г.Самара |
|
12 апреля 2019 г. |
Дело N А65-20665/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Засыпкиной Т.С., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Нижняя Кама" - представителя Гумеровой Ч.Н. (доверенность от 09.01.2019),
от акционерного общества "Земельная корпорация "Лидер" - представитель не явился, извещено,
от муниципального унитарного предприятия "Агентство по привлечению инвестиций и развитию территорий Елабужского муниципального района Республики Татарстан" - представитель не явился, извещено,
от муниципального казенного учреждения "Земельно-имущественной палаты Елабужского муниципального района Республики Татарстан" - представитель не явился, извещено,
от третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан - представитель не явился, извещено,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
от ПАО "Татфондбанк" - представителя Берестнева Ю.В. (доверенность от 04.04.2018),
от АО "Танеко" - представитель не явился, извещено,
от министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - представитель не явился, извещено,
от ООО "Ярдэм" - представитель не явился, извещено,
Низаметдинов Ф.Р. - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 апреля 2019 года апелляционные жалобы муниципального казенного учреждения "Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района Республики Татарстан", ПАО "Татфондбанк"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 января 2019 года по делу N А65-20665/2018 (судья Мазитов А.Н.), принятое
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Нижняя Кама", Республика Татарстан, Елабужский район,
к акционерному обществу "Земельная корпорация "Лидер", Республика Татарстан, г. Казань, муниципальному унитарному предприятию "Агентство по привлечению инвестиций и развитию территорий Елабужского муниципального района Республики Татарстан", Республика Татарстан, г. Елабуга, и муниципальному казенному учреждению "Земельно-имущественной палаты Елабужского муниципального района Республики Татарстан", Республика Татарстан, г. Елабуга,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань, ПАО "Татфондбанк", Республика Татарстан, г.Казань, АО "Танеко", Республика Татарстан, г.Нижнекамск, министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань, ООО "Ярдэм", Республика Татарстан, г.Казань, Низаметдинов Ф.Р., Республика Татарстан, г.Набережные Челны,
об оспаривании договора купли-продажи земельного участка от 14.11.2011,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Нижняя Кама" (далее - ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к акционерному обществу "Земельная корпорация "Лидер" (далее - АО "Лидер"), к муниципальному унитарному предприятию "Агентство по привлечению инвестиций и развитию территорий Елабужского муниципального района Республики Татарстан" (далее - МУП "Агентство по привлечению инвестиций и развитию территорий Елабужского муниципального района Республики Татарстан"), к муниципальному казенному учреждению "Земельно-имущественной палаты Елабужского муниципального района" (далее - МКУ "Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района") о признании недействительным договора от 14.11.2011 купли-продажи земельного участка, кадастровый номер 16:18:000000:264.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан (далее - Управление Росреестра по Республике Татарстан), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (далее - ТУ Росимущества в Республике Татарстан), ПАО "Татфондбанк", АО "Танеко", министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, ООО "Ярдэм", Низаметдинов Ф.Р.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 января 2019 года заявленные требования удовлетворены, договор N 30 от 14.11.2011 купли-продажи земельного участка, кадастровый номер 16:18:000000:264 признан недействительным.
В апелляционной жалобе МКУ "Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района" просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что на момент проведения торгов и заключения договоров купли-продажи у истца отсутствовали правоустанавливающие документы на данные земельные участки, и они относились к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления. На основании Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
В апелляционной жалобе конкурсный управляющий ПАО "Татфондбанк" - государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на непредставление доказательств вхождения спорного земельного участка в состав Национального парка "Нижняя Кама" на дату совершения оспариваемой сделки. Кроме того, оспоренная сделка является оспоримой, в связи с чем срок исковой давности составляет 1 год, и он истек на дату обращения с иском.
В отзыве на апелляционные жалобы ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" просит оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Низаметдинова Ф.Р., представителей акционерного общества "Земельная корпорация "Лидер", МУП "Агентство по привлечению инвестиций и развитию территорий Елабужского муниципального района Республики Татарстан", МКУ "Земельно-имущественной палаты Елабужского муниципального района Республики Татарстан", Управления Росреестра по Республике Татарстан, ТУ Росимущества в Республике Татарстан, АО "Танеко", министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, ООО "Ярдэм", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ПАО "Татфондбанк" поддержал доводы апелляционных жалоб, просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" возражал против удовлетворения апелляционных жалоб и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама", ПАО "Татфондбанк", арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2016 по делу N А65-7116/2014 установлено следующее.
Решением от 10 июня 1988 года N 193 "Об организации природного национального парка" исполнительный комитет Елабужского муниципального района Елабужского СНД Татарской АССР просил Совет Министров ТАССР включить в состав указанного парка из базы лесных массивов Елабужского мехлесхоза в составе кварталов N 5-118 на площади 8835 га и пойменно-лугового ландшафтного комплекса из земель совхозов "Елабужский" на площади 2540 га, "Танайка" на площади 3050 га, колхозов им.Свердлова - 430 га, "Власть Советов" - 700 га из земель Горисполкома - 430 га, всего на площади 15985 га.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 20.04.1991 N 223 и постановлением Кабинета Министров ТАССР от 19.09.1991 N 410 создан государственный природный национальный парк "Нижняя Кама" министерства лесного хозяйства РСФСР в Татарской ССР общей площадью 26112 га с предоставлением в пользование НП "Нижняя Кама" 17518 га земель государственного лесного фонда Елабужского мехлесхоза Министерства лесного хозяйства РСФСР и 553 га земель государственного запаса (Елабужский район) и включением в состав национального парка 7111 га земель сельскохозяйственных предприятий министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, 436 га земель г.Елабуги и 494 га земель, переданных промышленным предприятиям и организациям под учреждения отдыха без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
К постановлению Кабинета Министров ТАССР от 19.09.1991 N 410 определена экспликация земель НП "Нижняя Кама", согласно которой НП "Нижняя Кама" предоставлены земли государственного запаса (Елабужский район) общей площадью 553 га.
Местонахождение земельных участков, включенных в состав ФГБУ "НП "Нижняя Кама", закреплено в карте-схеме функциональных зон НП "Нижняя Кама", являющейся неотъемлемым приложением к положению "О Национальном парке "Нижняя Кама" от 30.12.1999, утвержденному руководителем Федеральной службы лесного хозяйства России.
Схема расположения земельных участков, предоставленных в пользование НП "Нижняя Кама" постановлением Кабинета Министров ТАССР от 19.09.1991 N 410, закреплена в материалах лесоустройства, изготовленных Государственным объединением "Леспроект".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N 990 во исполнение Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальный парк отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк "Нижняя Кама" (ныне - ФГБУ "НП "Нижняя Кама").
В состав НП "Нижняя Кама" из земель сельскохозяйственных предприятий министерства сельского хозяйства и продовольствия ТАССР, входит в том числе земельный участок 16:18:000000:264 (далее - спорный участок).
Как следует из материалов дела, 14.11.2011 между муниципальным образованием Елабужского муниципального района Республики Татарстан в лице МУП "Агентство по привлечению инвестиций и развитию территорий" и ОАО "Земельная корпорация "Лидер" был заключен договор N 30 купли-продажи спорного участка.
Полагая, что муниципальное образование не имело полномочий по распоряжению спорным имуществом, истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
На момент заключения договора купли-продажи от 14 ноября 2011 года N 30 спорный земельный участок входил в состав национального парка "Нижняя Кама".
Из содержания пункта 2 статьи 12 Федерального закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ), пункта 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности.
Законодательство, действующее на момент создания НП "Нижняя Кама", также устанавливало федеральный уровень правового статуса национальных природных парков.
В силу пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", принятого во исполнение требований Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" и Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" с целью ускорения процессов приватизации, а также пункта 2 приложения N 1 к названному постановлению, национальные природные парки независимо от того, на чьем балансе они находятся, являются исключительно федеральной собственностью.
В материалах дела отсутствуют бесспорные доказательства нахождения земельного участка в собственности муниципального образования на дату совершения сделки от 14 ноября 2011 года N 30. Документы о передаче в установленном законом порядке участка в ведение органов местного самоуправления не представлены.
Муниципальное образование, представленное муниципальным унитарным предприятием "Агентство по привлечению инвестиций и развитию территорий Елабужского муниципального района Республики Татарстан", в нарушение статьи 209 ГК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка от 14 ноября 2011 года N 31, не обладая полномочиями по реализации указанного участка ОАО "Земельная корпорация "Лидер", распорядилось не принадлежащим ему имуществом.
Аналогичная правовая позиция изложена во вступивших в законную силу судебных актах арбитражного суда по делу N А65-18640/2015 и постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2019 по делу NА65-4870/2018. В силу изложенных обстоятельств, суд признает данную сделку, заключенную вопреки указанным нормам права, ничтожной (статья 168 ГК РФ).
Согласно пояснениям третьего лица Управления Росреестра по Республике Татарстан и представленным им выпискам из ЕГРН по спорному земельному участку и другим земельным участкам, из спорного земельного участка, кадастровый номер 16:18:000000:264, после заключения оспариваемой сделки были выделены земельные участки, кадастровые номера 16:18:000000:2161, 16:18:000000:2169, 16:18:000000:2171, 16:18:000000:2172 (собственник ООО "Ярдэм"), 16:18:000000:2252 (собственник Республика Татарстан), 16:18:000000:2106 (собственник Низаметдинов Ф. Р.).
Однако данное обстоятельство не предусмотрено законом в качестве основания для отказа в признании сделки недействительной.
Ответчиком (акционерным обществом "Земельная корпорация "Лидер") заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии со ст.196 ГК РФ срок исковой давности составляет три года.
Пункт 1 статьи 181 ГК РФ предусматривает, что срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.
Об оспариваемой сделке истец мог узнать не ранее определения Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.04.2015 по делу N А65-7116/2014, в котором впервые было указано, что право собственности на спорный земельный участок за АО "Лидер" зарегистрировано в июле 2014 года. В решении Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2014 по указанному делу (на которое сослались ответчик и третье лицо) отсутствует упоминание как об оспариваемой сделке, так и о праве собственности АО "Лидер" на спорный земельный участок.
С требованием о признании сделки недействительной истец обратился в арбитражный суд 22.08.2017 (согласно почтовому штемпелю на конверте в деле N А65-27343/2017).
Таким образом, на момент подачи иска в арбитражный суд срок исковой давности по заявленному требованию пропущен не был.
Доводы апелляционной жалобы МКУ "Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района" о том, что на момент проведения торгов и заключения договоров купли-продажи у истца отсутствовали правоустанавливающие документы на данные земельные участки, и они относились к землям, государственная собственность на которые не разграничена, поэтому органы местного самоуправления были вправе ими распоряжаться, отклоняются. Земли и земельные участки национальных парков на тот момент находились в федеральной собственности, на что прямо было указано в законе.
В силу п.2 ст.12 Закона N 33-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.
Исходя из п.6 ст.95 ЗК РФ (в ред. федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 28.12.2013 N 406-ФЗ, от 21.07.2014 N 234-ФЗ), земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.
Доводы апелляционной жалобы конкурсного управляющего ПАО "Татфондбанк" о непредставлении доказательств вхождения спорного земельного участка в состав Национального парка "Нижняя Кама" на дату совершения оспариваемой сделки не принимаются. Как видно из материалов дела, схема расположения земельных участков, предоставленных в пользование НП "Нижняя Кама" постановлением Кабинета Министров ТАССР от 19.09.1991 N 410, закреплена в материалах лесоустройства, изготовленных государственным объединением "Леспроект".
Ссылка конкурсного управляющего ПАО "Татфондбанк" на истечение срока исковой давности несостоятельна, поскольку о нарушенном праве истец узнал и мог узнать лишь из определения Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.04.2015 по делу N А65-7116/2014. При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из применения трехлетнего срока исковой давности. В силу п.2 ст.168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Оспоренная в рамках настоящего дела сделка ничтожна, так как нарушает требования федеральных законов, посягает на публичные интересы и охраняемые законом интересы третьих лиц в сфере природопользования.
Таким образом, приведенные в апелляционных жалобах доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 29 января 2019 года следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина МКУ "Земельно-имущественной палаты Елабужского муниципального района" в федеральный бюджет не уплачивается.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на конкурсного управляющего ПАО "Татфондбанк".
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 января 2019 года по делу N А65-20665/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-20665/2018
Истец: ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама", Елабужский район, Танаевский лес
Ответчик: АО "Земельная корпорация"Лидер",г.Казань, Муниципальное казенное учреждение "Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района РТ, г.Елабуга, МУП "Агентство по привлечению инвестиций и развитию территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан", г.Елабуга
Третье лицо: Министерство земельных и имущественных отношений, Низаметдинов Фанис Равильевич, ООО ЯРДЭМ, ПАО "Татфондбанк" в лице к/у -государственной корпорации вкладов", Территориальное управление Федерального агенства по Управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, г.Казань, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г.Казань, ПАО "Татфондбанк"