Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25 июля 2019 г. N Ф06-48386/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
17 апреля 2019 г. |
Дело N А65-20663/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 апреля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Балакиревой Е.М., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лариной Ю.Н.,
при участии:
от истца - ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчиков: от АО "Земельная корпорация "Лидер" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от МУП "Агентство по привлечению инвестиций и развитию территорий Елабужского муниципального района Республики Татарстан" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от МКУ "Земельно-имущественной палаты Елабужского муниципального района - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - ПАО "Татфондбанк" - представитель Берестнева Н.А. по доверенности N 16АА4555029 от 04.04.2018 г.,
от остальных третьих лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 апреля 2019 года в зале N 6 апелляционные жалобы публичного акционерного общества "Татнефть" и муниципального казенного учреждения "Земельно-имущественной палаты Елабужского муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 января 2019 года по делу N А65-20663/2018 (судья Мазитов А.Н.),
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Нижняя Кама", Елабужский район, (ОГРН1021606958075, ИНН 1618001016),
к Акционерному обществу "Земельная корпорация "Лидер", г. Казань (ОГРН 1051622106887, ИНН 1655065378),
Муниципальному унитарному предприятию "Агентство по привлечению инвестиций и развитию территорий Елабужского муниципального района Республики Татарстан", г. Елабуга (ОГРН 1101674001000, ИНН 1646027464),
и Муниципальному казенному учреждению "Земельно-имущественной палаты Елабужского муниципального района, г. Елабуга (ОГРН 1051655092180, ИНН 1646018212),
о признании недействительными договора от 14.11.2011 г. купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:18:000000:254, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Елабужский муниципальный район,
с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан, Территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, ПАО "Татфондбанк", ПАО "Татнефть", АО "Танеко", Мингазов Ф.Ф., Богак М.И., Каримуллин Р.Д., Салихова Л.Ш., Низаметдинов Ф.Р.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Нижняя Кама", Елабужский район обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Акционерному обществу "Земельная корпорация "Лидер", г. Казань, Муниципальному унитарному предприятию "Агентство по привлечению инвестиций и развитию территорий Елабужского муниципального района Республики Татарстан", г. Елабуга и Муниципальному казенному учреждению "Земельно-имущественной палаты Елабужского муниципального района, г. Елабуга о признании недействительными договора от 14.11.2011 г. купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:18:000000:152, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Елабужский муниципальный район, договора от 14.11.2011 г. купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:18:000000:251, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Елабужский муниципальный район, договора от 14.11.2011 г. купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:18:000000:254, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Елабужский муниципальный район, договора от 14.11.2011 г. купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:18:000000:264, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Елабужский муниципальный район, о признании права собственности Российской Федерации на учетные части земельных участков, кадастровые номера 16:18:000000:152 16:18:000000:251, 16:18:000000:254, 16:18:000000:264, о признании права собственности Российской Федерации на земельные участки, кадастровые номера 16:18:120401:860, 16:18:140401:3044, 16:18:140401:3043, 16:18:140401:3065, 16:18:140401:3064, 16:18:140401:3063, 16:18:140401:3062, 16:18:140401:3061, 16:18:140401:3060, 16:18:140401:3059, 16:18:140401:3058, 16:18:140401:3057, 16:18:140401:3056, 16:18:140401:3055, 16:18:140401:3054, 16:18:140401:3053, 16:18:000000:1231, 16:18:140401:3052, 16:18:140401:3051, 16:18:140401:3050, 16:18:140401:3049, 16:18:140401:3048, 16:18:140401:3047, 16:18:140401:3046, 16:18:140401:3045.
До принятия решения по существу суд в соответствии со ст. 130 АПК РФ выделил в отдельные производства исковые требования Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Нижняя Кама", Елабужский район к Акционерному обществу "Земельная корпорация "Лидер", г. Казань, Муниципальному унитарному предприятию "Агентство по привлечению инвестиций и развитию территорий Елабужского муниципального района Республики Татарстан", г. Елабуга и Муниципальному казенному учреждению "Земельно-имущественной палаты Елабужского муниципального района, г. Елабуга о признании недействительными договора от 14.11.2011 г. купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:18:000000:251, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Елабужский муниципальный район, договора от 14.11.2011 г. купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:18:000000:254, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Елабужский муниципальный район, договора от 14.11.2011 г. купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:18:000000:264, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Елабужский муниципальный район, Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Нижняя Кама", Елабужский район к Акционерному обществу "Земельная корпорация "Лидер", г. Казань, Муниципальному унитарному предприятию "Агентство по привлечению инвестиций и развитию территорий Елабужского муниципального района Республики Татарстан", г. Елабуга и Муниципальному казенному учреждению "Земельно-имущественной палаты Елабужского муниципального района, г. Елабуга о признании права собственности Российской Федерации на земельные участки, кадастровые номера 16:18:120401:860, 16:18:140401:3044, 16:18:140401:3043, 16:18:140401:3065, 16:18:140401:3064, 16:18:140401:3063, 16:18:140401:3062, 16:18:140401:3061, 16:18:140401:3060, 16:18:140401:3059, 16:18:140401:3058, 16:18:140401:3057, 16:18:140401:3056, 16:18:140401:3055, 16:18:140401:3054, 16:18:140401:3053, 16:18:000000:1231, 16:18:140401:3052, 16:18:140401:3051, 16:18:140401:3050, 16:18:140401:3049, 16:18:140401:3048, 16:18:140401:3047, 16:18:140401:3046, 16:18:140401:3045.
В данном деле рассмотрено выделенное из дел N А65-27343/2017 и N А65-4870/2018 требование Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Нижняя Кама", Елабужский район к Акционерному обществу "Земельная корпорация "Лидер", г. Казань, Муниципальному унитарному предприятию "Агентство по привлечению инвестиций и развитию территорий Елабужского муниципального района Республики Татарстан", г. Елабуга и Муниципальному казенному учреждению "Земельно-имущественной палаты Елабужского муниципального района, г. Елабуга о признании недействительным договора от 14.11.2011 г. купли-продажи земельного участка, кадастровый номер 16:18:000000:254.
До принятия решения по существу суд в соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора -Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан, Территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, ПАО "Татфондбанк", АО "Танеко", Мингазов Ф.Ф., Богак М.И., Каримуллин Р.Д., Салихова Л.Ш., Низаметдинов Ф.Р.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 января 2019 года по делу N А65-20663/2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, публичное акционерное общество "Татнефть" и муниципальное казенное учреждение "Земельно-имущественной палаты Елабужского муниципального района обратились в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых считают принятое решение незаконным и необоснованным, просили решение отменить в иске отказать.
При этом в жалобах заявители указали, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11ааs.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.
В судебном заседании представитель ПАО "Татфондбанк" апелляционные жалобы поддержал, решение суда считает незаконным и необоснованным, просил его отменить по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах.
В судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителя, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2016 г. по делу N А65-7116/2014 установлено следующее.
Решением от 10 июня 1988 года N 193 "Об организации природного национального парка" Исполнительный комитет Елабужского муниципального района Елабужского СНД Татарской АССР просил Совет Министров ТАССР включить в состав указанного парка из базы лесных массивов Елабужского мехлесхоза в составе кварталов N 5-118 на площади 8835 га и пойменно-лугового ландшафтного комплекса из земель совхозов "Елабужский" на площади 2540 га, "Танайка" на площади 3050 га, колхозов им.Свердлова - 430 га, "Власть Советов" - 700 га из земель Горисполкома - 430 га. Всего на площади 15985 га.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 20.04.1991 N 223 и Постановлением Кабинета Министров ТАССР от 19.09.1991 N 410 создан государственный природный национальный парк "Нижняя Кама" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Татарской ССР общей площадью 26112 га с предоставлением в пользование НП "Нижняя Кама" 17518 га земель государственного лесного фонда Елабужского мехлесхоза Министерства лесного хозяйства РСФСР и 553 га земель государственного запаса (Елабужский район) и включением в состав национального парка 7111 га земель сельскохозяйственных предприятий Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, 436 га земель г.Елабуги и 494 га земель, переданных промышленным предприятиям и организациям под учреждения отдыха без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
К Постановлению Кабинета Министров ТАССР от 19.09.1991 N 410 определена экспликация земель НП "Нижняя Кама", согласно которой НП "Нижняя Кама" предоставлены земли государственного запаса (Елабужский район) общей площадью 553 га.
Местонахождение земельных участков, включенных в состав ФГБУ "НП "Нижняя Кама", закреплено в карте-схеме функциональных зон НП "Нижняя Кама", являющейся неотъемлемым приложением к Положению "О Национальном парке "Нижняя Кама" от 30.12.1999, утвержденному Руководителем Федеральной службы лесного хозяйства России.
Схема расположения земельных участков, предоставленных в пользование НП "Нижняя Кама" Постановлением Кабинета Министров ТАССР от 19.09.1991 N 410, закреплена в материалах лесоустройства, изготовленных Государственным объединением "Леспроект".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N 990 во исполнение Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальный парк отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк "Нижняя Кама" (ныне - ФГБУ "НП "Нижняя Кама").
В состав НП "Нижняя Кама" из земель сельскохозяйственных предприятий Министерства сельского хозяйства и продовольствия ТАССР, входит в том числе земельный участок 16:18:000000:254 (спорный участок).
Как следует из материалов дела, 14.11.2011 г. между муниципальным образованием Елабужского муниципального района РТ в лице МУП "Агентство по привлечению инвестиций и развитию территорий" и ОАО "Земельная корпорация "Лидер" был заключен договор N 29 купли-продажи спорного участка.
Полагая, что муниципальное образование не имело полномочий по распоряжению спорным имуществом, истец обратился в суд с настоящим иском.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции со ссылкой на нормы статей 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации обосновано удовлетворил заявленные исковые требования, поскольку на момент заключения договора купли-продажи от 14 ноября 2011 года N 30 ответчик не имел право на продажу спорного земельного участка, который входил в состав национального парка "Нижняя Кама" и являлся федеральной собственностью.
Из содержания пункта 2 статьи 12 Федерального закон от 14 марта 1995 года N 33- ФЗ, пункта 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности.
Законодательство, действующее на момент создания НП "Нижняя Кама", также устанавливало федеральный уровень правового статуса национальных природных парков.
В силу пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", принятого во исполнение требований Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" и Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" с целью ускорения процессов приватизации, а также пункта 2 приложения N 1 к названному Постановлению, национальные природные парки независимо от того, на чьем балансе они находятся, являются исключительно федеральной собственностью.
Суд первой инстанции верно указал, что в материалах дела отсутствуют бесспорные доказательства нахождения земельного участка в собственности муниципального образования на дату совершения сделки от 14 ноября 2011 года N 29. Документы о передаче в установленном законом порядке участка в ведение органов местного самоуправления не представлены.
Муниципальное образование, представленное муниципальным унитарным предприятием "Агентство по привлечению инвестиций и развитию территорий Елабужского муниципального района Республики Татарстан", в нарушение статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка от 14 ноября 2011 года N 29 не обладая полномочиями по реализации указанного участка ОАО "Земельная корпорация "Лидер", распорядилось не принадлежащим ему имуществом.
Аналогичная правовая позиция изложена во вступивших в законную силу судебных актах арбитражного суда по делу N А65-18640/2015 и постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2019 по делу NА65-4870/2018.
В силу изложенных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно признал данную сделку, заключенную вопреки указанным нормам права, ничтожной (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пояснениям третьего лица (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ) и представленным им выпискам из ЕГРН по спорному земельному участку и другим земельным участкам, из спорного земельного участка, кадастровый номер 16:18:000000:254, после заключения оспариваемой сделки, были выделены земельные участки, кадастровые номера 16:18:140401:2052, 16:18:140401:2056, 16:18:140401:2065, 16:18:140401:2067 (собственник Мингазов Ф. Ф.), 16:18:140401:2054 (собственник Салихова Л. Ш.), 16:18:140401:2059 (собственник Каримуллин Р. Д.), 16:18:140401:2064, 16:18:140401:2068 (собственник Богак М. И.), 16:18:140401:2074, 16:18:140401:2079, 16:18:140401:2081, 16:18:140401:2083, 16:18:140401:2084, 16:18:140401:2085, 16:18:140401:2086, 16:18:140401:2087, 16:18:140401:2089, 16:18:140401:2093, 16:18:140401:2094, 16:18:140401:2095, 16:18:140401:2096, 16:18:140401:2097, 16:18:140401:2100, 16:18:140401:2101, 16:18:140401:2102, 16:18:140401:2103, 16:18:140401:2105, 16:18:140401:2115, 16:18:140401:2116, 16:18:140401:2117 (собственник Низаметдинов Ф. Р.),
Ответчиком (Акционерным обществом "Земельная корпорация "Лидер") заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии со ст.196 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности составляет три года.
Пункт 1 статьи 181 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.
Об оспариваемой сделке истец мог узнать не ранее определения Арбитражного суда РТ от 20.04.2015 г. по делу N А65-7116/2014, в котором впервые было указано, что право собственности на спорный земельный участок за АО "Лидер" зарегистрировано в июле 2014 года.
В решении Арбитражного суда РТ от 02.10.2014 г. по указанному делу (на которое сослались ответчик и третье лицо) отсутствует упоминание как об оспариваемой сделке, так и о праве собственности АО "Лидер" на спорный земельный участок.
С требованием о признании сделки недействительной истец обратился в арбитражный суд 22.08.2017 г. (согласно почтового штемпеля на конверте в деле N А65-27343/2017).
Таким образом, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что на момент подачи иска в арбитражный суд срок исковой давности по заявленному требованию пропущен не был.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что муниципальное образование, представленное муниципальным унитарным предприятием "Агентство по привлечению инвестиций и развитию территорий Елабужского муниципального района Республики Татарстан", в нарушение статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка от 14 ноября 2011 года N 29 не обладая полномочиями по реализации указанного участка ОАО "Земельная корпорация "Лидер", распорядилось не принадлежащим ему имуществом.
У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, признавшего наличие оснований для удовлетворения иска.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционных жалоб подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционных жалоб заявители не представили, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 января 2019 года по делу N А65-20663/2018, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе акционерного общества "Татнефть" в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.
Однако, заявитель жалобы муниципального казенного учреждения "Земельно-имущественной палаты Елабужского муниципального района на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 января 2019 года по делу N А65-20663/2018 - оставить без изменения, апелляционные жалобы публичного акционерного общества "Татнефть" и муниципального казенного учреждения "Земельно-имущественной палаты Елабужского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
Е.М. Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.