г.Москва |
|
11 апреля 2019 г. |
Дело N А40-285663/18 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Пронниковой Е.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу ООО "СТИМУЛ ГРУПП"
на решение (резолютивную часть) Арбитражного суда г.Москвы от 05.02.2019, принятое судьей А.В.Полукаровым (154-2975) в порядке упрощенного производства
по делу N А40-285663/18
по заявлению ООО "СТИМУЛ ГРУПП"
к МИФНС России N 49 по г.Москве
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СТИМУЛ ГРУПП" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением об оспаривании постановления МИФНС России N 49 по г.Москве (далее также - ответчик, Инспекция, налоговый/административный орган) N 549 о назначении административного наказания от 20.11.2018.
Решением суда от 05.02.2019, принятым по настоящему делу в порядке упрощенного производства путем подписания резолютивной части, оспариваемое постановление изменено в части назначения административного штрафа, который снижен судом до 5 000 руб. В остальной части указанное постановление оставлено без изменения.
Заявление о составлении мотивированного решения лицами, участвующими в деле, не подавалось; мотивированное решение по настоящему делу не составлялось.
Общество не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на отсутствие в действиях Общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.6.1 ст.15.25 КоАП РФ. Указывает на отсутствие у Общества обязанности по представлению справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов в банк по периодическим фиксированным платежам, предусмотренных договором аренды.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч.6 ст.121 АПК РФ.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ч.1 ст.272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела, 10.11.2016 между ООО "СТИМУЛ ГРУПП" и филиалом полного товарищества "Саус Тамбей СПГ" в п.Сабетта заключен Договор аренды нежилых помещений N 47 К/18-20/16 (в редакции Дополнительного соглашения N 1 от 01.02.2017).
По указанному договору в ПАО "СберБанк" оформлен паспорт сделки от 09.12.2016 N 16120063/1481/1948/3/1 и ведется ведомость банковского контроля.
ООО "Стимул Групп" представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах от 10.05.2017.
В графе 2 и 3 означенной справки указаны реквизиты подтверждающего документа: N 626 от 31.03.2017 на сумму 80 464, 67 руб.
В графе 4 указан код вида подтверждающего документа - "04_3".
Согласно Приложению N 5 к Инструкции Центрального Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее также - Инструкция N 138-И) содержанием подтверждающего документа с кодом "04_3" являются выполненные резидентом работы, оказанные услуги, переданная информация и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, переданное резидентом в аренду движимое и (или) недвижимое имущество.
К справке Общество представило акт N 626 от 31.03.2017 на сумму 80 464, 67 руб.
В соответствии с подп.9.2.2 п.9.2 Инструкции N 138-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 настоящей Инструкции, представляются резидентом в банк в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.
Таким образом, Обществу надлежало представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы не позднее 21.04.2017.
Между тем справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы были представлены Обществом только 10.05.2017.
Срок просрочки по предоставлению в банк справки о подтверждающих документах составил 10 дней.
По факту выявленных нарушений должностным лицом Инспекции составлен протокол об административном правонарушении от 13.11.2018 N 774920181108025601.
20.11.2018 Инспекцией вынесено постановление N 549 о привлечении ООО "СТИМУЛ ГРУПП" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.6.1 ст.15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Не согласившись с вынесенным Инспекцией постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
В соответствии с ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, апелляционный суд установил, что положения ст.ст.25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюдены.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановлении вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не установлено.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст.4.5 КоАП РФ, ответчиком также соблюдены.
В соответствии с п.п.1, 2 ч.2 ст.24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее также - Закон N 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанную с проведением валютных операций, которые предусмотрены ст.23 Закона N 173-ФЗ, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам Центральным банком Российской Федерации (подп.2 п.3 ст.23 Закона N 173-ФЗ).
Инструкцией N 138-И регулируются порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядок оформления паспортов сделок, а также порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением.
Согласно подп.9.2.2 п.9.2 Инструкции N 138-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 настоящей Инструкции, представляются резидентом в банк ПС в в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 настоящей Инструкции.
В настоящем случае, как было указано выше, справка о подтверждающих документах представлена Обществом в банк паспорта сделки 10.05.2017 с просрочкой на 10 рабочих дней, тогда как такая обязанность должна была быть исполнена Обществом до 21.04.2017 (включительно).
При этом в апелляционной жалобе Общество ссылается на отсутствие у него обязанности по представлению справки о подтверждающих документах и подтверждающие документы, поскольку согласно п.6 Информационного письма Банка России от 28.03.2013 N 42 "По применению инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И_" и в соответствии с п.9.5 Инструкции N 138-И, если контрактом предусмотрены периодические фиксированные платежи, в частности в связи с передачей недвижимого имущества по договору аренды, финансовой арендой (лизингом), оказанием услуг связи, страхованием, резидент не представляет в банк ПС справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы. Под фиксированными платежами для целей применения п.9.5 Инструкции N 138-И следует понимать платежи, сумма которых зафиксирована условиями контракта либо является определяемой, то есть в контракте установлен способ расчета платежа и (или) алгоритм исчисления суммы платежа (к таким платежам можно отнести, в том числе коммунальные платежи, плату за уборку помещения и др.).
Между тем означенные доводы подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм права.
Согласно Договору аренды нежилых помещений N 47 К/18-20/16 от 10.11.2016 "Платой за Электроэнергию" означает плату за предоставленные Арендодателем услуги энергоснабжения, рассчитанную в соответствии со ст.4.1.2 настоящего Договора Аренды.
Так, согласно Договору аренды N 47 К/18-20/16 нежилых помещений от 10.11.2016 (в ред. Дополнительного соглашения N 1 от 01.02.2017) под арендной платой понимается арендная плата за помещение, и включает в себя плату за аренду помещений, плату за постоянные и переменные операционные расходы".
Переменные операционные расходы означают часть арендной платы за помещение, указанной в п.4.1.2 Договора аренды.
Пунктом 4.1.2 Договора аренды установлено, что размер платы за электроэнергию определяется исходя из стоимости фактически потребляемой в помещении электроэнергии, рассчитанной на основании показаний приборов учета (счетчиков) с увеличением на показатель мощности, который рассчитывается пропорционально доли эл/энергии, используемой арендаторами, и подтверждающих документов энергоснабжающей организации, подписанных уполномоченными представителями обеих сторон.
Исходя из условий Договора аренды, определить сумму платы за переменные операционные расходы (за март 2017 года) по Акту N 626 от 31.03.2017 не представляется возможным.
В связи с тем, что условиями Договора аренды предусмотрена оплата переменных операционных расходов, расчет которых невозможно спрогнозировать (показатели счетчиков электроэнергии), резидент обязан представлять справки о подтверждающих документах и подтверждающие документы по фактически оказанным услугам.
Данная позиция подтверждается многочисленной судебной практикой (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2017 N 09АП-31565/2017 по делу N А40-54213/17, от 27.07.2017 N 09АП-32912/2017 по делу N А40-54217/17, от 27.07.2017 N 09АП-31925/2017 по делу N А40-54215/17).
На основании ч.6.1 ст.15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами не более чем на десять дней, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Объектом данных правонарушений являются общественные отношения, возникающие в сфере валютного регулирования и валютного контроля, в частности, при осуществлении резидентами валютных операций.
Объективная сторона заключается в действиях (бездействии), повлекших представление форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций с просрочкой определенной продолжительности (до десяти дней включительно, от одиннадцати до тридцати дней включительно, от тридцати одного дня и более).
Субъектом ответственности может быть юридическое лицо, являющееся резидентом и осуществляющее валютные операции.
В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не представило доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований действующего валютного законодательства. Доказательств невозможности соблюдения указанных требований в материалы дела также не представлено.
Факт совершения Обществом вмененного административного правонарушения установлен и подтвержден материалами дела.
Вместе с тем суд первой инстанции, руководствуясь ч.2 ст.211 АПК РФ, обоснованно снизил назначенный Обществу размер штрафа с 15 000 руб. до 5 000 руб., поскольку ответчиком при отсутствии обстоятельств, отягчающих административную ответственность Общества, не представлено доказательств в обоснование назначения наказания в размере 15 000 руб.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы (резолютивную часть) от 05.02.2019 по делу N А40-285663/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В.Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-285663/2018
Истец: ООО "СТИМУЛ ГРУПП"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 49 по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9084/19