г. Москва |
|
19 марта 2024 г. |
Дело N А40-145331/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чеботаревой И.А.,
судей: |
Мухина С.М., Комарова А.А., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Королевой М.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2023 по делу N А40-145331/23 (92-1201)
по заявлению ФГУП "МОСКОВСКИЙ ЭНДОКРИННЫЙ ЗАВОД"
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: ТУ Росимущества в городе Москве
о признании незаконным и отмене уведомления
при участии:
от заявителя: |
Болдырева Л.М. по доверенности от 26.02.2024; |
от заинтересованного лица: |
Хрипун А.С. по доверенности от 15.01.2024; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "МОСКОВСКИЙ ЭНДОКРИННЫЙ ЗАВОД" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным и отмене уведомления N КУВД - 001/2023 - 7028903/4 от 02.06.2023.
Решением суда от 12.12.2023 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Управление ссылается, что Контур сооружения определен в нарушении п. 35 Требований, по представленным координатам не соответствует сведениям, указанным на Плане этажа (в части отображения наземного контура по т. 10-11). Указывает также, что в связи с отсутствием всех линейных размеров возведенных входных групп, провезти экспертизу проведенных работ в полном объеме не представляется возможным.
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Заявителю Федеральному государственному унитарному предприятию "Московский эндокринный завод" (ФГУП "Эндофарм") на праве хозяйственного ведения с 19.06.2018 г. принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0004009:1076, площадью 622,3 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 23, корп. 27, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
В указанном здании с кадастровым номером 77:03:0004009:1076 проведены изменения конфигурации существующих помещений - демонтаж существующей входной группы и возведение новой, демонтаж ненесущих перегородок и возведение новых, демонтаж и установка дверных блоков; заложение дверных проёмов в несущей стене, преобразование оконных проёмов в дверные с установкой дверных блоков, устройство оконного проёма в несущей стене, демонтаж существующей пожарной лестницы с 1 на 2 этаж и возведение новой.
В связи с этим ФГУП "Московский эндокринный завод" в Управление Росреестра по г. Москве 10.10.2022 г. подано заявление об осуществлении действий по государственному кадастровому учету.
13.10.2022 г. Отделом государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав Управления Росреестра по г. Москве приостановлен кадастровый учет в отношении здания с кадастровым номером 77:03:0004009:4076, расположенном по адресу: г. Москва, ш. Энтузиастов, д. 23, корп. 27.
11.11.2022 г. заявителем подано Заявление в Апелляционную комиссию Управления Росреестра по г. Москве, в связи с несогласием с решением уполномоченного органа о приостановлении кадастрового учета.
18.11.2022 г. Решением заседания апелляционной комиссии Управления Росреестра по г. Москве принято решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении.
13.01.2023 г. Отделом государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав Управления Росреестра по г. Москве отказано в постановке на кадастровый учет здания с кадастровым номером 77:03:0004009:1076.
21.02.2023 г. ФГУП "Московский эндокринный завод" в Управление Росреестра по г. Москве подано новое заявление о постановке здания на кадастровый учет.
02.03.2023 г. Отделом государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав Управления Росреестра по г. Москве приостановлен кадастровый учет в отношении здания с кадастровым номером 77:03:0004009:1076, расположенном по адресу: г. Москва, ш. Энтузиастов, д. 23, корп. 27.
14.04.2023 г. Решением заседания апелляционной комиссии Управления Росреестра по г. Москве принято решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении.
02.06.2023 г. Отделом государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав Управления Росреестра по г. Москве вынесено Уведомление об отказе государственного кадастрового учета N КУВД-001/2023-7028903/4 здания с кадастровым номером 77:03:0004009:1076.
В Уведомлении об отказе государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости от 02.06.2023 г. N КУВД-001/2023-7028903/4 содержатся замечания к техническому плану и замечание о необходимости согласования ремонта фасадов с Москомархитектурой.
Заявитель посчитал оспариваемый отказ несоответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы Общества, в связи с чем, обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Заявителем полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены в Управление документы, достаточные для проведения регистрационных действий.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ установлены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе (пункты 2, 8, 9 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 5 статьи 18 закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно ч.1 ст.29 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (п.3).
При этом, понятие "правовой экспертизы" представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст.29 Федерального закона N 218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
В связи с отсутствием кадастрового учета сведений в ЕГРН, связанных с произведенными изменениями в здании, Заявитель не имеет возможности оформить необходимые лицензии для осуществления своей фармацевтической деятельности и деятельности по производству лекарств в спорном здании.
Как установлено судом, заявитель предоставил все необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0004009:1076, которые соответствуют действующему законодательству.
Постановление Правительства Москвы от 02.02.2022 N 94-ПП "Об изменении внешнего архитектурного решения нежилых зданий, строений, сооружений в городе Москве" начало действовать только с 01.08.2022 г., а работы по ремонту здания и составление технической документации Заявитель выполнил ранее этой даты.
До 01.08.2022 г. порядок рассмотрения проектной документации на работы по изменению нежилых объектов капитального строительства, для выполнения которых не требуется получение разрешения на строительство, в городе Москве не был установлен.
Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных сведений об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений.
При таких обстоятельствах у Управления Росреестра по Москве отсутствовали основания для вынесения оспариваемого решения, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, обязав Управление в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления соответствующих регистрационных действий.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.12.2023 по делу N А40-145331/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-145331/2023
Истец: ФГУП "МОСКОВСКИЙ ЭНДОКРИННЫЙ ЗАВОД"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ