Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 сентября 2019 г. N Ф01-3777/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
17 апреля 2019 г. |
Дело N А79-11111/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.04.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.04.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Айрапетяна Вагинака Оганесовича на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.12.2018 по делу N А79-11111/2018, принятое судьей Бойко О.И., по заявлению индивидуального предпринимателя Айрапетяна Вагинака Оганесовича о признании недействительным отказа Администрации города Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии.
В судебном заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Айрапетяна Вагинака Оганесовича - Беляев С.В. по доверенности от 10.01.2019 сроком действия до 31.12.2019.
Администрации города Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии - Николаев Д.О. по доверенности от 28.12.2018 N 29/01-8058 сроком действия до 31.12.2019.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Айрапетян Вагинак Оганесович 09.06.2018 обратился в администрацию города Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии (далее - Администрация) с заявлением о продлении свидетельства и карты маршрута на срок не менее чем пять лет. В заявлении предприниматель ссылался на часть 5.1 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Предприниматель 29.06.2018 получил в Администрации новое свидетельство серии 21 Ч N 000027 и карты маршрута. Срок действия нового свидетельства - с 01.07.2018 по 30.11.2018.
Не согласившись с установлением в свидетельстве такого срока, Айрапетян В.О. обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании недействительным отказа Администрации в продлении свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 48 и новых карт маршрута N 48 на срок не менее чем пять лет и выдачу нового свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 48 и новых карт маршрута N 48 со сроком действия с 01.07.2018 по 30.11.2018.
Решением от 26.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Айрапетян В.О. ссылается на неправильное применение норм материального права.
Указывает, что Администрация выдала предпринимателю свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 48 и новые карты маршрута N 48 со сроком действия лишь с 01.07.2018 по 30.11.2018, без объяснения причин выдачи указанных документов на меньший, чем 5 лет, срок.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, указанные действия противоречат требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку ни об изменении вида регулярных перевозок, ни об отмене маршрута N 48 Администрация предпринимателя не уведомляла.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктами 7, 17, 18 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ муниципальный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах поселения, городского округа, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо двух и более поселений одного муниципального района; регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
Свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок; карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункты 19 и 20 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ).
Частью 2 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ определено, что понятия "маршрут регулярных перевозок", "остановочный пункт", "расписание", "перевозчик", "регулярные перевозки", "перевозки пассажиров и багажа по заказам", "объекты транспортной инфраструктуры" используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
В части 2 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ установлено, что по истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок: организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры; размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.
Как установлено в части 3 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт: выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута. Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества.
В соответствии с частью 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи. Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена данного маршрута или изменение вида регулярных перевозок по данному маршруту. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения в силу.
Согласно части 5.1 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ действие выданных в порядке, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карт соответствующего маршрута продлевается в том же порядке, который предусмотрен для свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок, выданных по результатам открытого конкурса. По окончании срока действия выданных в порядке, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, свидетельства об осуществлении перевозок по межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карт данного маршрута их действие продлевается на неограниченный срок.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Айрапетян Вагинак Оганесович являлся перевозчиком по муниципальному маршруту регулярных пассажирских перевозок N 48.
Решением администрации от 26.04.2017 N 5038 предпринимателю отказано в выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 48 и карт муниципальных маршрутов регулярных перевозок в отношении маршрута N 48.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2018 по делу N А79-5195/2017 указанное решение Администрации признано недействительным; суд обязал Администрацию в течение десяти календарных дней со дня вступления настоящего судебного акта в законную силу выдать Айрапетяну Вагинаку Оганесовичу в порядке, установленном частями 4 и 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новую карту маршрута регулярных перевозок в отношении муниципального маршрута N 48.
Во исполнение постановления суда Администрация выдала предпринимателю свидетельство серии 21 Ч N 000009 сроком действия с 29.05.2017 по 30.06.2018.
Айрапетян В.О. 09.06.2018 обратился в Администрацию с заявлением о продлении свидетельства и карты маршрута на срок не менее чем пять лет. В заявлении предприниматель ссылался на часть 5.1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ (л.д. 9).
Предприниматель мотивировал своё заявление о продлении ему свидетельства серии 21 Ч N 00009, обратившись 09.06.2018 в Администрацию положениями части 5.1 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ.
Между тем, в рассматриваемом случае свидетельство не могло быть выдано на срок, указанный предпринимателем (не менее чем на пять лет).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений настоящего Федерального закона - в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации -городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя либо муниципальными нормативными правовыми актами.
Таким образом, уполномоченный орган местного самоуправления, в рассматриваемом случае администрация города Чебоксары, вправе как установить маршрут регулярных пассажирских перевозок, так и отменить маршрут.
Постановлением администрации города Чебоксары от 11.09.2017 N 2123 утверждён документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Чебоксары на 2017 - 2022 годы (далее - Документ планирования).
В соответствии с Документом планирования часть ранее существовавших в городе Чебоксары маршрутов регулярных перевозок отменяется (Приложение N 6). В частности, отменяется и маршрут N 48.
В первоначальной редакции Документа планирования маршрут N 48 должен был быть отменён с 01.07.2018, однако 08.05.2018 в Документ планирования внесены изменения и дата отмены маршрута перенесена на 01.12.2018.
Согласно пункту 3 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21.12.2007 N 868 "О периодическом печатном издании "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары" официальным опубликованием муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Чебоксары считается первая публикация их полного текста в Вестнике органов местного самоуправления города Чебоксары или газете "Чебоксарские новости" или первое размещение (опубликование) на официальном сайте города Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://gcheb.cap.ru/).
Документ планирования является действующим нормативным правовым актом; он опубликован в установленном порядке (14.09.2017 на официальном сайте города Чебоксары и 02.10.2017 в издании "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары" N 20). Изменения в Документ планирования, касающиеся переноса даты отмены маршрутов, внесённые постановлением администрации от 08.05.2018 N 773, также были опубликованы в установленном порядке (10.05.2018 на официальном сайте города Чебоксары и 18.05.2018 в издании "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары" N 10).
Поскольку маршрут N 48 отменяется с 01.12.2018, Администрация обоснованно выдала предпринимателю свидетельство об осуществлении перевозок и карты маршрута сроком действия по 30.11.2018.
Довод предпринимателя о том, что в нарушение положений части 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ он не был уведомлен об отмене маршрута обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Часть 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ предусматривает необходимость уведомления перевозчика об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения в силу.
Между тем, Федеральный закон N 220-ФЗ не регулирует процедуру такого уведомления. Отсутствуют в указанном законе и последствия неисполнения обязанности по уведомлению перевозчика.
Как следует из материалов дела, администрация неоднократно направляла предпринимателю уведомление об отмене маршрута N 48.
Так, 01.12.2017 предпринимателю направлено уведомление от 01.12.2017 N 29/04-5987 об отмене с 01.07.2018 маршрута регулярных перевозок N 48 "Эгерский бульвар" - мкр. "Финская Долина".
Предпринимателю 21.05.2018 направлено уведомление от 18.05.2018 N 29/04-2815 об отмене указанного маршрута с 01.12.2018.
Оба этих уведомления направлялись по адресу в городе Чебоксары, улица Университетская.
Оба уведомления не вручены предпринимателю в связи с истечением срока хранения почтового отправления.
Предприниматель долгое время является профессиональным участником рынка пассажирских перевозок в городе Чебоксары.
О предстоящей транспортной реформе неоднократно сообщалось в средствах массовой информации, проходило (и проходит в настоящее время) обсуждение в сети "Интернет".
Сам Документ планирования был опубликован в установленном порядке и доступен для всеобщего обозрения и изучения.
На официальном сайте города Чебоксары 21.05.2018 размещено сообщение о предстоящей с 01.12.2018 отмене 18 автобусных маршрутов, в том числе маршрута N 48.
Администрация, кроме направления уведомлений почтой, 30.05.2018 направила предпринимателю уведомление об отмене маршрута по электронной почте, на адрес, с которого поступают отчёты предпринимателя Айрапетяна В.О.
Администрация 31.05.2018 обратилась в Управление МВД РФ по городу Чебоксары с просьбой оказать содействие во вручении уведомлений нескольким перевозчикам, в том числе Айрапетяну В.О.
В ответ Управление МВД РФ по городу Чебоксары письмом от 05.07.2018 N 10252 сообщило, что Айрапетян В.О. зарегистрирован в квартире многоквартирного жилого дома по улице Университетская (тот же адрес, по которому администрация направляла уведомления), неоднократно по этому адресу осуществлялись выезды, но вручить уведомление не представилось возможным. Оставлена повестка о необходимости подойти в Администрацию.
О смене адреса регистрации предприниматель Администрацию до 09.06.2018 не уведомлял.
С учетом изложенного, Администрацией принимались необходимые меры для уведомления перевозчика об отмене маршрута. Айрапетян В.О. более чем за 180 дней до отмены маршрута N 48 знал о предстоящей отмене.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции дана оценка представленным в материалы дела документам и доводам предпринимателя.
Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.12.2018 по делу N А79-11111/2018 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Айрапетяна Вагинака Оганесовича оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.