Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 августа 2019 г. N Ф01-3719/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
11 апреля 2019 г. |
Дело N А43-40775/2018 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Долговой Ж.А., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.12.2018 по делу N А43-40775/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску общества с ограниченной ответственностью "ОЖКХ" (ОГРН 1075246001467) к Российской Федерации в лице Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (ОГРН 1095260008172) о взыскании задолженности и пени,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ОЖКХ" (далее - ООО "ОЖКХ", истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - ТУ Росимущества в Нижегородской области, Теруправление, ответчик) о взыскании 76 565,02 руб. задолженности за период с 01.01.2017 по 24.12.2017 за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Бор, ул. Фрунзе д.91, за нежилое помещение площадью 295,2 кв.м., 14 901,41 руб. пени за несвоевременную оплату за период с 11.02.2017 по 01.09.2018, пени с 02.09.2018 по день фактической оплаты задолженности в соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.10.2018 исковое заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением от 24.12.2018 Арбитражный суд Нижегородской области исковые требования удовлетворил в полном объеме, взыскав с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области за счет средств казны Российской Федерации в пользу ООО "ОЖКХ" 76 565,02 руб. задолженности за период с 01.01.2017 по 24.12.2017 за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Бор, ул. Фрунзе д.91, за нежилое помещение площадью 295,2 кв.м., 14 901,41 руб. пени за несвоевременную оплату за период с 11.02.2017 по 01.09.2018, пени с 02.09.2018 по день фактической оплаты задолженности в соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также 3 658,66 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, ТУ Росимущества в Нижегородской области обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильным применением норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на отсутствие между истцом и ответчиком договорных отношений, на неисполнение со стороны ООО "ОЖКХ" обязанности по направлению счетов на оплату.
Помимо изложенного сослался на применение судом закона, не подлежащего применению, а именно Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку нежилые помещения не являются объектами жилищных прав и обязанностей.
В соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 47 постановления Пленума от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционная жалоба рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания по имеющимся в материалах дела документам.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 24.12.2018 проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ОЖКХ" является управляющей организацией для многоквартирного дома, расположенного по адресу: Нижегородская область, город Бор, ул. Фрунзе д.91, что подтверждается протоколом очередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 13.06.2008 и договором управления многоквартирным домом от 25.08.2008.
С 05.12.2011 Российская Федерация является собственником нежилого встроенного помещения, площадью 295,2 кв.м., расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: Нижегородская область, город Бор, ул. Фрунзе д. 91, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 03.09.2018 N 99/2018/1583377422, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 03.09.2018 N 99/2018/158315655.
ООО "ОЖКХ", являясь управляющей организацией, осуществляло содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: город Бор, ул. Фрунзе д. 91.
Ответчик обязательства по оплате расходов по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома не исполнил.
Согласно расчету истца задолженность ответчика по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома за период с 01.01.2017 по 24.12.2017 составляет 76 565,02 руб.
Наличие задолженности послужило основанием для обращения истца к ответчику с претензией, а в последствии в арбитражный суд с заявленным иском.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, ссылаясь на то, что ответчик, обладающий вещным правом на нежилые помещения в жилом доме, в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации должен участвовать в расходах по содержанию общего имущества жилого дома.
Суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда первой инстанции правильными исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно аналогичной норме, изложенной в пункте 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 (далее - Правила N491), собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств. Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Таким образом, собственник помещения в жилом доме обязан участвовать в издержках по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Данная обязанность прямо предусмотрена законом.
Исходя из содержания статей 37, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации издержки по содержанию общего имущества относятся как на собственников квартир, так и на собственников нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования. При этом, отсутствие заключенного договора на возмещение соответствующих затрат не является основанием для освобождения собственника от участия в таких расходах.
На основании пункта 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Таким образом, ТУ Росимущества как организация, уполномоченная осуществлять полномочия собственника в отношении федерального имущества, является надлежащим лицом, несущим ответственность по оплате коммунальных услуг и услуг за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома Нижегородская область, город Бор, ул. Фрунзе д. 91.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковой для всех собственников помещений в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункты 29 - 36 Правил N 491).
В силу части 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Как следует из пункта 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Из приведенных норм следует, что начисление ответчику платы за предоставленные услуги истец должен был произвести с учетом цены, установленной общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, либо с применением установленных органом местного самоуправления тарифов.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 1498 от 26.12.2016 с 1 января 2017 года расходы на ресурсы для содержания общего имущества в многоквартирном доме переквалифицированы с коммунальной на жилищную услугу.
Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого/нежилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных услуг в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
В спорный период истец осуществлял функции управления многоквартирным домом по адресу: Нижегородская область, город Бор, ул. Фрунзе д. 91, оказывал услуги и нес затраты на содержание и ремонт имущества многоквартирного дома, в котором находится помещение ответчика.
Отсутствие заключенного между истцом и ответчиком договора на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома не освобождает ответчика как собственника от несения соответствующих расходов согласно требованиям статьи 249 ГК РФ и статей 39, 158 ЖК РФ.
Факт оказания истцом услуг по содержанию и ремонту общего имущества и предоставления коммунальных услуг доказан материалами дела. Следовательно, ответчик обязан ежемесячно производить возмещение издержек за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества и оплачивать коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Доказательств управления домом иной управляющей организацией, как и принятия собственниками решения о самостоятельном управлении домом не представлено.
По расчету истца задолженность по оплате услуг за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества за спорный период составляет 76 565 руб. 02 коп.
При расчете задолженности за содержание и ремонт общего имущества истец исходил из площади нежилого помещения ответчика с применением тарифов, утвержденных органом местного самоуправления (постановления администрации городского округа город Бор N 2987 от 27.06.2016, N 3531 от 27.06.2017).
Стоимость коммунальных ресурсов рассчитана истцом как произведение среднего объема потребляемых услуг в многоквартирном доме и тарифов.
Объем потребленных ответчиком при содержании общего имущества многоквартирного дома коммунальных ресурсов определен произведением площади нежилого помещения, норматива потребления соответствующего вида коммунального ресурса, утвержденного органом государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном Правительством РФ, и тарифа, установленного органами государственной власти субъектов РФ.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2012 N 594 утвержден норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Нижегородской области (с 01.07.2017 норматив утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.05.2017 N 366). Нормативы потребления холодной воды и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Нижегородской области утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2013 N 376 (с 01.07.2017 норматив утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.05.2017 N 366).
Истец представил подробный расчет задолженности с применением нормативов и тарифов, утвержденных на территории Нижегородской области.
В нарушение статьи 65 АПК РФ ответчик контррасчет не представил, как и доказательства оплаты долга.
При таких обстоятельствах требование истца о взыскании с ответчика спорной задолженности правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Одновременно истец заявил требование о взыскании с ответчика 14 901,41 руб. пени за несвоевременную оплату за период с 11.02.2017 по 01.09.2018, пени с 02.09.2018 по день фактической оплаты задолженности в соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается (часть 14 статьи 155 ЖК РФ).
Факт нарушения ответчиком срока исполнения обязательств по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома подтверждается материалами дела и ответчиком не оспорен.
Расчет пени истца повторно проверен судом апелляционной инстанции, признан обоснованным.
Ввиду того, что материалами дела подтверждено ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по оплате образовавшейся задолженности, следовательно, начисление пени в заявленном истцом размере в порядке статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации является обоснованным.
Апелляционным судом подлежит отклонению ссылка ответчика на ненадлежащее исполнение обязательств со стороны истца в силу следующего.
Доказательств невозможности исполнения своих обязательств перед истцом и предпринятых действиях по обращению к ООО "ОЖКХ" с требованием о предоставлении платежных документов для осуществления оплаты заявителем в материалы дела не представлено.
Бюджетное финансирование ответчика, а также его правовой статус не могут влиять на его освобождение от ответственности за нарушение гражданско-правовых обязательств.
Судом апелляционной инстанции рассмотрен и отклонен как необоснованный довод апеллянта о том, что нормы Жилищного кодекса Российской Федерации регулируют правоотношения между собственниками жилых помещений и товариществом собственников жилья, не подлежат применению к спорным правоотношениям.
Нормы Жилищного кодекса Российской Федерации распространяются на всех собственников помещений, в том числе нежилых, расположенных в многоквартирных домах.
Доводы жалобы основаны на ошибочном толковании закона, ошибочной оценке обстоятельств дела и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области освобождено от оплаты госпошлины, то вопрос о распределении последней судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.12.2018 по делу N А43-40775/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Ж.А. Долгова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-40775/2018
Истец: ООО "ОЖКХ"
Ответчик: В ЛИЦЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ