город Томск |
|
16 апреля 2019 г. |
Дело N А27-25371/2018 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Павлюк Т.В., рассмотрев апелляционные жалобы Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 9) (N 07ап-2217/2019), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14.02.2019 по делу N А27-25371/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению муниципального автономного учреждения Мысковского городского округа "Городской центр культуры", город Мыски (ОГРН 1024201429780, ИНН 4215007525) к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N9), Кемеровская область, город Междуреченск (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857) об оспаривании решения от 10.09.2018 N54 (расходы),
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное автономное учреждение Мысковского городского округа "Городской центр культуры" (далее - заявитель, учреждение, МАУ Мысковкого городского округа "Городской центр культуры") обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене решения государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 9 г. Междуреченска (далее - фонд, ФСС) о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 10.09.2018 N 54 (расходы) принятого с нарушением законодательства Российской Федерации.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 14.02.2019 заявление удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным решением, Фонд в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Апелляционная жалоба Фонда мотивирована нарушением норм материального и процессуального права, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.
В отзыве, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), заявитель просит решение суда оставить без изменения.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив законность и обоснованность решения в порядке статьи 268 АПК РФ, апелляционный суд считает, что оснований для его отмены или изменения не имеется.
Как следует из материалов дела, в целях проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производимых в муниципальном автономном учреждении Мысковского городского округа "Городской центр культуры", была осуществлена выездная проверка ГУ-КРОФСС РФ.
10.09.2018 ГУ-КРОФСС РФ вынесено решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от N 54 (расходы).
Муниципальное автономное учреждение Мысковского городского округа "Городской центр культуры", не согласившись с вышеуказанным решением, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования, пришел к выводу об их обоснованности. Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, в связи, с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В силу статьи 65 АПК РФ заявитель не освобожден от обязанности подтвердить нарушение своих прав и законных интересов оспариваемыми ненормативными правовыми актами, решениями, действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) правоотношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) и застрахованных лиц по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора. В силу статьи 3 Федерального закона N 165-ФЗ страховой случай - свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию, а обеспечение по обязательному социальному страхованию (страховое обеспечение) - исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию перечислены в пункте 2 статьи 8 названного закона. Одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности (пункт 5 части 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ).
Согласно статье 22 Федерального закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее Закон N 255-ФЗ). Статьей 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ установлено, что назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица. В соответствии с положениями статьи 1.2 Федерального закона N 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности признается временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных статьей 5 настоящего закона, беременность и роды, рождение ребенка, уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет, смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена семьи (статья 1.3 Федерального закона N 255-ФЗ). Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения регулируется статьей 3 Федерального закона N 255-ФЗ.
Из изложенного следует, что выплата пособия по временной нетрудоспособности производится при наступлении страхового случая, а его финансирование должно осуществляться в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании.
Статьей 15.1 Федерального закона N 255-ФЗ определено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В силу приведенных норм право на получение пособия по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию, то есть работающие на основании трудового договора. Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица. Страхователь осуществляет выплату пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу в порядке, установленном для выплаты застрахованным лицам заработной платы (иных выплат, вознаграждений).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в целях проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производимых в муниципальном автономном учреждении Мысковского городского округа "Городской центр культуры", была осуществлена выездная проверка, осуществляемая государственным учреждением - Кузбасское регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации. Заместитель директора филиала N 9 Государственного учреждения Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Л.И. Цынколенко, рассмотрев акт выездной проверки решил:
- не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные Муниципальным с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением в сумме 40 844,16 рублей, в том числе: Апрель 2015 г.- 37,52 руб., Май 2015 г.- 64,32 руб., Сентябрь 2016 г. - 10 185,58 руб., Октябрь 2016 г.-10 185,58 руб., Ноябрь 2016 г.- 10 185,58 руб., Декабрь 2016 г.- 10185,58 руб.
Работнику Солодовой Е.В. по приказу от 20.04.2016 г. N 22 -к назначено пособие по уходу за ребенком до полутора лет с 20.04.2016 г. по 01.08.2017 г. в размере 10 185,58 руб. На основании заявления Солодовой Е.В., приказа от 01.09.2016 г. N 38 - к, она в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, выходит работать на неполный рабочий день, 0,9 ставки с 01.09.2016 г. Дополнительным соглашением от 01.09.2016 г. ей установлена 36 часовая рабочая неделя во время отпуска по уходу за ребенком до полутора лет. Согласно табеля учета рабочего времени с сентября по декабрь 2016 года Солодова Е.В. работает 36 часов в неделю (норма часов работы за ставку 40 часов неделю).
Фактически, согласно табелей выходов за период с 01.09.2016 г. по 31.12.2016 г. Солодова Е.В. работала 6 дней в неделю по 6 часов в день. Режим ее работы составил 90% занятости рабочего времени. Из чего следует, что Солодова Е.В. осуществляла уход за ребенком 4 часа в неделю или 40 мин. в день при неполной рабочей неделе.
Согласно данному решению муниципальному автономному учреждению Мысковского городского округа "Городской центр культуры" предложено произвести корректировку сумму расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в сумме 40 844,16 рублей в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.01.2018 г. по 30.09.2018 г.
Доплатить страховые взносы в сумме не принятых к зачету расходов в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 40 844,16 рублей.
В соответствии со статьей 255 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. Статьей 256 ТК РФ предусмотрено, что по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами. Условия, размер и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определены Законом N 255-ФЗ и Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи). Согласно части 2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (часть 2.1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с частью 2.2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соответствии с частью 2 настоящей статьи страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица. В силу части 5.1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ в случаях, указанных в частях 2.1 и 2.2 означенной статьи, застрахованное лицо при обращении за назначением пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам к страхователю по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица представляет также справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются.
Из материалов дела следует, что страхователь назначил и выплатил своей сотруднице, находившейся в отпуске по уходу за ребенком и продолжавшей работать в Обществе на условиях неполного рабочего времени, пособие по беременности и родам.
Статьей 256 ТК РФ предусмотрено, что по заявлению женщины или лиц, указанных в части второй названной статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию. Согласно статье 287 ТК РФ все гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме.
Основываясь на приведенных нормах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Солодова Е.В., работающая в Обществе, имела полное право находиться в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, а также трудиться во время такого отпуска на условиях неполного рабочего времени. Поскольку отпуск по уходу за ребенком заявлен в перечне исключаемых периодов, установленных частью 3.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, без каких-либо дополнительных условий, требований, ограничений, то он должен быть исключен из расчетного периода, даже если в период такого отпуска сотрудница трудилась в режиме неполного рабочего времени и получала заработную плату.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что Общество правомерно назначило и выплатило пособие по беременности и родам, расчет пособия произведен верно. Доводы подателя жалобы о неправомерности расчета пособия в силу имеющихся ограничений выполнения трудовых функций в период отпуска по уходу за ребенком являются ошибочными, противоречащими приведенным нормам. Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права. В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.02.2019 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-25371/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N9) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.