Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 июля 2019 г. N Ф05-12384/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
15 апреля 2019 г. |
Дело N А41-81198/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Цечоевым И.Х.,
при участии в заседании:
от МУП "Подольская теплосеть": Макаров И.В. по доверенности от 28.05.2018;
от ООО УК "СПЕЦКОММУНПРОЕКТ": Латушкин М.А. по доверенности от 01.11.2018;
от ООО "Центр ЖКУ": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Подольская Теплосеть"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 07 февраля 2019 года по делу N А41-81198/17,
принятое судьей Солдатовым Р.С.,
по иску муниципального унитарного предприятия "Подольская Теплосеть"
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "СЦКОММУНПРОЕКТ"
при участии в деле третьего лица: общество с ограниченной ответственностью "Центр ЖКУ"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Подольская Теплосеть" (далее - истец, МУП "Подольская Теплосеть") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "СЦКОММУНПРОЕКТ" (далее - ответчик, ООО УК "СПЕЦКОММУНПРОЕКТ") о взыскании задолженности в сумме 111 192 руб. 07 коп. по договору от 01.04.2016 N 1744 за период июнь и июль 2017 года и пени в сумме 1838 руб. 18 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области 22 марта 2018 года по делу N А41-81198/17 оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции с ответчика в пользу истца взыскана задолженность в сумме 30 897 руб. 75 коп., неустойка в сумме 2 954 руб. 79 коп. и неустойка начисленная на сумму долга в сумме 30 897 руб. 75 коп. за период с 01 марта 2018 года по день фактической оплаты, в размере 1/130 ключевой ставки Банка России действующей на день фактической оплаты. В остальной части исковых требований отказано (т. 1 л. д. 122-126, 154-160).
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15 августа 2018 года по делу N А41-81198/17 вышеназванные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области (т. 1 л. д. 190-192).
В ходе нового рассмотрения дела в суде первой инстанции МУП "Подольская Теплосеть" уточнило исковые требования и просило суд взыскать с ответчика задолженность по договору от 01.04.2016 N 1744 за июнь и июль 2017 года в сумме 109 192 руб. 07 коп., неустойки по состоянию на 10.10.2018 в сумме 24 381 руб. 59 коп. и неустойки с 11.10.2018 по день фактического исполнения обязательств (т. 2 л. д. 3-5).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Центр ЖКУ".
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 февраля 2019 года по делу N А41-81198/17 с ответчика в пользу истца взыскана неустойка в сумме 8 947 руб. 61 коп. В остальной части исковых требований отказано (т. 2 л. д. 75-78).
Не согласившись с данным судебным актом в части отказа во взыскании основного долга в сумме 78 294 руб. 32 коп., неустойки в сумме 123 195 руб. 98 коп. и неустойки, начисленной на сумму долга, за период с 30 января 2019 года по день фактической оплаты, МУП "Подольская Теплосеть" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Возражений против проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции только в обжалуемой истцом части от ответчика не поступило.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО "Центр ЖКУ", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель МУП "Подольская Теплосеть" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители ООО УК "СПЕЦКОММУНПРОЕКТ" возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ООО УК "Спецкоммунпроект" (абонент) и МУП "Подольская теплосеть" (РСО) заключен договор от 01.04.2016 N 1744 поставки тепловой энергии, в соответствии с условиями которого РСО обязалась поставлять тепловую энергию на объекты ответчика в соответствии с условиями договора, а абонент обязался производить оплату истцу за поставленную теплоэнергию и теплоноситель с соблюдением сроков, размера и порядка оплаты определенных договором (т. 1 л. д. 36-37).
Согласно пункту 3.2.8 договора абонент должен ежемесячно, до 25 числа текущего месяца, самостоятельно зарегистрировать показания установленных и допущенных в эксплуатацию приборов коммерческого учета, оформить показания актом установленной формы и предоставить в теплоснабжающую организацию не позднее 26-го числа расчетного месяца.
В пункте 5.1 указанного договора стороны установили, что количество поданной/использованной тепловой энергии и теплоносителей определяется по показаниям допущенных в установленном порядке в эксплуатацию коммерческих узлов учета, установленных у абонента и находящихся в его ответственной эксплуатации.
Статьей 6 договоров предусмотрен порядок расчетов за отпущенную тепловую энергию, в соответствии с пунктом 6.1 которой абонент оплачивает РСО за отпущенную тепловую энергию стоимость потребленной тепловой энергии в расчетном месяце по регулируемому тарифу.
Регулируемые тарифы на отпуск тепловой энергии устанавливаются в соответствии с действующим законодательством РФ органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов, принимается сторонами без дополнительного соглашения и являются обязательными для сторон.
Пунктом 6.2 договора установлено, что оплата абонентом тепловой энергии за расчетный месяц производится до 15-го числа месяца, следующего за расчетным.
Все расчеты по договору осуществляются по безналичному расчету платежными поручениями путем перечисления абонентом денежных средств на расчетный счет РСО, указанный в договоре (пункт 6.3 договора).
Истец ссылается, что предприятие свои обязательства по договору от 01.04.2016 N 1744 выполнило надлежащим образом, поставив ответчику в июне 2017 года 21,15 Гкал по цене 1 574 руб. 60 коп. (без НДС) за 1 Гкал на общую сумму 39 297 руб. 29 коп. (с учетом НДС), а в июле 2017 года - 47,25 Гкал по цене 1 658 руб. 05 коп. (без НДС) за 1 Гкал на общую сумму 92 444 руб. 57 коп. (с учетом НДС), в то время как общество нарушило условие заключенного договора в части оплаты поставленного истцом коммунального ресурса, в результате чего у ответчика перед предприятием образовалась задолженность за потребленную тепловую энергию по вышеуказанному договору в сумме 109 192 руб. 07 коп.
МУП "Подольская теплосеть" направило ООО УК "СпецКоммунПроект" претензию с предложением произвести оплату за отпущенную обществу тепловую энергию.
Поскольку претензия была оставлена ответчиком без удовлетворения, МУП "Подольская теплосеть" обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца неустойки в сумме 8 947 руб. 61 коп. и отказу в остальной части исковых требований в связи со следующим.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом и необоснованный односторонний отказ от их исполнения не допускается.
Пунктом 1 статьи 539 ГК РФ предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 541 ГК РФ установлено, что количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (часть 1); порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (часть 2).
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6.2 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 установлено, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с положениями статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В силу части 5 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Частью 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 установлено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.
В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 года N 129 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306.
Пунктом 38 Правил N 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно пункту 42 Правил N 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета - исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.
В целях учета всего объема (количества) коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, пунктом 40 Правил N 354 предусмотрено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
При этом в случае установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду приходящийся на жилое или нежилое помещение, объем холодной воды, использованной на общедомовые нужды при потреблении коммунальных услуг горячего водоснабжения, распределяется в отношении коммунальных услуг по горячему водоснабжению на общедомовые нужды по формуле 11.2 приложения N 2 к Правилам N 354.
Однако Правилами N 354 не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК РФ.
Исходя из изложенного, Правилами N 354 предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно внесенным изменениям в Правила N 306 норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Пункту 7 Правил N 306 установлено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели: в жилых помещениях - куб. метр холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека; на общедомовые нужды - куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Данный принцип обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Таким образом, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами N 354, полностью соответствует требованиям ЖК РФ и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.
Независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Соответственно, при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.
Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами N 354 не предусмотрено.
В соответствии с распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 09.12.2014 N 162-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления" с 01.01.2015 применяются нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, действующие в муниципальных образованиях Московской области.
Постановлением Главы города Подольска от 21.12.2004 N 2707-П утвержден норматив расхода тепловой энергии на подогрев 1 м3 воды для нужд системы горячего водоснабжения с полотенцесушителями и неизолированными стояками без учета потерь в наружной сети водоснабжения - 0,0546 Гкал/м3.
Следовательно, расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению должен производится по формуле:
S=V*N*T, где
V - объем отпущенной жителям МКД горячей воды, определенный в соответствии с жилищным законодательством;
N - норматив расхода тепловой энергии на подогрев 1 м3 воды для нужд системы горячего водоснабжения;
Т - тариф для компонента на тепловую энергию.
В июне 2018 года стоимость коммунальной услуги по горячему водоснабжению составила: 246,346 (V) * 0,0546 (N) * 1858,03 (Т) = 24991,42 руб. (с учетом НДС).
В июле 2018 года стоимость коммунальной услуги по горячему водоснабжению составила: 266,346 (V) * 0,0546 (N) * 1956,50 (Т) = 28456,12 руб. (с учетом НДС).
Довод истца о применении в многоквартирном доме по адресу г. Подольск, ул. Академика Доллежаля, д. 42 закрытой системы теплоснабжения с применением ИТП, который ставится в обоснование правомерности предложенной истцом методики определения объема поставленной тепловой энергии, обоснованно отклонен судом первой инстанции со ссылкой на то, что данный ИТП применяется одновременно в отношении двух многоквартирных домов, и прибор учета, установленный на входе в МКД Доллежаля 42, учитывает объемы тепловой энергии, потребляемые как МКД Доллежаля 40, так и МКД Доллежаля 42, что подтверждается актом снятия показаний за март 2018 года.
Указанное обстоятельство также установлено в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018, принятом по делу А41-39267/18 с участием тех же лиц.
Проверив контррасчет ответчика, суд первой инстанции обоснованно признал его правильным и пришел к выводу об отсутствии у ответчика перед истцом задолженности, предъявленной ко взысканию в рамках настоящего дела.
На основании пункта 9.3 части 9 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ (далее - ФЗ "О теплоснабжении") истец начислил ответчику неустойку в сумме по состоянию на 10.10.2018 в сумме 24 381 руб. 59 коп.
Проверив контррасчет ответчика, суд первой инстанции обоснованно признал его правильным и пришел к выводу о том, что по состоянию на 10.10.2018 сумма подлежащей взысканию с ответчика неустойки составляет 8 947 руб. 61 коп. и оснований для взыскания неустойки в большей сумме не имеется.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Истцом не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07 февраля 2019 года по делу N А41-81198/17 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-81198/2017
Истец: МУП "Подольская Теплосеть", МУП ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК "ПОДОЛЬСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ"
Ответчик: ООО УК "Спецкоммунпроект", ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СПЕЦКОММУНПРОЕКТ"
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12384/18
15.04.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3594/19
05.02.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-81198/17
15.08.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12384/18
05.06.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6509/18
22.03.2018 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-81198/17