Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 5 августа 2019 г. N Ф09-6215/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
09 апреля 2019 г. |
Дело N А60-1386/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.
судей Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.
при неявке лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Федерального государственного казенного учреждения "6 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 декабря 2018 года
по делу N А60-1386/2018,
принятое судьей Киреевым П.Н.,
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "6 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области" (ИНН 6617007938, ОГРН 1026601183531)
к Уральскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 6662023096, ОГРН 1026605402052)
о признании недействительным предписания,
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "6 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области" (далее - ФГКУ "6 ОФПС по Свердловской области", Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Уральское МУГАДН, Управление, заинтересованное лицо) от 29.11.2017 N 590. Также заявитель просит обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (л.д. 8-13, т.1).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.04.2018 (резолютивная часть решения объявлена 03.04.2018) заявленные требования удовлетворены; оспариваемое предписание признано недействительным; на заинтересованное лицо возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя (л.д. 50-59, т.1).
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2018 (резолютивная часть от 21.06.2018) решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.04.2018 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения (л.д. 97-106, т.1).
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15.10.2018 решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.04.2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2018 по тому же делу отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области (л.д. 136-146, т.1).
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на необходимость проверки предписания на предмет соответствия изложенных в нем мероприятий требованиям, предусмотренным статьей 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17 декабря 2018 года (резолютивная часть решения объявлена 11.12.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 37-50, т.1).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.12.2018 отменить в полном объеме и принять по делу новое решение - о признании незаконным оспариваемого предписания.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней ее податель настаивает на незаконности предписания, вынесенного в отношении ФГКУ "6 ОФПС по Свердловской области". В отношении пункта 1 предписания указывает, что ведение путевых листов осуществляется согласно п.п. 280, 299 Инструкции по организации материально-технического обеспечения системы МЧС, утвержденной Приказом МЧС России от 18.09.2012 N 555, в соответствии с требованиями Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152; в отношении пунктов 2, 3, 4 ссылается на то, что водители учреждения пожарной охраны не управляют автомобилем в том понимании, которое регулируется вменяемыми предписанием нормативными актами, а фактически управляют автомобилем в пределах 20 минут при выезде на пожар, а далее выполняют обязанности по тушению пожаров, в связи с чем данные пункты, по мнению заявителя, исполнению не подлежат; относительно пунктов 5, 6 предписания считает, что положения пункта 5 предписания входят в понятие организации проведения медицинских осмотров, что предписано в пункте 6 предписания, и не может расцениваться как отдельное нарушение; по поводу пункта 7 предписания отмечает непринятие судом первой инстанции во внимание, что положение о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 N 13/11, утратило силу с 22.05.2018 на основании совместного Приказа Минтранса и Минтруда России от 12.04.2018 N 142/230н, в связи с чем данный пункт предписания также не подлежит исполнению; относительно пункта 8 предписания полагает, что судом не исследованы доводы заявителя, что ФГКУ "6 ОФПС по Свердловской области" не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом, основной деятельностью, связанной с эксплуатацией транспортных средств, является выезд и следование к месту пожара либо чрезвычайной ситуации, при этом отмечает, что транспортные средства не совершают регулярных рейсов; в отношении пунктов 9, 10, 11, 12, 13 предписания ссылается на то, что в соответствии с разделом 2 Устава учреждение создано в целях обеспечения пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Свердловской области и соответственно учреждение не эксплуатирует транспортные средства для собственных нужд, а осуществляет деятельность по обеспечению пожарной безопасности в интересах безопасности граждан и организаций.
Уральским МУГАДН в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому заинтересованное лицо просит отказать ФГКУ "6 ОФПС по Свердловской области" в удовлетворении заявленных требований и оставить решение суда первой инстанции в силе.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2019 судебное заседание отложено на 02.04.2019 16 час. 00 мин..
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для проведения судебного заседания в их отсутствие.
ФГКУ "6 ОФПС по Свердловской области" представлено дополнение к апелляционной жалобе.
Уральским МУГАДН представлено дополнение к отзыву.
Судом апелляционной инстанции документы, приложенные к дополнениям на апелляционную жалобу и отзыв, в силу абз.2 ч.2 ст.268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), приобщены к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения от 11.10.2017 N 590 Уральским межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в период с 10.11.2017 по 29.11.2017 проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения Федеральным государственным казенным учреждением "6 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области" требований нормативных правовых актов, нормативных технических актов, стандартов и норм, регламентирующих деятельность автотранспортного комплекса, в ходе которой выявлены нарушения транспортного законодательства.
По результатам проверки составлен акт от 29.11.2017 N 590 и ФГКУ "6 ОФПС по Свердловской области" выдано предписание от 29.11.2017 N 590, которым возложена обязанность устранить в срок до 10.01.2018 следующие нарушения и провести следующие мероприятия по устранению нарушения транспортного законодательства, а именно:
1. Обеспечить заполнение путевых листов в соответствии с требованиями нормативных актов. Заполнять сведения о водителе. Указывать дату и время проведения предрейсового и (или) послерейсового медицинского осмотра водителя. Указывать фамилию, имя, отчество медицинского работника, проводившего предрейсовый и (или) послерейсовый медицинский осмотр в соответствии с требованиями: п. 16, п. 3, п.7 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс РФ) от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении реквизитов и порядка заполнения путевых листов"; п. I ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
2. Организовать рабочий процесс в соответствии с требованиями законодательства по продолжительности рабочего времени. Установить нормальную продолжительность ежедневной работы (смены) водителей при суммированном учете рабочего времени не более 10 часов. Ограничить общую продолжительность сверхурочной работы в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не более 12 часов в соответствии с требованиями: ч. II п. 23, ч. II п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15; п. 15 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ 15.01.2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; ст. 99 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
3. Организовать рабочий процесс в соответствии с требованиями законодательства по соблюдению режима отдыха водителей. Установить продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителей не менее 12 часов в соответствии с требованиями: ч. III п. 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15; п. 15 Правил обеспечения безопасности перевозов пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
4. Организовать учет рабочего времени водителей. Обеспечить соответствие рабочего времени в табеле рабочему времени в путевых листах в соответствии с требованиями: п 1.2, п. 2 Постановления Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты"; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; ст. 91 ТК РФ.
5. Заключить договор об оказании услуг по проведению медицинских осмотров (предсменных, послесменных) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предсменный, послесменный), либо получить такую лицензию самостоятельно в соответствии с требованиями: п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291; п. 11 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; ст. 24 п. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; п. 8 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 N 835н.
6. Организовать проведение обязательных предсменных, медицинских осмотров водительского состава. Обеспечить прохождение предсменного медицинского осмотра водителями перед выходом на смену в соответствии с требованиями: п. 5, п. 11 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; п. 2(4). п. 7 ст. 46, ст.46 п. 2(4) Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; п. 2-9, п. 4, 6 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 N 835н.
7. Обеспечить осуществление контроля технического состояния транспортных средств профессиональными специалистами. Назначить на проведение предрейсовых осмотров транспортных средств специалиста, имеющего специальное профильное образование и соответствующего квалификационным требованиям. Провести аттестацию специалистов, осуществляющих выпуск транспортных средств на линию в соответствии с требованиями: Приложение 1 Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 N 13/11; п. 29 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
8. Обеспечить выполнение контроля соблюдения мероприятий по подготовке работников субъекта транспортной деятельности к безопасной работе и подготовки транспортных средств к безопасной эксплуатации. Организовать проведение проверок соблюдения мероприятий по обеспечению безопасности перевозок в соответствии с требованиями: п. 5 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01,2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
9. Провести аттестацию должностного лица, ответственного за безопасность дорожного движения в соответствии с требованиями: п. 16.3 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28,09.2015 N 287; п. 2 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", утвержденного Приказом Минтранса России от 11.03.2016 N 59; п. 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01,2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
10. Обеспечить соответствие специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, профессиональным и квалификационным требованиям. Определить на должность ответственного за БДД специалиста с необходимым уровнем знаний и умений. Обеспечить наличие у ответственного за БДД высшего образования по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта". Обеспечить наличие у контролера, не имеющего профильного высшего образования по специальности группы 23.00.00, диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения в соответствии с требованиями п. 16.1, п. 16.2, п. 16.3 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 N 287; п. 4, п. 7 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", утвержденного Приказом Минтранса РФ от 11.03.2016 N 59; п. 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
11. Устранить нарушение положения об аттестации исполнительных руководителей и специалистов. Провести аттестацию исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации (согласно утвержденному перечню должностей) в соответствии с требованиями: п. 2 Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 N 13/11; п. 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
12. Устранить несоответствие квалификации специалистов, осуществляющих функции диспетчеров автомобильного транспорта установленным требованиям. Определить на должность специалистов, исполняющих функции диспетчеров, специалистов с необходимым уровнем знаний и умений в соответствии с требованиями: п. 13.1, п. 13.2 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 N 287, п. 4 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 11.03 2016 N 59; п. 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
13. Устранить несоответствие квалификации специалистов, осуществляющих функции контролеров технического состояния автотранспортных средств, установленным требованиям. Определить на должность контролера АТС специалиста с необходимым уровнем знаний н умений. Обеспечить наличие у контролера АТС профессионального образования по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта". Обеспечить наличие у контролера АТС, не имеющего профильного образования по специальности 23.02.03, диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств в соответствии с требованиями: п. 14.1, п. 14.2, п. 14.3 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 N 287; п. 4, п. 7, п. 8 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 11.03. 2016 N 59; п. 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Не согласившись с указанным предписанием, полагая, что оно является незаконным, ФГКУ "6 ОФПС по Свердловской области" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предписания недействительным.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не установил совокупность оснований для признания недействительным оспариваемого предписания и отказал заявителю в удовлетворении требований.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Исходя из части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении требований о признании недействительным ненормативного акта в предмет доказывания входят вопросы о наличии у органа, принявшего оспариваемый акт, соответствующих полномочий, соответствие оспариваемого акта закону и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося за судебной защитой.
Исходя из требований части 1 статьи 3.1 Федерального закона от 08.11.2017 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта", пункта 1 Положения об Уральском межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного Приказом Ространснадзора от 23.06.2017 NВБ-519фс предписание об устранении нарушений требований транспортного законодательства вынесено уполномоченным органом на проведение государственного транспортного надзора.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ).
В силу ст. 1 Закона N 196-ФЗ основными задачами в сфере регулирования безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст. 4 Закона N 196-ФЗ законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из названного Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
В соответствии с положениями статьи 20 Закона N 196-ФЗ установленные ими требования по обеспечению безопасности дорожного движения распространяются на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства, как в целях оказания услуг, так и для собственных нужд. Вместе с тем отдельные требования из числа перечисленных в статье 20 названного Закона, исходя из их содержания, обязательны лишь для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации транспортных средств в целях оказания транспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов. К числу таких требований, относятся, в частности, предусмотренное пунктом 1 статьи 20 Закона требование соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и предусмотренные пунктом 4 статьи 20 Закона требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом.
Во исполнение статьи 20 Закона N 196-ФЗ Министерством транспорта Российской Федерации разработаны и утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом N 7, пункт 2 которых определяет основные задачи и требования по обеспечению безопасности при организации и осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, предназначенных для перевозок пассажиров и грузов.
В силу пункта 5 указанных Правил при организации работы, направленной на обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, субъект транспортной деятельности осуществляет выполнение и контроль соблюдения мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, перечень которых указан в приложении N 2 к этому приказу.
Перечень мероприятий по подготовке работников к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, периодичность проведения соответствующих проверок определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Таким образом, положениями пунктов 1 и 4 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ не предусмотрено дифференцирование требований, предъявляемых к юридическим лицам, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом, в зависимости от целей таких перевозок.
Требования об устранении нарушений, выявленных при проведении проверки, направлены на организацию работы водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, создание условий для повышения квалификации водителей и других работников, обеспечивающих безопасность дорожного движения; обеспечение соответствия технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и недопуска транспортных средств к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения. Учреждение осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств и осуществляет перевозку работников, следовательно, оно обязано соблюдать требования, установленные статьей 20 Закона о безопасности дорожного движения.
Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" предусмотрено, что организации, которые совершают перевозки для собственных нужд, должны выполнять те же требования безопасности, что и при коммерческих перевозках, в том числе они обязаны выполнять обязанности, установленные ст. 20 Закона о безопасности дорожного движении.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности выданного в адрес ФГКУ "6 ОФПС по Свердловской области" предписания, поскольку все пункты предписания N 590 от 29.11.2017 вынесены в целях обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации и исполнения требований, предусмотренных статьей 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Возражая против выводов, приведенных судом в обоснование принятого судебного акта, ФГКУ "6 ОФПС по Свердловской области" в жалобе ссылается на то, что на заявителя не распространяются требования Устава автомобильного транспорта, а также положения иных нормативных актов, относящихся к деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом. Указывает, что учреждение не эксплуатирует транспортные средства для собственных нужд, а осуществляет деятельность по обеспечению пожарной безопасности в интересах безопасности граждан и организаций.
Обсудив доводы жалобы заявителя, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным в ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, пунктом 1 предписания N 590 от 29.11.2017 на ФГКУ "6 ОФПС по Свердловской области" возложена обязанность обеспечить заполнение путевых листов в соответствии с требованиями нормативных актов. Заполнять сведения о водителе. Указывать дату и время проведения предрейсового и (или) послерейсового медицинского осмотра водителя. Указывать фамилию, имя, отчество медицинского работника, проводившего предрейсовый и (или) послерейсовый медицинский осмотр.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Порядок заполнения путевых листов, установлен Приказом Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", согласно которому путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе (пункт 3 Приказа N 152).
Согласно пункту 7 Приказа N 152 сведения о водителе включают: 1) фамилию, имя, отчество водителя; 2) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
На основании п. 16 Приказа N 152 даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.
Административным органом в ходе проверки установлено, что учреждением нарушались требования при заполнении путевых листов, а именно отсутствовали обязательные сведения о водителях (Топоров Н.С., Ахметов Р.Н., Авдонькин В.В., Четыркин Д.А., Созин А.С., Тимченко Н.А., Зорин Д.А., Чемякин А.В.), а также в путевых листах отсутствует дата и время проведения предсменного и (или) послесменного медицинского осмотра указанных водителей.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, о том, что ведение путевых листов осуществляется согласно п. п. 280, 299 Инструкции по организации материально-технического обеспечения системы МЧС, утвержденной Приказом МЧС России от 18.09.2012 N 555 "Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку в соответствии с данным Приказом ведение путевого листа направлено на учет использования техники и выполненной работы, требование же пункта 1 предписания направлено на обеспечение безопасности движения, обязательные реквизиты в данной части предусмотрены п.7 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении реквизитов и порядка заполнения путевых листов" и подлежат заполнению при использовании техники, в том числе в подразделениях федеральной противопожарной службы.
Согласно пунктам 2 и 3 оспариваемого предписания учреждению надлежало организовать рабочий процесс в соответствии с требованиями законодательства по продолжительности рабочего времени. Установить нормальную продолжительность ежедневной работы (смены) водителей при суммированном учете рабочего времени не более 10 часов. Ограничить общую продолжительность сверхурочной работы в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не более 12 часов (пункт 2); организовать рабочий процесс в соответствии с требованиями законодательства по соблюдению режима отдыха водителей. Установить продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителей не менее 12 часов (пункт 3).
Административным органом в ходе проверки выявлены и зафиксированы факты нарушения продолжительности рабочего времени водителей и режима отдыха водителей (ч. II п. 23, ч. II п. 9, ч. III п. 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдуха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15).
Поскольку на момент вынесения предписания данное Положение действовало в редакции, предусматривающей требования, распространяющие свое действие, в том числе и на водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, суд апелляционной инстанции находит данные пункты предписания законными и обоснованными.
Между тем, в соответствии с пунктом 2 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 20.08.2004 N 15, в редакции, действующей с 05.06.2018 (с изменениями, внесенными Приказом Минтранса России от 03.05.2018 N 170), данное Положение не распространяет свое действие на водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, следовательно, пункты 2, 3 оспариваемого предписания N 590 от 29.11.2017 не подлежат исполнению ФГКУ "6 ОФПС по Свердловской области", на что суд апелляционной инстанции указывает в резолютивной части судебного акта.
Пунктом 4 предписания учреждению предписано организовать учет рабочего времени водителей. Обеспечить соответствие рабочего времени в табеле рабочему времени в путевых листах.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей (статья 329 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 91 Федерального закона РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Между тем, учреждением нарушались требования в ведении учета рабочего времени; данные путевых листов не соответствуют данным табеля учета рабочего времени, что свидетельствует о несоблюдении учреждением вышеприведенных норм права и законности оспариваемого предписания в соответствующей части.
В пунктах 5, 6 оспариваемого предписания на учреждение возложена обязанность заключить договор об оказании услуг по проведению медицинских осмотров (предсменных, послесменных) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предсменный, послесменный), либо получить такую лицензию самостоятельно (пункт 5); организовать проведение обязательных предсменных, медицинских осмотров водительского состава. Обеспечить прохождение предсменного медицинского осмотра водителями веред выходом на смену (пункт 6).
Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденный приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н (далее - Порядок) определяет правила проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, которые проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 Порядка).
Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (пункт 4 Порядка).
Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя) (далее - медицинская организация) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным) (пункт 8 Порядка).
Из совокупности положений статьи 23 Закона N 196-ФЗ, статьи 213 ТК РФ следует, что законодательно выделяются следующие виды обязательных медицинских осмотров:
- предварительные медицинские осмотры, проводимые в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств;
- периодические медицинские осмотры, проводимые в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний (не реже одного раза в два года);
- предсменные, предрейсовые, послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые в отношении водителей транспортных средств.
В пункте 3 статьи 23 Закона N 196-ФЗ закреплены положения об обязательности проведения предрейсовых медицинских осмотров в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
Исходя из данных норм, следует, что медицинское освидетельствование проводится при поступлении на работу с целью определения наличия (отсутствия) у водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства) медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством.
Административным органом в ходе проверки установлено, что проведение обязательных предсменных медицинских осмотров водительского состава учреждением не организовано, в связи с чем апелляционный суд приходит к выводу, что у административного органа имелись правовые основания для включения в оспариваемое предписание требования об устранении данных пунктов нарушений.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, о том, что положения пункта 5 предписания входят в понятие организации проведения медицинских осмотров, что предписано в пункте 6 предписания и не может расцениваться как отдельное нарушение, подлежат отклонению. Данные требования основаны на конкретных нормах права, приведенных в предписании, являются взаимодополняющими, выделение их в самостоятельные пункты предписания не свидетельствуют о их незаконности либо необоснованности и соответственно не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В п. 7 предписания ФГКУ "6 ОФПС по Свердловской области" предписано обеспечить осуществление контроля технического состоянии транспортных средств профессиональными специалистами. Назначить на проведение предрейсовых осмотров транспортных средств специалиста, имеющего специальное профильное образование и соответствующего квалификационным требованиям. Провести аттестацию специалистов, осуществляющих выпуск транспортных средств на линию.
Согласно части 1 статьи 18 Закона N 196-ФЗ техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11.03.1994 N 13/11 утверждено Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (далее - Положение), которым установлено, что аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации. К числу указанных лиц относятся руководители или заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения на предприятиях транспорта, независимо от форм собственности и вида деятельности, в том числе, начальники отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, предприятий транспорта, колонн (маршрутов), отрядов.
На основании п.п. 1, 2 названного Положения аттестация лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения транспортных средств, проводится в целях определения пригодности их к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств. Аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (в дальнейшем - организации), согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации.
Судом установлен и материалами дела подтверждается факт нарушения учреждением требований при проведении контроля технического состояния транспортных средств; специалисты, осуществляющие выпуск подвижного состава на линию, не соответствовали квалификационным требованиям, следовательно, предписание в указанной части также является законным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что Приказ Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11.03.1994 N 13/11 утратил силу с 22.05.2018, рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены, поскольку на момент проведения проверки и вынесения предписания названный приказ являлся действующим, в связи с чем его положения правомерно применены административным органом. При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что данные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам при эксплуатации транспортных средств содержатся в ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ, на что также было указано в указанном пункте 7 оспариваемого предписания, и подлежат неукоснительному исполнению.
Пунктом 8 предписания ФГКУ "6 ОФПС по Свердловской области" надлежало обеспечить выполнение контроля соблюдения мероприятий по подготовке работников субъекта транспортной деятельности к безопасной работе и подготовки транспортных средств к безопасной эксплуатации. Организовать проведение проверок соблюдения мероприятий по обеспечению безопасности перевозок.
Согласно п. 5 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7 при организации работы, направленной на обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, субъект транспортной деятельности осуществляет выполнение и контроль соблюдения требований, установленных пунктом 5 настоящих Правил, а также мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, перечень которых указан в приложении N 2 к настоящему приказу (далее - Перечень).
Субъект транспортной деятельности или уполномоченное им лицо проводит проверки соблюдения мероприятий, указанных в подпунктах 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 Перечня, в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Субъект транспортной деятельности или уполномоченное им лицо проводит проверки соблюдения мероприятий, указанных в подпунктах 1.1, 1.2, 1.7, в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, не реже одного раза в шесть месяцев.
Результаты проверок, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, оформляются документально.
Между тем, проверки соблюдения мероприятий по подготовке работников и транспортных средств к безопасной работе (эксплуатации) учреждением не проводились, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности указанного пункта предписания.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что требования Приказа Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7 не распространяют свое действие на юридических лиц, осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, рассмотрены апелляционным судом и отклонены, поскольку как следует из преамбулы Приказа Минтранса России от 15.01.2014 N 7, названный приказ издан в соответствии со статьей 20 Закона N 196-ФЗ. При этом указанным приказом утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые разработаны во исполнение статьи 20 Закона N 196-ФЗ, соответственно, названные Правила распространяются на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, вне зависимости от осуществляемых видов деятельности.
На основании пунктов 9, 10, 11, 12, 13 оспариваемого предписания на заявителя возложена обязанность провести аттестацию должностного лица, ответственного за безопасность дорожного движения (пункт 9); обеспечить соответствие специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, профессиональным и квалификационным требованиям. Определить на должность ответственного за БДД специалиста с необходимым уровнем знаний и умений. Обеспечить наличие у ответственного за БДД высшего образования по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта". Обеспечить наличие у контролера, не имеющего профильного высшего образования по специальности группы 23.00.00, диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной перевод готовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения (пункт 10); устранить нарушение положения об аттестации исполнительных руководителей и специалистов. Провести аттестацию исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации (согласно утвержденному перечню должностей) (пункт 11); устранить несоответствие квалификации специалистов, осуществляющих функции диспетчеров автомобильного транспорта установленным требованиям. Определить на должность специалистов, исполняющих функции диспетчеров, специалистов с необходимым уровнем знаний и умений (пункт 12); устранить несоответствие квалификации специалистов, осуществляющих функции контролеров технического состояния автотранспортных средств, установленным требованиям. Определить на должность контролера АТС специалиста с необходимым уровнем знаний н умений. Обеспечить наличие у контролера АТС профессионального образования по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта". Обеспечить наличие у контролера АТС, не имеющего профильного образования по специальности 23.02.03, диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств (пункт 13).
Согласно п. 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7 обеспечение профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей), достигается: 1) проведением профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей); 2) наличием у субъекта транспортной деятельности должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
В силу п. 16.1 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 N 287, специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен знать: нормативные акты в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и перевозки пассажиров и грузов; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, безопасности дорожного движения и противопожарной защиты; назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок; правила технической эксплуатации транспортных средств; методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок; организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта; порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
В п. 16.3 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 N 287, предусмотрено, что к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований: наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
В п.п. 13.1, 13.2 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 N 287, установлены профессиональные и квалификационные требования, предъявленные к диспетчерам.
В п.п. 14.1, 14.2 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 N 287, установлены профессиональные и квалификационные требования, предъявленные к контролерам.
Административным органом в ходе проверки выявлены нарушения требований, а именно отсутствие аттестации у должностных лиц, ответственных за безопасность дорожного движения; несоответствие специалистов, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, профессиональным и квалификационным требованиям; нарушение положений об аттестации исполнительных руководителей и специалистов, отсутствие аттестационного удостоверение у работников; несоответствие квалификации специалистов, исполняющих обязанности диспетчеров автомобильного городского транспорта; несоответствие специалистов, исполняющих обязанности контролеров технического состояния автотранспортных средств профессиональным и квалификационным требованиям, что свидетельствует о несоблюдении учреждением вышеприведенных норм права и законности оспариваемых пунктов предписания в соответствующей части.
Доводы заявителя в указанной части судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку в связи с отсутствием специального закона в сфере обеспечения безопасности движения при использовании автомобильного транспорта применительно к деятельности ФГКУ "6 ОФПС по Свердловской области" нормы вышеуказанных приказов Минтранса, устанавливающие профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, подлежат применению Учреждением при осуществлении им функциональных задач, соответственно, положения названных приказов правомерно применены административным органом при вынесении оспариваемого предписания.
На основании изложенного, повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку законно возлагает на учреждение обязанность по устранению допущенных нарушений транспортного законодательства.
Поскольку совокупность предусмотренных ст.ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для признания оспариваемого предписания недействительным не установлена, заявленные учреждением требования правомерно оставлены судом без удовлетворения.
Необходимо отметить, что исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает ответственность.
Выбор способа устранения нарушений требований транспортного законодательства, является правом заявителя, он может избрать любой способ устранения нарушений.
Поскольку предписание вынесено компетентным органом, факт нарушения Уральским МУГАДН требований транспортного законодательства установлен, требования предписания являются исполнимыми, заявитель не ограничен в способах устранения выявленного нарушения, предписание от 29.11.2017 N 590 является законным и обоснованным.
Суд первой инстанции полно, всесторонне и объективно исследовал доказательства по делу, правильно установил юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
При данных обстоятельствах апелляционная жалоба подлежит отклонению, а решение суда - оставлению в законной силе.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 декабря 2018 года по делу N А60-1386/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Пункты 2, 3 предписания Уральского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N 590 от 29.11.2017 исполнению не подлежат.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
Н. В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-1386/2018
Истец: УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОДОРОЖНОГО НАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "6 ОТРЯД ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: УРАЛЬСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОДОРОЖНОГО НАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
Третье лицо: УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОДОРОЖНОГО НАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6215/18
09.04.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7344/18
17.12.2018 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-1386/18
15.10.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6215/18
25.06.2018 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7344/18
09.04.2018 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-1386/18