г.Москва |
|
19 марта 2024 г. |
Дело N А40-157339/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Кораблевой М.С., Расторгуева Е.Б..
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Ногеровой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 25 декабря 2023 года по делу N А40-157339/23
по иску Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
(ИНН 7705596339, ОГРН 1047796323123 )
к Акционерному обществу "Бецема"
(ИНН 5024012580, ОГРН 1025002869330 )
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца Берулин А.Н. по доверенности от 06.12.2023,
от ответчика Попова Е.Н. по доверенности от 29.12.2023,
УСТАНОВИЛ:
Минпромторг России обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к АО "Бецема" о взыскании субсидии, предоставленной по договору от 14.12.2015 N 15412.16Ц6846.05.010, в размере 44 800 000 руб., штрафа в размере 25 091 733 руб. 33 коп.
Решением суда от 25.12.2023 в удовлетворении исковых требований Минпромторга России отказано.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) и Акционерным обществом "Бецема" (до 14.12.2018 г. - ЗАО "Бецема") заключен договор о предоставлении субсидии N 15412.16Ц6846.05.010 от 14.12.2015 г. (далее - Договор) в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытноконструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов в рамках подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышении е ее конкурентоспособности", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 г. N 1312 (далее Правила N 1312).
В соответствии с п. 2.2 договора в редакции дополнительного соглашения от 05.04.2016 истец предоставил ответчику субсидию в размере 44 800 000 руб.
Согласно п. 1.3.1 договора реализация инвестиционного проекта осуществляется в соответствии с планом-графиком реализации инвестиционного проекта, приведенным в приложении N 1 к договору, неотъемлемой частью которого являются целевые индикаторы и показатели эффективности реализации инвестиционного проекта, заявленные Получателем в заявке на участие в конкурсе.
В соответствии с п. 3.1.5 договора ответчик обязуется достичь показателей инвестиционного проекта, предусмотренных планом-графиком реализации инвестиционного проекта, предусмотренным п. 1.3 договора.
Согласно плану-графику реализации инвестиционного проекта (Приложение N 1 к договору), ответчик обязан достичь, среди прочих, целевой индикатор и показатель эффективности реализации инвестиционного проекта "до 2020 г. реализация Установки гидратационной УГ-10 в составе комплексов ГРП ООО "Консорциум "РФК" на общую сумму 576 млн. руб.
В соответствии с представленным ответчиком отчетом об итогах реализации инвестиционного проекта объем реализации произведенной продукции составил 46 492 500 руб., исходя из представленных подтверждающих документов, фактический объем реализации произведенной продукции до окончания инвестиционного проекта (31.12.2020) составил 12 000 000 руб.
Согласно п. 5.3 договора субсидия в случае ее использования не по целевому назначению, а также в случае недостижения целевых показателей, предусмотренных планом-графиком реализации инвестиционного проекта, подлежит возврату в доход федерального бюджета.
В соответствии с п. 5.4 договора в случае, если по итогам реализации инвестиционного проекта хотя бы один из показателей и индикаторов эффективности составляет менее 100% значения, заявленного в инвестиционном проекте и определенного положениями договора, то к организации применяются штрафные санкции, размер которых определяется по формуле согласно приложению N 2 к Правилам.
В силу положений ст.ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии с п.1 ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
05 апреля 2016 года между АО "Бецема" и Минпромторгом России было заключено Дополнительное соглашение в Договору, пункт 2.3. изложен в следующей редакции: Размер предоставляемой субсидии в 2015 году составляет 15 000 000,00 (Пятнадцать миллионов) рублей.
Общий размер субсидии может уточняться по итогам рассмотрения Минпромторгом России предоставляемых организацией документов, указанных в подпунктах 3.1.1. и 3.1.7.
Размер предоставляемой субсидии в 2016 году составляет 29 800 000 рублей.
Целью предоставления субсидии согласно применимых норм" являлось стимулирование инновационной деятельности организаций, основанной на проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - научно-исследовательские работы), непосредственно связанных с последующим созданием продукции в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности.
Согласно условиям Договора АО "Бецема" участвовало именно в комплексном инвестпроекте в рамках импортозамещения, который реализовывался на основании Приказа Минпромторга от 31 марта 2015 года N 645 "Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли нефтегазового машиностроения Российской Федерации", изданного во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации N 1936-р от 30.09.2014 г.
Так, пункт 1 Плана мероприятий по импортозамещению в отрасли нефтегазового машиностроения РФ, утвержденный приказом Минпромторга N 645 от 31 марта 2015 года, под шифром отраслевого плана импортозамещения 05НГМ1, код ОКПД 2-28.92.1 содержит оборудование подземное для закачивания скважин с применением множественного (многозонного) гидроразрыва пласта с системой селективного управления, доля импорта в потреблении в 2014 году составляла 95%, а максимальная плановая доля импорта в потреблении к 2020 году должна составить 80%.
В целях реализации, указанного Плана, согласно приказа Минпромторга N 645 от 31 марта 2015 года на Департамент металлурги, станкостроения и тяжелого машиностроения возложена: а) координация работ по отбору предприятий, участвующих в реализации плана, и определение мер стимулирования на основе отраслевой специфики; б) разработка проектов, необходимых нормативно-правовых актов для реализации мер государственной поддержки импортозамещения; в) мониторинг реализации плана.
Проект, реализуемый АО "Бецема" имел своей целью осуществление разработки,. организацию российского серийного производства и продажи машин, входящих в состав комплексов гидравлических разрывов нефтяных и газовых пластов (комплексов ГРП), в том числе установки гидратационой УГ-10, работающей с флотом ГРП на российском программном обеспечении.
При этом АО "Бецема" являлось в технологической цепочке одним из предприятий-изготовителей оборудования входящего в состав флота ГРП.
В соответствии с п. 1.3. Договора о предоставлении субсидии, реализация инвестиционного проекта осуществляется в соответствии с планом-графиком реализации инвестиционного проекта, приведенным в Приложении N 1 к Договору: (План-график) включает в себя 4 этапа.
Общий объем финансирования по Договору о предоставлении субсидии составляет 150 100 000 руб., в том числе - бюджетные средства в размере 44 800 000 руб. и собственные средства АО "Бецема", затраченные на реализацию проекта -103 100 000 руб.
По всем четырем этапам Плана-графика и в точном соответствии с Договором о предоставлении субсидии, АО "Бецема" предоставляло в Минпромторг отчетность, предусмотренную Договором которую Минпромторг принимал без каких-либо замечаний (прилагаются к настоящему Отзыву).
На УГ-10 получен патент, заключение Минпромторга, она включена в реестр российской промышленной продукции, который ведется Минпромторгом (Выписка из реестра российской промышленной продукции - Приложение N 1).
В рамках реализации (4 этап) данного Договора Ответчиком были изготовлены и реализованы 4 (четыре) Установки гидратационные УГ-10 (ранее АО "Бецема" предоставляло подробные документы о реализации в Минпромторг):
- 1 единица - 12 000 000 руб. изготовлена в 2018 году. Изготовлена и реализована 28.12.2018 г. покупатель ООО "Пакер Сервис" N ПС 404-П-2017/01-143/2017 от 19.06.2017 г.
- 2 единицы - 34 492 481,90 руб., изготовлены в 2020 году, покупатель ACT Well Services GmbH (Германия) экспортный договор купли-продажи N 01-174/2019
- 1 единица 70 200 000 руб. - изготовлена и реализована в 2021 году. 05.02.2021 года между АО "Бецема" и АО "Корпорация "Московский институт теплотехники" "МИТ"" был заключен договор N 47702388027200001170/01-16/2021 от 05.02.2020 г. на производство и поставку гидратационной установки УГ-10.
Таким образом, со стороны АО "Бецема" в сроки, предусмотренные Договором, был реализован полный комплекс мероприятий, предусмотренный Договором.
При этом, в сроки, предусмотренные Договором, реализация вышеуказанных единиц оборудования была осуществлена не в рамках состава комплекса ГРП. Невыполнение заявленных государственными органами планов по реализации комплексного инвестиционного проекта по созданию флота ГРП оказало прямое и непосредственное влияние на возможность и объем реализации созданного АО "Бецема" оборудования, поскольку интеграция УГ-10 в существующие флоты ГРП (иностранного производства) была связана для нефтегазовых компаний со значительными трудностями.
АО "Бецема" предприняло все возможные меры по исполнению условий заключенного Договора Соглашения и обеспечило целевое использование полученной субсидии, исполнило основную и существенную часть обязательств.
Для подтверждения действия обстоятельств непреодолимой силы 05.04.2023 г. АО "Бецема" обратилось в Торгово-промышленную палату Московской области с заявлением о выдаче экспертного заключения о наличии обстоятельств непреодолимой силы. Заключение ТПП МО N 187 выдано 14.04.2023 г., согласно которому, "Торгово-промышленная палата Московской Области" пришло к заключению, что вышеперечисленные обстоятельства являются для АО "БЕЦЕМА" чрезвычайными, непредотвратимыми, непреодолимыми, и не зависели от воли или действий АО "БЕЦЕМЫ", и могут быть отнесены к обстоятельствам непреодолимой силы, которые не позволяли АО "БЕЦЕМА", в период с 01.04.2020 года до 31 марта 2021 года, исполнять свои обязательства в полном объёме по Соглашению N 020-11-685 от 28.11.2017, а также позволяют применить в необходимом случае нормы статьи 10 ГК РФ, не допускающие злоупотребление правом со стороны Заказчика ссылающегося только на обязанность исполнения обязательств по Договору/Контракту и не принимающего объективные доказательства Исполнителя невозможности исполнения своих обязательств по Договору/Контракту связанные с обстоятельствами непреодолимой силы.
При этом Правилами N 1312 и Договором, аналогично, как и ст.78 БК РФ, предусмотрена единственное основание для применения такой меры ответственности как возврат всей суммы субсидии - нецелевое использование денежных средств. В отношении недостижения целевых показателей Правила 1312 содержат специальные нормы устанавливающие ответственность получателя субсидии.
Кроме того, проверок по п. 4.1. Договора о предоставлении субсидии в отношении АО "Бецема", по результатам которых выявлены факты нарушений целей и условий предоставления субсидий не проводилось, Истец так же не прилагает к иску материалы таких проверок в обоснование заявленного требования (подпункт "з" пункта 16 Правил 1312).
АО "Бецема" полностью выполнило требования по первым трем этапам, что не оспаривается Истцом, произвело собственные затраты в размере 103 100 000,00 руб. (Сто три миллиона сто тысяч рублей), что более чем в два раза превышает размер полученной субсидии, была проведена огромная работа по созданию, патентованию и подготовке к серийному выпуску УГ-10, при доказанности целевого расходования выделенных к качестве субсидии бюджетных средств.
Таким образом, доводы искового заявлении о ненадлежащем исполнении ответчиком спорного контракта опровергаются фактическими обстоятельствами спора, согласно которым Ответчик предоставлял в Минпромторг отчеты, которые приняты Истцом без замечаний, мотивированный отказ при проверке отчетов Ответчику не направлялся, замечания отсутствовали, затраты на НИОКР компенсированы Ответчику в сумме 44 800 000 рублей, доказательства обратного отсутствуют в материалах дела.
Согласно абз.2 ч. 1 ст.401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт отсутствия на стороне ответчика вины в недостижении показателей, указанных истцом.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований правомерны.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку в материалы дела не представлены доказательства нецелевого использования ответчиком полученных от истца денежных средств, в том числе в соответствии с условиями п.4.1 договора.
Ссылки истца на выводы судом по делам N А40-109950/2023 и N А40-109954/2023 отклоняются, поскольку в рамках указанных дел рассмотрены споры относительно иных предметов субсидирования.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2023 года по делу N А40-157339/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
М.С. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-157339/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "БЕЦЕМА"