г. Челябинск |
|
15 апреля 2019 г. |
Дело N А47-5857/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Ивановой Н.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Восток Сервис" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.12.2018 по делу N А47-5857/2018 (судья Федорова С.Г.).
Представители лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей лиц, участвующих в деле.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Восток Сервис" (далее - заявитель, общество, ООО "УК "Восток Сервис") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным решения государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ по Оренбургской области, инспекция, ответчик) о внесении изменений в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 599 от 27.04.2018 в части включения в реестр сведений о многоквартирном доме по адресу: г. Оренбург, ул. Пролетарская, 288/1, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат - общество с ограниченной ответственностью "УК "Евразия", об обязании ГЖИ по Оренбургской области устранить допущенное нарушение путем внесения изменения в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами: исключить сведения об управлении многоквартирным домом по адресу: г. Оренбург, ул. Пролетарская, 288/1 ООО "УК "Евразия", включив в реестр лицензий Оренбургской области сведения об управлении многоквартирным домом по адресу: г. Оренбург, ул. Пролетарская, 288/1 ООО "УК "Восток Сервис".
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Евразия" (далее ООО "УК "Евразия").
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 26.12.2018 (резолютивная часть объявлена 19.12.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "УК "Восток Сервис" (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что судом не выяснены все обстоятельства, имеющие значения для рассмотрения настоящего спора. Полагает, что собрание собственников помещений в многоквартирном доме проведено в отсутствие предусмотренного законодательством кворума. Податель жалобы указывает, что в рамках гражданского дела по иску собственников Конькова С.И. и Жумагалиева М.К. об оспаривании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 04.03.2018 было установлено, что содержащиеся в бюллетенях голосования подписи проставлены неустановленными лицами. Сообщает также, что по фактам подделки бюллетеней голосования и результатов собрания собственников помещений в многоквартирном доме возбуждены уголовные дела.
В материалы дела также поступил отзыв ООО "УК "Восток" от 19.03.2019 исх. N 248 и возражения ГЖИ по Оренбургской области от 21.03.2019 исх. N б/н в которых они возражают против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаются на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просят оставить его без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Восток Сервис" осуществляло деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Пролетарская, 288/1, на основании результатов открытого конкурса, оформленных протоколом N 3 от 11.01.2018.
Решением ГЖИ по Оренбургской области N 336 от 09.02.2018 в реестр лицензий по Оренбургской области в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Пролетарская, 288/1, включены сведения об управлении ООО "УК "Восток Сервис".
04 апреля 2018 года ООО "УК "Евразия" обратилось в ГЖИ по Оренбургской области с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Оренбургской области в связи с проведением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Пролетарская, 288/1, оформленного протоколом общего собрания собственников помещений от 04.03.2018, и заключением договора управления указанным многоквартирным домом от 05.03.2018.
На момент рассмотрения заявления было выявлено противоречие представленных лицензиатом сведений и сведений, уже содержащихся в реестре (запись от 09.02.2018 об управлении многоквартирным домом ООО "УК "Восток Сервис"). В связи с указанными обстоятельствами, заинтересованным лицом направлены запросы в адрес ООО "УК "Евразия" и ООО "УК "Восток Сервис" о предоставлении дополнительной информации по вопросу управления данным многоквартирным домом в срок до 23.04.2018 и принято решение от 09.04.2018 N 466 о приостановлении рассмотрения указанного выше заявления ООО "УК "Евразия".
27.04.2018 ГЖИ по Оренбургской области принято решение N 599 о внесении изменений (исключение сведений) в реестр лицензий Оренбургской области в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Оренбургская обл., г. Оренбург, ул. Пролетарская, 288/1.
Не согласившись с указанным решением инспекции от 27.04.2018 N 599, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания незаконным оспариваемого решения является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
На основании ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Согласно ч. 2 ст. 195 ЖК РФ каждым субъектом Российской Федерации ведется соответствующий реестр лицензий, содержащий раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В соответствии с абзацем 2 пункта 9 положения о государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 N 25-ук инспекция является органом, осуществляющим лицензионный контроль на территории Оренбургской области.
Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015N 938/пр утверждён Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр, Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка в редакции от 25.12.2015 изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр, содержится в пункте 3 Порядка и включает:
а) копию протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания;
б) копию протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса;
в) копию договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем;
г) копию акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
В пункте 5 Порядка установлено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении;
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2015, N 27, ст. 3967, N 48, ст. 6724).
Обращение общества ООО "УК "Евразия" в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Оренбургской области в связи с заключением договора управления многоквартирным домом является исполнением лицензиатом обязанности, установленной частью 2 статьи 198 ЖК РФ, в соответствии с которой лицензиат в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом обязан разместить эти сведения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (dom.gosuslugi.ru, ГИС ЖКХ), а также направить их в орган государственного жилищного надзора. Орган государственного жилищного надзора после получения указанных сведений от лицензиата вносит изменения в реестр лицензий Оренбургской области в соответствии с Порядком N 938/пр (в редакции, действующей на момент рассмотрения заявления ООО "УК "Евразия").
По результатам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка (пункт 6 Порядка).
Согласно пункту 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно пункту 8 Порядка решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 9 Порядка основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 настоящего Порядка; б) отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
В силу пункта 10 Порядка основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления является, в том числе, выявленные по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, недостоверность сведений, а также наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления (подп. "а").
В пункте 15 Порядка установлено, что при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов (подп. "а").
Согласно протоколу общего собрания собственников многоквартирного дома N 288/1 по ул. Пролетарская в г. Оренбурге от 04.03.2018 собственниками выбран способ управления многоквартирным домом и в качестве управляющей организации избрано ООО "УК "Евразия", а также утверждены условия договора управления (т.1 л.д.72-73).
На дату проведения данного собрания собственников по выбору управляющей компании ООО "УК "Евразия" управляющей организацией, уполномоченной в установленном законом порядке осуществлять управление многоквартирным домом N 288/1 по ул. Пролетарская в г. Оренбурге являлось ООО "УК "Восток Сервис".
Из материалов дела следует, что в рамках реализации своих полномочий в целях полного и всестороннего рассмотрения вопроса о внесении изменений в реестр лицензий Оренбургской области инспекция направляла в адрес лицензиатов запросы о предоставлении информации об управлении спорным многоквартирным домом, в ответ на которые ООО "УК "Евразия" предоставило сведения с подтверждающими документами о проведении собственниками помещений общего собрания, оформленного протоколом от 04.03.2018, согласно которому собственниками принято решение о выборе ООО "УК "Евразия" в качестве управляющей организации многоквартирного дома N 288/1 по ул. Пролетарская в г. Оренбурге.
В силу пункта 17 Порядка по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого лицензиата соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 настоящего Порядка.
Из изложенного следует, что если в реестре лицензий субъекта РФ есть данные об управлении домом одной управляющей компанией, а другая управляющая компания заявила о заключении договора управления в отношении этого же дома, предполагается, что орган государственного жилищного надзора одновременно вынесет решение как в отношении заявителя, так и в отношении лица, ранее управлявшего домом.
В силу статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом.
В силу части 8.2 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11, собственники помещений в многоквартирном доме вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом. Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2015 N 309-ЭС15-11478 по делу N А71-13549/2014.
Таким образом, выбрав способ управления домом и конкретную управляющую организацию, собственники помещений не лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию, но в установленном законом порядке, в частности, приняв соответствующее решение на общем собрании, уведомить прежнюю и новую управляющую компании о принятом решении, заключить с новой управляющей организацией договор управления.
Судом первой инстанции установлено, имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что согласно реестру лицензий управляющих организаций Оренбургской области спорный многоквартирный был включен в перечень домов, находящихся в управлении ООО "УК "Восток Сервис".
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 288/1 по ул. Пролетарская в г. Оренбурге, оформленного протоколом от 04.03.2018, в качестве управляющей домом организации выбрано ООО "УК "Евразия", утвержден проект договора управления домом. Письмом от N 100 от 05.03.2018 ООО "УК "Евразия" уведомило ООО "УК "Восток Сервис" о принятом решении.
Договор управления между ООО "УК "Евразия" и собственниками помещений указанного многоквартирного дома заключен 05.03.2018 (т. 1, л.д. 75-84).
12.03.2018 ООО "УК "Евразия" направило в ГЖИ по Оренбургской области заявление о внесении изменений в реестр лицензий Оренбургской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с заключением 05.03.2018 договора управления многоквартирным домом N 288/1 по ул. Пролетарская в г. Оренбурге на основании решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от 04.03.2018.
Исследовав представленные в дело доказательства, руководствуясь положениями вышеназванных норм применительно к фактическим обстоятельствам рассматриваемого дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что инспекция действовала в рамках предусмотренной Жилищным кодексом Российской Федерации и Порядком N 938/пр процедуры внесения изменений в реестр лицензий; принятое и оспариваемое решение ГЖИ по Оренбургской области N 599 от 27.04.2018, основывается на анализе и рассмотрении представленных в инспекцию документов и является законным.
Доводы подателя жалобы о том, что при принятии решения о выборе управляющей организации, оформленного протоколом от 04.03.2018, не был соблюден предусмотренный законодательством кворум, поскольку в решении Промышленного районного суда г. Оренбурга по делу N 2-2157/2018тпо иску собственников Конькова С.И. и Жумагалиева М.К. о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений от 04.03.2018 было установлено, что содержащиеся в бюллетенях голосования подписи Мясниковой О.В., Киреева А.С., Жумагалиева М.К. проставлены неустановленными лицами, отклоняется судебной коллегией, поскольку в указанном решении суд общей юрисдикции пришел к выводу о наличии кворума при принятии решений на общем собрании даже с учетом исключения из общего числа голосов Мясниковой О.В., Киреева А.С., Жумагалиева М.К. Указанные обстоятельства также исследованы в решении суда первой инстанции.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на возбуждение уголовного дела по факту подделки бюллетеней для голосования собрания от 04.03.2018, проведение следствия судом отклоняется, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения. Законность принятия ненормативного правового акта оценивается судом на момент его принятия.
Кроме того, при рассмотрении вопроса о внесении изменений в реестр лицензий у инспекции отсутствуют полномочия признавать собрание собственников недействительным и давать оценку легитимности проведенного собрания.
О волеизъявлении собственников помещений многоквартирного дома о выборе в качестве управляющей организации ООО "УК "Евразия" и заключении с ней договора ООО "УК "Восток Сервис" извещено посредством направления в его адрес вновь избранной управляющей организацией соответствующего уведомления от 05.03.2018 с приложением копии протокола общего собрания от 04.03.2018.
Оснований для отказа во внесении изменений в реестр и возврата заявления, поименованных в подп. "а" п. 9 Правил N 938/пр, вопреки доводам жалобы, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, проанализировав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства каждое в отдельности, а также в их совокупности, пришел к правильному выводу о том, что у инспекции с учетом воли собственников, выраженной в решении общего собрания, оформленного протоколом от 04.03.2018, и проверки поступившего в ее адрес заявления ООО "УК "Евразия", имелись основания для внесения соответствующих изменений в реестр лицензий.
Поскольку основания, указанные в части 2 статьи 201 АПК РФ, для признания недействительным ненормативного правового акта отсутствуют, в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки позиции суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.12.2018 по делу N А47-5857/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Восток Сервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-5857/2018
Истец: ООО "Управляющая компания "Восток Сервис"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области
Третье лицо: ООО "УК "Евразия"