Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 июня 2019 г. N Ф03-2329/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
15 апреля 2019 г. |
А73-14556/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Мильчиной И.А., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Железобетон-5": Юн А.В., представитель по доверенности от 20.06.2018;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Грачев В.А., представитель по доверенности от 15.09.2017;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 17.01.2019
по делу N А73-14556/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Серовой Е.Н.
по иску акционерного общества "Железобетон-5"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании 406 805 руб.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Железобетон-5" (далее-истец, АО "Железобетон - 5") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее-ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании 406 805 руб. убытков, возникших в связи с несвоевременным согласованием перевозчиком поданной заявки на перевозку груза.
Решением суда от 17.01.2019 заявленные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность судебного акта, просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что задержка вагона под погрузочно-выгрузочными операциями допущена по вине ООО "Железобетон-5", поскольку согласно сведениям из ЭТРАН, перевозочные документы (накладные N ЭФ597480 (вагон N 54619895), N ЭФ596890 (вагон N 54619432)) оформлены 28.01.2013, при этом, согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 902101, уведомление о завершении грузовой операции по вагонам NN 54619895, 54619432 передано ОАО "РЖД" только 06.02.2013. Таким образом, вагоны были выгружены через 8 суток после направления заявки. Так же ссылается на то, что дата прибытия и отправления вагонов со станции погрузки (выгрузки) не включается в период нахождения вагонов под погрузочно-выгрузочными операциями.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ОАО "РЖД" на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ООО "Железобетон-5" в заседании суда, а так же в представленных возражениях на жалобу, выразил несогласие с доводами последней, просил оставить судебный акт в силе как законный и обоснованный.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что 01.09.2012 между ООО "Барс" (исполнитель) и ОАО "Железобетон-5" (заказчик) заключен договор на оказание услуг по предоставлению вагонов N 23-01/09, в соответствии с условиями которого, исполнитель принял обязательства оказать заказчику услуги по организации перевозок грузов заказчика по территории Российской Федерации, вывозимых в таможенном режиме экспорта за пределы Российской Федерации, ввозимых на территорию Российской Федерации, а также помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, в собственном, арендованном или принадлежащем на ином законном основании исполнителю железнодорожном подвижном составе, в том числе, но не ограничиваясь: полувагонах, универсальных платформах, крытых вагонах (далее - вагоны), по направлениям и в объёмах, указанных в приложениях к настоящему договору, а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
В соответствии с пунктом 2.2.14 договора, к обязательствам заказчика относилось обеспечение соблюдения нормативного срока нахождения вагонов на станциях погрузки (выгрузки) под погрузочно-разгрузочными операциями. Нормативный срок нахождения вагона на станции выгрузки составляет не более 5-ти суток с момента прибытия вагона на станцию погрузки. Дата прибытия и дата отправления со станции погрузки (выгрузки) не включается в период нахождения вагонов под погрузочно-разгрузочными операциями.
В соответствии с п. 4.7. договора в случае несоблюдения нормативного срока нахождения вагонов на станциях погрузки/выгрузки (путях общего/необщего пользования) по вине заказчика или его контрагента, исполнитель имеет право потребовать от заказчика уплаты неустойки за сверхнормативный простой вагона из расчета 2065 руб. за каждый вагон в сутки.
В период с 23.10.2012 по 06.09.2014 ООО "Барс" предоставляло ответчику вагоны для перевозки грузов по направлению Хабаровск-2 -Верхнезейск.
Согласно сведениям из ЭТРАН, а также информации, предоставляемой в порядке п. 2.2.15 договора, вагоны простаивали на станции назначения более срока, установленного договором для выгрузки (более 5 суток).
В связи с неоднократным сверхнормативным простоем вагонов на станциях, с АО "Железобетон-5" в пользу ООО "Барс" взыскана неустойка в размере 2 401 106,00 руб.
Данные обстоятельства были предметом исследования в рамках дела N А73-6576/2015 Арбитражного суда Хабаровского края.
Поскольку (в период с 2013 по сентябрь 2014) порожние вагоны N N 54619895, 54619432, 54619747, 68149152, 55313274, 68200740, 60958139, 67021436, 61775755, 67326546,67021436, 63639959, 60959004, 60554102, 62234950, 68114719, 68213669, 58491663, 57931115, 66135625, 56082647, 55056782, 53109468, 55634844, 56179708, 60377801 простаивали от 1 до 24 суток с момента направления заготовки железнодорожной накладной на перевозку порожнего вагона до ее согласования перевозчиком (ОАО "РЖД"), при этом мотивированный отказ с указанием технических и/или технологических причин отказа не предоставлен, истец, считая, что в результате неправомерных действий ОАО "РЖД" он понес убытки, направил в адрес последнего претензию от 20.06.2018 N 1 с требованием возместить убытки в размере 406 805 руб.
В связи с тем, что данная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился с заявлением в арбитражный суд.
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Возмещение убытков представляет собой универсальный способ защиты гражданских прав, который применяется для восстановления прав кредитора, нарушенных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (статья 393 ГК РФ), а также в случае причинения внедоговорного вреда (статья 1064 ГК РФ).
На основании статьи 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения.
Вместе с тем, названная норма права не освобождает лицо, возместившее вред, от доказывания обоснованности своих (регрессных) требований при их предъявлении лицу, которого оно считает непосредственным виновником причиненного вреда. В этом случае такими обстоятельствами являются вина ответчика, причинная связь между вредом и действиями (бездействием) ответчика, а также сам факт причинения вреда и размер убытков.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 44 УЖТ РФ после выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний грузовой вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортной железнодорожной накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов.
Отправитель до предъявления их для перевозок предоставляет перевозчику в сроки, установленные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, запрос-уведомление на перевозку порожнего грузового вагона, порожних грузовых вагонов. Перечень критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозок, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием для отказа в согласовании запроса, утверждается федеральными органом исполнительной власти с области железнодорожного транспорта. Обязанность согласования перевозки порожнего вагона с владельцем инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования возлагается на перевозчика.
Перевозчик в течение трех часов после получения уведомления от отправителя собственного порожнего вагона обязан либо согласовать указанные отправителем дату и время приема собственного порожнего вагона для перевозки либо предоставить отправителю мотивированный отказ с указанием технических и /или технологических причин отказа, в том числе при отсутствии согласованной перевозчиком заявки на перевозку груза в вагоне владельца, которому принадлежит предъявляемый к перевозке собственный порожний вагон, по железнодорожной станции назначения данного вагона, если порожний вагон следует под погрузку груза.
Порядок приема к перевозке грузов, а также порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику железнодорожным транспортом на местах общего и необщего пользования железнодорожных станций, открытых для грузовых операций (в спорный период) регулировался Правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 28 (в редакции приказа Минтранса России от 03.10.2011 N 258, далее - Правила N 28).
АС ЭТРАН является автоматизированной системой централизованной подготовки и оформления перевозочных документов общества "РЖД".
В соответствии с пунктом 22 названных правил, перевозочные документы в системе АС ЭТРАН оформляются собственником вагонов (иным уполномоченным лицом).
Оформленные в автоматизированной системе ЭТРАН электронные накладные являются запросами-уведомлениями на перевозку порожних вагонов.
В силу пункта 22 Правил N 28 оформить перевозочный документ и предъявить собственный порожний вагон к перевозке имеет право любое лицо, имеющее полномочие или указание владельца вагона на предъявление его порожнего вагона к перевозке, выданное в письменной форме, в том числе с использованием телеграфных или иных средств связи.
До предъявления к перевозке собственного порожнего вагона (группы вагонов) отправитель не позднее четырех часов до предъявления вагона к перевозке направляет перевозчику уведомление о предъявлении вагона для перевозки, в котором содержатся сведения о перевозке собственного порожнего вагона (железнодорожные станции отправления и назначения, получатель, цель перевозки) с указанием даты и времени его передачи перевозчику.
Согласно пункту 22.1 Правил N 28 перевозчик в течение трех часов после получения уведомления от отправителя собственного порожнего вагона обязан либо согласовать указанные отправителем дату и время приема собственного порожнего вагона для перевозки либо представить отправителю мотивированный отказ с указанием технических и/или технологических причин отказа, в том числе при отсутствии согласованной перевозчиком заявки на перевозку груза в вагоне владельца, которому принадлежит предъявляемый к перевозке собственный порожний вагон, по железнодорожной станции назначения данного вагона, если порожний вагон следует под погрузку груза.
Согласно материалам дела оформленные АО "Железобетон-5" электронные железнодорожные накладные в спорный период согласованы ОАО "РЖД" с нарушением установленных пунктом 22.1 Правил N 28 сроков от 1 до 24 суток.
Факт нарушения ответчиком сроков согласования уведомлений на перевозку подтверждается сведениями из автоматизированной системы электронной транспортной накладной АС ЭТРАН о времени подачи уведомления и времени оформлении перевозочного документа.
При этом в нарушение положений пункта 22.1 Правил N 28, мотивированный отказ в согласовании перевозок с указанием технических и технологических причин для соответствующего решения ОАО "РЖД" грузоотправителю не предоставлен.
Доказательства правомерности более позднего, чем установлено Правилами N 28, согласования заявок АО "Железобетон-5" без предоставления мотивированного отказа в согласовании перевозки ОАО "РЖД" в материалы дела не представлены.
Оценив представленные доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, приняв во внимание обстоятельства, установленные в рамках дела N А73-6576/2015 Арбитражного суда Хабаровского края, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии совокупности обстоятельств необходимых для удовлетворения исковых требований АО "Железобетон-5" о взыскании убытков с ОАО "РЖД", в связи с чем законно и обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца сумму 406 805 руб., заявленную истцом ко взысканию.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба общества не содержит.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17.01.2019 по делу N А73-14556/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14556/2018
Истец: АО "Железобетон-5"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Третье лицо: ОАО "Российские Железные Дороги"
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5939/19
26.06.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2329/19
15.04.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1050/19
17.01.2019 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-14556/18