г. Киров |
|
18 апреля 2019 г. |
Дело N А29-12552/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Горева Л.Н.,
судей Малых Е.Г., Тетервака А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Феофилактовой Д.Н.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика - Уляшовой Л.Н., действующей на основании доверенности от 20.04.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.01.2019 по делу N А29-12552/2018, принятое судом в составе судьи Скрипиной Е.С.,
по иску отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Воркуте (ИНН: 1103038287, ОГРН: 1021100810026)
к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (ИНН: 1101486727, ОГРН: 1101101000780)
об обязании принять в состав казны Российской Федерации,
установил:
отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Воркуте (далее - ОМВД России по г. Воркуте, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (далее - ТУ Росимущества в Республике Коми, ответчик, заявитель) об обязании ответчика в пятнадцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу принять от истца в состав казны Российской Федерации следующее недвижимое имущество, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Пирогова, дом 8г:
- здание главного лечебного корпуса площадью 6081,6 кв.м., кадастровый номер: 11:16:1701006:172;
- здание хозяйственного корпуса площадью 1160,3 кв.м., кадастровый номер: 11:16:1701006:173;
- земельный участок площадью 15890 кв.м., кадастровый номер: 11:16:1701006:1551.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.01.2019 исковые требования ОМВД России по г. Воркуте удовлетворены.
ТУ Росимущества в Республике Коми с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.01.2019 по делу N А29-12552/2018 отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что любое распоряжение имуществом, в том числе, его перераспределение (изъятие), осуществляется по усмотрению собственника. ОМВД России по г. Печоре ввиду специального статуса ограничено в распоряжении закрепленным за ним имуществом, поэтому не вправе без согласия собственника отказаться от права оперативного управления. Исходя из представленных материалов в дело отсутствует согласие ТУ Росимущества в Республике Коми на прекращение права оперативного управления на спорный объект, а также ТУ Росимущества в Республике Коми не согласно с заявленными требованиями об обязании принятия в казну спорного имущества. Изложенная позиция подтверждается постановлениями Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.03.2017 N Ф07-857/2017 по делу N А56-31319/2016 и от 24.05.2017 N Ф07-2267/2017 по делу N А42-5203/2016, а также определением Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017 N 307-ЭС17-7473 по делу N А56-31319/2016. ТУ Росимущества в Республике Коми считает, что при принятии решений об обязании принимать в казну объектов недвижимого имущества необходимо учитывать состояние в каком находиться данное имущество и возможность дальнейшего распоряжения имуществом, а при неудовлетворительном состоянии, которое непригодное для использования, отказывать в удовлетворении требований. Подробнее доводы заявителя изложены в тексте апелляционной жалобы.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу доводы заявителя отклонил, решение считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание апелляционной инстанции проводилось с использованием систем видеоконференц-связи.
В заседании суда апелляционной инстанции ответчик поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Истец представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей истца.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по данным ЕГРН ОМВД России по г. Воркуте является правообладателем следующих объектов:
- главного лечебного корпуса площадью 6 081, 6 кв.м, расположенного по адресу: г. Воркута, ул. Пирогова, д. 8г, имеющего кадастровый номер 11:16:1701006:172 (право оперативного управления),
- хозяйственного корпуса площадью 1 160, 3 кв.м, расположенного по адресу: г. Воркута, ул. Пирогова, д. 8г, имеющего кадастровый номер 11:16:1701006:173 (право оперативного управления),
- земельного участка площадью 15 890 кв.м с кадастровым номером 11:16:1701006:1551, расположенного по адресу: г. Воркута, ул. Пирогова, д. 8г, предназначенного для размещения главного лечебного и хозяйственного корпусов (право постоянного (бессрочного) пользования).
В связи с тем, что данные объекты не используются по причине неудовлетворительного состояния инфраструктуры - электрических сетей, канализации и отопления, ОМВД России по г. Воркуте принято решение об отказе от прав на имущество.
МВД России письмами от 21.03.2018 N N 22/4/1-4529, 22/4/1-4530 согласовало прекращение права оперативного управления на здания главного лечебного и хозяйственного корпусов, а также права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 11:16:1701006:1551.
ОМВД России по г. Воркуте обратилось к ответчику с заявлением от 04.07.2018 N 9/3-1029 о принятии спорных объектов в состав казны.
ТУ Росимущества в Республике Коми отказалось от принятия имущества, указав в письме от 09.07.2018 N 01-13/2148-03, что здания и земельный участок планируется передать ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны".
ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны" в письме от 06.06.2018 N 141/2-6136 указало, что вопрос о принятии им имущества истца будет решён после получения позиции органов военного управления.
В настоящее время сведения о намерении закрепить спорные объекты за иными лицами в материалах дела отсутствуют.
ТУ Росимущества в Республике Коми отказывается принимать здания и земельный участок в состав казны.
Бездействие ответчика послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворение исковых требований послужило основанием для принесения апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В силу положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у истца права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления и праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.9 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом", ТУ Росимущества в Республике Коми самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Таким образом, бездействие ТУ Росимущества в Республике Коми, выраженное в непринятии в казну имущества, не используемого истцом, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа.
Установив наличие у истца права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и праве постоянного (бессрочного) пользования и передачу его ответчику, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Выводы суда первой инстанции полностью согласуются с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637.
Ссылка заявителя жалобы на судебную практику в обоснование своей правовой позиции отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку указанные заявителем судебные акты приняты по спорам с иными фактическими обстоятельствами.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции представленных в материалы дела доказательств, что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального, а также процессуального права.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. С заявителя государственная пошлина, подлежащая уплате при подаче апелляционной жалобы, не подлежит взысканию в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.01.2019 по делу N А29-12552/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.Н. Горев |
Судьи |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.