Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 июля 2019 г. N Ф05-11394/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
16 апреля 2019 г. |
Дело N А40-221968/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.М. Мухина,
судей: |
Т.Б. Красновой, В.А. Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2019 по делу N А40-221968/2018, принятое судьей Махлаевой Т.И. (2-1705)
по заявлению: Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Петручак А.В. по дов. от 29.11.2018; |
от ответчика: |
Мацота Н.Э. по дов. от 26.12.2018; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 20.04.2018, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент, заявитель) о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, Управление) от 28.06.2018 N N 77/18-59119, 77/18-58643 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета в отношении объектов недвижимости - зданий, расположенных по адресу: Москва, пересечение Загорьевского и Михневского проездов, стр. 1, стр. 2; обязании Управления произвести регистрационные действия в отношении вышеуказанных объектов недвижимости.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме. В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проведены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, а решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из фактических обстоятельств дела и материалов дела, 28.06.2018 письмами исх. N N 77/18-59119, 77/18-58643 Управление отказало Департаменту в снятии с государственного кадастрового учета в отношении объектов недвижимости - зданий, расположенных по адресу: Москва, пересечение Загорьевского и Михневского проездов, стр. 1 с кадастровым номером 77:05:0010004:27632, стр. 2 с кадастровым номером 77:05:0010004:27633 на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
При этом Управление указало на отсутствие у Департамента документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимого имущества.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходил из нижеследующего.
Полномочия регистрирующего органа установлены Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о государственной регистрации недвижимости, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу п. п. 1, 8 ч. 1 ст. 14 этого же Закона, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Согласно норме п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу ч. 10 ст. 40 Закона, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Согласно п. 5 ч. 8 ст. 41 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", основанием для осуществления государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Материалами дела установлено, что Департаменту было отказано в снятии с кадастрового учета объектов Управлением Росреестра по Москве на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с отсутствием документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимого имущества.
Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Судом установлено, что Департаментом проводились мероприятия по снятию с кадастрового учета объектов, расположенных по адресу: Москва, пересечение Загорьевского и Михневского проездов (заявления N 77-0-1-71/3120/2018-2644, N 77-0-1-71/3120/2018-2647).
Согласно данным технического учета и сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), по адресу: Москва, пересечение Загорьевского и Михневского проездов учтены:
- стр. 1 - одноэтажное нежилое здание площадью 500 кв.м, 1994 года постройки с кадастровым номером 77:05:0010004:27632, материал стен - из прочих материалов. Дата постановки на кадастровый учет - 28.08.2014, статус объекта в ЕГРН - учтенный;
- стр. 2 - одноэтажное нежилое здание площадью 508 кв.м, 1994 года постройки с кадастровым номером 77:05:0010004:27633, материал стен - из прочих материалов. Дата постановки на кадастровый учет - 28.08.2014, статус объекта в ЕГРН - учтенный.
Права на указанные объекты не зарегистрированы.
В результате совместного обследования сотрудниками Управы района Бирюлево Восточное города Москвы и ГБУ МосгорБТИ земельного участка выявлено, что строение 1 и строение 2 не обладают признаками капитальных объектов, в связи с чем изготовлены соответствующие Акты обследования.
Согласно справкам МосгорБТИ указанные объекты не являются объектами капитального строительства, подлежащими техническому учету, так как не являются цельными неразъемными сооружениями, имеющими неразрывную связь с основанием и с землей, к ним не подведены основные инженерные коммуникации, кроме электроснабжения, и их можно разобрать и переместить без нанесения несоразмерного ущерба.
Данные справки были представлены в Управление Росреестра по Москве с письмом Департамента от 16.04.2018 N ДГИ-И-29180/18.
В соответствии с ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее - объекты недвижимости).
Таким образом, некапитальные объекты указанными признаками недвижимого имущества не обладают.
Наличие в ЕГРН сведений о кадастровом учете объектов, не обладающих признаками недвижимого имущества, приводит к недостоверности сведений реестра, что противоречит п. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно п. 5 ст. 21 Закон о регистрации, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Таким образом, истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом о регистрации и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по Москве.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, права и законные интересы заявителя оспариваемыми решениями признаются нарушенными.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление Росреестра по Москве устранить нарушения прав и законных интересов Департамента городского имущества города Москвы в установленном законом порядке и сроки.
Иное толкование норм права применительно к обстоятельствам настоящего дела, изложенное подателем жалобы, не опровергает правильные выводы суда и не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии со ст.110 АПК РФ и отнесению на подателя жалобы, который освобожден от их уплаты.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.01.2019 по делу N А40-221968/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.