Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 июля 2019 г. N Ф08-5836/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
09 апреля 2019 г. |
дело N А32-47884/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ильиной М.В.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Венеция" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.01.2019 по делу N А32-47884/2018 (судья Лукки А.А.) по заявлению отделения по исполнению административного законодательства (ОИАЗ) Отдела МВД России по Ейскому району к обществу с ограниченной ответственностью "Венеция" (ОГРН 1172375029914, ИНН 2361014943) о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Отделение по исполнению административного законодательства (ОИАЗ) Отдела МВД России по Ейскому району (далее - административный орган) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Венеция" (далее - общество, ООО "Венеция") к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании протокола об административном правонарушении от 09.11.2018 N 17-016093.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.01.2019 заявленные требования удовлетворены. Общество с ограниченной ответственностью "Венеция" привлечено к административной ответственности по статье 14.37 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 09.11.2018 N 17-016093, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рулей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Венеция" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что ООО "Венеция" не является субъектом правонарушения, поскольку ни владельцем конструкции, ни собственником здания не является. ООО "Венеция" поставлено на учет в налоговом органе 14.04.2017. Спорная конструкция была возведена в 2014 г., т.е. задолго до образования ООО "Венеция". Общество эксплуатацию указанной конструкции не производило. На спорной конструкции установлен логотип ООО "Евро-Плюс", которое ранее арендовало здание кафе "Европа". Сведения о режиме работы на двери кафе не являются рекламой.
В отзыве на апелляционную жалобу Отдел МВД России по Ейскому району указал на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.10.2018 административным органом на основании сообщения, поступившего из администрации муниципального образования Ейский район, зарегистрированного в КУСП N 23681 от 25.10.2018, установлено, что ООО "Венеция" по адресу: Краснодарский край, г. Ейск, ул. Рабочая, д.1, корп. 13 на фасаде принадлежащего ему здания - кафе "Европа" эксплуатировало объекты наружной рекламы - баннеры с информацией, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания о деятельности кафе "Европа", осуществляющей свою деятельность по организации услуг общественного питания (проведение свадеб, банкетов и иной деятельности), контактного телефона и режима работы, не имея соответствующего разрешения.
По результатам проверки административным органом составлен акт осмотра рекламной конструкции от 26.10.2018 с приложением фототаблицы.
По признакам состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ, 09.11.2018 должностным лицом ОИАЗ Отдела МВД России по Ейскому району в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 17- 016093.
Материалы дела об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает наличие события административного правонарушения, факта его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, оснований для составления протокола об административном правонарушении и полномочий административного органа, составившего протокол, установленной законом административной ответственности за совершение данного правонарушения и оснований для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
В соответствии с ст. 14.37 КоАП РФ установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области рекламы.
Объективная сторона административных правонарушений состоит в установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 11.21 КоАП РФ.
Объективная сторона административного правонарушения состоит также в нарушении требований технического регламента к рекламной конструкции и ее территориальному размещению при установке рекламной конструкции.
В силу пункта 1 статьи 3 Закона N 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно части 4 статьи 38 Закона N 38-ФЗ нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Согласно пункту 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых, предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения (часть 17 статьи 19 Закона N 38-ФЗ).
В силу пункта 10 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается.
Основанием для составления в отношении ООО "Венеция" протокола об административном правонарушении послужил факт эксплуатации по адресу:
г. Ейск, ул. Рабочая, д. 1, корп. 13 рекламных конструкций - баннеров с информацией, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания о деятельности кафе "Европа", осуществляющей свою деятельность по организации услуг общественного питания (проведение свадеб, банкетов и иной деятельности), конт. телефона и режима работы.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Здание кафе "Европа", расположенное по адресу: г. Ейск, ул. Рабочая, д.1, корп. 13, передано ООО "Венеция" ООО "Атлант" на основании договора аренды недвижимого имущества N 01/08 от 01.08.2018 (л.д. 44-46).
Согласно имеющимся в материалах дела объяснениям ООО "Европа-Плюс" владельцем спорной рекламной конструкции является Григорян М.К. (л.д. 70).
22.10.2018 И.о. начальника управления архитектуры и градостроительства муниципального образования Ейский район в отношении Григорян М.К. было вынесено предписание N 24-1566/18-08-03 о демонтаже рекламных конструкций, расположенных по адресу: г. Ейск, ул. Рабочая, д.1, корп. 13 (л.д. 82).
Письмом от 30.10.2018 Григорян М.К. сообщил начальнику управления архитектуры и градостроительства муниципального образования Ейский район о демонтаже рекламной конструкции (л.д. 83).
Письмом от 09.11.2018 N 24-1691/18-02-03 управление архитектуры и градостроительства муниципального образования Ейский район подтвердило факт исполнения Григорян М.К. предписания в полном объеме (л.д. 84).
Из положений части 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ следует, что относительно установления обязанности получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции данные положения распространяются на собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции.
Под владельцем рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) понимается собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником (часть 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ).
Рекламодатель, разместивший свою рекламу на рекламной конструкции, владельцем которой, по смыслу части 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ, он не является, не подлежит привлечению к административной ответственности по статье 14.37 КоАП РФ за эксплуатацию рекламной конструкции без соответствующего разрешения.
Указанный подход согласуется с разъяснениями, изложенными в пункте 20 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017).
Поскольку представленными в дело доказательствами подтверждается, что ООО "Венеция" не является собственником либо владельцем на ином вещном праве спорной конструкции, привлечение общества к административной ответственности в данном случае является неправомерным.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Согласно части 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Поскольку в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, в удовлетворении требований Отделения по исполнению административного законодательства (ОИАЗ) Отдела МВД России по Ейскому району о привлечении ООО "Венеция" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьи 14.37 КоАП РФ, надлежит отказать.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.01.2019 по делу N А32-47884/2018 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-47884/2018
Истец: ОИАЗ Отдела МВД России по Ейскому району
Ответчик: ООО "Венеция"