охотничьего угодья равна 31 337,47 га (п. 2.3); срок действия настоящего соглашения составляет 49 лет (п. 7.1).
Кроме того, на основании части 3 статьи 71 Закона "Об охоте" и долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серия О N 0001832 от 27.09.2006, выданной Управлением Россельхознадзора по Республике Башкортостан, на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 26.12.2005 N 1269-р между Минэкологии РБ и РОО "Ассоциация О и Р РБ" (охотпользователь) заключено охотхозяйственное соглашение N 017 от 14.12.2010 (т. 1, л.д. 29-32), по условиям которого одна сторона - охотпользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство, а другая сторона - администрация обязуется предоставить право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья согласно настоящему соглашению (п. 1.1).
Указанным соглашением сторонами согласованы: местоположение охотничьего угодья - Республика Башкортостан, Чишминский район (п. 2.1); в соглашении обозначены границы охотничьего угодья (п. 2.2); площадь охотничьего угодья равна 91 261 га (п. 2.3); срок действия настоящего соглашения составляет 49 лет (п. 7.1).
Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок площадью 8 447 163 +/- 5086 кв.м с кадастровым номером 02:52:170112:4 (единое землепользование), местоположение относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Чишминский район, с/с Алкинский, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования - под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения, находится в собственности Российской Федерации и передан на праве постоянного (бессрочного) пользования истцу (т. 2, л.д. 128-131).
По сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок площадью 31 660 000 кв. м с кадастровым номером 02:39:000000:909, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Мишкинский район, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования - для строительства авиационного полигона и жилого городка находится в собственности Российской Федерации и передан на праве постоянного (бессрочного) пользования истцу (т. 2, л.д. 132-133).
Обращаясь с настоящими требованиями истец указал, что предоставленные в пользование ответчику земли, расположены в границах Башкирского лесничества Минобороны России (кварталы 1-11, 14, 15, 17-44), что подтверждается картами-схемами (т. 1, л.д. 42-60). Протоколом заседания Межведомственной комиссии от 08.10.2015 N 1/МК (утвержден Председателем комиссии - заместителем Министра обороны России 03.11.2015) подтверждена необходимость установления запретных зон в отношении 28 лесничеств Минобороны России (т. 2, л.д. 117-126). Приказом заместителя Минобороны России N 1176дсп от 08.12.2015 установлена запретная зона военного объекта - Башкирского лесничества Минобороны России (т. 2, л.д. 115-116).
В нарушение пункта 5.1 статьи 93, подпункта 24 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации охотпользователем не оформлены земельные правоотношения, не заключены соглашения по пользованию земельными участками в целях осуществления охотхозяйственной деятельности. В этой связи охотпользователь незаконно в целях осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства использует участки лесного фонда Минобороны России, что не позволяет собственнику осуществлять в отношении этих участков правомочия собственника.
Приняв во внимание обстоятельства, установленные судебными актами по делу N А07-4247/2016, которые не подлежат доказыванию вновь, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик осуществляет свою деятельность на основании действующих охотхозяйственных соглашений, то есть на законных основаниях. Судом установлено, что на основании решения межведомственной комиссии (протокол от 08.10.2015 N 1-М/К ДСП), утвержденного приказом заместителя Министра обороны от 08.12.2015 N 1778дсп, в отношении спорного земельного участка установлена запретная зона военного объекта - Башкирское лесничество Минобороны России с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации. Между тем, право пользования охотничьими угодьями возникло у ответчика ранее, на основании долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира (от 31.10.2005 выданной на срок до 31.10.2010 и от 27.09.2006 выданной на срок до 27.10.2010), а также на основании договоров об условиях пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, заключенных на срок действия лицензий. Принимая во внимание, что действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации) и установив отсутствие ограничений в использовании земельного участка на момент выдачи лицензии и заключения договоров, суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение, либо имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика (пункт 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
По смыслу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации действия лица, создающего препятствия к пользованию чужим имуществом, должны быть противоправны.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу частей 1, 2, 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности; никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда Арбитражного суда Челябинской области от 21.12.2016 по делу N А07-4247/2016, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 02.05.2017, ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России отказано в признании недействительными охотхозяйственых соглашений от 14.12.2010 N 016, 017 и применении последствий недействительности ничтожных сделок в виде возложения на Минэкологии Республики Башкортостан обязанности вернуть территорию охотничьих угодий площадью 4197 га (квартал 2 выделы с 8 по 35 - 89,8 га; квартал 3 выделы 6, 13, 14, 18, 19 - 22,2 га; квартал 4 выделы 1-17 - 192 га; квартал 5 выделы с 1 по 34 - 113 га; квартал 6 выделы с 1 по 30 - 95 га; квартал 7 выделы с 1 по 29 - 47 га; квартал 8 выделы с 1 по 44 - 184 га; квартал 9 выделы с 1 по 24 - 90 га; квартал 10 выделы с 1 по 25-86 га; квартал 11 выделы с 1 по 13 - 54,8 га; квартал 14 выделы с 1 по 16 - 30 га; квартал 15 выделы с 1-4, с 13 по 20 - 16,9 га (итого площадь - 1020 га) в Чишминском участке и квартал 17-44 (итого площадь - 3177 га) в Мишкинском участке Башкирского лесничества), расположенных соответственно в Чишминском районе и Мишкинском районе Республики Башкортостан (нумерация кварталов приведена в соответствии с материалами лесоустройства 2001 г. Алкинского лесничества (ныне Башкирского) Министерства обороны Российской Федерации и лесохозяйственным регламентом Алкинского лесничества, утвержденным директором Департамента имущественных отношения Минобороны России 25.05.2015.
Отказывая в удовлетворении заявленных ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 27 Закона "Об охоте" в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.
По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с части 27 и 31 статьи 28 данного Закона.
Согласно части 5 статьи 27 Закона "Об охоте" охотхозяйтвенное соглашение прекращается, в числе прочего, по истечении срока его действия.
В силу части 3 статьи 71 Закона "Об охоте" юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу названного Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о заключении соглашения).
Согласно части 4 статьи 71 Закона "Об охоте" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ в Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" внесены изменения, в статье 5 в абзаце 10 слово "лицензий" заменено словом "разрешений".
В соответствии с пунктом 5 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.01.2010, исполнительные органы государственной власти, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.
Согласно пункту 5.1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации, введенному в действие с 01.04.2010 Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ, допускается включать земельные участки, включенные в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в границы охотничьих угодий с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации" указано следующее.
Согласно Федеральному закону от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" в редакции, действовавшей до 1 апреля 2010 г., юридические лица могли получить право пользования животным миром, включая такой вид пользования, как охота, на основании долгосрочной лицензии - специального разрешения на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира; срок, на который они получали данное право, определялся соглашением сторон в зависимости от вида пользования в границах предоставляемой территории (акватории) и указывался в лицензии; неотъемлемым элементом выдачи долгосрочной лицензии являлось заключение договора, которым заинтересованному лицу предоставлялась территория (акватория), необходимая для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством; приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдавался российским юридическим лицам, ранее осуществлявшим в установленном порядке отдельные виды пользования животным миром на данной территории (акватории), а также собственникам земель и землевладельцам, располагавшим соответствующими средствами и специалистами; при наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию (акваторию) объекты животного мира предоставлялись в пользование на основании конкурса, организуемого и проводимого с соблюдением антимонопольных требований (статьи 1 и 33 - 39 настоящего Закона).
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.04.2010, хозяйствующий субъект, получивший лицензию на право пользования животным миром в целях охоты, приобретал возможность осуществлять охотхозяйственную деятельность на основании договора аренды лесного участка, заключаемого по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора (статья 36 и часть 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации).
Со вступлением в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте", как следует из его статьи 71, юридические лица и индивидуальные предприниматели сохраняют право долгосрочного пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов, которое возникло у них на основании долгосрочных лицензий, полученных до 01.04.2010, до истечения срока действия соответствующей лицензии, если иное прямо не установлено законом (часть 1); долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов продлению не подлежат (часть 2); такие юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (часть 3); органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с проявившими соответствующую инициативу юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в течение трех месяцев с даты их обращения в эти органы (часть 4).
Из системного анализа приведенных положений законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов следует, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, допущенным к долгосрочному пользованию животным миром в целях охоты на основании Федерального закона "О животном мире", со дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ предоставлена возможность по собственному выбору либо продолжить осуществление своего права в соответствии с долгосрочной лицензией, либо в установленном порядке заключить без проведения аукциона охотхозяйственное соглашение с соблюдением предусмотренных законом условий. В последнем случае они приобретают все права охотпользователей, закрепленные Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ, в том числе не принадлежащие обладателям долгосрочных лицензий. Кроме того, по смыслу части 9 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ, на лиц, заключивших охотхозяйственные соглашения, - в отличие от владельцев долгосрочных лицензий, не воспользовавшихся такой возможностью, - в случае установления максимальной площади охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения, не распространяется требование о полном прекращении права долгосрочного пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов по истечении пяти лет со дня ее установления, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование в соответствии с долгосрочными лицензиями, превышает установленную максимальную площадь.
Такое правовое регулирование, будучи ориентированным на сохранение права пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, у которых оно возникло на основании долгосрочных лицензий до 01.04.2010, посредством предоставления им возможности по своему выбору продолжить осуществление охотхозяйственной деятельности на основании имеющейся лицензии либо без проведения аукциона заключить охотхозяйственное соглашение, не выходит за пределы дискреционных полномочий федерального законодателя и как таковое согласуется с вытекающим из статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему правовых норм, надлежащее гарантирование правового положения субъектов длящихся правоотношений, предоставление им адекватных временных и иных возможностей для адаптации к изменившимся нормативным условиям приобретения и реализации соответствующих прав и свобод.
Наделение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пользование животным миром на основании долгосрочных лицензий, правом заключать охотхозяйственные соглашения без проведения аукциона может также рассматриваться и как свидетельствующее о намерении федерального законодателя предусмотреть для таких охотпользователей - исходя из презумпции их добросовестности - льготный порядок получения (продления) прав на данный вид природопользования, направленный на стимулирование их заинтересованности в устойчивом использовании, воспроизводстве и охране объектов животного мира и иных природных ресурсов.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 21.11.2013 N АКПИ13-1028 о признании недействующим приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.03.2010 N 93 "Об утверждении примерной формы охотхозяйственного соглашения" в части, позволяющей заключать охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет, изложена правовая позиция, согласно которой при заключении охотхозяйственных соглашений без аукциона не происходит пролонгация права пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов, возникшего вследствие получения долгосрочной лицензии, а возникает новое, предусмотренное Федеральным законом от 24.07.2009 N 209- ФЗ основание осуществления данного права - охотхозяйственное соглашение, условия которого, в том числе срок его действия, определены статьей 27 данного Федерального закона.
Кроме того, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П указано, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, в установленном порядке инициировавшие процедуру заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона до вступления в силу данного постановления, вправе завершить ее с применением правил, предусмотренных в части 1 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ. Охотхозяйственные соглашения, заключенные в соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ к моменту провозглашения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П, пересмотру (изменению, отмене) в связи с их заключением на установленные на основании части 1 статьи 27 указанного Федерального закона сроки их действия, в том числе в случае судебного оспаривания, не подлежат.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.11.2016 N 2363-О-Р разъяснено, что указания, изложенные в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П, означают, что впредь до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений, вытекающих из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П, право на занятие охотхозяйственной деятельностью, возникшее у российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в силу долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, подлежит прекращению после истечения сроков охотхозяйственных соглашений, заключенных на основании таких лицензий, за исключением случаев, когда до вступления в силу указанного постановления ими в соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ были заключены новые охотхозяйственные соглашения или в установленном порядке инициировано заключение таких соглашений без проведения аукциона.
Судами при рассмотрении дела N А07-4247/2016 установлено, что общественная организация пользовалась спорными территориями Башкирского лесничества с 2005 г. на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 31.10.2005 серии ХХ N 6300, выданной на срок по 31.10.2010, и с 2006 г. - на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 27.09.2006 серии О N 0001832, выданной на срок по 27.10.2010, а также на основании договоров об условиях пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, заключенных на срок действия лицензий.
Заявление об оформлении оспариваемых охотхозяйственных соглашений было направлено общественной организацией в адрес премьер-министра Республики Башкортостан 06.05.2010, поступило в Министерство экологии Республики Башкортостан 11.05.2010, то есть до истечения срока действия долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира от 31.10.2005 серии ХХ N 6300 и от 27.09.2006 серии О N 0001832.
Учитывая, что право долгосрочного пользования животным миром возникло у общественной организации в силу Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", при этом общественная организация обратилась в Министерство экологии Республики Башкортостан с заявлением о заключении охотхозяйственных соглашений в отношении тех же охотничьих угодий без проведения аукциона в период срока действия долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, и приняв во внимание положения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П, изложенные выше, суды пришли к выводу о том, что Министерство экологии Республики Башкортостан было обязано заключить охотхозяйственные соглашения с общественной организацией, при этом согласования охотхозяйственных соглашений с Министерством обороны Российской Федерации не требовалось, поскольку Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ предоставил возможность продлить право пользования животным миром, возникшее у лицензиатов на основании ранее выданных долгосрочных лицензий в границах охотничьих угодий, предоставленных ранее по договору о предоставлении в пользование территории или акватории, путем заключения охотхозяйственного соглашения.
Получение согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности предусмотрено для включения земельных участков, включенных в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в границы охотничьих угодий (часть 5.1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации), а не в случае реализации, в порядке статьи 71 Закона об охоте, права Ассоциации охотников и рыболовов РБ на сохранение права долгосрочного пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов, которое у него возникло на основании долгосрочных лицензий с 2005 и 2006 годов.
Поскольку охотхозяйственные соглашения от 14.12.2010 N 016, 017 были заключены между ответчиками в порядке, регламентированном статьей 71 Закона об охоте на основании соответствующего заявления Ассоциации охотников и рыболовов, как следствие, обязательство по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации включения в границы спорного охотничьего угодья земельных участков, предоставленных для нужд обороны, у ответчиков отсутствовало.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, ответчик осуществляет свою деятельность на основании действующих охотхозяйственных соглашений, то есть на законных основаниях.
Доводы подателя жалобы о том, что в нарушение пункта 5.1 статьи 93, подпункта 24 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, охотпользователем не оформлены земельные правоотношения, не заключены соглашения по пользованию земельными участками в целях осуществления охотхозяйственной деятельности, несостоятельны, поскольку в силу пункта 2 статьи 26 Закона "Об охоте" на землях и земельных участках, которые расположены в границах охотничьих угодий и не предоставлены в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, осуществляется охота в соответствии с охотхозяйственными соглашениями.
В отношении охотничьих угодий, не задействованных под размещение объектов охотничьей инфраструктуры, перечень которых установлен Распоряжением Правительства РФ от 11.07.2017 N 1469-р, необходимость заключения наряду с охотхозяйственным соглашением, договора аренды отсутствует. Доказательств нахождения на территории, предоставленной согласно охотхозяйственных соглашений от 14.10.2010 N 016, 017, объектов охотничьей инфраструктуры, указанных в данном Распоряжении Правительства, не представлено.
Оценивая возражения истца об отнесения спорного земельного (лесного) участка к запретной зоне, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пунктом 7 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации, в частности, Постановлением N 405, согласно абзацу 4 пункта 2 которого "запретная зона" - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
Согласно пункту 12 Постановления N 405 на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества. В пределах запретной зоны не допускается устройство стрельбищ и тиров, стрельба из всех видов оружия, а также использование взрывных устройств и пиротехнических средств.
На основании решения межведомственной комиссии (протокол от 08.10.2015 N 1-М/К ДСП), утвержденного приказом заместителя Министра обороны от 08.12.2015 N 1778дсп, в отношении спорного земельного участка установлена запретная зона военного объекта - Башкирское лесничество Министерства обороны Российской Федерации с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации. Между тем, право пользования охотничьими угодьями возникло у ответчика ранее, с 2005 года.
Принимая во внимание, что действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации), ограничений в использовании земельного участка на момент выдачи лицензий и соглашений от 14.10.2010 N 016, 017 не имелось.
Поскольку спорные соглашения и осуществляемые на их основании права на ведение охотхозяйственной деятельности не препятствуют реализации истцу принадлежащих ему прав на землю, последним не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии нарушения его прав соглашениями и доказательств незаконного осуществления охотхозяйственной деятельности в границах кварталов 1-11; 14; 15; 17-44 Башкирского лесничества Минобороны России, оснований для запрета охотпользователю охотхозяйственной деятельности и использования спорного земельного участка не имеется.
Кроме того, судом первой инстанции учтено отсутствие установленного в соответствии с пунктами 22,23 Постановления N 405 обозначения местоположения границ запретной зоны информационными ограничительными знаками, а также направленной информации в орган кадастрового учета для включения соответствующих сведений в схему территориального планирования.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.12.2018 по делу N А07-6213/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-6213/2018
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: РОО Ассоциация охотников и рыболовов РБ
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Министерства обороны России, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Министерство обороны РФ, Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан, Территориальное управление Росимущества по Республике Башкортостан, ТУ Росимущества по РБ