город Омск |
|
17 января 2024 г. |
Дело N А75-15567/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Котлярова Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12330/2023) Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.10.2023 по делу N А75-15567/2023 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1048600008951, ИНН 8601024177, адрес: 628011, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 5А) в лице Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Нижневартовскому району, к обществу с ограниченной ответственностью "Уральская пожарно-спасательная компания" (ОГРН 1168617063097, ИНН 8603223080, адрес: 628602, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. Чапаева, д. 13, кв. 89), о привлечении к административной ответственности по части 3 и части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании протоколов об административных правонарушениях от 04.08.2023 N N 94, 95,
при участии в судебном заседании представителей:
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Кривощеков Д.В. (по доверенности от 22.12.2022 N 357 сроком действия по 31.12.2024), Собещанский Р.А. (по доверенности от 22.12.2022 N 281 сроком действия 31.12.2024),
от общества с ограниченной ответственностью "Уральская пожарно-спасательная компания" - Перевозкин А.И. (по доверенности от 09.01.2024 N 001/24 сроком действия 1 год); Перевозкин З.И. (выписка из ЕГРЮЛ),
УСТАНОВИЛ:
отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Нижневартовскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заявитель, административный орган, ОНД ГУ МЧС по ХМАО-Югре) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Уральская пожарно-спасательная компания" (далее - заинтересованное лицо, ООО "УПСК", общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании протокола об административных правонарушениях N 94 от 04.08.2023 и по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административных правонарушениях N 95 от 04.08.2023.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление, ГУ МЧС по ХМАО-Югре).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.10.2023 по делу N А75-15567/2023 заявленные требования удовлетворены частично, ООО "УПСК" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда изменить в мотивировочной части.
Управление полагает ошибочными выводы Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о том, что здания и помещения по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности лицензиата ООО "УПСК": Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Нижневартовский район, Тагринское месторождение нефти, полностью соответствуют лицензионным требованиям, а так же о наличии у ООО "УПСК" обособленного подразделения - филиала.
В обоснование заявленных доводов управление указывает, что по результатам проведённой внеплановой выездной проверки установлено, что на основании выписки, сформированной с использованием сервиса "Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП", размещённого на официальном сайте ФНС России в сети интернет https://egrul.nalog.ru (от 16.07.2023 N ЮЭ9965-23-100351256) по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности по тушению пожаров: Ханты- Мансийский автономный округ-Югра, Нижневартовский район, Тагринское месторождение нефти, по состоянию на 16.07.2023 у ООО "УПСК" отсутствует филиал; документов, подтверждающих, что по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности по тушению пожаров: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, Тагринское месторождение нефти, открыт филиал, не представлялось; указанное является нарушением лицензионных требований и условий со стороны ООО "УПСК", вопреки изложенным в мотивировочной части решения суда первой инстанции выводам.
Податель апелляционной жалобы также указывает, что в рамках проведения проверки управлением установлено, что в используемых для осуществления лицензируемого вида деятельности ООО "УПСК" зданиях отсутствует пожарное депо, что отражается на качестве несения караульной службы, а также влияет на деятельность пожарных подразделений при тушении пожаров и проведении аварийно- спасательных работ.
ООО "УПСК" в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу управления, в котором заинтересованное лицо не соглашается с доводами управления, полагает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в силу чего отмене или изменению не подлежащим.
Управлением в материалы дела также представлены письменные дополнения к апелляционной жалобе с приложением ответа Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 29.11.2023 N 10-12/1/18457@ на запрос управления от 27.11.2023 N ИВ-228-13337.
Суд апелляционной инстанции, в целях полного и всестороннего рассмотрения дела, руководствуясь положениями части 2 статьи 268 АПК РФ приобщил к материалам дела указанные дополнительные доказательства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители управления поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции изменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители общества поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к ней, отзыв, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "УПСК" осуществляет лицензируемую деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры на основании лицензии МЧС России N 86-07-2022-005079 (Л013-00101-86/00630665) от 08.11.2016.
На основании решения заместителя начальника управления от 27.06.2023 N 59 в период с 05.07.2023 по 18.07.2023 проведена внеплановая, выездная проверка по контролю за соблюдением лицензируемой деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры в отношении лицензиата: ООО "УПСК", по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Нижневартовский район, Тагринское месторождение нефти.
В ходе проверки административным органом выявлены нарушения лицензионных требований при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, которые зафиксированы в акте проверки от 18.07.2023 N 59 в отношении ООО "УПСК":
1. В нарушение части 1, пункта 1 части 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензиатом не приняты меры по внесению изменений в реестр лицензий МЧС России N 86-07-2022005079 (Л013-00101-86/00630665) от 08.11.2016, в связи с изменением места осуществления лицензируемого вида деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (фактически лицензиат осуществляет лицензируемый вид деятельности по месту (адресу) не указанному в реестре лицензий: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, Тагринское месторождение нефти (ПП-1/4 Тагринское мр);
2. В нарушение абз. 1 статьи 24.3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" по месту осуществления лицензируемого вида деятельности ООО "УПСК": Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, Тагринское месторождение нефти (не является адресов места нахождения лицензиата), отсутствует (не зарегистрирован) филиал;
3. В нарушении подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1131 (далее также - Положения о лицензировании, Постановление N 1131), здание каркасный дом модульный (КДМ) инв. N отсутствует, здание под стоянку техники инв. N 38722, переданные ООО "УПСК" на основании договора на оказание услуг по обеспечению пожарной безопасности на производственных объектах, эксплуатируемых ПАО НК "РуссНефть" от 30.01.2023 N 33960-00/23-323/НФ (акт передачи в использование имущества (приложение N 8 к договору от 30.01.2023 N 33960-00/23-323/НФ)) и используемые лицензиатом ООО "УПСК" при осуществлении лицензируемого вида деятельности, не соответствуют требованиям статей 33, 97 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ, Технический регламент) (не являются пожарным депо);
4. В нарушение подпункта "ж" пункта 3 Положения о лицензировании, лицензиатом ООО "УПСК" не выполняются положения нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности в части организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде, организации и несения караульной службы, а именно:
- отсутствуют приказы (распоряжения) для допуска личного состава к использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (основание: пункт 9 Приказа МЧС России от 27.06.2022 N 640 "Об утверждении Правил использования средств индивидуальной защиты органов дыхания, зрения личным составом подразделений пожарной охраны";
- на момент проверки не представлены: платы и карточки тушения пожаров на пожароопасные объекты; план-карта района выезда с нанесенными водоисточниками, пожароопасными предприятиями; справочник и планшет водоисточников, находящихся в районе выезда подразделения пожарной охраны (основание: пункт 63, приложение 9 Приказа МЧС России от 20.10.2017 N 452 "Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны").
По результатам проверки 04.08.2023 в отношении ООО "УПСК" составлены протоколы N 94 и N 95 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 и частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ соответственно.
Учитывая подведомственность, закрепленную в статье 23.1 КоАП РФ, на основании статьи 28.8 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частями 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
15.10.2023 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
По правилам части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Объектом охраны при квалификации по делам, предусмотренным указанной статьёй является государственный порядок при осуществлении лицензируемой деятельности.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности
с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
При этом квалифицирующим признаком правонарушения, предусмотренного частью 4 данной статьи, является грубое нарушение лицензируемого вида деятельности.
Согласно примечанию к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Субъектами правонарушения являются индивидуальные предприниматели, должностные и юридические лица.
Как следует из пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ).
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны) подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1131 утверждено Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
Согласно пункту 3 Постановления N 1131 лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) зданий, помещений и сооружений установленного в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 123-ФЗ типа и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, размещенных на территории поселений и городских округов с учетом требований статьи 76 Федерального закона N 123-ФЗ, а в случае размещения на территории производственных объектов - в соответствии со статьей 97 Федерального закона N 123-ФЗ (подпункт "а");
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности мобильных средств пожаротушения, первичных средств пожаротушения, средств связи, огнетушащих веществ, средств спасения, пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты пожарных, средств самоспасения пожарных, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и соответствующих установленным требованиям, а также технической документации на указанные средства, вещества и оборудование;
в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работника, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности, имеющего высшее образование или среднее профессиональное образование по специальности "Пожарная безопасность" либо иное высшее образование, а также получившего дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки в области лицензируемого вида деятельности и имеющего стаж работы в Государственной противопожарной службе на должностях руководителей (заместителей руководителей) не менее 3 лет;
г) наличие у участвующих в действиях по тушению пожаров работников соискателя лицензии (лицензиата) соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования и (или) прохождение профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;
д) отсутствие медицинских противопоказаний для исполнения должностных обязанностей у лиц, указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта;
е) прохождение лицами, указанными в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта, обучения в области лицензируемого вида деятельности не реже 1 раза в 5 лет соответственно по типовым дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения - программам повышения квалификации рабочих и служащих;
ж) выполнение лицензиатом положений нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности в части организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде, организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов, организации и несения караульной службы, подготовки личного состава пожарной охраны, проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а также привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
з) соблюдение лицензиатом требований к порядку учета пожаров и их последствий, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
При этом в соответствии с пунктом 4 Постановления N 1131 к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности относятся в том числе нарушения требований, предусмотренных подпунктами "а" пункта 3 названного Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ.
Частью 11 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ определено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В соответствии со статьёй 18 Закона о лицензировании, внесение изменений в реестр лицензий осуществляется в том числе, при изменении мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
До внесения изменений в реестр лицензий на основании заявления лицензиата о внесении изменений в реестр лицензий в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением следующих случаев: осуществление лицензируемого вида деятельности по месту, не указанному в реестре лицензий.
В настоящем случае из материалов дела следует, что обществом с ПАО НК "Русснефть" 30.01.2023 заключен договор N 33960-00/23-323/НФ на оказание услуг по обеспечению пожарной безопасности на производственных объектах, эксплуатируемых ПАО НК "РуссНефть", согласно которому место оказания услуг является Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, Тагринское месторождение нефти (ПП-1/4 Тагринское м/р).
При этом в реестре лицензий по состоянию на 04.08.2023 (дата составления административных протоколов), согласно представленной информации указанный адрес осуществления лицензируемой деятельности не указан.
Суд первой инстанции при вынесении решения пришел к выводу о том, что данное нарушение нашло свое подтверждение материалами дела.
В части отсутствия приказов (распоряжений) для допуска личного состава к использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, судом сделан вывод о том, что соответствующий приказ был издан после завершения проверки, но до вынесения решения по административным протоколам.
Также на момент проверки не были представлены: планы и карточки тушения пожаров на пожароопасные объекты; план-карта района выезда с нанесенными водоисточниками, пожароопасными предприятиями; справочник и планшет водоисточников, находящихся в районе выезда подразделения пожарной охраны.
Таким образом, судом первой инстанции установлены факты нарушений, изложенные в протоколе от 04.08.2023 N 94, за исключением нарушения Правил N 640 и статьи 24.3 Федерального закона N 69-ФЗ, что образует объективную сторону правонарушения, квалифицируемого по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В данной части решение суда первой инстанции предметом оспаривания не является.
Как следует из процессуальной позиции управления, изложенной в апелляционной жалобе, ГУ МЧС по ХМАО-Югре полагает ошибочными выводы суда первой инстанции о наличии у ООО "УПСК", обособленного подразделения - филиала.
Суд апелляционной инстанции усматривает основания для согласия с указанными доводами управления, на основании следующего.
Статьёй 24.3 Федерального закона N 69-ФЗ установлено, что в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности юридического лица указывается адрес места его нахождения и (или) его филиала. При осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры наряду с адресом филиала юридического лица может указываться адрес пожарного депо.
В соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обособленное подразделение является представительством юридического лица, расположенным вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
На основании подпункта "н" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) содержатся сведения о филиалах и представительствах юридического лица.
В настоящем случае, суд первой инстанции, ссылаясь на имеющуюся в материалах дела выписку из Единого государственного реестра налогоплательщиков (далее - ЕГРН) в отношении организаций, по состоянию на 05.09.2023 указал, что в ЕГРЮЛ внесены сведения об обособленном подразделении организации "Пожарное подразделение N 1/4 Тагринское месторождение, Россия Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, АО Нижневартовский р-н, лицензионный участок Тагринский тер.".
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отмечает, что сведения об обособленных подразделениях юридических лиц, не имеющих статус филиала или представительства, вносятся в Единый государственный реестр налогоплательщиков (далее - ЕГРН) на основании представленного юридическим лицом заявления по форме N С-09-3-1.
В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
Согласно пункту 1 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Как следует из письма Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 29.11.2023 N 10-12/1/18457@, на основании представленного ООО "УПСК" по телекоммуникационным каналам связи 16.01.2023 заявления по форме N С-09-3-1 в ЕГРН внесены сведения о постановке на налоговый учет обособленного подразделения с наименованием "Пожарное подразделение N 1/4 Тагринское месторождение".
Таким образом, в ЕГРН содержатся сведения о постановке на налоговый учет обособленного подразделения ООО "УПСК", расположенного по адресу Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, Тагринское месторождение нефти, что не может расцениваться как доказательства наличия у ООО "УПСК" обособленного подразделения - филиала.
Однако, как верно указано в апелляционной жалобе управления, из материалов настоящего дела однозначно следует, что по состоянию на 29.11.2023 в ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о филиалах ООО "УПСК".
Выводы суда первой инстанции об обратном не основаны на материалах дела.
Факты нарушений, изложенные в протоколе от 04.08.2023 N 94, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, образуют объективную сторону правонарушения, квалифицируемого по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Относительно доводов в части квалификации деяния общества по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Из материалов дела следует, что обществу вменяется нарушение подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании, выразившееся в том, что здания под размещение персонала и под стоянку техники инв. N 38722, переданные ООО "УПСК" на основании договора на оказание услуг по обеспечению пожарной безопасности на производственных объектах, эксплуатируемых ПАО НК "РуссНефть" от 30.01.2023 N 33960-00/23-323/НФ (акт передачи в использование имущества (приложение N 8 к договору от 30.01.2023 N 33960-00/23-323/НФ) и используемые лицензиатом ООО "УПСК" при осуществлении лицензируемого вида деятельности, не соответствуют требованиям статей 33, 97 Федерального закона N 123-ФЗ (не являются пожарным депо).
Возражая относительно данного утверждения административного органа, общество указывает, что категория охраняемого объекта, на котором осуществляется лицензируемая деятельность, не требует размещения пожарного депо на территории собственника.
Так, в рамках проведенной проверки Перевозкин З.И. предоставил письмо ПАО НК "РуссНефть" от 11.05.2023 N 50-1687 в котором сообщено, что на Тагринском месторождении Нижневартовского филиала ПАО НК "РуссНефть" отсутствует суммарный объем 100 тысяч кубических метров зданий категорий А и Б по пожарной и взрывопожарной опасности и помещений категорий А и Б по пожарной и взрывопожарной опасности в составе зданий категорий "В" по пожарной и взрывопожарной опасности и (или) с единовременными обращающимися в наружных технологических установка пожароопасными, пожаровзрывоопасными и взрывоопасными технологическими средами массой более 100 тысяч тонн, а также наличие зданий категорий "В" по пожарной и взрывопожарной опасности с суммарным объемом более 2 миллионов кубических метров.
В соответствии со статьёй 33 Федерального закона N 123-ФЗ здания пожарных депо в зависимости от назначения, количества автомобилей, состава помещений и их площадей подразделяются на следующие типы: 1) I - пожарные депо на 6, 8, 10 и 12 автомобилей для охраны городских населенных пунктов; 2) II - пожарные депо на 2, 4 и 6 автомобилей для охраны городских населенных пунктов; 3) III - пожарные депо на 6, 8, 10 и 12 автомобилей для охраны организаций; 4) IV - пожарные депо на 2, 4 и 6 автомобилей для охраны организаций; 5) V - пожарные депо на 1, 2, 3 и 4 автомобиля для охраны сельских населенных пунктов.
При этом, в соответствии со статьёй 97 Федерального закона N 123-ФЗ подразделения пожарной охраны и здания пожарных депо размещаются на производственных объектах: 1) с суммарным объемом зданий категорий А и Б по пожарной и взрывопожарной опасности и помещений категорий А и Б по пожарной и взрывопожарной опасности в составе зданий категории В по пожарной и взрывопожарной опасности более 100 тысяч кубических метров и (или) с единовременно обращающимися в наружных технологических установках пожароопасными, пожаровзрывоопасными и взрывоопасными технологическими средами массой более 100 тысяч тонн. Объемы зданий, помещений и масса технологических сред суммируются, при этом подразделения пожарной охраны создаются на производственных объектах с суммарным числовым значением более 100 тысяч; 2) с суммарным объемом зданий категории В по пожарной и взрывопожарной опасности более 2 миллионов кубических метров; 3) атомных электростанций вне зависимости от мощности, тепловых электростанций мощностью 1000 мегаватт и более, гидроэлектростанций мощностью 1500 мегаватт и более.
Согласно статье 77 Федерального закона N 123-ФЗ установлены требования пожарной безопасности к пожарным депо.
Согласно части 4 указанной статьи, состав зданий и сооружений, размещаемых на территории пожарного депо, площади зданий и сооружений определяются техническим заданием на проектирование.
Как верно указал суд первой инстанции, в протоколе об административном правонарушении отсутствуют ссылки на несоответствие зданий, используемых обществом для размещения автомобиля и персонала на производственном объекте требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к пожарным депо.
В соответствии со статьями 76 и 97 Федерального закона N 123-ФЗ разработан СП 11.13130.2009. Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения.
Согласно пункту 1.2 указанного нормативного документа, настоящий свод правил является нормативным документом по пожарной безопасности добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории поселений, городских округов (далее - населенных пунктов) и производственных объектов.
Настоящим сводом правил следует руководствоваться при определении числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны, независимо от вида пожарной охраны (пункт 1.3).
В соответствии с СП 11.13130.2009, оперативное подразделение пожарной охраны - это подразделение, созданное для тушения пожаров и проведения связанных с ними аварийно-спасательных работ, размещаемое в здании пожарного депо (пункт 2.1).
Место дислокации подразделения пожарной охраны: место на территории населенного пункта или производственного объекта, на котором следует расположить (расположено) пожарное депо (пункт 2.3).
В соответствии с пунктом 2.4 указанного свода правил, пожарное депо - специальное здание (сооружение), в котором размещаются личный состав и пожарная техника оперативного подразделения пожарной охраны.
Тот же свод правил предусматривает требования к местам размещения пожарных депо.
Согласно пункту 3.2.1 СП 11.13130.2009, исходные данные для определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны представляются для производственных объектов - собственником(ми) объекта или лицом(ми), уполномоченным(ми) владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями (сооружениями) производственного объекта.
Для каждого объекта предполагаемого пожара рассчитывается максимально допустимое расстояние от него до ближайшего пожарного депо в зависимости от цели выезда дежурного караула на пожар и выбранной схемы его развития (пункт 4.3 свода правил).
Таким образом, вопреки доводам административного органа, вышеуказанный Свод правил не устанавливает какие-либо особые требования, которые предъявляются к пожарным депо, которое определено в данном нормативном правовом акте как - специальное здание (сооружение), в котором размещаются личный состав и пожарная техника оперативного подразделения пожарной охраны.
Общество на территории Тагринского месторождения на основании договора с собственником (ПАО НК "РуссНефть" имеет в целях осуществления лицензируемого вида деятельности помещение для размещения персонала, а так же отдельное помещение для размещения автомобиля.
Обществу собственником обеспечены необходимые условия для ведения лицензируемого вида деятельности.
По верному указанию суда первой инстанции, то обстоятельство, что указанные объекты не поименованы в технической документации как пожарное депо, является формальным обстоятельством, не свидетельствующим о нарушении подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании.
При таких обстоятельствах, нарушение части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в действиях общества правомерно не усмотрено судом первой инстанции.
В соответствии с абзацем вторым пункта 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление N 12) в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения или определения, арбитражный суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Абзац третий пункта 39 Постановления N 12 содержит указание на то, что на изменение мотивировочной части судебного акта может быть также указано в резолютивной части постановления суда апелляционной инстанции.
Между тем, указанные действия являются правом суда и осуществляются на его усмотрение.
Мотивировочную часть обжалуемого судебного акта следует оценивать с учетом мотивировочной части настоящего постановления и выводов апелляционного суда, в ней содержащихся.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.10.2023 по делу N А75-15567/2023 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-15567/2023
Истец: Главное управление МЧС Отдел по г. Нижневартовску
Ответчик: ООО "УПСК"
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ