Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22 июля 2019 г. N Ф05-10595/19 настоящее постановление изменено
г. Москва |
|
12 апреля 2019 г. |
Дело N А40-317397/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова,
судей: |
Т.Б. Красновой, С.М. Мухина, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.02.2019 по делу N А40-317397/18 (139-3138), принятое судьей Вагановой Е.А.
по заявлению ООО "АСК-Ресурс"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Богатырев А.А., Павловская А. А. по дов. от 21.12.2018; |
от ответчика: |
Панин А.А. по дов. от 26.12.2018; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "АСК-Ресурс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) о признании незаконным решения о приостановлении государственного кадастрового учёта изменений объекта недвижимости от 29.09.2018 N 77-0-1-71/3292/2018-924 и о возложении обязанности на Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве осуществить государственный кадастровый учёт изменений земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002003:91, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Большая Полянка, вл. 56, стр. 1. в части дополнения разрешенного использования земельного участка вспомогательными видами - "бытовое обслуживание" (3.3) и "магазины" (4.4).
Решением арбитражного суда 08.02.2019 указанные требования удовлетворены в полном объеме, поскольку суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение является не законным и не обоснованным и нарушает права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, а также выводы не соответствую обстоятельствам дела.
Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в данном отзыве.
Отзыв на апелляционную жалобу от третьего лица не поступал.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.ст.123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствии.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения заявителя и ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Заявитель является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002003:1077, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.10.2015 N 77 АС 664438.
Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0002003:91 по адресу: г.Москва, ул.Большая Полянка, вл.56, стр.1 (далее - Земельный участок). Земельный участок предоставлен Обществу в аренду на основании Договора аренды земельного участка от 28.02.2003 г. N М-01-023165 для эксплуатации здания под бытовое обслуживание населения, торговые цели сроком до 12.10.2025. Однако в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) разрешенное использование Земельного участка - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов общественного питания (1.2.5)".
В связи с необходимостью в использовании части помещений в указанном здании под бытовое обслуживание населения и торговые цели, Общество обратилось в Управление с соответствующим заявлением о государственном кадастровом учёте недвижимого имущества от 21.09.2018 N 77-0-1-71/3292/2018-924 и сопроводительным письмом, в котором просило дополнить вид разрешенного использования арендуемого земельного участка вспомогательными видами.
Управлением было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учёта объекта недвижимости, выраженное в уведомлении от 29.09.2018 N 77- 0-1-71/3292/2018-924.
Основной довод Управления заключается в том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка влечёт изменение характеристик земельного участка, выступающих предметом договора аренды, а такое изменение возможно только по взаимному согласию сторон договора на основании соответствующего волеизъявления собственника земельного участка (ст. 450 ГК РФ). Учитывая изложенное, внести сведения, заявленные к государственному кадастровому учёту по заявлению арендаторов земельного участка, не представляется возможным.
Кроме того, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о территориальной зоне, в границах которой расположен образуемый земельный участок. В порядке ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) в адрес Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Управлением направлен запрос.
05.10.2018 Общество подало заявление о предоставлении дополнительных документов N 77-0-1-71/3292/2018-990, также с приложением сопроводительного письма.
12.10.2018 Управление приняло решение об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учёта, о чём сообщило в уведомлении N 77-0-1- 71/3292/2018-924. Исходя из текста, содержащегося в уведомлении от 12.10.2018 основная причина приостановления, сводившаяся к отсутствию соответствующего волеизъявления собственника земельного участка на внесение изменений в договор аренды, исключена.
В новом решении информация, которая вообще не являлась причиной приостановления государственного кадастрового учёта, становится основной и единственной причиной невнесения сведений в государственный кадастр недвижимости, а именно - отсутствие сведений в ЕГРН о территориальной зоне, в границах которой расположен образуемый земельный участок.
Не согласившись с вышеуказанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Срок, установленный ч.4 ст.198 АПК РФ, для обращения в арбитражный суд заявителем не пропущен.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ с учетом ч.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
В соответствии с п.2 ст.7 Федерального закона от 25.10.2001 N 136-ФЗ "Земельный кодекс Российской Федерации" (далее - Земельный кодекс) любой вид разрешенного использования земельных участков из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу п.1 ч.1 ст.37 Федерального закона от 29.12.2004 N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации" (далее - Градостроительный кодекс) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно-разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования.
Согласно ч.4 ст.37 Градостроительного кодекса, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии с ч.3 ст.5 Земельного кодекса правообладателями земельных участков являются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
Также, в ч.4 ст.37 Градостроительного кодекса не содержится никакой информации о необходимости оформления согласия правообладателя земельного участка на изменение его характеристик.
Из материалов дела видно, Общество имеет право выбрать вид разрешенного использования Земельного участка без дополнительных разрешений и согласования.
В сопроводительном письме, которое прилагалось к заявлению о государственном кадастровом учёте недвижимого имущества от 21.09.2018 N 77-0-1-71/3292/2018-924, Общество представило все необходимые пояснения, в том числе - относительно необходимости дополнения вида разрешенного использования земельного участка вспомогательными видами. Заявителем также представлено Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 07.05.2018 N 14344 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002003:91, согласно которому установлено разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002003:91: Общественное питание (4.6), бытовое обслуживание (3.3), магазины (4.4), что подтверждает согласие собственника земельного участка на изменение разрешенного использование земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002003:91.
Согласно положениям п.9 ст.1, ч.2 и 6 ст.30 Градостроительного кодекса разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, утвержденным в составе правил землепользования и застройки.
В соответствии с разделом I (карты градостроительного зонирования) Книги 2 Правил землепользования и застройки города Москвы, утверждённых Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 г. N 120-ПП (далее - Правила), земельный участок с кадастровым номером 77:01:0002003:91 расположен в границах территориальной зоны сохраняемого землепользования.
Согласно п. 3.3.2 Раздела 3.3 Главы 3 Части 2 Книги 1 во всех территориальных зонах сохраняемого землепользования (фактическое использование - индекс "Ф") в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются виды разрешенного использования упомянутых земельных участков и объектов капитального строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. Согласно п. 3.3.1 Раздела 3.3 Главы 3 Части 2 Книги 1 Правил в разделах 1 (карты градостроительного зонирования) и разделах 2.3 Книг 2- 13 Правил указываются основные виды разрешенного использования.
Ввиду изложенного, основной вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002003:91 является "земельные участки, предназначенные для размещения объектов общественного питания (1.2.5)".
Согласно п.3 ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса, в дополнение к основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства допустимо использовать вспомогательные виды разрешенного использования.
Согласно п.3.3.4 Раздела 3.3 Главы 3 Части 2 Книги 1 Правил, в территориальной зоне, для которой в качестве основного вида разрешенного использования предусмотрено размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания, могут быть установлены вспомогательные виды разрешенного использования - "Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро)" (3.3.0) и "Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м" (4.4.0) (в соответствии с классификацией видов разрешенного использования земельных участков, утверждённой приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. N 540: "бытовое обслуживание" (3.3) и "магазины" (4.4) соответственно).
Основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета установлены п. 1 ст.26 Закона о регистрации.
Ответчик указал, что отсутствует информация о направлении Департаментом городского имущества города Москвы (далее - Департамент) распорядительного документа от 07.05.2018 в адрес Управления, что не позволяет применить положения ст.ст.32, 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Между тем, распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 07.05.2018 N 14344 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002003:91" было направлено Департаментом в адрес Управления по просьбе ООО "АСК-ресурс", что подтверждается обращением ООО "АСКресурс" к Департаменту от 31.05.2018 и ответным письмом от 29.06.2018 NДГИ-1-42296/18- 1. Получение указанного распоряжения подтверждается письмом Управления от 07.08.2018 N12-3774/2018. Также Общество направило указанное Распоряжение вместе с заявлением о предоставлении дополнительных документов от 09.10.2018 N 77-0-1-47/3001/2018-5740.
Управление посчитало, что изменение вида разрешенного использования земельного участка влечёт изменение характеристик земельного участка, выступающего предметом договора аренды, такое изменение возможно только по взаимному согласию сторон, если иное не установлено законодательством или соглашением сторон (ст. 450 ГК РФ). В связи с чем, внести сведения, заявленные к государственному кадастровому учёту по заявлению арендатора земельного участка, не представляется возможным.
Однако Ответчик не учел, что согласно ч.4 ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. ООО "АСК-ресурс" является правообладатель земельного участка (ч.3 ст.5 ЗК РФ), то соответствующего согласия сторон на изменение вида разрешенного использования земельного участка не требуется.
В соответствии с п.1.13 (п. 2.5.1.2.4. приложения 13) Постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" внесение изменений в договор аренды возможно только после внесения изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости. О чём Департамент сообщает в письме от 29.06.2018 N ДГИ-1-42296/18-1.
Таким образом, законодательством не установлена обязанность оформления соглашения сторон до внесения изменений в Государственный кадастр недвижимости.
Управление указало, что в соответствии с п. 2.2.1.3. Правил землепользования и застройки города Москвы (далее - ПЗЗ) изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями осуществляется в соответствии с действующим законодательством при наличии согласования органа государственной власти города Москвы, уполномоченного в области градостроительного проектирования и архитектуры.
Между тем, Общество не относится ни к одной из перечисленных категорий лиц, в связи с чем, п. 2.2.1.3. ПЗЗ к ООО "АСК-ресурс" не применим.
Управление полагало, что в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по Москве" поступило уведомление из Москомархитектуры от 09.10.2018 N МКА-02-35957/8-1, согласно которому по земельному участку с кадастровым номером 77:01:0002003:91 предложения о внесении изменений в ПЗЗ в Городскую комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы не поступали.
Уведомление от 09.10.2018 N МКА-02-35957/8-1 содержит информацию о территориальной зоне, в которую входит земельный участок с кадастровым номером 77:01:0002003:91. Кроме того, заявитель самостоятельно запросил информацию в Москомархитектуре о территориальной зоне, в которую входит земельный участок с кадастровым номером 77:01:0002003:91. В ответном письме от 07.12.2018 N МКА-02- 40241/8-1 Москомархитектура сообщила, что земельный участок с кадастровым номером 77:01:0002003:91 входит в территориальную зону сохраняемого землепользования с кадастровым N 77.01.1.4378. Сведения о территориальной зоне внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В этой связи, информация о территориальной зоне, в которую входит земельный участок с кадастровым номером 77:01:0002003:91, на момент рассмотрения заявления уже была в распоряжении Управления и направлять дополнительные запросы по межведомственному взаимодействию не требовалось.
Исходя из изложенного у Управления отсутствовали основания для приостановления государственного кадастрового учёта изменений объекта недвижимости.
Поскольку оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя, а также создает Обществу препятствия для осуществления обычной хозяйственной деятельности, то апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.02.2019 по делу N А40-317397/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-317397/2018
Истец: ООО "АСК-РЕСУРС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ ГОРОДА МОСКВЫ