Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 августа 2019 г. N Ф05-10716/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
09 апреля 2019 г. |
Дело N А40-248833/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.М. Мухина,
судей: |
Т.Б. Красновой, В.А. Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.01.2019 по делу N А40-248833/18, принятое судьей Дейна Е.А. (147-2598)
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "ВИСТ"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Шевцова Т.В. по дов. от 25.03.2019, Лаврухин А.Б. по приказу N 2 от 21.02.2012, Туголуков А.И. по дов. от 19.03.2019, Овинов А.С. по дов. от 19.03.2018; |
от ответчика: |
Ивашурина А.А. по дов. от 04.03.2019; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 14.01.2019, принятым по настоящему делу с учетом определения от 14.01.2019 об исправлении опечатки, признан незаконным отказ Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент) от 26.09.2018 N 33-5-1000916/18-(0)-1 в предоставлении государственной услуги. Суд обязал Департамент оказать государственную услугу ООО "ВИСТ" (далее - Общество) по заявлению от 06.09.2018 N 33-5-100916/18-(0)-0 в установленном законом порядке и сроки.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права. Считает, что оспоренное сообщение основано на нормах действующего законодательства. В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы.
Представители заявителя в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из фактических обстоятельств дела и материалов дела, 26.09.2018 исх. N 33-5-100916/18-(0)-1 Департамент отказал ООО "ВИСТ" в предоставлении государственной услуги "Предоставления земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке" в отношении земельного участка с адресными ориентирами: Пятницкое шоссе, вл. 43 (кадастровый номер 77:08:0002004:8137).
При этом Департамент сослался на Акт Госинспекции по недвижимости от 03.08.2017 N 9085521/1, в соответствии с которым установлен факт наличия незаконно размещенного объекта в отношении одноэтажной пристройки площадью 16 кв.м. к зданию по вышеуказанному адресу.
Описанные обстоятельства явились основанием для обращения Заявителя в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходил из нижеследующего.
OOО "ВИСТ" является собственником - Здания с кадастровым номером 77:08:0002004:1035 площадью 9 034,8 кв.м. расположенным по адресу: г. Москва, район Митино, шоссе Пятницкое, д.43 (далее - Здание), что подтверждается записью N 77-77-08/054/2009-584 от 25.03.2009 г. о регистрации права собственности совершенной в Едином государственном реестре недвижимости, и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости и свидетельством о государственной регистрации права выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от 02.10.2012 г. серия 77-АН N 771552.
Здание приобретено Заявителем по Договору купли-продажи недвижимого имущества от 18 февраля 2009 г. у ООО "Универсам на Пятницком" (запись о регистрации договора от 25.03.2009 г. N 77-77-08/054/2009-584).
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Для приобретения в аренду земельного участка собственник на основании абз. 6 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ подает в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка. Заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", (п. 2 ст. 39.14 ЗК РФ).
На основании указанного заявления в соответствии с абз. 7 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ заключается договор аренды земельного участка с уполномоченным органом.
Статьей 39.2 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрены в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как разъясняется в п. 52 и 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 2.7 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление земельных участков в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках" утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП, установлено, что требовать от заявителя при подаче запроса о предоставлении государственной услуги каких-либо дополнительных документов помимо предусмотренных указанными Перечнями не допускается.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления.
Из разъяснений, данных в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" следует, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным; в случае не направления исполнительным органом проекта договора собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как обоснованно указано судом, заявитель в порядке пп. 9 п. 2 ст. 39.6 и п.1 и 6 ст.39.20 ЗК РФ обладает исключительным правом на приобретение земельного участка, как собственник Здания с кадастровым номером 77:08:0002004:1035 площадью 9 034,8 кв.м. расположенного по адресу: г. Москва, район Митино, шоссе Пятницкое, д.43.
Пунктом 1 ст. 17 Федерального закона N 122-ФЗ предусмотрено, что проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию правоустанавливающих документов проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию права.
Здание с кадастровым номером 77:08:0002004:1035, площадью 9 034,8 кв.м. (запись в Едином государственном реестре недвижимости о регистрации права от 25.03.2009 N 77-77-08/054/2009-584, свидетельство о государственной регистрации права собственности серия 77 АН N 771552), и/или его части, не признаны судом самовольными постройками.
Согласно п. 2.9.1. Административного регламента основаниями для приостановления предоставления государственной услуги являются:
- Выявление на земельном участке объектов, обладающих признаками самовольной постройки, в том числе объектов, реконструкция которых произведена без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
- Подписание заявителем проекта дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка.
Перечень оснований для приостановления предоставления государственной услуги является исчерпывающим.
В соответствии со ст. 552 ГК РФ, ст. 39.20 ЗК РФ у Заявителя юридически уже возникло право аренды на указанный земельный участок в силу закона, что подтверждается и судебной практикой (в частности, Постановлением Президиума ВАС РФ N 7088/11 от 01.11.2011 г).
Отсутствие у Заявителя оформленного договора аренды земельного участка в отношении уже существующего права его аренды создает препятствие Заявителю во владении, пользовании и распоряжении объектом недвижимости, находящемся на земельном участке.
Кроме того, вопрос о наличии (отсутствии) незаконных пристроек Здания Заявителя и/или иных помещений Здания, обладающих признаками самовольности уже был предметом исследования суда и получил требуемую правовую оценку имеющую преюдициальное значение, в частности во вступивших в законную силу решении Арбитражного суда города Москвы от 20.04.2018 по делу N А40-195625/2017.
Также в материалы дела представлен акт Мосгосстройнадзора от 08.11.2018 N 9401/18, согласно которому в действиях организации заявителя отсутствует состав правонарушения предусмотренного ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ, а именно: эксплуатация капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию.
Поскольку акт Госинспекции по недвижимости и вывод в акте основаны на информации из Мосгорстройнадзора, который своим актом проверки опровергает факт самовольного строительства по спорному объекту недвижимости, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
Иное толкование норм права применительно к обстоятельствам настоящего дела, изложенное подателем жалобы, не опровергает правильные выводы суда и не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Ссылка в апелляционной жалобе на судебные акты по иным делам судом апелляционной инстанции отклоняется. Принятие судебных актов по другим спорам не свидетельствует о преюдициальном значении этих судебных актов применительно к рассматриваемому спору. Арбитражный суд при рассмотрении дела не связан выводами судов о правовой квалификации рассматриваемых спорных отношений и толковании правовых норм.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Кроме того, суд в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ обоснованно обязал Департамент городского имущества города Москвы восстановить нарушенные права и интересы заявителя в установленном законом порядке.
Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем в данном случае не пропущен, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ и отнесению на подателя жалобы, который освобожден от их уплаты.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.01.2019 по делу N А40-248833/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-248833/2018
Истец: ООО "ВИСТ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ