Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 августа 2019 г. N Ф05-12017/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Москва |
|
16 апреля 2019 г. |
Дело N А40-198170/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Веклича Б.С.,
судей: Гармаева Б.П., Поповой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петровым Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны РФ
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.12.2018 по делу N А40-198170/18, принятое судьей Кукиной С.М. (шифр 130-2233)
по иску АО "ГУ ЖКХ"
к Министерству обороны РФ
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
от истца: Симаков А.П. по доверенности от 24.12.2018;
от ответчика: Падерина Ю.С. по доверенности от 05.10.2018,
УСТАНОВИЛ:
АО "ГУ ЖКХ" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Министерству обороны РФ о взыскании долга в размере 14 268 931 руб. 52 коп.
Решением суда от 20.12.2018 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Истец возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменный отзыв на жалобу.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между истцом (исполнитель) и ответчиком (государственный заказчик) заключен государственный контракт от 30.12.2016 N 2/12/2016/ЖЭК N 21 на оказание услуг по санитарному содержанию объектов казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р истец определен единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2015-2016 гг. закупок работ и услуг, связанных с обслуживанием казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казарменных, бюджетных и автономных учреждений.
Согласно Приказу N 129/2 от 25.10.2016 истец осуществляет свою деятельность по исполнению Госконтракта через созданные по территориальному принципу 38 обособленных подразделений (далее - ОП), за каждым из которых закреплена определенная территория обслуживания объектов Минобороны РФ в пределах Российской Федерации.
По условиям Государственного контракта, заключенного с Минобороны России на период с 01.01.2017 по 31.03.2017, АО "ГУ ЖКХ" оказывало услуги по санитарному содержанию объектов казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации, в том числе, расположенных на территориях, закрепленных за ОП "Воронежское", ОП "Самарское" и ОП "Архангельское".
Истец обязательства согласно п.2.1 госконтракта по оказанию услуг по санитарному содержанию объектов казарменно-жилищного фонда на территории республики Коми, Ненецкого автономного округа, Курской, Орловской, Белгородской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской, Самарской, Саратовской, Архангельской областей, для нужд Минобороны России за период с 01.01.2017 по 31.03.2017 исполнил надлежащим образом, что подтверждается соответствующими актами приема-передачи оказанных услуг, которые подписаны региональным представителем Министерства обороны без замечаний.
Таким образом, в период с 01.01.2017 по 31.03.2017 обособленными подразделениями "Воронежское", "Самарское", "Архангельское" АО "ГУ ЖКХ" ответчику оказаны услуги по санитарному содержанию объектов казарменножилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации на общую сумму 14 268 931 руб. 52 коп., что подтверждается актами сдачи-приемки оказанных услуг.
Однако ответчиком оплата в установленные срока на указанную сумму не произведена.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истцом в адрес ответчика направлены сводные акты, что не оспаривается ответчиком, однако, ответчиком не представлено доказательств направления в адрес истца мотивированных возражений относительно оказанных услуг, в связи с чем услуги считаются принятыми заказчиком и подлежат оплате в полном объеме.
Рассматривая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального права.
Довод жалобы о том, что истцом не представлены доказательства направления сводных актов в адрес заказчика, отклоняется судом, в материалы дела представлены сопроводительные письма подтверждающие направления сводных актов в адрес ОПГЗ по средствам их нарочного вручения (письма от 05.04.2017 N 242, 24.05.2017 N2681, от 27.04.2017 N1848, 24.04.2017 N1316, от 03.05.2017 N1646, от 15.05.2017 N1659, от 09.11.2017 N2660, от 15.09.2017 N2139).
Согласно п.6.6. госконтракта приемка оказанных услуг по объему, качеству и соответствию требованиям, установленным в контракте, производится с оформлением акта сдачи-приемки оказанных услуг.
Представитель исполнителя в течение одного рабочего дня с момента поступления актов сдачи-приемки оказанных услуг от РПГЗ формирует в 4 экземплярах исходя из подведомственной ему территории, сводный акт сдачи-приемки оказанных ему услуг, по форме, установленной госконтрактом, подписывает его скрепляет печатью и предоставляет все экземпляры, вместе с 1 экземпляром оказанных услуг ОПГЗ (п.6.16 госконтракта).
Представитель ОПГЗ в течение 5 рабочих дней с момента поступления сводных актов в 4 экземплярах, проверяет его, подписывает, скрепляет печатью и направляет 4 экземпляра в адрес представителя исполнителя (п.6.17 госконтракта).
В нарушении п.6.17 госконтракта представитель ОПГЗ направленные в его адрес сводные акты в адрес исполнителя не вернул.
При этом ответчиком не представлено доказательств направления в адрес истца мотивированных возражений относительно оказанных услуг.
В соответствии с п.1 ст.779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Статьей 781 Гражданского кодекса РФ установлено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно ст.783 Гражданского кодекса РФ общие положения о подряде (ст.ст.702 - 729 Гражданского кодекса РФ) и положения о бытовом подряде (ст.ст.730 - 739 Гражданского кодекса РФ) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст.ст.779 - 782 Гражданского кодекса РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с п.п.1, 2 ст.720 Гражданского кодекса РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.
В соответствии с п.4 ст.753 Гражданского кодекса РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
Как усматривается из материалов дела, вышеупомянутые акты не подписаны ответчиком в отсутствие мотивированного отказа от такого подписания, по причине чего услуги считаются принятыми им и подлежат оплате в полном объеме.
Таким образом, услуги должны быть оплачены в порядке ст.ст.711, 753 Гражданского кодекса РФ, между тем в действиях ответчика усматривается односторонний отказ от исполнения обязательств по оплате оказанных истцом услуг.
В соответствии со ст.ст.309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости взыскания суммы задолженности.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.176, 266-269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.12.2018 по делу N А40-198170/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.