г. Санкт-Петербург |
|
18 января 2024 г. |
Дело N А56-27989/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Згурской М.Л., Титовой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Сизовым А.К.
при участии:
от заявителя: Егоров К.В. по доверенности от 10.01.2024
от заинтересованного лица: Мозокина Т.В. по доверенности от 09.01.2023
от 3-го лица: не явился, извещен
от Королькова Д.В.: Васильев И.П. по доверенности от 14.08.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-39431/2023, 13АП-39433/2023) Королькова Д.В. и ООО "Сотрудничество" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2023 по делу N А56-27989/2023, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сотрудничество"
к Межрайонной ИФНС N 9 по Санкт-Петербургу
3-е лицо: Межрайонная ИФНС N 12 по Санкт-Петербургу
о признании требований незаконными
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сотрудничество", адрес: 191014, г. Санкт-Петербург, Литейный пр., дом 55А, пом. 13Н, ком. 307 (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным требования Межрайонной ИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) от 20.12.2022 N 30746 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов.
Определением от 11.07.2023 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонную ИФНС России N 12 по Санкт-Петербургу.
Решением суда от 09.10.2023 в удовлетворении заявления отказано.
На решение суда Обществом и лицом, не привлеченным к участию в деле - Корольковым Д.В. поданы апелляционные жалобы.
Общество в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению Общества, судом первой инстанции не принято во внимание, что спорный земельный участок приобретался исключительно в целях, направленных на благотворительную деятельность, не связанную с предпринимательской деятельностью - для строительства дома социального обслуживания с правом проживания в нем, в том числе директора и сотрудников, которые должны были ухаживать за постояльцами указанного дома. В связи с экономической ситуацией Обществом было принято решение возвратить земельный участок продавцу. При этом не освоение земельного участка, приобретенного для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога.
Корольков Д.В. в своей апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить. По мнению Королькова Д.В., суд первой инстанции неправомерно отказал Обществу в удовлетворении ходатайства о привлечении Королькова Д.В. к участию в деле в качестве третьего лица. Принятый по делу судебный акт затрагивает его права, поскольку будет являться преюдициальным актом при начислении Королькову Д.В. земельного налога за спорный земельный участок.
В судебном заседании представитель Общества, Корольков Д.В. поддержали доводы, приведенные в своих апелляционных жалобах, а представитель Межрайонной ИФНС России N 9 по Санкт-петербургу доводы жалоб отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 42 АПК РФ лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
К лицам, не участвовавшим в рассмотрении дела, имеющим право на обжалование судебного акта, относятся лица, о правах и обязанностях которых принят судебный акт, независимо от того, указаны эти лица или нет в мотивировочной и/или резолютивной части судебного акта. Судебный акт считается принятым о правах и обязанностях лица, если данным судебным актом непосредственно затрагиваются его права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации его субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
В соответствии с частью 1 статьи 257 АПК РФ право на обжалование решения суда первой инстанции предоставлено лицам, участвующим в деле, а также иным лицам в случаях, предусмотренных Кодексом (статья 42 Кодекса).
Корольков Д.В. в обоснование права на обжалование решения по данному делу сослался на то, что принятый по делу судебный акт затрагивает его права, поскольку будет являться преюдициальным актом при начислении Королькову Д.В. земельного налога за спорный земельный участок; Королькову Д.В. придется доказывать вид разрешенного земельного участка.
Судебный акт может быть признан вынесенным о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если им устанавливаются права этого лица относительно предмета спора либо возлагаются обязанности на это лицо.
Между тем в решении от 09.10.2023 каких-либо выводов о правах и обязанностях Королькова Д.В. не содержится, указанный судебный акт непосредственно права и обязанности указанного лица не затрагивает; основания для отнесения Королькова Д.В. к лицам, указанным в статье 42 АПК РФ, отсутствуют.
Наличие у лица, не привлеченного к участию в деле, заинтересованности в исходе дела само по себе не наделяет его правом на обжалование судебных актов.
Таким образом, установив после принятия апелляционной жалобы Королькова Д.В. к производству, что она подана лицом, не имеющим права на апелляционное обжалование решения, апелляционный суд на основании пункта 1 части 1 статьи 264 АПК РФ и применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ прекратил производство по апелляционной жалобе Королькова Д.В.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов, на основании договора купли- продажи от 22.07.2019 ООО "Союз" (в дальнейшем реорганизовано путем присоединения к ООО "Сотрудничество") приобрело у Корольковой Н.А. в собственность земельный участок площадью 2 415 кв. м, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, Сосновая ул., уч. 1, с кадастровым номером 78:38:1112402:24. Исходя из пояснений налогоплательщика, земельный участок был приобретен с целью строительства дома социального обслуживания с правом проживания в нем, в том числе директора и сотрудников, которые должны были ухаживать за постояльцами указанного дома, однако в связи с экономическими обстоятельствами, указанный земельный участок по договору купли-продажи от 30.03.2020 был продан Королькову Д.В. за ту же стоимость.
В адрес Общества Межрайонной ИФНС России N 12 по Санкт-Петербургу было направлено сообщение от 23.04.2021 N 54972 об уплате 188 765 руб. земельного налога за 2020 год в отношении спорного земельного участка. При исчислении земельного налога за указанный налоговый период налоговый орган применил налоговую ставку 1,5%.
В дальнейшем МИФНС N 12 направила налогоплательщику уточненное сообщение от 15.06.2021 N 1011763 с перерасчетом земельного налога, согласно которому, сумма налога за 2020 год составила 1 258 руб. (расчет земельного налога произведен с применением налоговой ставки 0,01%);
В дальнейшем МИФНС N 12 направила налогоплательщику уточненное сообщение от 15.09.2021 N 1194068 с перерасчетом земельного налога, согласно которому, сумма налога за 2020 год составила 5 034 руб. (расчет земельного налога произведен с применением налоговой ставки 0,01%);
В последующем МИФНС N 12 направлено налогоплательщику уточненное сообщение от 31.10.2022 N 2815987 с перерасчетом земельного налога, согласно которому, сумма налога за 2020 год составила 188 764 руб. (расчет земельного налога произведен с применением налоговой ставки 1,5%);
Перерасчет осуществлен в связи с произведенной корректировкой суммы земельного налога, подлежащей уплате за 2020 год в отношении спорного земельного участка, ввиду применения ставки земельного налога 1,5%, исходя из вида разрешенного использования, установленного в отношении данного земельного участка.
В связи с неуплатой Обществом земельного налога за 2020 год, Межрайонная ИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу (налоговый орган по месту постановки организации на учет), направила в адрес ООО "Союз" требование от 20.12.2022 N 30746 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов со сроком исполнения 10.01.2023 на общую сумму 246 784,48 руб., в том числе налог в сумме 183 731 руб. и пени в сумме 63 053,48 руб.
Не согласившись с начислением земельного налога, ООО "Союз" обратилось с жалобой в Управление ФНС России по Санкт-Петербургу (далее - Управление) на требование Инспекции N 30746 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 20.12.2022.
Решением Управления от 27.01.2023 N 16-15/04069@ жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Считая, выставленное Инспекцией требование недействительным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции подтвердил наличие у налогового органа правовых оснований для перерасчета земельного налога, пришел к выводу, что в отношении спорного земельного участка земельный налог в 2020 году подлежит исчислению исходя из ставки 1,5 процента.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 387 НК РФ в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе земельный налог устанавливается названным Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
Объектом налогообложения по земельному налогу признаются согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог, а плательщиками - организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 394 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности); в отношении прочих земельных участков подлежит применению налоговая ставка 1,5 процента.
Налоговые ставки по земельному налогу Санкт-Петербурга в соответствующих размерах установлены в статье 2 Закона N 617-105.
Согласно пункта 1 статьи 2 Закона N 617-105 (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 29.11.2019 N 606-131) для земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности), ставка земельного налога установлена в размере 0,01 процента.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона N 617-105 в отношении прочих земельных участков (не указанных в пунктах 1 - 4 данной статьи) ставка земельного налога составляет 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в определении от 28.03.2023 N 305-ЭС22-27530, устанавливая в абзаце третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ пониженную налоговую ставку в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, законодатель исходил из необходимости поощрения возведения жилья путем создания более выгодных финансовых условий ведения строительства.
Подпунктом "а" пункта 75 статьи 2 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 325-ФЗ) из сферы действия абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ исключены земельные участки, приобретенные (предоставленные) для индивидуального жилищного строительства, используемые в предпринимательской деятельности. Данное регулирование применяется с 01.01.2020 (пункт 1 статьи 5 НК РФ, пункт 2 статьи 3 Закона N 325-ФЗ).
Таким образом, начиная с 2020 года в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для возведения объектов индивидуального жилищного строительства (пункт 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), воля законодателя направлена на предоставление государственной поддержки непосредственно гражданам, которым приобретенные (предоставленные) для индивидуального жилищного строительства земельные участки принадлежат на соответствующем праве, осуществляющим строительство для удовлетворения собственных нужд, связанных с проживанием.
Коммерческие организации исключены из числа субъектов, которые вправе применять пониженную ставку налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, даже в случаях, когда они осуществляют возведение объектов индивидуального жилищного строительства на принадлежащих им участках для реализации впоследствии построенных объектов гражданам.
Принимая во внимание изложенное, начиная с 2020 года сам факт принадлежности коммерческой организации земельного участка, приобретенного (предоставленного) для индивидуального жилищного строительства, исключает возможность применения ставки, предусмотренной абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ.
На основании изложенного Общество, являющееся коммерческой организацией, не имело права применять пониженную налоговую ставку 0,01 процента при исчислении земельного налога за 2020 год, а произведенный налоговым органом перерасчет налога по ставке 1,5 процента является правомерным.
Довод Общества о том, что спорный земельный участок не использовался в предпринимательской деятельности, а был приобретен для строительства дома социального обслуживания с правом проживания в нем, в том числе директора и сотрудников, которые должны были ухаживать за постояльцами указанного дома. жилого дома с целью проживания сотрудников/руководства, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку данное обстоятельство документально не подтверждено. Ссылка заявителя на условия предварительного договора купли-продажи, сама по себе не свидетельствует о том, что данный земельный участок с разрешенным видом использования - для размещения индивидуальных жилых домов, был приобретен Обществом для использования с указанной заявителем целью.
Кроме того, согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) Общество осуществляет основной вид деятельности с кодом по ОКВЭД 01.19.1 выращивание однолетних кормовых культур, и следующие дополнительные виды деятельности, в т.ч. 68.10.1 подготовка к продаже собственного недвижимого имущества, 68.10.12 подготовка к продаже собственного нежилого недвижимого имущества, 68.20 аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, 68.31.12 предоставление посреднических услуг при купле-продаже нежилого недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Санкт-Петербургу, представленным в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ, Обществу с 2015 года по настоящее время принадлежали/принадлежат на праве собственности 31 земельный участок, из которых 28 земельных участков с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования", и 3 земельных участка с видом разрешенного использования "для размещения индивидуального жилого дома (индивидуальных жилых домов)", находящихся на территории, подведомственной Межрайонной ИФНС России N 12 по Санкт-Петербургу.
Таким образом, при расчете земельного налога за 2020 год налоговым органом в отношении спорного земельного участка правомерно применена налоговая ставка 1,5 процента.
Также суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Общества о неправомерности проведения перерасчета налога и недопустимости перерасчета в сторону увеличения ранее исчисленных сумм налога.
Статья 398 НК РФ, регламентирующая порядок сдачи налоговой декларации по земельному налогу, с 01.01.2021 утратила силу на основании пункта 26 статьи 1 Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 63-ФЗ).
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Закона N 63-ФЗ с 1 января 2021 года за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды налоговые декларации по земельному налогу в налоговые органы не представляются.
Законом N 63-ФЗ статья 397 НК РФ дополнена пунктом 5, согласно которому (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) в целях обеспечения полноты уплаты налога налогоплательщиками-организациями составление, передача (направление) налоговыми органами указанным налогоплательщикам-организациям по месту нахождения принадлежащих им земельных участков сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах налога, представление такими налогоплательщиками в налоговые органы пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, рассмотрение налоговыми органами представленных такими налогоплательщиками пояснений и (или) документов и передача (направление) налоговыми органами таким налогоплательщикам уточненных сообщений об исчисленных суммах налога осуществляются в порядке и сроки, аналогичные порядку и срокам, предусмотренным пунктами 4 - 7 статьи 363 НК РФ.
Налогоплательщику-организации направляется требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ в случае, если выявлена недоимка по результатам рассмотрения налоговым органом представленных налогоплательщиком-организацией пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, либо если недоимка выявлена при отсутствии необходимых пояснений и (или) документов.
Как указано в подпункте 2 пункта 4 статьи 363 НК РФ, в целях обеспечения полноты уплаты налога налогоплательщиками-организациями налоговые органы передают (направляют) указанным налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога в срок не позднее двух месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком-организацией за предыдущие налоговые периоды.
Ни статья 397 НК РФ, ни статья 363 НК РФ не содержат запрета на осуществление налоговым органом перерасчета ранее неверно исчисленного налога. Напротив, подпункт 2 пункта 4 статьи 363 НК РФ возлагает на налоговый орган обязанность не позднее двух месяцев со дня получения документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога, подлежащей уплате налогоплательщиком-организацией за предыдущие налоговые периоды, направить сообщение об исчисленных налоговыми органами суммах налога.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57). Обладание организациями земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, возлагает на них обязанность по уплате земельного налога. Налоговым кодексом Российской Федерации закреплено, что налоговая база по земельному налогу - это кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Пунктами 1 и 2 статьи 396 НК РФ установлено, что сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
В соответствии с общими условиями установления налогов, предусмотренными статьей 17 НК РФ, налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения, налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения.
Из материалов дела не усматривается и апелляционным судом не установлены обстоятельства, подтверждающие, что исчисленный Инспекцией в ходе перерасчета налога размер налоговых обязательств Общества по земельному налогу за 2020 год определен в большей сумме, чем установлено законом.
Таким образом, выставленное Инспекцией требование об уплате земельного налога за 2020 год по ставке 1,5 процента основано на нормах законодательства о налогах и сборах, не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, а потому, учитывая положения пункта 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Общества.
Апелляционная инстанция полагает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 150, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по апелляционной жалобе Королькова Дмитрия Викторовича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2023 по делу N А56-27989/2023 прекратить; возвратить Королькову Дмитрию Викторовичу из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2023 по делу N А56-27989/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Сотрудничество" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 35 от 27.10.2023.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-27989/2023
Истец: ООО "СОТРУДНИЧЕСТВО"
Ответчик: МИФНС N9 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ, ф
Третье лицо: МИФНС N12 по СПб, Корольков Д.В.
Хронология рассмотрения дела:
18.01.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-39433/2023
18.01.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-39431/2023
09.10.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-27989/2023