г. Москва |
|
15 апреля 2019 г. |
Дело N А41-75246/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ракша А.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного автономного учреждения "Оздоровительный комплекс "Рублёво-Успенский" Управления делами Президента Российской Федерации на решение Арбитражного суда Московской области от 22.01.2019 по делу N А41-75246/18, принятое судьей М.В. Афанасьевой по заявлению Федерального государственного автономного учреждения "Оздоровительный комплекс "Рублёво-Успенский" Управления делами Президента Российской Федерации к Министерству потребительского рынка и услуг Московской области о признании недействительным решение,
при участии в заседании:
от Федерального государственного автономного учреждения "Оздоровительный комплекс "Рублёво-Успенский" Управления делами Президента Российской Федерации - Тарасов А.М. по доверенности от 16.09.2018,
от Министерства потребительского рынка и услуг Московской области - извещено, представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное автономное учреждение "Оздоровительный комплекс "Рублёво-Успенский" Управления делами Президента Российской Федерации (далее - заявитель, ФГАУ "ОК "Рублёво-Успенский", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству потребительского рынка и услуг Московской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения об отказе в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории Московской области от 15.06.2018, об обязании Министерства потребительского рынка и услуг Московской области переоформить Федеральному государственному автономному учреждению "Оздоровительный комплекс "Рублёво-Успенский" Управления делами Президента Российской Федерации лицензию на продажу алкогольной продукции по заявлению от 17.05.2018.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.01.2019 по делу N А41-75246/18 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель учреждения в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя заинтересованного лица. До судебного заседания в суд от Министерства потребительского рынка и услуг Московской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
17.05.2018 заявитель через муниципальное казенное учреждение "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг Одинцовского муниципального района Московской области" обратился в лицензирующий орган с заявлением (регистрационный номер М503-0865152761-13060111) о переоформлении лицензии в связи с изменением указанных в лицензии мест нахождений обособленных подразделений (добавление обособленных подразделений в приложение к лицензии по адресу): "Бар Вечерний" по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/п Успенское, пос. Сосны, дом 32, Лит. Б5, по плану N 1, 2, 2 этаж, "Бар Вечерний", КПП 503245001, включить в приложение к лицензии; кафе-бистро по адресу: Московская область, Красногорский район, с/п Ильинское, с. Петрово-Дальнее, пансионат "Петрово-Дальнее", ФГУП "Рублево-Успенский ЛОК", дом 14, цокольный этаж, Лит. 1Б по плану N 96, 98, кафе-бистро, КПП 502445002, приложив к заявлению: лицензию; выписки из ЕГРП на недвижимое имущество, находящегося на праве оперативного управления у заявителя по месту нахождения обособленных подразделений; платежное поручение, подтверждающее уплату государственной пошлины за переоформление лицензии; правоустанавливающие документы заявителя, паспорт и доверенность на представителя учреждения Ивкина А.Н.
15.06.2018 комиссией по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Московской области Министерства потребительского рынка и услуг Московской области принято решение об отказе в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории Московской области.
ФГАУ "ОК "Рублёво-Успенский", считая указанный отказ Министерства незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным (решения или действия (бездействия) - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Требования к розничной продаже алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В соответствии с п. 2 указанной статьи лицензии выдаются на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.
В соответствии со статьей 19 Закона N 171-ФЗ для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель, среди прочего, представляет в лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, адреса его электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, наименования банка и номера расчетного счета в банке, лицензируемого вида деятельности, который организация намерена осуществлять, вида продукции (в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона), срока, на который испрашивается лицензия, документы, подтверждающие наличие у заявителя в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде объекта общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общественного питания.
Пунктом 9 ст. 19 Закона N 171-ФЗ предусмотрены основания для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, среди которых указано выявление в представленных документах недостоверной, искаженной, а также неполной информации в случае, если такая неполная информация не позволяет установить соответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, либо представление заявителем неполного комплекта документов, предусмотренных для выдачи соответствующей лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии на дату принятия оспариваемого решения оснований для отказа в выдаче лицензии.
Как было указано выше, 17.05.2018 ФГАУ "ОК "Рублево-Успенский" обратилось в Министерство с заявлением о переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции серии ЛMO N 009408, в связи с добавлением "Бар вечерний" по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/п Успенское, пос. Сосны, д. 32, лит. Б5, по плану N 1, 2, 2 этаж; кафе-бистро, по адресу: Московская область, Красногорский район, с/п Ильинское, с. Петрово-Дальнее, пансионат "Петрово-Дальнее", ФГУП "Рублево - Успенский ЛОК", д. 14, цокольный этаж, лит. 1Б, по плану N 96, 98.
В качестве подтверждения права пользования помещением, в котором планируется осуществлять лицензируемый вид деятельности, было представлено, среди прочего, свидетельство о государственной регистрации N 50 - АГN 568501 от 04.05.2012 (т. 2 л.д. 48), согласно которому ФГАУ "ОК "Рублево-Успенский" в оперативное управление передан: Пансионат, назначение: нежилое, 9 - этажный (подземных этажей -1), общая площадь 18 777, 6 кв.м, инв. N 092:030-10215, лит. 1Б, 1Б1, 1Б2, 1БЗ, адрес объекта: Московская область, Красногорский район, с. Петрово - Дальнее, ФГУП "Рублево - Успенский ЛОК", д. 14.
В заявлении о переоформлении лицензии (т.1 л.д. 32) заявителем указан следующий адрес обособленного подразделения кафе-бистро: Московская область, Красногорский район, сп. Ильинское, с. Петрово-Дальнее, пансионат "Петрово-Дальнее", ФГУП "Рублево-Успенский ЛОК", дом 14, цокольный этаж, Лит. 1Б по плану N 96, 98, кафе-бистро.
В соответствии с Уставом городского округа Красногорск, принятого решением Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области N 247/16 от 08.09.2017 (Зарегистрирован Управлением Минюста России по Московской области 11.10.2017 N RU503510002017001), административным центром городского округа является город Красногорск.
В соответствии с Законом Московской области от 07.04.2017 N 38/2017- 03 "Об отнесении города Красногорск Красногорского района Московской области к категории города областного подчинения Московской области, упразднении Красногорского района Московской области и внесение изменений в Закон Московской области "Об административно-территориальном устройстве Московской области" административно - территориальная единица Красногорский муниципальный район упразднена.
Статьей 2 Закона Московской области от 24.04.2017 N 60/2017-03 "О границе городского округа Красногорск" установлено, что село Петрово-Дальнее входит в границы городского округа Красногорск, сельское поселение Ильинское упразднено.
В ходе проведения выездной внеплановой проверки 04.06.2018 было указано на несоответствие адреса места нахождения объекта представленным документам, о чем был составлен акт N С-18175/18176 (т. 2 л.д. 49).
В дальнейшем, в ходе проведения документарной проверки представленных документов, были выявлены нарушения.
02.12.2014 вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" (далее - Правила), изданное во исполнение Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О Федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который обязывает органы государственной власти, органы местного самоуправления, использовать сведения об адресах, содержащихся в государственном адресном реестре, в том числе при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
В силу пункта 6 Правил, присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов, с использованием федеральной информационной адресной системы.
Согласно пункту 7 Правил изменение адресов объектов адресации осуществляется уполномоченными органами на основании принятых решений о присвоении адресообразующим элементам наименований, об изменении и аннулировании их наименований.
Согласно статье 47 Правил обязательными адресообразующими элементами для всех видов объектов адресации являются: а) страна; б) субъект Российской Федерации; в) муниципальный район, городской округ или внутригородская территория (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации; г) городское или сельское поселение в составе муниципального района (для муниципального района); д) населенный пункт.
В силу пункта 26 Правил датой присвоения объекту адресации адреса, изменения или аннулирования его адреса признается дата внесения сведений об адресе объекта адресации в государственный адресный реестр.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сведения об адресах содержащиеся в государственном адресном реестре обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг.
Согласно разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации сведения об адресах, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости должны соответствовать сведениям об адресах, содержащимся в государственном адресном реестре. Адрес присваивается уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений собственников соответствующих объектов либо лиц, которым эти объекты принадлежат на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненно наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с приказом Росалкогольрегулирования от 12.11.2015 N 359 "О форме лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (применимом к рассматриваемым правоотношениям) в лицензии структура адреса указывается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1221.
Согласно сведениям федеральной информационной адресной системы (ФИАС) адрес объекта ФГАУ "ОК "Рублево-Успенский", расположенного в с. Петрово-Дальнее указан как Московская область, городской округ Красногорск, село Петрово - Дальнее, Территория ФГУП "Рублево-Успенский ЛОК", д. 14 (т. 2 л.д. 53).
Указанный адрес отсутствует в представленных документах ФГАУ "ОК "Рублево-Успенский".
При этом адреса, указанные в заявлении о переоформлении лицензии и свидетельстве о государственной регистрации права не совпадают.
Основанием для принятия 15.06.2018 решение об отказе в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции стало:
- несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 Закона N 171-ФЗ, а именно: в нарушение требований приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 12.11.2015 N 359 "О форме лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в представленных документах не указана информация о месте нахождения обособленного подразделения по структуре адреса, в соответствии с Федеральной информационной адресной системой, Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" (подпункт 1 пункта 9 статьи 19 Закона N 171-ФЗ);
- несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 Закона N 171-ФЗ, а именно: выявление в представленных документах недостоверной, искаженной, а также неполной информации (подпункты 1, 6 пункта 9 статьи 19 Закона N 171-ФЗ).
Как следует из материалов дела, причины отказа были разъяснены ФГАУ "ОК "Рублево-Успенский" при выдаче решения об отказе, что подтверждается подписью уполномоченного представителя от 26.06.2018.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что в представленных заявителем вместе с заявлением на переоформление лицензии первичных документах указан адрес Московская область, Красногорский район, с/п Ильинское, с. Петрово-Дальнее, пансионат "Петрово-Дальнее", ФГУП "Рублево - Успенский ЛОК", д. 14, этаж 2, лит. 1Б, что, по мнению заявителя, препятствовало представлению заинтересованному лицу какие-либо иные сведения в части адреса спорного объекта, не может повлиять на выводы суда первой инстанции, поскольку, как было указано выше, Министерство руководствуется в первую очередь сведениями, содержащимися в федеральной информационной адресной системе.
При этом апелляционный суд также принимает во внимание, что, как следует из материалов дела, решениями администрации городского округа Красногорск от 22.09.2017 и 10.10.2017 (т. 1 л.д. 28, 30) заявителю отказано в присвоении адреса и разъяснено, что адресом спорного объекта является Московская область, Красногорский район, с. Петрово-Дальнее, ФГУП "Рублево-Успенский ЛОК", д. 14, который присвоен на основании Постановления главы сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района N 439 от 21.12.2009.
Вместе с тем, данные отказы вынесены до вступления в силу Устава городского округа Красногорск.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, ФГАУ "ОК "Рублево-Успенский" имело возможность самостоятельно, до подачи документов в лицензирующий орган, проверить отвечают ли условия его предполагаемой деятельности лицензионным требованиям, установленным действующим законодательством.
Принимая во внимание, что в лицензии указываются сведения, позволяющие определенно установить места, где осуществляется лицензируемый вид деятельности, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии неполных и противоречивых сведений о месте осуществления лицензируемого вида деятельности, что является основанием для отказа в выдаче лицензии.
Довод Общества о том, что оно не имеет возможности самостоятельно устранить выявленные лицензирующим органом противоречия, отклоняется апелляционным судом, поскольку данное обстоятельство не имеет правового значения для правильного рассмотрения спора. Вопреки доводам апелляционной жалобы, данное обстоятельство не свидетельствует о неправомерности оспариваемого отказа в выдаче лицензии.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что Министерством принято законное и обоснованное решение об отказе в выдаче лицензии.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.01.2019 по делу N А41-75246/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-75246/2018
Истец: ФГУП "РУБЛЕВО-УСПЕНСКИЙ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС" УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: Министерство потребительского рынка и услуг Московской области Россия, 129063, г.Москва, ул.Проспект Мира, д.72
Третье лицо: Министерство потребительского рынка и услуг Московской области