Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29 августа 2019 г. N Ф06-50130/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
15 апреля 2019 г. |
Дело N А55-21379/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 апреля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Корнилова А.Б., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Топ-СТрой" - Ефремов А.Н. (доверенность от 10.01.2017),
от Правительства Самарской области - Апаркина Т.М. (доверенность от 14.12.2018),
от Департамента градостроительства г.о.Самара - представитель не явился, извещен,
от Департамента управления имуществом г.о.Самара- представитель не явился, извещен,
от общества с ограниченной ответственностью "Ленинградский институт проектирования городов"- представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Правительства Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.12.2018 по делу N А55-21379/2018 (судья Якимова О.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Топ-СТрой" (ОГРН 1086319006938), г. Самара,
к Правительству Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Департамент градостроительства г.о.Самара, г. Самара,
Департамент управления имуществом г.о.Самара, г. Самара,
общество с ограниченной ответственностью "Ленинградский институт проектирования городов", г. Санкт-Петербург,
о признании недействительным проекта планировки,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТОП-Строй" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнений, в котором просит суд:
1. Признать недействительным проект планировки и проект межевания территории исторического центра г. Самары в границах улицы Комсомольской, улицы Фрунзе, акватории реки Волги и акватории реки Самары, утвержденный распоряжением Правительства Самарской области от 21.04.2014 N 251-р в части установления точек прохождения красной линии со следующими координатами:
X -2126,21000; Y -1491,73000;
X -2167,64000; Y -1554,64000.
X-2178,63000; Y-1652,93000.
X -2109,12000; Y -1837,90000.
Кривизна 0,23989.
Центр дуги X -2076,59733.
Центр дуги Y -1614,57907.
Радиус дуги 109,00211
по земельным участкам кадастровый номер 63:01:0803002:508, кадастровый номер 63:01:0803002:507 и нежилым зданиям кадастровый номер 63:01:0804002:638, кадастровый номер 63:01:0804002:635, кадастровый номер 63:01:0000000:31843, расположенным по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. князя Григория Засекина, 6.
2. Обязать Правительство Самарской области в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу исключить из проекта планировки и проекта межевания сведения о следующих координатах точек прохождения красной линии по земельным участкам кадастровый номер 63:01:0803002:508, кадастровый номер 63:01:0803002:507 и нежилым зданиям кадастровый номер 63:01:0804002:638, кадастровый номер 63:01:0804002:635, кадастровый номер 63:01:0000000:31843, расположенным по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. князя Григория Засекина, 6
X-2126,21000; Y-1491,73000.
X -2167,64000; Y -1554,64000.
X -2178,63000; Y -1652,93000.
X -2109,12000; Y -1837,90000.
Кривизна 0,23989.
Центр дуги X -2076,59733.
Центр дуги Y -1614,57907.
Радиус дуги 109,00211.
3. Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара исключить из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара сведения о принадлежности частей земельных участков 63:01:0803002:508, 63:01:0803002:507 к территориям общего пользования и о прохождении красной линии по земельным участкам с кадастровыми номерами 63:01:0803002:508, 63:01:0803002:507 и нежилым зданиям с кадастровыми номерами 63:01:0804002:638, 63:01:0804002:635, 63:01:0000000:31843, расположенным по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. князя Григория Засекина, 6.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2018 суд определил: считать Департамент градостроительства городского округа Самара вторым заинтересованным лицом по делу, исключив из числа третьих лиц.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.12.2018 заявленные требования удовлетворены частично.
Суд первой инстанции признал недействительным проект планировки и проект межевания территории исторического центра г. Самары в границах улицы Комсомольской, улицы Фрунзе, акватории реки Волги и акватории реки Самары, утвержденный распоряжением Правительства Самарской области от 21.04.2014 N 251-р в части установления точек прохождения красной линии со следующими координатами:
X -2126,21000; Y -1491,73000.
X -2167,64000; Y -1554,64000.
X -2178,63000; Y -1652,93000.
X -2109,12000; Y -1837,90000.
Кривизна 0,23989.
Центр дуги X -2076,59733.
Центр дуги Y -1614,57907.
Радиус дуги 109,00211.
по земельным участкам кадастровый номер 63:01:0803002:508, кадастровый номер 63:01:0803002:507 и нежилым зданиям кадастровый номер 63:01:0804002:638, кадастровый номер 63:01:0804002:635, кадастровый номер 63:01:0000000:31843, расположенным по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. князя Григория Засекина, 6.
При этом суд обязал Правительство Самарской области в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из проекта планировки и проекта межевания сведения о следующих координатах точек прохождения красной линии по земельным участкам кадастровый номер 63:01:0803002:508, кадастровый номер 63:01:0803002:507 и нежилым зданиям кадастровый номер 63:01:0804002:638, кадастровый номер 63:01:0804002:635, кадастровый номер 63:01:0000000:31843, расположенным по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. князя Григория Засекина, 6:
X -2126,21000; Y -1491,73000.
X -2167,64000; Y -1554,64000.
X -2178,63000; Y -1652,93000.
X -2109,12000; Y -1837,90000.
Кривизна 0,23989.
Центр дуги X -2076,59733.
Центр дуги Y -1614,57907.
Радиус дуги 109,00211.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Правительство подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает, что основанием принятия планировочных решений в проекте планировки территории исторического центра г. Самары в границах улицы Комсомольской, улицы Фрунзе, акватории реки Волги и акватории реки Самары, утверждённого распоряжением Правительства Самарской области от 21.04.2014 N 251-р (далее - ППТ), является утверждённый Генеральный план городского округа Самара.
В составе Генерального плана разработана и утверждена схема улично-дорожной сети города, в которой установлены коридоры для развития объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, ул. Засекина является магистральной улицей районного значения.
Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0803002:508, 63:01:0803002:507 в соответствии с утверждённой градостроительной документацией частично расположен в зоне инженерно транспортной инфраструктуры в коридоре красных линий магистральной улицы районного значения.
Установление транспортных коридоров проводилось с учётом СП42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утверждённых приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2016 N 1034/пр, и введен в действие с 01.07.2017 N 820.
С учетом документации по планировке территории оспоренные заявителем красные линии обозначают лишь планируемый к строительству линейный объект, что само по себе еще не свидетельствует об изъятии территории и отнесении ее к землям общего пользования с нарушением правил п. 12 ч. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150, план современного использования территории (опорный план) и план красных линий (основной чертеж) являются самостоятельными графическими материалами проекта планировки, что не свидетельствует о том, что красные линии должны проектироваться исключительно с учетом существующей застройки.
Обратное толкование перечисленных норм законодательства существенным образом ограничило бы полномочия органов государственной власти в части развития существующих поселений, что не являлось целью законодателя, поскольку как земельное, так и гражданское законодательство предусматривают детальный механизм компенсационных выплат при ущемлении прав конкретного собственника в публичных интересах.
Утвержденным проектом, в основном, сохраняется сложившаяся планировочная структура.
Утверждение проекта планировки и межевания территории, предполагающего ее развитие в соответствии с генеральным планом поселения, является элементом градостроительной деятельности и не означает нарушение прав и законных интересов несогласных лиц.
Утвержденные проект планировки и проект межевания не создают заявителю препятствий для использования земельных участков и объектов недвижимости.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2019 судебное разбирательство было отложено.
Согласно ст. 18 АПК РФ в связи с нахождением судьи Лихоманенко О.А. в очередном отпуске в составе суда была произведена замена судьи Лихоманенко О.А. на судью Корнилова А.Б.
В связи с истечением 05.04.2018 у судьи Рогалевой Е.М. срока привлечения к осуществлению правосудия в качестве судьи в составе суда была произведена замена судьи Рогалевой Е.М. на судью Филиппову Е.Г.
После замены судей согласно положениям указанной статьи дело рассмотрено сначала.
В судебном заседании представитель Правительства доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что распоряжением Правительства Самарской области от 21.04.2014 N 251-р "Об утверждении проекта планировки территории исторического центра г. Самары в границах улицы Комсомольской, улицы Фрунзе, акватории реки Волги и акватории реки Самары" был утвержден проект планировки.
Указанным проектом планировки установлены, в том числе, координаты точек прохождения красной линии:
X -2126,21000; Y -1491,73000.
X -2167,64000; Y -1554,64000.
X -2178,63000; Y -1652,93000.
X-2109,12000; У-1837,90000.
Кривизна 0,23989.
Центр дуги X -2076,59733.
Центр дуги Y -1614,57907.
Радиус дуги 109,00211.
В результате установления указанных координат красные линии в настоящее время проходят по земельному участку 63:01:0803002:508, площадью 2963 кв.м. (дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости 23.12.2008), находящемуся в пользовании ООО "ТОП-Строй", а также по объектам недвижимого имущества, принадлежащим на праве собственности Обществу (на основании договоров купли-продажи от 05.07.2011, от 28.04.2011): нежилое здание "Пристрой склада центрально-инструментального склада и абразивная мастерская", назначение: нежилое, этажность: 1, общая площадь 502,2 кв.м., инв. N 0054806, литера У, кадастровый номер 63:01:0804002:638; нежилое здание "Инженерный корпус (заводоуправление), назначение: нежилое, этажность: 3 (подземных этажей - 1), общая площадь 2930,80 кв.м., инв. N 0054820, литера 0,02, кадастровый номер 63:01:0804002:635.
Также красные линии с указанными координатами проходят по земельному участку 63:01:0803002:507, площадью 1427 кв.м. (дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости 23.12.2008), находящемуся в пользовании ООО "ТОП-Строй", и по объекту недвижимого имущества, принадлежащему на праве собственности Обществу - нежилому зданию "Здание лаборатории заводоуправления и клуба, пристрой к заводоуправлению художественная мастерская", площадью 1543,1 кв.м., кадастровый номер 63:01:0000000:31843 (принадлежит ООО "ТОП-Строй" на основании договоров купли-продажи от 28.04.2011, от 04.07.2017).
На земельном участке 63:01:0803002:508, кроме двух указанных выше нежилых зданий, расположены принадлежащие Обществу на праве собственности объекты недвижимости (на основании договора купли-продажи от 28.04.2011): нежилое здание "Проходная у центрального входа", назначение: нежилое, этажность: 1, общая площадь 4,4 кв.м., инв. N 0054819, литера 01, кадастровый номер 63:01:0804002:666 (принадлежит ООО "ТОП-Строй" на основании договора купли-продажи); нежилое здание "Корпус инструментального цеха", назначение: нежилое, этажность: 3, общая площадь 2909,4 кв.м., инв. N 0054803, литера Н, кадастровый номер 63:01:0804002:678.
Земельные участки 63:01:0803002:508, 63:01:0803002:507 были сформированы и поставлены на кадастровый учет 23.12.2008.
30.04.2010 Министерством имущественных отношений Самарской области был принят приказ N 740 "Об образовании земельных участков, расположенных в границах ориентира по адресу: Самарская область, Самарский район, ул. Карбюраторная, 6 (с учетом изменений на основании приказа от 18.05.2010 N 907). На момент постановки земельных участков на кадастровый учет, а также на дату принятия Министерством решения об образовании земельного участка, красные линии не затрагивали участки заявителя, проходили по границе улицы Карбюраторная (в настоящее время князя Г.Засекина).
В соответствии с нанесенными согласно проекту планировки красными линиями части земельных участков, находящихся в пользовании заявителя, а также части объектов - нежилых зданий, находящихся у заявителя на праве собственности, выходят за пределы красных линий, то есть оказались на территории общего пользования.
По мнению заявителя, проект планировки исторического центра г. Самары в части установления координат точек прохождения красной линии по земельному участку 63:01:0803002:508 и нежилым зданиям 63:01:0804002:635, 63:01:0804002:635, по земельному участку 63:01:0803002:507 и нежилому зданию 63:01:0000000:31843 не соответствует закону и нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (п. 12 ст. 1 ГрК РФ).
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
Исходя из ч. 1 ст. 41 ГрК РФ, предусматривающей подготовку документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, следует, что планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации. Части 2-6 ст. 42 ГрК РФ устанавливают обязательные требования к составу и содержанию проекта планировки. Так, основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства.
Таким образом, проект планировки территории и красных линий является составной частью градостроительной документации.
В силу п. 1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция), данная Инструкция обязательна для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке.
В соответствии с п. 3.1 Инструкции она определяет основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации.
Согласно п. 3.3 Инструкции красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях. Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений. Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации (п. 3.4 Инструкции).
Исходя из положений п. 4.1 Инструкции, проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000.
Разбивочный чертеж красных линий выполняется на топографической основе в масштабе 1:2000 или на кальке с дециметровой сеткой. На разбивочном чертеже красных линий наносятся исходные данные для последующего расчета координат: протяженность прямых участков линий, радиусы закруглений на криволинейных участках, точки переломов, а также начала кривых (п.п. 5.2, 5.7 Инструкции).
Концевые и поворотные точки красных линий закрепляются на местности геодезическими знаками постоянного типа и координируются с точностью 0,05 м относительно ближайших точек опорной геодезической сети (п. 5.10 Инструкции).
В соответствии с подпунктами 1, 4 п. 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 N 150 (далее - Инструкция N 150), проект планировки - градостроительная документация, разрабатываемая для частей территорий поселений. Графические материалы проекта планировки разрабатываются в масштабе 1:2000 или 1:1000 и включают:
- схему размещения проектируемой территории в структуре поселения (М 1:10000 - М 1:5000);
- план современного использования территории (опорный план);
- план красных линий (основной чертеж);
- разбивочный чертеж красных линий;
- схему организации транспорта и улично-дорожной сети;
- схему размещения инженерных сетей и сооружений;
- схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории.
На плане современного использования территории (опорном плане) показываются существующая застройка с характеристикой зданий и сооружений по назначению, этажности и капитальности; границы землевладений и землепользований; планировочные ограничения, границы охраняемых территорий; источники загрязнения среды и санитарно-защитные зоны; уличная сеть с указанием типов покрытия проезжих частей; транспортные сооружения; сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; границы территорий по формам собственности; границы отвода участков под все виды строительства и благоустройства; действующие и проектируемые красные линии, линии регулирования застройки (пп. 6 п. 3.2.1 Инструкции N 150).
На плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны перечисленные в пункте 6 элементы сохраняемой застройки всех видов, сохраняемые участки природного ландшафта и проектные предложения по: проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства; архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения (пп. 7 п. 3.2.1 Инструкции N 150).
Как установлено судом первой инстанции, установленные в проекте планировки территории красные линии пересекают расположенные по адресу: г. Самара, ул. князя Г.Засекина, 6, земельные участки и объекты недвижимого имущества таким образом, что части нежилых зданий, часть ограждения земельных участков и части земельных участков оказались на территории общего пользования, определенной таким прохождением красных линий.
В заключении от 14.05.2018 N 3438/2 кадастровым инженером сделаны следующие выводы:
- Имеется пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0803002:508, учтённого в ЕГРН, с красной линией, разработанной в составе документации по планировке территории, утверждённой распоряжением Правительства Самарской области от 19.11.2015 N 946-р "Об утверждении документации по внесению изменений в проекты по планировке территории и межеванию территории, утверждённые отдельными распоряжениями Правительства Самарской области" на величину от 0,08 м до 2,40 м.
- Имеется пересечение границ объекта недвижимости с кадастровым номером 63:01:0804002:635, учтённого в ЕГРН, с красной линией, разработанной в составе документации по планировке территории, утверждённой распоряжением Правительства Самарской области от 19.11.2015 N 946-р "Об утверждении документации по внесению изменений в проекты по планировке территории и межеванию территории, утверждённые отдельными распоряжениями Правительства Самарской области" на величину от 0,08 м до 0,43 м.
- Имеется пересечение границ объекта недвижимости с кадастровым номером 63:01:0804002:638, учтённого в ЕГРН, с красной линией, разработанной в составе документации по планировке территории, утверждённой распоряжением Правительства Самарской области от 19.11.2015 N 946-р "Об утверждении документации по внесению изменений в проекты по планировке территории и межеванию территории, утверждённые отдельными распоряжениями Правительства Самарской области" на величину 0,81 м.
- Часть земельного участка с кадастровым номером 63:01:0803002:508, площадью 163 кв.м., находится в границах территории общего пользования. Часть здания с кадастровым номером 63:01:0804002:635, площадью 7 кв.м., и часть здания с кадастровым номером 63:01:0804002:638, площадью 36 кв.м., расположенные в границах земельного участка 63:01:0803002:508, находятся в границах территории общего пользования.
В заключении от 14.05.2018 N 3437/2 кадастровым инженером сделаны следующие выводы:
- Имеется пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0803002:507, учтённого в ЕГРН, с красной линией, разработанной в составе документации по планировке территории, утверждённой распоряжением Правительства Самарской области от 19.11.2015 N 946-р "Об утверждении документации по внесению изменений в проекты по планировке территории и межеванию территории, утверждённые отдельными распоряжениями Правительства Самарской области" на максимальную величину, равную 5, 93 м.
- Имеется пересечение границ объекта недвижимости с кадастровым номером 63:01:0000000:31843, учтённого в ЕГРН, с красной линией, разработанной в составе документации по планировке территории, утверждённой распоряжением Правительства Самарской области от 19.11.2015 N 946-р "Об утверждении документации по внесению изменений в проекты по планировке территории и межеванию территории, утверждённые отдельными распоряжениями Правительства Самарской области" на максимальную величину, равную 5, 93 м.
- Часть земельного участка с кадастровым номером 63:01:0803002:507, площадью 95 кв.м., находится в границах территории общего пользования. Часть здания с кадастровым номером 63:01:0000000:31843, площадью 87 кв.м., расположенного в границах земельного участка 63:01:0803002:507, находится в границах территории общего пользования.
Таким образом, красная линия, установленная проектом планировки территории, проходит по объектам недвижимости, принадлежащим заявителю на зарегистрированном праве собственности, что является нарушением законных прав ООО "ТОП-Строй" как собственника данных объектов.
Исходя из смысла п.п. 11, 12 ст. 1 ГрК РФ, красные линии не могут проходить через уже существующие объекты недвижимости, поскольку красные линии - это границы территорий.
Прохождение красной линии через объекты недвижимости заявителя возлагает на заявителя обязанность обеспечить неограниченному кругу лиц право пользования соответствующей территорией, на которой находится объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности, что создает угрозу ограничения в любое время прав заявителя на осуществление экономической деятельности.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 18.11.2015 по делу N А54-6605/2014.
При принятии судебного акта суд первой инстанции применил положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в частности, в соответствии с п.п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу положений ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранений всякого нарушения его права, в том числе не соединенных с лишением владения.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
По мнению заявителя (со ссылкой на судебную практику), если утвержденная красная линия проходит по объекту недвижимости, принадлежащему истцу на зарегистрированном праве собственности, и этот объект существовал до принятия соответствующего постановления об установлении границ и точек красных линий, то этот факт является нарушением законных прав собственника объекта недвижимости, гарантированных ст. 209 ГК РФ, и не соответствует ст. 15 Конституции Российской Федерации.
Судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что заявителем не пропущен срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, поскольку о прохождении красной линии по объектам недвижимости, принадлежащим Обществу на праве собственности, заявитель узнал не ранее мая 2018 года.
В своей апелляционной жалобе, также как и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, Правительство Самарской области указывает на следующее.
Статьями 42 и 45 ГрК РФ определены понятие и состав проекта планировки территории, порядок его принятия: подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии,
б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры;
в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства;
2) положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры;
3) положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры.
Уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов регионального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) в границах субъекта Российской Федерации.
По мнению Правительства Самарской области, признание в части недействительным проекта планировки территории исторического центра г. Самары в границах улицы Комсомольской, улицы Фрунзе, акватории реки Волги и акватории реки Самара возможно только при условии признания судом в части недействительным соответствующего распоряжения Правительства Самарской области, утвердившего указанную часть проекта планировки территории. Однако заявитель такие требования не заявил.
На основании ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов; при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Таким образом, целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
В соответствии с п. 11 ст. 1 ГрК РФ красные линии могут обозначать как существующие, так и планируемые границы территорий общего пользования, размещение которых планируется в будущем.
С учетом документации по планировке территории оспоренные заявителем красные линии обозначают лишь планируемый к строительству проезд, что само по себе еще не свидетельствует об изъятии территории и отнесении ее к землям общего пользования с нарушением правил пп. 12 п. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Требования к содержанию и оформлению плана красных линий установлены в Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция N 18-30).
Пункт 1 Инструкции N 18-30 предусматривает обязательность ее соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
В соответствии с пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42, ч.ч. 4, 5 ст. 23 ГрК РФ красные линии являются частью проекта планировки территории города, который разрабатывается на основании генерального плана.
Требования, предъявляемые на территории Российской Федерации, к составу и содержанию материалов, организации разработки, рассмотрения, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, установлены Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150 (далее - Инструкция N 150).
На плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны перечисленные в пункте 6 элементы сохраняемой застройки всех видов, сохраняемые участки природного ландшафта и проектные предложения по следующим направлениям: проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства; архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения (п. 7 ст. 3.2.1 Инструкции N 150).
Согласно п. 4 ст. 3.2.1 Инструкции N 150 план современного использования территории (опорный план) и план красных линий (основной чертеж) являются самостоятельными графическими материалами проекта планировки, что не свидетельствует о том, что красные линии должны проектироваться исключительно с учетом существующей застройки.
Обратное толкование перечисленных норм законодательства, как указывает Правительство, существенным образом ограничило бы полномочия органов государственной власти в части развития существующих поселений, что не являлось целью законодателя, поскольку, как земельное, так и гражданское законодательство, предусматривают детальный механизм компенсационных выплат при ущемлении прав конкретного собственника в публичных интересах.
Таким образом, как указывает Правительство, реализуя полномочия в сфере территориального планирования, оно имело право установить спорные красные линии в обозначенных пределах.
Реализация проекта планировки территории, в том числе последующее строительство различной инфраструктуры, само по себе предполагает соблюдение действующих правил при осуществлении такого строительства и не исключает применения мер компенсационного характера.
Между тем суд первой инстанции обоснованно не согласился с указанной позицией Правительства, исходя при этом из следующего.
В соответствии с ч. 17 ст. 45 ГрК РФ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории и проект межевания территории (ч. 4 ст. 41 ГрК РФ).
В соответствии с действующим законодательством юридическое лицо вправе оспаривать как проект планировки, так и проект межевания территории, что подтверждается судебной практикой, в частности, по делу N А41-11181/2016, в рамках которого оспаривался проект планировки территории. Вступившим в законную силу решением суда был признан недействительным проект планировки в части установления в проекте планировки координат точек красных линий, заинтересованное лицо было обязано судом исключить из проекта планировки координаты точек красных линий. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2018 было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ООО "ТОП-Строй" выбран надлежащий способ защиты своих прав.
Как было указано выше, согласно положениям ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им другим образом.
При принятии судебного акта суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае нарушаются права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку, исходя также из судебной практики, если утвержденная красная линия проходит по объекту недвижимости, принадлежащему истцу на зарегистрированном праве собственности, и этот объект существовал до принятия соответствующего постановления об установлении границ и точек красных линий, то этот факт является нарушением законных прав собственника объекта недвижимости, гарантированных ст. 209 ГК РФ, и не соответствует ст. 15 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. При этом в силу пп. 7 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ, предоставляются в собственность за плату без проведения торгов.
Нанесение красной линии через земельный участок, находящийся в пользовании ООО "ТОП-Строй", и здания, принадлежащие заявителю, нарушает вышеназванные нормы о правах собственника и правообладателя объектами недвижимости. К тому же прохождение красной линии через здание заявителя ограничивает право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости, принадлежащим Обществу.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 26 ГрК РФ создание объектов регионального значения осуществляется на основании документации по планировке территории, утверждение которой для соответствующего объекта входит в полномочия органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности (ст. 7 ГрК РФ).
Как было указано выше, в соответствии со ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной названным Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Таким образом, проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории.
Согласно ст. 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства и является основой для разработки проектов межевания территорий.
Исходя из положений ч.ч. 1-3 ст. 43 ГрК РФ, подготовка проектов межевания территорий, целью разработки которых является определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, как в составе проектов планировки территорий, так и в виде отдельного документа. При этом проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются, в том числе, красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства, в том числе регионального значения.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (ч. 10 ст. 45 ГрК РФ).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при разработке документации по планировке территории (проекта планировки территории исторического центра города Самары, утвержденного распоряжением Правительства Самарской области от 21.04.2014 N 251-р) подлежал применению генеральный план г.о. Самара, утвержденный решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539.
Проектом планировки территории исторического центра г. Самара, утвержденным распоряжением Правительства Самарской области от 21.04.2014 N 251-р, установлены координаты точек красной линии, которая проходит по земельным участкам, находящимся в пользовании у заявителя, а также по объектам недвижимости, принадлежащим заявителю на праве собственности.
Схематично красная линия представляет собой две прямые, соединенные между собой дугообразным отрезком окружности с установленными кривизной (кривизна 0,23989), координатами центра дуги (центр дуги X -2076,59733; центр дуги Y -1614,57907), а также радиусом дуги (радиус дуги 109,00211). Данная красная линия проходит вдоль улицы князя Григория Засекина.
Пунктом 6 раздела 1.4. "Система транспортного обслуживания" Материалов по обоснованию проекта планировки территории исторического центра, подготовленных ООО "Институт "Ленгипрогор", предусмотрено продление улицы Князя Григория Засекина до примыкания с улицей Молодогвардейской и устройство трехполосной проезжей части шириной 11, 5 м на участке от улицы Водников до Хлебной площади.
Из представленной Департаментом градостроительства г.о. Самара копии части генерального плана г.о. Самара (схемы развития улично-дорожной сети г.о. Самара) усматривается, что улица князя Григория Засекина по направлению от улицы Водников к Хлебной площади проходит вдоль земельного участка 63:01:0803002:508 (с запада на восток), на стыке участка 63:01:0803002:508 с участком 63:01:0803002:507 образует развернутый угол 136 градусов с изменением направления движения на северо-восток в сторону Хлебной площади.
Земельные участки, занимаемые улицей князя Григория Засекина, поставлены на кадастровый учет с присвоением номеров: 63:01:0000000:2370 (с востока на запад, до образования угла) и 63:01:0000000:2337 (1) (после образования угла по направлению на северо-восток в сторону Хлебной площади. Общая конфигурация двух указанных земельных участков повторяет конфигурацию и поворот улицы князя Григория Засекина.
Согласно заключению кадастрового инженера Ельчевой О.М. от 22.10.2018 минимальная ширина проезжей части улицы князя Григория Засекина составляет 13, 79 м, максимальная - 14, 70 м.
Таким образом, размещение проезжей части улицы князя Г.Засекина шириной 11, 5 м от улицы Водников до Хлебной площади, как предусмотрено материалами по обоснованию проекта планировки, возможно в створе существующей улицы князя Г.Засекина без необходимости ее расширения. Красные линии, нанесенные в соответствии с Генеральным планом г.о. Самара, проходили вдоль улицы князя Григория Засекина по направлению с востока на запад и далее в сторону Хлебной площади по направлению на северо-восток с образованием развернутого угла 136 градусов, что подтверждается проектом границ земельного участка, подготовленного МП г. Самары "Городской земельный центр", на котором 07.06.2008 были нанесены красные линии, о чем свидетельствует штамп Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара.
В силу ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.
Исходя из заключения кадастрового инженера, установившего минимальную и максимальную ширину проезжей части существующей в настоящее время улицы князя Григория Засекина (13, 79 м и 14, 70 м), а также из материалов по обоснованию проекта планировки, предусматривающих создание проезжей части улицы князя Григория Засекина шириной 11, 5 м, следует, что проезжую часть указанной ширины вполне возможно устроить в створе существующей улицы, в границах земельных участков для размещения улицы, поставленных на кадастровый учет (63:01:0000000:2370 и 63:01:0000000:2337 (1)) с образованием поворота в виде развернутого угла 136 градусов.
Между тем Правительство Самарской области не представило каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что обустройство улицы князя Григория Засекина возможно лишь в варианте прохождения по земельным участкам и объектам недвижимости заявителя с соответствующим радиусом поворота улицы в сторону Хлебной площади (на северо-восток).
При этом заявителем предоставляются доказательства, свидетельствующие о наличии возможности размещения проезжей части планируемой улицы князя Г.Засекина в границах существующего в настоящее время варианта прохождения улицы.
Аналогичная правовая позиция изложена в судебных актах по делу N А65-25172/2014.
Проект планировки подготовлен не в развитие Генерального плана г.о. Самара, а в противоречие с данным документом территориального планирования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения заявленных требований в части признания недействительным проекта планировки и проекта межевания территории исторического центра г. Самары в границах улицы Комсомольской, улицы Фрунзе, акватории реки Волги и акватории реки Самары, утвержденного распоряжением Правительства Самарской области от 21.04.2014 N 251-р, в части установления точек прохождения красной линии и обязания Правительства Самарской области в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из проекта планировки и проекта межевания сведений о координатах точек прохождения красной линии по земельным участкам кадастровый номер 63:01:0803002:508, кадастровый номер 63:01:0803002:507 и нежилым зданиям кадастровый номер 63:01:0804002:638, кадастровый номер 63:01:0804002:635, кадастровый номер 63:01:0000000:31843, расположенным по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. князя Григория Засекина, 6.
Требование Общества об обязании Департамента градостроительства г.о. Самара исключить из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара сведения о принадлежности частей земельных участков 63:01:0803002:508, 63:01:0803002:507 к территориям общего пользования и о прохождении красной линии по земельным участкам с кадастровыми номерами 63:01:0803002:508, 63:01:0803002:507 и нежилым зданиям с кадастровыми номерами 63:01:0804002:638, 63:01:0804002:635, 63:01:0000000:31843, расположенным по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. князя Григория Засекина, 6, суд признал излишним, дублирующим основное требование, заявление такого требования направлено на конкретизацию способа устранения нарушения права заинтересованного лица, в связи с чем в удовлетворении требований в данной части отказал.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24.12.2018 по делу N А55-21379/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.