Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 августа 2019 г. N Ф07-6423/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
08 апреля 2019 г. |
Дело N А44-10857/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 08 апреля 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Кутузовой И.В. и Моисеевой И.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лес" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 05 февраля 2019 года по делу N А44-10857/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лес" (ОГРН 1025301987358, ИНН 5307004639; адрес: 174260, Новгородская область, район Маловишерский, город Малая Вишера, улица Новгородская, дом 124; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым требованием к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (ОГРН 1075321000105, ИНН 5321114249; адрес: 173002, Новгородская область, Великий Новгород, бульвар Воскресенский, дом 13а; далее - министерство) о возложении обязанности заключить новый договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов после окончания срока действия договора аренды от 09.01.2008 N 5.
Решением суда от 05 февраля 2019 года обществу отказано в удовлетворении требований.
Истец с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Податель жалобы ссылается на неправомерный отказ министерства от заключения нового договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов после окончания срока действия договора аренды от 09.01.2008 N 5. Полагает, что нарушения правил заготовки древесины не должны квалифицироваться как нарушения условий договора аренды лесного участка, поскольку относятся к ненадлежащему исполнению требований правил заготовки древесины.
Министерство в отзыве отклонило доводы, приведенные подателем жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного решения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителя в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнениях к ней и отзыве, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 09.01.2008 Комитетом лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (арендодатель) и обществом (арендатор) на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 27.12.2007 заключен договор N 5 (далее - договор), в соответствии с которым арендатор принимает во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 2 982 га, местоположение: Новгородская область, Маловишерский муниципальный район, Маловишерское лесничество, Бургинское участковое лесничество, кварталы NN 81-83, 89-91, 100-102,109-112,122-124,131-135, 143-148,157-159 (пункты 1, 2 договора).
Пунктами 30, 31 договора установлено начало действия договора - с момента регистрации в территориальном органе Федеральной регистрационной службы, окончание срока договора - через 10 лет с момента его государственной регистрации.
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Новгородской области 29.12.2008.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 31 марта 2016 года по делу N А44-611/2016 в договор внесены изменения.
Далее, 09.10.2018, общество обратилось в министерство с заявлением о заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов (том 1, лист 12).
Приказом министерства от 07.11.2018 N 1552 обществу отказано в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов в связи с несоблюдением заявителем одного из условий, предусмотренных частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), выразившееся в неоднократном нарушении подпунктов "е", "ж", "л", "г" пункта 5 договора (том 1, лист 16).
Общество, полагая, что несоблюдение данных подпунктов пункта 5 договора не является нарушением условий договора, препятствующим заключению договора аренды на новый срок, обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, при этом правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
В силу части 3 статьи 73.1 данного Кодекса без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса; реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса; нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Частью 1 статьи 74 ЛК РФ предусмотрено, что арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; 2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Частью 2 статьи 74 Кодекса предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;
2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом;
4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;
5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка;
6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее;
7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81 - 84 ЛК РФ, рассматривают поступившее заявление и проверяют наличие или отсутствие оснований для отказа в заключении нового договора аренды лесного участка и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимают решение о заключении с гражданином или юридическим лицом, являющимися арендаторами лесного участка, нового договора аренды такого лесного участка без проведения торгов или решение об отказе в заключении такого договора при несоблюдении хотя бы одного из условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. При этом решение об отказе в заключении такого договора должно содержать все основания принятия соответствующего решения (часть 3 статьи 74 названного Кодекса).
В рамках настоящего дела обществу отказано в заключении нового договора аренды в связи с неоднократным нарушением подпунктов "е", "ж", "л", "г" пункта 5 договора.
Согласно подпунктам "е", "ж", "л", "г" пункта 5 договора при заготовке древесины запрещается оставление деревьев, предназначенных для рубки, недорубов (за исключением оставления на лесосеках компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью более 10 процентов от площади лесосеки), а также завалов и срубленных зависших деревьев, уничтожение подроста и молодняка, подлежащего сохранению; запрещается уничтожение и повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков, клейм и номеров на деревьях и пнях; не допускается оставление не вывезенной древесины на лесосеках, в местах производства работ по расчистке площадей под лесные склады, трассы лесовозных дорог, постройки, сооружения и установки, а также аварийной древесины вдоль лесовозных дорог на момент освидетельствования лесосек; не допускается оставление пней высотой более одной трети диаметра среза, а при рубке деревьев диаметром менее 30 см - высотой более 10 см.
Действительно, как верно установлено судом первой инстанции, общество неоднократно нарушало данные условия заготовки древесины, установленные договором.
Данное условие неоднократно нарушалось обществом, что подтверждается актами освидетельствования за 2016-2017 гг. (том 1, листы 129-154).
Кроме того, указанные факты не оспаривает и общество.
Истец полагает, что вышеуказанные нарушения относятся к нарушениям правил заготовки древесины, а не к нарушениям условий договора аренды.
Как следует из отзывов министерства, представленных в ходе рассмотрения настоящего дела, спорные нарушения относятся к нарушениям требований, предъявляемых к правилам заготовки, санитарной безопасности, а также к мероприятиям по ведению лесного хозяйства, установленных проектом освоения лесов.
Данные факты податель жалобы не опроверг.
В соответствии с пунктом 1 части 1статьи 25 ЛК РФ использование лесов может осуществляться, в том числе в виде заготовки древесины.
При этом граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 8 статьи 29 ЛК РФ).
Положения части 3 статьи 16 ЛК РФ предусматривают, что порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, а также правилами ухода за лесами.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов от пожаров является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута или публичного сервитута (часть 8 статьи 51 ЛК РФ).
Следовательно, доводы подателя жалобы о том, что нарушения правил заготовки древесины и нарушения правил санитарной безопасности не могут расцениваться в качестве нарушений условий договора аренды, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Таким образом, у истца отсутствует преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок, минуя конкурсные процедуры.
При таких обстоятельствах принятое по настоящему делу решение суда отмене (изменению) не подлежит, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 05 февраля 2019 года по делу N А44-10857/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лес" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
И.В. Кутузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-10857/2018
Истец: ООО "ЛЕС"
Ответчик: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области