Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 августа 2019 г. N Ф08-7028/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
16 апреля 2019 г. |
дело N А53-33341/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей В.В. Ванина, Б.Т. Чотчаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сурженко Т.М.,
при участии:
от заявителя (истца): представитель Байков С.Е. по доверенности от 17.12.2018,
от ответчика: представитель не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "РЖД Логистика" (ИНН 7708730092, ОГРН 1107746946340)
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.02.2019 по делу N А53-33341/2018
по иску акционерного общества "РЖД Логистика" (ИНН 7708730092, ОГРН 1107746946340)
к обществу с ограниченной ответственностью "ТрансГрупп" (ИНН 6445006135, ОГРН 1136445000086)
о взыскании задолженности,
принятое в составе судьи Батуриной Е.А.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "РЖД Логистика" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ТрансГрупп" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по договору транспортной экспедиции N 643031902/2016 от 25.11.2016 в размере 18998 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 08.02.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Акционерное общество "РЖД Логистика" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда от 08.02.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами:
- суд незаконно и необоснованно мотивировал принятое решение освобождением ответчика от ответственности в связи с отсутствием его вины в простое вагонов на станциях. При этом судом указано, что истцом заявлено о взыскании штрафа в размере 18998 руб. за нарушение срока нормативного простоя вагонов. Однако, исковые требования заявлены о взыскании задолженности за оказанные услуги. Данная задолженность не является ответственностью ответчика, а является неоплаченной последним услуги по договору транспортной экспедиции, заключенному между сторонами. Кроме того, мотивировка суда противоречит сложившейся судебной практике по данной категории споров. Судом, несмотря на иные условия договора, в обоснование периода простоя приняты в качестве доказательств ведомости подачи и уборки вагонов. Суд необоснованно мотивирует дату окончания простоя вагонов моментом окончания грузовой операции. Указанное противоречит фактическим обстоятельствам дела и условиям договора. Пунктам 5, 6 ПДЦ N 19 от 25.06.2018 установлен иной порядок определения периода простоя. Ведомости подачи и уборки вагонов, на которые ссылается ответчик, не подтверждают весь период простоя вагонов на путях станции отправления или назначения (на путях общего и необщего пользования станции). Вагоны прибывали на станцию в адрес ответчика, либо привлеченных ответчиком лиц. Согласно пункту 2.3. договора клиент отвечает за действия третьих лиц как за свои собственные;
- судом сделан необоснованный вывод об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, на которые ссылается истец, за исключением его расчета и акта, подписанного истцом в одностороннем порядке. При этом в нарушение норм материального права судом не учтено, что договором установлен перечень документов и информации, которые применяются для определения времени простоя вагонов на станции отправления и назначения. Представленные в материалы дела расчеты основаны на данных информационных систем ОАО "РЖД". По мнению заявителя, в материалах дела имеются надлежащие доказательства, подтверждающие спорные обязательства, касающиеся сверхнормативного простоя вагонов.
От общества с ограниченной ответственностью "ТрансГрупп" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик считает верным вывод суда об отсутствии фактического простоя вагонов в соответствии с ведомостью N 076130 от 27.07.2018 и, как следствие, отсутствие оснований для удовлетворения иска о взыскании штрафа.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2019 произведена замена судьи Ковалевой Н.В. (в связи с нахождением в отпуске) на судью Чотчаева Б.Т. Судебное разбирательство дела начато с самого начала в порядке части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя (истца) в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя (истца), арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между акционерным обществом "РЖД Логистика" (экспедитор) и обществом с ограниченной ответственностью "ТрансГрупп" (клиент) заключен договор транспортной экспедиции N 643031902/2016 от 25.11.2016, согласно условиям которого экспедитор за вознаграждение принимает на себя обязательства по поручению и за счет клиента оказать или организовать оказание транспортно-экспедиционных и иных услуг при перевозках, в том числе в международном сообщении, грузов клиента железнодорожным, автомобильным, морским, речным, воздушным или смешанным видами транспорта (пункт 2.1. договора).
Согласно пункту 5 протокола согласования договорной цены N 19 от 25.06.2018 клиент обязался обеспечить простой вагона, поданного согласно заказу, на станции отправления не более 3 суток, на станции назначения не более 3 суток.
Пунктом 6 протокола согласования договорной цены N 19 предусмотрена плата за сверхнормативный простой вагонов в размере 2714 руб. в сутки.
В соответствии с пунктом 5.3. договора расчетный период составляет 1 (один) месяц. В течение 10 (десяти) календарных дней с даты окончания расчетного периода экспедитор предоставляет клиенту уведомление о начислении штрафа. В целях оперативной проверки и согласования объемов оказанных услуг копии всех перечисленных документов направляются клиенту посредством электронной и/или факсимильной связи по адресам, указанным в разделе 9 договора.
Клиент обязан в течение 5 (пяти) календарных дней с даты получения документов, указанных в пункте 5.3 договора, рассмотреть их, подписать и возвратить экспедитору. В случае если у клиента имеются возражения и/или замечания по объему и/или качеству оказанных услуг, суммам штрафных санкций, клиент в тот же срок подписывает акт об оказанных услугах, уведомление о начислении штрафа с разногласиями. К акту об оказанных услугах (уведомлению), подписанному клиентом с разногласиями, должны быть приложены обосновывающие документы (пункт 5.4. договора).
Согласно пункту 5.5. договора экспедитор обязан в течение 5 (пяти) календарных дней с даты получения актов об оказанных услугах (уведомлений), подписанных с разногласиями, рассмотреть возражения/замечания клиента и в случае согласия с ними направить клиенту исправленный акт об оказанных услугах (уведомление). В случае неполучения экспедитором от клиента подписанного уведомления о начислении штрафа или документов, подтверждающих возражения клиента, в сроки, предусмотренные пунктом 5.4. договора, услуги считаются оказанными экспедитором надлежащим образом и принятыми клиентом, а штрафные санкции - признанными клиентом в полном объеме.
Как указывает истец, в связи с нарушением ответчиком сроков нормативного простоя вагонов, на основании акта об оказанных услугах N 6101071 от 22.08.2018, ответчику начислена плата в размере 18998 руб., выставлен счет N 692 от 22.08.2018 на сумму 18998 руб. (т. 1, л.д. 53-55).
Поскольку ответчик оплату указанной суммы не произвел, истец направил в его адрес претензию от 13.09.2018 с требованием уплаты задолженности (т. 1, л.д. 47-48), которая получена ответчиком 18.09.2018 (т. 1, л.д. 49-50) и оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции квалифицировал требования истца, как взыскание штрафа за нарушение срока нормативного простоя вагонов, и, руководствуясь статьями 330, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии факта простоя, указав, что согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 076130 вагон за номером 52139946 СОБ был разгружен 22.07.2018 вовремя, без наличия простоя. В графе простоя указанных ведомостей значится "0", что подтверждает отсутствие простоя. Вагон при разгрузке простоял сутки, без нарушения условий (не более 3-х суток) договора транспортной экспедиции N 643031902/2016, заключенного между истцом и ответчиком.
Рассмотрев дело повторно по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция полагает ошибочными выводы суда первой инстанции.
Из текста искового заявления усматривается, что истцом заявлены требования о взыскании платы за услуги по предоставлению вагонов сверх согласованного срока.
В соответствии с положениями статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.
Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
На основании положений пункта 2 статьи 5 Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О Транспортно-экспедиционной деятельности" клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
В соответствии с пунктом 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554, транспортно-экспедиционными услугами признаются услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечения отправки и перевозки груза, а также иные услуги связанные с перевозкой груза.
В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим.
Согласно пункту 6 протокола согласования договорной цены N 19 от 25.06.2018 при возникновении по вине клиента сверхнормативного простоя вагонов, клиент оплачивает экспедитору стоимость сверхнормативного простоя вагонов в размере 2300 руб./вагон в сутки без учета НДС 18% (2714 руб./вагон в сутки включая НДС 18%).
Простой свыше срока установленного пунктом 5 настоящего протокола исчисляется сторонами в сутках, при этом неполные сутки считаются как полные.
В целях достоверного определения сроков простоя при перевозках грузов дата прибытия вагона (дата календарного штемпеля в графе "Прибытие на станцию назначения") и дата отправления определяется:
- на территории Российской Федерации по данным информационных систем Экспедитора, системы "ЭТРАН" ОАО "РЖД" или сведений ГВЦ ОАО "РЖД";
- за пределами территории Российской Федерации на основании информационных отчетов (сообщений) экспедиторов и/или информационных источников, имеющихся у Экспедитора, в т.ч. сведения ГВЦ ОАО "РЖД", ИВЦ ЖА и т.д.
При этом пункт 2.2. приложения N 3 договора N 643031902/2016 от 25.11.2016 не применяется.
В материалы дела представлен акт об оказанных услугах N 6101071 от 22.08.2018, согласно которому стоимость плата за сверхнормативный простой вагонов составляет 18988 руб. с учетом НДС 18%, (т. 1, л.д. 13-14), а именно:
- Пугачевск (пункт оказания услуги), собственный парк транспортного средства, дата начала оказания услуги - 04.07.2018, дата окончания оказания услуги - 08.07.2018, общий простой вагонов - 5, нормативный простой вагонов - 3, сверхнормативный простой вагонов - 2, номер и наименование услуги по классификатору - транспортно-экспедиционные услуги (согласно пункта 6 протокола согласования договорной цены N 19 от 25.06.2018), стоимость - 5428 руб.;
- Петрозаводск (пункт оказания услуги), собственный парк транспортного средства, дата начала оказания услуги - 20.07.2018, дата окончания оказания услуги - 27.07.2018, общий простой вагонов - 8, нормативный простой вагонов - 3, сверхнормативный простой вагонов - 5, номер и наименование услуги по классификатору - транспортно-экспедиционные услуги (согласно пункта 6 протокола согласования договорной цены N 19 от 25.06.2018), стоимость - 13570 руб.
В соответствии с пунктом 5.5. договора экспедитор обязан в течение 5 (пяти) календарных дней с даты получения актов об оказанных услугах (уведомлений), подписанных с разногласиями, рассмотреть возражения/замечания клиента и в случае согласия с ними направить клиенту исправленный акт об оказанных услугах (уведомление). В случае неполучения экспедитором от клиента подписанного акта об оказанных услугах (уведомления) или документов, подтверждающих возражения клиента, в сроки, предусмотренные пунктом 5.4. договора, услуги считаются оказанными экспедитором надлежащим образом и принятыми клиентом, а штрафные санкции - признанными клиентом в полном объеме.
Как указывает истец, в адрес ответчика направлялись акт об оказанных услугах N 6101071 от 22.08.2018 и счет N 692 от 22.08.2018, однако акт ответчиком не подписан, разногласия не представлены.
Таким образом, на основании пункта 5.5. договора, сумма платы за сверхнормативный простой вагонов считается признанным клиентом (ответчиком).
Кроме того, периоды простоя вагонов на станциях отправления и назначения (Пугачевск и Петрозаводск) подтверждаются скриншотами из автоматизированной системы экспедитора, данные которой совпадают с данными перевозчика.
Ссылка суда первой инстанции на ведомость подачи и уборки вагонов N 076130, согласно которой вагон за номером 52139946 СОБ был разгружен 22.07.2018, в графе простоя значится "0", является несостоятельной, поскольку сторонами согласован иной порядок определения периода нормативного простоя вагонов на станции назначения или отправления, а именно с даты прибытия вагона (дата календарного штемпеля в графе "Прибытие на станцию назначения") до даты отправления вагона со станции.
Период сверхнормативного простоя спорного вагона определен истцом с даты проставления штемпеля о прибытии вагона по дату фактического убытия вагона со станции. Расчет истца судом проверен, признан законным и обоснованным.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции признает требования истца о взыскании задолженности по договору транспортной экспедиции N 643031902/2016 от 25.11.2016 в размере 18998 руб. обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере.
Оспариваемый судебный акт подлежит отмене в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы истца по оплате государственной пошлины по иску в размере 2000 руб. (платежное поручение N 1778 от 16.10.2018 - т. 1, л.д. 20) и апелляционной жалобе в размере 3000 руб. (платежное поручение N 282 от 19.02.2019 - т. 2, л.д. 12), по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит отнесению на ответчика - общество с ограниченной ответственностью "ТрансГрупп".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.02.2019 по делу N А53-33341/2018 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ТрансГрупп" (ИНН 6445006135, ОГРН 1136445000086) в пользу акционерного общества "РЖД Логистика" (ИНН 7708730092, ОГРН 1107746946340) задолженность в размере 18998 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере 2000 руб.".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ТрансГрупп" (ИНН 6445006135, ОГРН 1136445000086) в пользу акционерного общества "РЖД Логистика" (ИНН 7708730092, ОГРН 1107746946340) расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.