Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 июля 2019 г. N Ф02-2516/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
19 марта 2019 г. |
Дело N А19-22673/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н. В.,
судей Никифорюк Е. О., Желтоухова Е. В..
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Чунская районная больница" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 декабря 2018 года по делу N А19-22673/2018 по заявлению областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Чунская районная больница" (ОГРН 1023802805190, ИНН 3844003170) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Иркутской области (ОГРН 1043801972433, ИНН 3816007101), Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Чунском районе Иркутской области (ОГРН 1023802804343, ИНН 3844006340) о признании задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 2553930 руб. 88 коп. безнадежной ко взысканию, обязанности по её уплате прекращенной,
при участии в судебном заседании:
от ОГБУЗ "Чунская районная больница": Бурмакина С.Н. - представитель по доверенности от 01.11.2018;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Иркутской области: не явились, извещены;
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Чунском районе Иркутской области: не явились, извещены,
(суд первой инстанции - Луньков М.В.),
установил:
первоначально Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Чунская районная больница" (далее по тексту - Учреждение, заявитель, ОГБУЗ "Чунская РБ") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Иркутской области (далее по тексту - инспекция, налоговый орган) о признании задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 2928706 руб. 44 коп., возможность принудительного взыскания которой утрачена, безнадежной ко взысканию и обязанности по её уплате прекращенной.
В ходе судебного разбирательства заявитель на основании части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнил заявленные требования и просил признать безнадежной ко взысканию задолженность по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 2553930 руб. 88 коп., обязанность по её уплате прекращенной. Уточнение требований принято судом.
Определением суда от 22.11.2018 г. в соответствии с ч.6 ст.46 АПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Чунском районе Иркутской области (далее по тексту - УПФР в Чунском районе Иркутской области, Пенсионный фонд).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 декабря 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 декабря 2018 года по делу N А19-22673/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что спорная задолженность безнадежна ко взысканию, судом не учтена сложившаяся судебная практика по данному вопросу.
В материалы дела поступили письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы, в которых Инспекция с выводами суда первой инстанции согласна, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В материалы дела поступили письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы, в которых Пенсионный фонд с выводами суда первой инстанции согласен, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В материалы дела от заявителя поступили письменные возражения на отзыв Инспекции на апелляционную жалобу и возражения на отзыв Пенсионного фонда на апелляционную жалобу.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 07.02.2019.
Ответчики представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Пенсионный фонд ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствии.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель заявителя в судебном заседании дала пояснения согласно доводам апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу - удовлетворить.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Чунская районная больница" зарегистрировано в качестве юридического лица 11.11.1994 г., ОГРН 1023802805190 и состоит на учете в Межрайонной ИФНС России N 6 по Иркутской области.
В качестве страхователя состоит на учете в УПФР в Чунском районе Иркутской области. Заявителем получена справка N 51839 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам.
Согласно указанной справке по состоянию на 12.09.2018 г. за Учреждением числится задолженность по пене за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии в размере за 2002-2009 годы в размере 2928706 руб. 44 коп.
Как следует из пояснения налогового органа, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов" за период с 2002 по 2009 годы УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области в инспекцию было передано сальдо по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование ОГБУЗ "Чунская РБ" с задолженностью по пеням за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 2928706 руб. 44 коп.
На момент рассмотрения настоящего дела сумма указанной задолженности по пеням составила - 2553930 руб. 88 коп.
Заявитель, полагая, что налоговым органом утрачено право взыскания задолженности по пеням в сумме 2553930 руб. 88 коп., обратился в арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании названной задолженности безнадёжной ко взысканию, а обязанности по её уплате прекращенной.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, УПФР обратилось в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права.
В соответствии статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период начисления спорных пеней) заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в период до 1 января 2017 года регулировались положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Статьей 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250- ФЗ), вступившего в силу с 01.01.2017, признан утратившим силу Федеральный закон N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона N 250-ФЗ списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года и установленным статьей 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", а также в случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование Федеральными законами от 03.07.2016 N 243-ФЗ, от 28.12.2017 N 436-ФЗ в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения. Установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации (ч.2 ст.4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ).
В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не установлено частью 3.1 настоящей статьи, а также в случае исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа (ч.3 ст.4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ).
В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ч.3.1 ст.4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ).
В соответствии с Письмом Минфина России от 16.03.2018 N 03-15-05/16588 решение о признании вышеуказанных недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.
При этом согласно пункту 11 статьи 14 Федерального закона N 436-ФЗ положения пункта 1 статьи 11 указанного Федерального закона не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу Федерального закона N 436-ФЗ.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, спорная задолженность ОГБУЗ "Чунская РБ" по пеням за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 2553930 руб. 88 коп. возникла в период 2009 года и была взыскана решениями Арбитражного суда Иркутской области от 04.03.2010 г. по делу N А19-1115/10-66, от 01.07.2010 г. по делу N А19- 11002/10-67, от 27.12.2010 г. по делу N А19-20828/10-5, от 27.12.2010 г. по делу N А19-20828/10-5, от 19.07.2011 г. по делу N А19-10252/2011, от 18.12.2012 г. по делу N А19- 21502/2011, от 02.04.2012 г. по делу N А19-4145/2012, от 04.05.2012 по делу N А19- 7945/2012.
Исполнительные документы на взыскание указанной задолженности были направлены Пенсионным фондом на исполнение в Финансовое управление Администрации Чунского района.
Данное обстоятельство подтверждается документами, представленными Пенсионным фондом в материалы дела и заявителем не опровергается.
Таким образом, Пенсионным фондом своевременно приняты меры по взысканию спорной задолженности по пени.
Из материалов дела не следует, что предъявленные к исполнению исполнительные листы были возвращены взыскателю. Следовательно, задолженность, предъявленная к взысканию на основании указанных исполнительных листов, подлежит взысканию и срок на её взыскание не пропущен. В связи с чем, спорная задолженность не может быть признана безнадежной ко взысканию.
Доводы заявителя о том, что в связи с переименованием Муниципального учреждения здравоохранения "Чунская муниципальная центральная районная больница" (ИНН 3844003170) в Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Чунская районная больница" (ИНН 3844003170) взыскателю было необходимо произвести процессуальное правопреемство в отношении должника и обратиться в Министерство финансов Иркутской области, получив новый исполнительный лист, обоснованно отклонено судом первой инстанции как не основанные на нормах действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Пенсионным фондом принимались меры к взысканию задолженности по пеням за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 2553930 руб. 88 коп., законных правовых оснований для признания указанной задолженности безнадежной ко взысканию у суда первой инстанции не имелось.
На основании изложенного, требования Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Чунская районная больница" о признании задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 2553930 руб. 88 коп. безнадежной ко взысканию, обязанности по её уплате прекращенной правомерно не удовлетворено судом первой инстанции.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 декабря 2018 года по делу N А19-22673/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-22673/2018
Истец: ОГБУ здравоохранения "Чунская районная больница"
Ответчик: ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Чунском районе Иркутской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Иркутской области