Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 25 июля 2019 г. N Ф10-3046/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
8 апреля 2019 г. |
Дело N А68-3244/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.04.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Дайнеко М.М. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии представителя заявителя - администрации муниципального образования Ясногорский район (Тульская область, г. Ясногорск, ИНН 7136005464, ОГРН 1027101848905) - Кононовой Е.В. (доверенность от 11.02.2019 N 1167), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (г. Тула, ИНН 7106512065, ОГРН 1097154026056) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Москалева Дмитрия Владимировича, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции, исковое заявление администрации муниципального образования Ясногорский район к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка по делу N А68-3244/2018,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования Ясногорский район (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (далее - управление, заинтересованное лицо) о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 71:23:040107:62, расположенного по адресу: Тульская область, Ясногорский район, МО Иваньковское, 1,4 км севернее села Каверино, площадью 14 546 кв.м, из земель запаса для сельскохозяйственного использования (далее - спорный земельный участок).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 28.06.2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Москалев Дмитрий Владимирович (далее - Москалев Д.В.) в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы Москалев Д.В. ссылался на постановление администрации муниципального образования Ясногорский район от 24.03.2017 N 361, которым утверждена схема расположения земельного участка площадью 14 546 кв.м, из земель запаса для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Тульская область, Ясногорский район, МО Иваньковское, 1,4 км севернее села Каверино; Москалеву Д.В. указано на постановку земельного участка на государственный кадастровый учет для регистрации права собственности. Считая, что действиями администрации нарушено законное право на приобретение права аренды на вышеуказанный земельный участок, заявитель апелляционной жалобы полагает снятие с государственного кадастрового учета спорного земельного участка незаконным. При этом Москалев Д.В. не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что доступ к спорному земельному участку возможен только посредством земельных участков, находящихся в частной собственности, указывает на наличие альтернативных, не нарушающих чьи-либо интересы, способов доступа к земельному участку.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просила оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу указало на отсутствие материально-правового интереса в результате разрешения настоящего спора, в связи с чем просило рассмотреть апелляционную жалобу на усмотрение суда.
Определением от 25.12.2018 суд апелляционной инстанции, руководствуясь частями 1, 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции явились следующие обстоятельства.
В силу части 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Из содержания данной нормы следует, что привлечение к участию в деле третьих лиц является правом, а не обязанностью суда.
Третье лицо без самостоятельных требований - это предполагаемый участник материально-правового отношения, связанного по объекту и составу с тем, какое является предметом разбирательства в арбитражном суде.
Основанием для вступления (привлечения) в дело третьего лица является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновения права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязанностью основного спорного правоотношения между стороной и третьим лицом.
Целью участия третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, является предотвращение неблагоприятных для него последствий.
Как следует из материалов дела, требования администрации направлены на снятие с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 71:23:040107:62, расположенного по адресу: Тульская область, Ясногорский район, МО Иваньковское, 1,4 км севернее села Каверино, площадью 14 546 кв.м, из земель запаса для сельскохозяйственного использования.
Между тем, как усматривается из постановления администрации муниципального образования Ясногорский район от 24.03.2017 N 361 утверждена схема расположения земельного участка площадью 14 546 кв.м, из земель запаса для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Тульская область, Ясногорский район, МО Иваньковское, 1,4 км севернее села Каверино; Москалеву Д.В. указано на постановку земельного участка на государственный кадастровый учет для регистрации права собственности.
Таким образом, на момент принятия решения суда первой инстанции в полном объёме не был исследован вопрос отсутствия спора о праве в отношении земельного участка.
С учетом данных обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что судебный акт по настоящему делу может повлиять на права и законные интересы Москалева Д.В.
Установив, что указанное лицо к участию в деле не привлекалось, суд апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ перешел к рассмотрению спора по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, и привлек на основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Москалева Д.В.
Указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отмены судебного акта, принятого судом первой инстанции применительно к пункту 7 части 4 статьи 270 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, постановлением администрации муниципального образования Ясногорский район от 24.03.2017 N 361 утверждена схема расположения земельного участка, расположенного по адресу: Тульская область, Ясногорский район, МО Иваньковское, 1,4 км севернее села Каверино, площадью 14 546 кв.м, из земель запаса для сельскохозяйственного использования. Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 71:23:040107:62.
23.05.2017 в администрацию поступило коллективное обращение жителей муниципального образования Иваньковское Ясногорского района с просьбой снять данный земельный участок с кадастрового учета, так как он изолирован от коммуникаций, дорог и инфраструктуры.
11.07.2017 комиссией администрации и собственниками смежных земельных участков осуществлен совместный выезд на спорный земельный участок для разрешения вопроса о переводе земельного участка из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения. В процессе выезда установлено, что доступ к спорному земельному участку возможен только посредством земельных участков, находящихся в частной собственности, с других сторон участка какие-либо подъездные дороги отсутствуют, по результатам совместного выезда решено: в переводе спорного земельного участка из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения отказать, снять с кадастрового учета спорный земельный участок для дальнейшего использования в качестве мест общего пользования местными жителями (протокол выезда от 11.07.2017).
25.10.2017 администрацией вынесено постановление N 1484 о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: Тульская область, Ясногорский район, МО Иваньковское, 1,4 км севернее села Каверино.
Администрация обратилась в управление с заявлением от 03.11.2017 N 71-0-1- 108/3029/2017-2936 о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета.
Уведомлением от 08.11.2017 N 71/17/67610 управление указало, что земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с пунктом 33 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), рекомендовало в орган регистрации прав предоставить заявление о прекращении осуществления государственного кадастрового учета (о возврате предоставленных для осуществления государственного кадастрового учета документов без рассмотрения).
Решением от 08.02.2018 N 71/18-13102 управление отказало администрации в снятии с учета объекта недвижимости в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, указанных в статье 26 Закона N 218-ФЗ.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения администрации в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Изучив материалы дела, оценив доводы администрации, позицию управления и возражения Москалева Д.В., Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
Согласно пункту 33 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 11.04.2017, имеет статус "ранее учтенный", постановление администрации от 25.10.2017 N 1484 о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета обусловлено нарушением прав и законных интересов администрации и собственников смежных земельных участков, с учетом того, что отсутствует доступ к спорному земельному участку и не имеется зарегистрированных прав в отношении спорного земельного участка.
Для проверки доводов Москалева Д.В., судом апелляционной инстанции из филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тульской области запрошена копия кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером 71:23:040107:62. Во исполнение запросов суда апелляционной инстанции указанные документы представлены в материалы дела.
Из анализа данного кадастрового дела судебной коллегией установлено, что сведения о правообладателях спорного земельного участка отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
В качестве подтверждения своей позиции Москалев Д.В. прилагает постановление администрации от 24.03.2017 N 361 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 14 546 кв.м, из земель запаса для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Тульская область, Ясногорский район, МО Иваньковское, 1,4 км севернее села Каверино. Однако данное постановление правоустанавливающим документом на землю не является. Также не является подтверждением права законного владения земельным участком.
После утверждения схемы и постановки земельного участка на кадастровый учет, с учетом требований статьи 39.6 ЗК РФ, принимается решение о предоставлении его в аренду.
В соответствии со статьями 39.11, 39.12 ЗК РФ органы местного самоуправления обеспечивают проведение аукциона по продаже права аренды земельного участка.
Однако администрацией не были осуществлены действия, направленные на проведение аукциона по продаже права аренды спорного земельного участка (не проведена оценка стоимости права аренды, не принималось решение о проведении аукциона и т.д.). При этом доказательств признания незаконным либо оспаривания указанного бездействия администрации Москалевым Д.В. в материалы дела не представлено.
В процессе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, администрацией в материалы дела представлено вступившее в законную силу решение Ясногорского районного суда Тульской области по административному делу N 2а-213/2018, в рамках которого Москалеву Д.В. отказано в удовлетворении требований о признании незаконным постановления администрации от 25.10.2017 N 1484 о снятии с государственного кадастрового учета спорного земельного участка и обязании направить в правительство Тульской области ходатайство о переводе земельного участка из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, доказательств наличия права собственности или иного вещного права на спорный участок Москалевым Д.В. не представлено, как и не представлено доказательств нарушения действиями администрации прав и законных интересов указанного лица.
Ссылка Москалева Д.В. на наличие альтернативных, не нарушающих чьи-либо интересы, способов доступа к земельному участку, судебной коллегией отклоняется, поскольку является предположительной и не нашла своего обоснования относимыми и допустимыми доказательствами в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств; каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 64 (часть 1), 65 и 168 АПК РФ).
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Исходя из фактических обстоятельств дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции материалами дела подтвержден факт отсутствия спора о праве в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 71:23:040107:62, расположенного по адресу: Тульская область, Ясногорский район, МО Иваньковское, 1,4 км севернее села Каверино, площадью 14 546 кв.м, из земель запаса для сельскохозяйственного использования.
В силу положений части 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.
Системный анализ положений Закона N 218-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что законом предусмотрены особенности по снятию с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, однако отсутствует правовое регулирование допустимости снятия с кадастрового учета земельных участков по обстоятельствам, установленным в рамках рассматриваемого спора.
Частью 6 статьи 13 АПК РФ предусмотрено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
В целях обеспечения гарантии на судебную защиту отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус "ранее учтенный", не может лишать права обращения в суд заинтересованного лица в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками, в том числе о правах на недвижимость либо при оспаривании действий (бездействий) органов кадастрового учета.
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 N Д23-1342 разъяснено, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Материалами дела установлены факты того, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 11.04.2017, то есть после вступления в действие Закона N 218-ФЗ, имеет статус "ранее учтенный", и не может быть снят с кадастрового учета по заявлению администрации.
В случае отсутствия спора относительно принадлежности земельных участков, не исключается возможность разрешения данного спора в сфере земельных правоотношений в соответствии со статьей 64 ЗК РФ.
Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что фактически управление не имеет иных правовых оснований для исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о спорном земельном участке, а администрация не имеет иных способов защиты нарушенного права кроме обращения в арбитражный суд с заявлением о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт обоснованности заявленных требований администрации о снятии с государственного кадастрового учета спорного земельного участка в отношении которого фактически отсутствует спор о праве, в связи с чем они подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 28.06.2018 по делу N А68-3244/2018 отменить.
Исковые требования администрации муниципального образования Ясногорский район удовлетворить.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 71:23:040107:62, расположенный по адресу: Тульская область, Ясногорский район, МО Иваньковское, 1,4 км севернее села Каверино, площадью 14 546 кв.м, из земель запаса для сельскохозяйственного использования.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-3244/2018
Истец: Администарция МО Ясногорский район, Администрация муниципального образования Ясногорский район, Москалев Дмитрий Владимирович
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тульской области
Третье лицо: Москалев Дмитрий владимирович
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3046/19
08.04.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7015/18
20.09.2018 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6412/18
28.06.2018 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-3244/18