Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15 августа 2019 г. N Ф05-11677/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
19 апреля 2019 г. |
Дело N А40-92431/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Бодровой Е.В.,
Судей: Титовой И.А., Веклича Б.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Павловецкой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИЕ БАЗОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.02.2019 по делу N А40-92431/18, принятое судьей Никоновой О.И. (105-452),
по иску АО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИЕ БАЗОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" (117105, ГОРОД МОСКВА, ШОССЕ ВАРШАВСКОЕ, 26, ОГРН: 5087746137023, ИННН: 7726604816, Дата регистрации 22.09.2008) к ЗАО "НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ "ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ" (127083, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА ВОСЬМОГО МАРТА, 10, СТР.1, ОФИС 54, ОГРН: 1037739175935, ИНН: 7713211631, Дата регистрации 22.01.2003), третьи лица: 1) МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2) АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РТИ", о взыскании задолженности по контракту N 14618734543101041800146-/Ц-36/2014 от 01.08.2014 г. в размере 6 379 599 руб. 02 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Поленкова М.С. по доверенности от 07.11.2018,
от ответчика: Марцинюк О.В. по доверенности от 27.09.2018,
от третьих лиц: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИЕ БАЗОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ "ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по контракту N 14618734543101041800146-/Ц-36/2014 от 01.08.2014 г. в размере 6 379 599 руб. 02 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.02.2019 по делу N А40-92431/18, суд отказал в иске.
Не согласившись с принятым решением, Глебов Владислав Владимирович подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить в удовлетворении требований Правительства Москвы отказать в полном объёме
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в судебном заседании в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав возражения представителей истца и ответчиков, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных в ст.270 АПК РФ, для отмены решения от 12.02.2019 и удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов судебного дела, 28 мая 2014 года АО "РТИ" и АО "НПК "ВТ и СС" заключили Контракт РТИ2014/110 (далее - Контракт от 28.05.2014 г.), в целях выполнения государственного оборонного заказа, а именно выполнения составной части работ по Государственному контракту 1416187345431010418001146/14000011 от 06.06.2014 г., заключенному жду АО "РТИ" и Министерством обороны Российской Федерации (далее -Государственный заказчик).
Для выполнения данных работ/части работ АО "НПК "ВТ и СС" заключило с АО "НПО РусБИТех" Контракт N 1416187345431010418001146/ Ц-36/2014 от 01.08.2014 г.
В рамках контракта с ЗАО "НПК "ВТ и СС" (Ответчик) N 146187345431010418001146/Ц-36/2014 от 01.08.2014 АО "НПО РусБИТех" (Истец) выполнило составную часть (СЧ) опытно-конструкторской работы (ОКР).
В соответствии с Решением Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2016 о расторжении государственного контракта от 06.06.2014 N 1416187345431010418001146/14000011 на выполнение ОКР Ответчик направил в адрес Истца уведомление о приостановке работ в рамках Контракта с 26.12.2016 и необходимости предоставления документов по фактическим затратам.
Письмом исх. N 23/6-2388 от 25.10.2017 в адрес Ответчика были направлены инвентаризационные ведомости нематериальных активов, фактического объема выполненных работ в рамках СЧ ОКР, акты приема незавершенных работ по фактическим затратам по этапам 3,4,5 СЧ ОКР, акты проверок фактических затрат по этапам 3,4,5 СЧ ОКР (Акты приема незавершенных работ по фактическим затратам по 4 и 5 этапам, Акты проверки фактических затрат по 4 и 5 этапам.
В своем исх. N 17-832-1 от 26.10.2017 ЗАО "НПК "ВТ и СС" отказался принимать фактические затраты по 4 и 5 этапам СЧ ОКР в размерах, предъявляемых АО "НПО РусБИТех", подтвержденных Актами проверки фактических затрат, выданными 504 ВП МО РФ, и материалами выполненных работ на том основании, что стоимость 4 этапа СЧ ОКР не соответствует ранее (в 2014 году) предоставленным фактическим затратам, и представлены с учетом прибыли, а фактические затраты по 5 этапу СЧ ОКР не подлежат согласованию в связи с отсутствием технического обоснования.
Письмом исх.N 23/8-2488 от 07.11.2017 АО "НПО РусБИТех" настаивает на согласовании стоимости 4 этапа и 5 этапа СЧ ОКР в предъявляемых объемах, напоминает Ответчику о причинах согласования в 2014 году стоимости 4 этапа СЧ ОКР в меньшем размере, прилагает сопроводительные письма, обосновывающие фактически выполненные работ в рамках 5 этапа СЧ ОКР (исх. N23/8-1755 от 03.10.2014, исх.N23/9-1875 от 20.10.2014)
Ответчик в исх.N 17-913-1 от 28.11.2017 повторно отказал Истцу в принятии фактических затрат по 4 этапу в заявляемых Истцом объемах, и в полном объеме отказал в приеме 5 этапа в связи с отсутствием технологического обоснования затрат, несмотря на имеющиеся доказательства предоставления Истцом материалов для сертификации опытного образца в рамках 5 этапа СЧ ОКР.
Ведомостью исполнения СЧ ОКР определены следующие сроки выполнения указанных этапов работ:
-4 этап "Подготовка и проведение предварительных испытаний опытного образца. Участие в подготовке и проведении предварительных испытаний опытного образца ПАК НЦУО РФ 1-ой очереди": начало - 01.09.2014, окончание -31.10.2014;
-5 этап "Участие в сертификации опытного образца": начало - 01.08.2014, окончание - 21.10.2014.
-по 4-му этапу - исх. N 23/8-1907а от 23.10.2014, исх. N 23/8-1892 от 21.10.2014;
-по 5-му этапу - исх. N 23/8-1755 от 03.10.2014, исх.N 23/9-1875 от 20.10.2014
Вышеуказанные документы, утвержденные Заказчиком, в адрес АО "НПО РусБИТех" не возвращались. Мотивированного отказа от приемки данных этапов от Заказчика не поступало. В определенные Контрактом сроки ЗАО "НПК "ВТ и СС" как Заказчик свои обязательства не выполнило.
13.01.2015 исх.N 23/6-17 АО "НПО РусБИТех" направило по запросу 395 ВП МО РФ N 1 от 12.01.2015 заключения 504 ВП МО РФ по фактическим затратам по этапам СЧ ОКР (Акт фактических затрат по 4 этапу на 30.12.2014, Акт фактических затрат по 5 этапу на 30.12.2014).
При этом стоимость этапа 4 СЧ ОКР была рассчитана по состоянию на дату сдачи этапа работ, а именно на октябрь 2014 года.
Работы по этапу N 4 СЧ ОКР не могли быть выполнены в полном объеме заявленной цены этапа по независящим от АО "НПО РусБИТех" причинам, так как предварительные испытания головного изделия, в предварительных испытаниях которого АО "НПО РусБИТех" было обязано принимать участие, были организованы ЗАО "НПК "ВТ и СС" только в 2016 году.
Таким образом, изначально заявленные в Акте проверки фактических затрат по этапу N 4 СЧ ОКР затраты разделяются на фактические и ожидаемые, при этом фактические затраты по состоянию на октябрь 2014 года не учитывают те работы, которые были проведены АО "НПО РусБИТех" впоследствии.
АО "НПО РусБИТех" обеспечено проведение предварительных испытаний двух составных частей, в связи с чем фактические затраты на выполнение этапа N 4 СЧ ОКР составляют 4 938 832,10 (Четыре миллиона девятьсот тридцать восемь тысяч восемьсот тридцать две тысячи 10 коп.), в соответствии с Актом проверки фактических затрат, выданным 504 ВП МО РФ 23.10.2017 за период с 01.09.2014 по 30.09.2016.
Согласно Акту проверки фактических затрат, выданному 504 ВП МО РФ 23.10.2017:
-предприятием проведена подготовка и проведены предварительные испытания опытного образца;
-предприятие приняло участие в подготовке предварительных испытаний опытного образца ПАК НЦУО РФ 1-й очереди.
Факт выполнения Истцом данных работ Ответчиком не оспаривается. Претензий к качеству и срокам выполнения работ от Ответчика не поступало.
В соответствии с Заключением 395 МО РФ N 364 от 26.05.2017 на фактические затраты по этапу 1.5 "Подготовка и проведение предварительных испытаний опытного образца 1-ой очереди" в рамках СЧ ОКР, а именно - двум соисполнителям ОАО "НЛП Рубин" и ОАО "СУ" (ГАС ГОЗ) 395 ВП МО РФ засчитало фактические затраты в соответствии с заключениями ВП МО РФ при исполнителях.
Все документы по этапам направлялись исполнителем в установленные сроки, работы выполнялись в срок и без претензий со стороны Заказчика. Таким образом, Акты по форме 16 по 4 и 5 этапам СЧ ОКР не подписаны по вине Заказчика, Исполнитель за это ответственности не несет.
Незавершенными работы по 4 и 5 этапам СЧ ОКР являются не вине Исполнителя.
Для обеспечения выполнения требований по выполнению этапа N 5 СЧ ОКР (Участие в сертификации опытного образца) АО "НПО РусБИТех" изготовило и представило в ЗАО "НПК ВТ и СС" комплект копий документации, необходимой для сертификации. Фактические затраты АО "НПО РусБИТех" по этапу N 5 СЧ ОКР подтверждены Актом проверки фактических затрат, выданным 504 ВП МО РФ 23.10.2017, и составляют 1 440 766, 92 руб. Все отчетные документы направлялись в адрес Ответчика ранее. Таким образом, Истец принял участие в сертификации опытного образца.
С 2014 года Ответчик не направлял в адрес Истца мотивированного отказа от приемки 5 этапа СЧ ОКР, более того, неоднократно от Ответчика поступала информация о том, что все документы по 1-5 этапам СЧ ОКР находятся на согласовании (исх.N 15-396-1 от 17.04.2015, исх.N 15-847-1 от 19.08.2015).
Дополнительных соглашений к Контракту, изменяющих сроки выполнения работ, вносящих какие-либо дополнения в порядок выполнения этапов СЧ ОКР сторонами не заключалось.
Работы в рамках выполненных этапов СЧ ОКР, в том числе по 4-му и 5-му этапам СЧ ОКР, были выполнены Истцом в объеме, предусмотренном Контрактом и Техническим заданием к нему, и результаты сданы Заказчику, без претензий со стороны Заказчика относительно сроков, качества, или самого факта их выполнения.
В соответствии с п.3.4.1 Контракта Заказчик обязан принять и оплатить результат СЧ ОКР (этапа СЧ ОКР) в соответствии с требованиями и на условиях, установленных Контрактом.
Согласно п.3.4.6 Контракта в случае возникновения ситуации, когда СЧ ОКР утратила свою актуальность, немедленно уведомить об этом Исполнителя, принять меры по расторжению Контракта с оплатой стоимости работ, проведенных до возникновения такой ситуации.
Пункт 3.4.10 Контракта предусматривает обязанность Заказчика возместить Исполнителю фактически произведенные затраты, в случае досрочного прекращения работ по Контракту по инициативе Заказчика.
Уведомление о приостановке работ поступило Истцу только в январе 2017 года. Таким образом, все работы, выполненные до этого момента, считаются выполненными в рамках Контракта и подлежат оплате.
Отношения по Контракту регулируются, в первую очередь, Федеральным законом "О государственном оборонном заказе". При этом установлено, что оплата поставок продукции (работ, услуг) по оборонному заказу производится в соответствии с условиями государственного контракта (контракта) (п. 2 Письма ВАС РФ от 19.02.1996 г. N С5-7/03-93 "О Федеральном законе "О государственном оборонном заказе").
В соответствии с условиями Государственного контракта финансирование АО "РТИ" осуществляется за счет средств федерального бюджета, по мере поступления денежных средств 1 Государственного заказчика.
Учитывая изложенное, данные условия распространяют свое действие и на Контракт от 28.05.2014 г. между АО "РТИ" и АО "НПК "ВТ и СС", а именно п. 6.2. и п. 6.5. Контракта, что финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета и оплата производится при условии поступления денежных средств по Государственному контракту и соответственно ретранслированы в Контракт между АО "НПК "ВТ и СС" и АО "НПО РусБИТех" (п. 6.5. Контракта).
Кроме того согласно ст. 327.1. ГК РФ, исполнение обязанностей, а равно и осуществление, изменение и прекращение определенных прав по договорному обязательству, может быть обусловлено совершением или не совершением одной из сторон обязательства определенных действий либо наступлением иных обстоятельств, предусмотренных договором, в том числе полностью зависящих от воли одной из сторон.
Более того, в соответствии с п. 5.2. Контракта от 28.05.2014 г., техническая приемка работ, контроль за ходом выполнения работ, контроль качества, а также выполнение АО "НПК "ВТ и СС" иных условий Контракта возлагается на ВП МО РФ.
Согласно абз. 2 п. 2 Положения о военных представительствах Министерства обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 г. N 804, руководство деятельностью военных представительств осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через уполномоченные им органы военного управления.
Поскольку оплата выполненных работ является обязательством государственного заказчика (п. 8 ст. 7 Федерального закона "О государственном оборонном заказе"), обеспеченным за счет средств федерального бюджета, обязательство по оплате является заведомо исполнимым.
Данное условие об оплате после поступления денежных средств от государственного заказчика (головного исполнителя) является обычной деловой практикой в договорах, заключаемых в рамках исполнения государственного оборонного заказа".
Учитывая изложенное, условие об окончательной оплате после получения денежных средств от Государственного заказчика (Министерства обороны Российской Федерации), является полностью законным.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 769 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ -разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу статей 64 (часть 1), 71 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, определив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности суд считает требования истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Денежные средства по окончательной оплате по Контракту от 28.05.2014 г. с АО "НПК "ВТ и СС" от Государственного заказчика в рамках государственного контракта в АО "РТИ" не поступали, в связи с чем, оснований для проведения окончательного расчета с АО "НПК "ВТ и СС" не имеется, и соответственно оснований для проведения окончательного расчета АО "НПК "ВТ и СС" с АО "НПО РусБИТех" также не имеется.
Контракт между Истцом и Ответчиком заключён в рамках выполнения обязательств АО "НПК "ВТ и СС" перед АО "РТИ" (далее - Головной заказчик) по Контракту от 28.05.2014 N РТИ 2014/110 (далее - Контрактно), заключённому, в свою очередь, в рамках выполнения государственного оборонного заказа по Государственному контракту от 06.06.2014 N1416187345431010418001146/ 14000011 на выполнение ОКР шифр "Центр-2014" (далее - Государственный контракт), заключенному между АО "РТИ" и Министерством обороны Российской Федерации (далее - Государственный заказчик)
В силу п. 4.1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Федеральный закон "О государственном оборонном заказе"), Министерство обороны Российской Федерации является государственным заказчиком, АО "РТИ" - головным заказчиком (головным исполнителем), а АО "НПО РусБИТех" и АО "НПК "ВТ и СС" - исполнителями государственного оборонного заказа.
Таким образом, отношения по Контракту регулируются, в первую очередь, Федеральным законом "О государственном оборонном заказе". При этом установлено, что оплата поставок продукции (работ, услуг) по оборонному заказу производится в соответствии с условиями государственного контракта (контракта) (п. 2 Письма ВАС от 19.02.1996 N С5-7/03-93 "О Федеральном законе "О государственном оборонном заказе").
На основании п. 4 Положения о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1275, условия контракта, заключаемого головным исполнителем с исполнителем, определяются условиями соответствующего государственного контракта, заключённого государственным заказчиком с этим головным исполнителем. Следовательно, условия Контракта между АО "НПК "ВТ и СС" и АО "РТИ", а также условия всех контрактов (договоров), заключённых АО "НПК "ВТ и СС" во исполнение Контракта-ПО, определены условиями Государственного контракта.
В соответствии с п. 6.2., п. 6.5. Контракта-ПО, финансирование осуществляется за счёт средств федерального бюджета. При этом в соответствии с п. 6.5. Контракта-110 оплата производится только при условии получения денежных средств от Государственного заказчика (Министерство обороны Российской Федерации) по Государственному контракту.
Во исполнение вышеизложенных требований действующего законодательства Российской Федерации аналогичные условия включены и в Контракт между Истцом и Ответчиком.
Так, в соответствии с п. 6.5. Контракта (в редакции Дополнительного соглашения N 1 от 28.09.2015) оплата работ производится после сдачи Исполнителем (Истцом) и приемки Заказчиком (Ответчиком) выполненной СЧ ОКР (этапа СЧ ОКР), оформленной Итоговым актом приемки выполненной СЧ ОКР (Актом сдачи-приемки выполненного этапа СЧ ОКР) после поступления соответствующих денежных средств по контракту, указанному в преамбуле Контракта, а именно - Контракту-110 и Государственному контракту. Финансирование Контракта осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Как указано в Решении, в соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" выплачиваемые финансовые средства, предназначаются только для расходов на выполнение государственного оборонного заказа и авансирование соответствующих работ, вследствие чего исполнители несут ответственность за иное использование указанных средств.
С учетом требований Федерального закона "О государственном оборонном заказе" денежные средства на оплату работ выделяются только после проверки затрат, понесенных исполнителями государственного оборонного заказа, так как все исполнители обязаны отчитываться перед стоящим выше его по цепочке контрагентом о целевом расходовании выделенных бюджетных средств и несут ответственность за нецелевое расходование выделенных из бюджета средств, что также подтверждается Письмом ВАС РФ от 19.02.1996 N С5-7/03-93 "О Федеральном законе "О государственном оборонном заказе".
В соответствии с Решением Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2016 о расторжении государственного контракта от 06.06.2014 N 1416187345431010418001146/14000011 на выполнение ОКР шифр "Центр-2014" и порядке принятия фактических затрат (далее - Решение Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2016) работы по государственному контракту приостановлены с 26.12.2016, создана Межведомственная комиссия по проверке фактических затрат, произведённых в рамках ОКР шифр "Центр-2014" (далее - Межведомственная комиссия).
Директивой Первого заместителя министра обороны РФ от 06.02.2017 N 6.02.2017 определен состав Межведомственной комиссии, в состав которой на основании письма Истца от 19.01.2017 N 23/8-106 включен представитель Истца - Чукаев А.Б.
Во исполнение Решения Министра обороны РФ, а также уведомления Головного заказчика от 29.12.2016 N 2681/1/РТИ в адрес Истца направлено письмо от 09.01.2017 N 17-1/1-1 о приостановке работ по Контракту и необходимости предоставления документов, подтверждающих фактически понесенные затраты по незавершенным этапам Контракта.
Документы, подтверждающие понесенные в рамках выполнения Контракта затраты, в том числе Акты проверки фактических затрат по этапу 4 Контракта "Подготовка и проведение предварительных испытаний опытного образца. Участие в подготовке и проведении предварительных испытаний опытного образца ПАК НЦУО РФ 1-й очереди", согласованные 504 ВП МО РФ, были представлены Истцом письмом от 01.02.2017 N 23/6-214а, размер предъявленных затрат по этапу 4 составил 5 000 000,00 руб.
Во исполнение Федерального закона "О государственном оборонном заказе" и в соответствии с Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 N 804) военные представительства Министерства обороны Российской Федерации создаются для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях, в организациях и учреждениях, осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции как непосредственно, так и в порядке кооперации. Военные представительства осуществляют контроль качества военной продукции и ее приемку в случаях, установленных государственными контрактами (контрактами). На военные представительства возлагается приемка военной продукции в сроки, предусмотренные государственными контрактами (контрактами), выдача организациям удостоверений на принятую продукцию, а также выдача заключений на цену договора.
В соответствии с условиями спорного Контракта (п. 1.2.1., 1.2.2., 5.2. -5.4., 5.6. - 5.9.. 6.3). на 504 военное представительство Министерства обороны РФ (далее - 504 ВП МО РФ) возложена обязанность контроля качества, а также обязанность выдачи заключения на твердую фиксированную цену, следовательно оно участвовало в формировании цены Контракта (этапов Контракта), 504 ВП МО РФ подписана Ведомость исполнения СЧ ОКР (Приложение N 1 к Контракту), 504 ВП МО РФ также согласовывалось Техническое задание к Контракту.
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации фактически является стороной спорного Контракта.
Предъявленные Истцом затраты в составе затрат по Контракту 110 были предъявлены в 395 ВП МО РФ, уполномоченное на выдачу заключения на цену (фактические затраты) Контракта 110.
В дальнейшем 395 ВП МО РФ выдано Заключение от 26.05.2017 N 364 на фактические затраты по этапу 1.5. Контракта 110 "Подготовка и проведение предварительных испытаний опытного образца 1-й очереди", в соответствии с которым экономически обоснованные фактические затраты Истца по этапу 4 Контракта "Подготовка и проведение предварительных испытаний опытного образца. Участие в подготовке и проведении предварительных испытаний опытного образца ПАК НЦУО РФ 1-й очереди" подтверждены в размере 2 289 377,25 руб.
На основании предъявленного Истцом Акта проверки фактических затрат по этапу 4, согласованного 504 ВП МО РФ, из предъявленного размера фактических затрат (5 000 000,00 руб.) было исключено 1 891 865,25 руб. - размер планируемых затрат, а также прогнозная сумма прибыли в размере 819 134,75 руб.
С целью согласования порядка возмещения фактических затрат по Контракту сторонами было заключено Дополнительное соглашение к Контракту N 4 от 15.09.2017, в соответствии с п. 4 которого, Заказчик принимает у Исполнителя незавершённые работы по незавершённым этапам СЧ ОКР в размере, определяемом Актом приёма незавершенных работ по фактическим затратам по каждому этапу СЧ ОКР.
Письмом от 15.09.2017 N 17-679-1 Ответчику направлен Акт приемки незавершенных работ на согласованную 395 ВП МО РФ сумму 2 289 377,25
руб.
Письмом от 25.10.2017 N 23/6-2388 Истец направил Акты приема незавершенных работ по этапам 4, 5 Контракта, в соответствии с которыми размер фактических затрат по этапу 4 составил 4 938 832,10 руб., по этапу 5 -1 440 766,92 руб. Также был направлены Акт проверки фактических затрат по этапу 4 Контракта от 23.10.2017, подписанный 504 ВП МО РФ, в соответствии с которым, сумма экономически обоснованных затрат составляет 4 115 693,42 руб., что не соответствует сумме, указанной в ранее направленном акте проверки фактических затрат.
Не согласившись с размером фактических затрат, подлежащих возмещению, Ответчиком был направлен мотивированный отказ от подписания указанных актов от 26.10.2017 N 17-832-1, в соответствии с которым Ответчик отказался от подписания Акта на предложенную Истцом сумму ввиду следующего:
В соответствии с условиями Дополнительного соглашения от 15.09.2017 N 4 к Контракту, работы по незавершенным этапам Контракта принимаются Заказчиком в размере фактических затрат (без учета прибыли).
На основании Актов проверки фактических затрат по этапам 3, 4 Контракта, направленных Ответчиком, 395 ВП МО РФ были выданы заключения на фактические затраты по этапам 3-4 Контракта, в соответствии с которыми сумма экономически обоснованных фактических затрат Истца по этапу 4 Контракта составила 2 289 377,25.
В Актах приема незавершенных работ по этапам 3, 4 Контракта, направленных письмом N 23/6-2388 от 25.10.2017, размер фактических затрат по этапам 3, 4 Контракта составляет 1 000 000,00 руб. и 4 938 832,10 руб. соответственно, что не соответствует размеру фактических затрат по этапам 3, 4 Контракта, ранее представленных Истцом и подтвержденных 504 ВП МО РФ и 395 ВП МО РФ.
Фактические затраты по этапу 5 Контракта 395 ВП МО РФ не принимаются в полном объеме в связи с отсутствием технического обоснования и подтверждения проведенных работ.
Кроме того, письмом от 28.11.2017 N 17-913-1 Ответчик сообщил Истцу, что Акт проверки фактических затрат от 23.10.2017 не может быть принят к рассмотрению, поскольку он выдан 504 ВП МО уже после рассмотрения и выдачи соответствующего заключения 395 ВП МО РФ на фактические затраты и принятия фактических затрат по данному этапу Головным заказчиком - АО "РТИ", что подтверждается подписанным 29.09.2017 между Истцом и Головным Заказчиком Актом приема незавершенных работ по этапу 5 Контракта 110.
В соответствии с п. 5 Дополнительного соглашения N 4, стороны в течение 5 дней с момента подписания инвентаризационных ведомостей, а также подписания по всем незавершённым этапам СЧ ОКР Акта приема незавершенных работ по фактическим затратам по каждому этапу и проверки МВК фактических затрат, Стороны подписывают Итоговый акт приемки СЧ ОКР по фактическим затратам, в котором устанавливается итоговый размер фактических затрат (стоимость незавершённой СЧ ОКР), подлежащий возмещению Исполнителю или возврату Заказчику, с учётом ранее выданного аванса.
Таким образом, включив своего представителя в состав Межведомственной комиссии, направив на проверку фактические затраты, понесенные при выполнении Контракта, а также заключив с Ответчиком Дополнительное соглашение N 4 к Контракту, Истец выразил свое согласие на проверку Межведомственной комиссией фактических затрат, понесенных при выполнении спорного Контракта, и определение итогового размера фактических затрат, подлежащих возмещению после окончания проверки Межведомственной комиссией.
По состоянию на текущий момент, Итоговый акт приемки СЧ ОКР по фактическим затратам сторонами не подписан, объём фактических затрат Истца по Контракту, подлежащих возмещению в соответствии с условиями Дополнительного соглашения к Контракту от 15.09.2017 N 4, не установлен, следовательно, денежная сумма фактически понесённых затрат, подлежащих возмещению, не определена.
Судом правомерно установлен факт, что на дату вынесения Решения, представленные Истцом документы, подтверждающие затраты, понесённые им в рамках выполнения Контракта предъявлены в адрес Головного заказчика (АО "РТИ") и Межведомственной комиссии, однако до настоящего времени комиссией не проверены и не подтверждены.
Денежные средства по Государственному контракту от Минобороны России и по Контракту-110 от АО "РТИ" не поступали, что подтверждается данными бухгалтерского учета, перепиской АО "НПК "ВТ и СС" и АО "РТИ": письма от 03.11.2017 N 17-864/1-1, от 11.12.2017 N 1556/1/РТИ, а также выпиской операций по отдельному счету.
Таким образом, условия для окончательного расчёта с Истцом по Контракту не наступили.
По общему правилу установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить (ст. 190 ГК РФ).
Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 314 ГК РФ исчисление срока исполнения обязательства допускается в том числе с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором. Подобным же образом, в силу ст. 327.1 ГК РФ, исполнение обязанностей, а равно и осуществление, изменение и прекращение определенных прав по договорному обязательству, может быть обусловлено совершением или несовершением одной из сторон обязательства определенных действий либо наступлением иных обстоятельств, предусмотренных договором, в том числе полностью зависящих от воли одной из сторон.
Согласно Обзору судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2017), утвержденному Президиумом Верховного суда Российской Федерации 26.04.2017 (вопрос 2) (далее - Обзор) условие договора о том, что срок оплаты выполненных работ исчисляется с момента сдачи генеральным подрядчиком работ результата этих работ заказчику по договору или с момента получения генеральным подрядчиком оплаты от заказчика само по себе не противоречит нормам статей 190,314,327.1,711,746 ГК РФ.
При этом, с учетом разъяснений, содержащиеся в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ об обязательствах и их исполнении", Ответчик делает все возможное для скорейшего наступления условия оплаты по Контракту с АО "РТИ", что подтверждается созданием в соответствии с решением Министра обороны РФ от 30.12.2016 межведомственной комиссии для определения объема выполненных работ по проверке фактических затрат, о чем Истец был уведомлен.
Кроме того, работы по этапам Контракта-ПО предъявлены Головному заказчику и приняты последним 29.09.2017, что подтверждается Актом приема незавершенных работ по фактическим затратам, подлежащих возмещению в размере, значительно превышающем размер задолженности перед Истцом.
В свою очередь, АО "РТИ" также предпринимает действия, направленные на наступление условия об окончательной оплате по всем заключённым в рамках выполнения государственного оборонного заказа по Государственному контракту контрактам (договорам) с контрагентами, в том числе и по Контракту, заключённому с АО "НПК "ВТ и СС".
Так, со стороны АО "РТИ" в Межведомственную комиссию предъявлены дополнительные затраты, понесённые при выполнении Государственного контракта (исх. от 24.10.2017 г. N 1300/РТИ-дсп), однако до настоящего времени не проверены и не подтверждены.
В адрес Министерства обороны Российской Федерации также направлен Протокол согласования фактических затрат по Государственному контракту (исх. от 29.12.2017 N 1642/РТИ-дсп), однако, по состоянию на текущий момент, фактические затраты Межведомственной комиссией не проверены, соответствующий документ не подписан со стороны Государственного заказчика.
В силу ст. 421 и 431 ГК РФ, принимая во внимание буквальное толкование, а также свободу договора, вышеуказанное условие Контракта (п. 6.5.) является действительными и подлежит применению судом.
На момент подписания стороны были свободны в установлении условий подписываемого Контракта, доказательств предъявления на стадии согласования спорного Контракта каких-либо разногласий по его условиям Истцом не представлено, требования о признании указанных условий Контракта недействительным не заявлялись.
Таким образом, данные условия Контракта, а также ст. 314 и 327.1 ПС РФ и также правовая позиция Верховного суда Российской Федерации, изложенная в вопросе N 2 Обзора судебной практики N 2 (2017), утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 26.04.2017 подлежат применению судом при вынесения судебного акта по настоящему делу.
Суд в Решении обоснованно установил, что поскольку оплата выполненных работ по Государственному контракту является обязательством Государственного заказчика (п. 8 ст. 7 275-ФЗ), обеспеченным за счет средств федерального бюджета, обязательство по оплате является заведомо исполнимым. Условие об оплате после поступления денежных средств от государственного заказчика (головного исполнителя) является обычной деловой практикой в договорах, заключаемых в рамках исполнения государственного оборонного заказа.
Таким образом, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правильно определил правоотношения сторон, предмет доказывания по спору, с достаточной полнотой выяснил, исследовал и оценил в совокупности все значимые обстоятельства по делу, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
С учетом того, что иных доводов, подлежащих оценке, апелляционная жалоба не содержит, решение отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12.02.2019 по делу N А40-92431/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В. Бодрова |
Судьи |
И.А. Титова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.