г. Владивосток |
|
09 апреля 2019 г. |
Дело N А51-23382/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Н. Палагеша,
судей А.В.Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Владивостокский морской торговый порт",
апелляционное производство N 05АП-1680/2019
на решение от 04.03.2019
судьи А.А.Фокиной
по делу N А51-23382/2018 Арбитражного суда Приморского края,
по заявлению публичного акционерного общества "Владивостокский морской торговый порт" (ИНН 2504000204, ОГРН 1022502259625, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 24.11.1992)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 15.04.2005)
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии: от общества: Яц Ж.М., по доверенности от 01.01.2019 сроком действия до 31.12.2019, паспорт;
от таможни: Крылова К.П., по доверенности от 01.10.2018 сроком действия до 01.10.2019, удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Владивостокский морской торговый порт" (далее - общество, заявитель, ПАО "ВМТП") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Владивостокской таможни (далее - таможенный орган, таможня) от 23.10.2018 по делу об административном правонарушении N 10702000-1670/2018 о признании ПАО "ВМТП" виновным в совершении административного правонарушения по статье 16.15 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 6 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 04.03.2019 в удовлетворении требования ПАО "ВМТП" отказано.
Не согласившись с решением, общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции апеллянт, не оспаривая факт совершения административного правонарушения, полагает возможным применение в данном случае с учетом конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении положений статьи 2.9 КоАП РФ. Поскольку доказательств того, что в результате представления обществом отчетности, содержащей недостоверные сведения, в таможенный орган привело либо приведет в будущем к каким-либо опасным угрозам для соответствующих физических лиц, общества или государства не выявлено. Общество считает, что по настоящему делу отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие об угрозе охраняемым общественным интересам, в связи с чем возможно применить малозначительность.
Таможенный орган относительно доводов апелляционной жалобы возражает, поскольку общество неоднократно совершало однородные административные правонарушения. Обществом не соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него для соблюдения требований таможенного законодательства. Считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.
Заслушав пояснения сторон, исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 15.06.2018 владельцем ПЗТК ПАО "ВМТП" в таможенный пост Морской порт Владивосток Владивостокской таможни представлена отчетность по форме ДО-2 N 4059404 от 15.06.2018, в которой в графеN 17 - вид, дата и номер документа, по которому разрешена выдача товара со склада, указано "ТД N 10702030/060618/0010199". В графах 9,15 - вес товара брутто (в кг) или объем (в куб.м.) (либо в доп.единицах измерения) указано "6608,63 кг". Отчетность по форме ДО-2 N 4059404 от 15.06.2018 представлена в отдел контроля за складами временного хранения и зонами таможенного контроля таможенного поста "Морской порт Владивосток Владивостокской таможни на товар, прибывший в адрес АО "НПК Медиана-фильтр".
Приморской транспортной прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением таможенного законодательства Евразийского экономического союза при представлении владельцами складов временного хранения, постоянных зон таможенного контроля в таможенный орган по форме ДО-1 и ДО-2 о товарах, принятых и выданных с территории СВХ было установлено следующее.
Владелец ПЗТК ПАО "ВМТП" представил 15.06.2018 на таможенный пост отчетность по форме ДО-2 N 4059404 о товарах, выданных по транзитной декларации N 10702030/060618/0010199, но фактически данный товар оформлен и выдан с ПЗТК ПАО "ВМТП" на основании транзитной декларации N 10702030/110618/0010681. Кроме того, вес товара составил 6480 кг.
По данному факту заместителем Приморского транспортного прокурора 28.08.2018 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования N 10702000-1670/2018 по статье 16.15 КоАП РФ. Производство административного расследования поручено отделу административных расследований Владивостокской таможни.
28.09.2018 по результатам проведения административного расследования, уполномоченным по ОВД ОАР Владивостокской таможни составлен протокол об административном правонарушении N 10702000-1670/2018 в отношении ПАО "ВМТП" по статье 16.15 КоАП РФ.
Постановлением по делу об административном правонарушении N 10702000-1670/2018 от 23.10.2018 таможенный орган признал ПАО "ВМТП" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 6 500 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу пункта 1 статьи 18 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченные экономические операторы и лица, владеющие и (или) пользующиеся иностранными товарами, а также товарами Союза, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и таможенную процедуру свободного склада, обязаны представлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.
В соответствии с частью 1 статьи 319 ТК ЕАЭС зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу Союза, территории складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, территории магазинов беспошлинной торговли и иные места, установленные настоящим Кодексом и (или) устанавливаемы законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места, в которых в соответствии с пунктом 2 статьи 99 ТК ЕАЭС может осуществляться временное хранение товаров. Временное хранение товаров может осуществляться на территории свободного склада, территории СЭЗ, в помещениях, на складах, открытых площадках и иных территориях получателя товаров, а также в иных местах, определенных ТК ЕАЭС или законодательством государств-членов о таможенном регулировании (часть 2 статьи 99 ТК ЕАЭС).
В соответствии с приказом Владивостокской таможни N 439 от 22.05.2018 ПАО "ВМТП" является владельцем постоянной зоны таможенного контроля по адресу г. Владивосток, ул. Стрельникова,9.
Согласно статье 414 ТК ЕАЭС владелец склада временного хранения обязан вести учет товаров, находящихся на складе временного хранения, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств-членов.
Разделом 4 Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представление отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядок и условия выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах, утвержденного приказом ФТС России от 29.12.2012 N 2688 (далее - Порядок), определены формы отчетности, порядок и сроки ее представления таможенному органу.
Согласно пункта 30 Порядка при выдаче товаров с территории СВХ или иного места временного хранения представляется отчетность по форме ДО-2, в которой указывается вид, дата и номер документа, по которому разрешена выдача товара со склада, также указывается вес товара брутто (в кг) или объем товара (в куб.м) (либо в доп.единицах измерения).
В нарушение указанных требований таможенного законодательства общество представила на таможенный пост Владивостокской таможни отчет по форме ДО-2 от 15.06.2018 N 4059404 о товарах, выданных с ПЗТК, содержащие недостоверные сведения о номере транзитной декларации и весе товара.
Данное правонарушение образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ. Согласно данной статьи КоАП РФ, непредставление или нарушение срока представление в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом посягательства рассматриваемого правонарушения является установленный таможенным законодательством Российской Федерации порядок таможенного контроля в части представления отчетности.
Объективная сторона вменяемого обществу правонарушения выражается, в том числе в представлении недостоверной отчетности.
Субъектом ответственности по статье 16 15 КоАП РФ являются лица, на которых таможенным законодательством возложена обязанность по представлению отчетности в таможенный орган.
Как следует из материалов дела, установлено судом и не оспаривается обществом, представленная отчетность по форме ДО-2 N 4059404 содержала недостоверные сведения о дате и номере документа, по которому разрешена выдача товара со склада, а также о весе товара брутто (в кг).
При таких обстоятельствах вывод таможенного органа о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.15 КоАП РФ, соответствует нормам права и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
По правилам части 2 статьи 2.1 названного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что общество имело возможность для выполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению требований таможенного законодательства, каких-либо объективных препятствий к соблюдению заявителем требований таможенного законодательства судебной коллегией не установлено.
Доказательств невозможности исполнения обществом требований указанных выше норм права в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины общества в совершенном правонарушении.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ.
Имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции также не установлено, поскольку заявитель был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола и постановления и рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть не был лишен гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу, заявлять свои возражения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен.
Основания для квалификации выявленного правонарушения малозначительным судебной коллегией не установлено.
Согласно разъяснений данных в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрения дел об административных правонарушения", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок в области таможенного дела. Общество осуществляет профессиональную деятельность по хранению товаров на ПЗТК и допущенные нарушения в виде представления таможенному органу отчетности с недостоверными сведениями, свидетельствует о пренебрежительное отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным.
У суда апелляционной инстанции с учетом всех установленных обстоятельств, отсутствуют основания для переоценки вывода суда первой инстанции в части невозможности применения статьи 2.9 КоАП РФ.
В свою очередь проверка размера наложенного на общество административного штрафа показала, что он был назначен заявителю в пределах санкции статьи 16.15 КоАП РФ в размере 6 500 рублей, что соответствует критериям справедливости и соразмерности наказания
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 211 АПК РФ отказал обществу в признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 10702000-1670/2018 от 23.10.2018.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, не имеется. Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Согласно части 4 статьи 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 04.03.2019 по делу N А51-23382/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.Н. Палагеша |
Судьи |
А.В.Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-23382/2018
Истец: ПАО "ВЛАДИВОСТОКСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ"
Ответчик: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ