Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 19 августа 2019 г. N Ф10-2834/19 настоящее постановление оставлено без изменения
22 апреля 2019 г. |
Дело N А83-11308/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 22 апреля 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Приваловой А.В.,
Омельченко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,
при участии: представителей ООО "Фундамент" - Киселевой Алины Евгеньевны, доверенность от 01.06.2018 N б/н; Антонова Владислава Викторовича, доверенность от 01.03.2019 N б/н; представителей Министерства транспорта Республики Крым - Лукашенко Николая Николаевича, доверенность от 17.12.2018 NДО/173; Петровского Павла Анатольевича, доверенность от 16.05.2018 NДО-25;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 21 декабря 2018 года по делу N А83-11308/2018 (судья Авдеев М.П.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фундамент" к Министерству транспорта Республики Крым о признании незаконным бездействия, устранении допущенных нарушений прав и законных интересов,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фундамент" (далее - ООО "Фундамент", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, в котором просило: 1) признать незаконным бездействие Министерства транспорта Республики Крым (далее - Министерство) отношении Общества, выразившееся в невыдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок и соответствующих карт маршрутов регулярных перевозок для работы на маршрутах регулярного сообщения "Ялта-Джанкой - МАПП "Джанкой", "Симферополь - Джанкой - МАПП "Джанкой", "Евпатория-Армннск - МАПП "Армянск", "Симферополь-Армянск - МАПП "Армянск"; 2) обязать Министерство транспорта Республики Крым устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества и выдать свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок и соответствующие карты маршрутов регулярных перевозок для работы на указанных выше маршрутах регулярного сообщения.
В процессе рассмотрения спора в суде первой инстанции ООО "Фундамент" представило заявление об изменении предмета требований, согласно которому в окончательном варианте просило: 1) признать незаконным бездействие Министерства транспорта Республики Крым в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Фундамент", выразившееся в невыдаче разрешительных документов для осуществления регулярных перевозок на маршрутах регулярного сообщения "Симферополь-Джанкой", "Симферополь-Армянск", "Ялта- Джанкой"; 2) обязать Министерство транспорта Республики Крым устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Фундамент", выдать разрешительные документы для осуществления регулярных перевозок на маршрутах регулярного сообщения "Симферополь-Джанкой", "Симферополь-Армянск", "Ялта-Джанкой".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 21.12.2018, требования общества с ограниченной ответственностью "Фундамент", было удовлетворено; бездействие Министерства транспорта Республики Крым в отношении общества с ограниченной ответственностью "Фундамент", выразившееся в невыдаче разрешительных документов для осуществления регулярных перевозок на маршрутах регулярного сообщения "Симферополь-Джанкой", "Симферополь-Армянск", "Ялта-Джанкой", было признано незаконным; на Министерство транспорта Республики Крым была возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Фундамент" выдать разрешительные документы для осуществления регулярных перевозок на маршрутах регулярного сообщения "Симферополь-Джанкой", "Симферополь-Армянск", "Ялта-Джанкой".
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство транспорта Республики Крым обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.12.2018 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции является незаконным и было принято с нарушением норм материального права. Также апеллянт указывает на то, что выдача разрешительных документов ООО "Фундамент" на маршруты "Ялта-Джанкой", "Симферополь-Джанкой", "Евпатория-Армянск", "Симферополь-Армянск" вне конкурсных процедур не допустимо и будет являться прямым нарушением действующего законодательства.
Представители Министерства транспорта Республики Крым поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.12.2018 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме.
Представители ООО "Фундамент" возражали относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения от 21 декабря 2018 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что ООО "Фундамент" является обладателем лицензии N ААС-82-000069 от 10.03.2015, серии ДА N 146166 на право осуществлять деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
30.12.2015 между Министерством транспорта Республики Крым (Организатор) и ООО "Фундамент" (Перевозчик) были заключены договоры N 293-В/2015, N 294- В/2015, N 295-В/2015 и N 296-В/2015, на право осуществления пассажирских перевозок автобусных маршрутах регулярного сообщения "Ялта-Джанкой", "Симферополь- Джанкой", "Евпатория-Армянск" и "Симферополь-Армянск", которые являются идентичными по сути и содержанию и были заключены сроком действия на 6 месяцев.
По условиям пункта 1.1 вышеназванных Договоров, их предметом является организация и предоставление транспортных услуг населению на условиях, предусмотренных законодательными и нормативными правовыми актами РФ, РК и договорами.
Организатор предоставляет право, а перевозчик берет на себя обязательства по осуществлению перевозок пассажиров в период с 30.12.2015 по 29.06.2016 на регулярных маршрутах: "Ялта-Джанкой", "Симферополь-Джанкой", "Евпатория-Армянск" и "Симферополь-Армянск" (пункт 1.2 Договора).
28.10.2015 Министерством в адрес автомобильных перевозчиков было направлено письмо за исх. N 03.2/1091 "Об обеспечении реализации Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ", согласно которому, они уведомлялись о том, что в течение тридцати дней с момента его опубликования, юридические лица, которые после дня официального опубликования ФЗ осуществляли перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключёнными договорами, выданными решениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативно-правовыми актами субъектов РФ и т. п., должны направить в адрес уполномоченного органа исполнительной власти, к компетенции которых отнесено ведение Реестра маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные ч. 1 ст. 26 ФЗ.
В дальнейшем, 28.06.2016 ООО "Фундамент" направило в адрес Министерства транспорта Республики Крым письменный запрос N 89 с просьбой предоставить подробные разъяснения алгоритма действий для получения карт маршрутов регулярных перевозок.
Рассмотрев это обращение Общества, 25.07.2016 Министерство транспорта Республики Крым направило ему письмо - ответ за исх. N 6631/03.2, в котором уведомило Общество о том, что с 11.01.2016 вступили в силу отдельные нормы Федерального закона. Согласно ст. 39 ФЗ до истечения 270 дней, со дня опубликования ФЗ, уполномоченный орган исполнительной власти должен выдать юридическим лицам, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров по маршрутам регулярных перевозок, включённым в соответствующий Реестр, карты данных маршрутов. Между тем, в настоящее время Министерством только формируется актуальный Реестр межмуниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок согласно нормам Закона. После его окончательного формирования, профильным Министерством в установленном законодательством порядке, будут организованы конкурсные процедуры.
29.06.2016 ООО "Фундамент" обратилось в адрес Министерства транспорта Республики Крым с заявлением за исх. N 90 о выдачи свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров по автобусным маршрутам регулярных перевозок "Ялта- Джанкой", "Симферополь-Джанкой", "Евпатория-Армянск" и "Симферополь-Армянск" и карты соответствующих маршрутов регулярных перевозок.
В свою очередь, 29.07.2016 Министерство транспорта Республики Крым направило в адрес Общества письменное разъяснение за N 03.2/1609, в котором было указано на то, что на территории Республики Крым действует Временный порядок организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом, утверждённый Постановлением Совета министров Республики Крым от 20.04.2015 N 210, с целью обеспечения непрерывности перевозочного процесса при истечении сроков действия ранее выданных временных договоров на право осуществления пассажирских перевозок на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок и пригородного сообщения, было рекомендовано руководствоваться нормами вышеуказанного Временного порядка согласно которому, для открытия автобусных маршрутов, перевозчикам необходимо предоставить в Министерство транспорта РК соответствующие заявления.
27.02.2017 ООО "Фундамент" направило в адрес Министерства транспорта Республики Крым заявление N 26 об установлении межмуниципального маршрута регулярных перевозок сообщением "Симферополь-Джанкой".
03.04.2017 Министерство направило в адрес Общества письмо за исх. N 2232/1 о рассмотрении его обращения и принятии решения об установлении межмуниципального маршрута регулярных перевозок междугородного сообщения по нерегулируемому тарифу "Симферополь-Джанкой".
27.02.2017 ООО "Фундамент" направило в адрес Министерства транспорта Республики Крым заявление N 28 об установлении межмуниципального маршрута регулярных перевозок сообщением "Симферополь-Армянск".
03.04.2017 Министерство в адрес Общества направило письмо за исх. N 2236/1 о рассмотрении его обращения и принятии решения об установлении межмуниципального маршрута регулярных перевозок междугородного сообщения по нерегулируемому тарифу "Симферополь-Армянск".
Также, 27.02.2017 ООО "Фундамент" направило в адрес Министерства транспорта Республики Крым заявление N 29 об установлении межмуниципального маршрута регулярных перевозок сообщением "Евпатория-Армянск".
03.04.2017 Министерство в адрес Общества направило письмо за исх. N 2234/1 о рассмотрении его обращения и принятии решения об установлении межмуниципального маршрута регулярных перевозок междугородного сообщения по нерегулируемому тарифу "Евпатория-Армянск".
04.04.2017 ООО "Фундамент" направило в адрес Министерства транспорта Республики Крым заявление N 41 об установлении межмуниципального маршрута регулярных перевозок сообщением "Ялта-Джанкой".
03.05.2017 Министерство в адрес Общества направило письмо за исх. N 3576/1 о рассмотрении его обращения и принятии решения об установлении межмуниципального маршрута регулярных перевозок междугородного сообщения по нерегулируемому тарифу "Ялта-Джанкой".
10.07.2017 ООО "Фундамент" обратилось в Министерство транспорта Республики Крым с заявлением N 110 о выдаче ему свидетельств об осуществлении перевозок пассажиров по автобусным маршрутам регулярных перевозок сообщением "Ялта- Джанкой", "Симферополь-Джакой", "Евпатория-Армянск", "Симферополь-Армянск" и карт соответствующих маршрутов регулярных перевозок.
10.08.2017 Министерство транспорта Республики Крым направило в адрес Общества письмо за исх. N 7699/1 с информацией о том, что Реестр межмуниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Крым сформирован по состоянию на 15.07.2015. Не позднее, чем через 90 дней со дня установления межмуниципального маршрута регулярных перевозок, уполномоченный исполнительный орган государственной власти РК объявит открытый курс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок и карт маршрутов. Планируемый период проведения конкурсных процедур по данным маршрутам, определён Министерством на 3-4 квартал 2017 года.
В дальнейшем, 31.07.2017 ООО "Фундамент" повторно направило в адрес Министерства запрос N 124, о выдаче свидетельств об осуществлении перевозок пассажиров по автобусным маршрутам регулярных перевозок сообщением "Ялта-Джанкой", "Симферополь- Джакой", "Евпатория-Армянск", "Симферополь-Армянск" и карт соответствующих маршрутов регулярных перевозок.
Рассмотрев обращение Общества, 30.08.2017 Министерство направило в его адрес письмо за исх. N 8755/1, в котором уведомило ООО "Фундамент" о том, что с целью подготовки проведения открытых конкурсов оно подготовило проект Постановления Совета Министров Республики Крым "О внесении изменений в Постановление Совета министров Республики Крым от 27.01.2017 за N26", который процедуру согласования еще не прошел.
25.07.2017 ООО "Фундамент" обратилось в адрес Министерства с запросом N 160 о выдаче карт маршрутов и урегулирования вопроса их отсутствия с Ространснадзором.
26.10.2017 Министерством в адрес Общества было направлено письмо за исх. N 11074/1 с сообщением о принятии Постановления Совета Министров Республики Крым N 519 от 10.10.2017 "О внесении изменений в Постановление Совета министров Республики Крым от 27.01.2017 за N 26".
Кроме того, с требованием о выдаче свидетельств об осуществлении перевозок пассажиров по автобусным маршрутам регулярных перевозок сообщением "Ялта-Джанкой", "Симферополь-Джакой", "Евпатория-Армянск", "Симферополь-Армянск" и карт соответствующих маршрутов регулярных перевозок, Общество также обращалось письмом исх. N 44 от 28.03.2018, письмом исх. N 81 от 18.05.2018, письмом исх. N 118 от 03.07.2018.
Согласно ответу Министерства транспорта Республики Крым от 30.03.2018 N 03- 20/2326/1, в случае кратковременного увеличения пассажиропотока на отдельных направлениях, ГУП РФ "Крымавтотранс" в соответствии с положениями приказа Министерства от 29.09.2015 N 283 "Об утверждении правил привлечения дополнительных транспортных средств для обслуживания автобусных маршрутов регулярных перевозок" вправе привлекать автомобильных перевозчиков, в том числе ООО "Фундамент", для обслуживания пассажиров по маршрутам регулярных перевозок, включенным в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Республик Крым.
09.08.2017 Министерством транспорта Республики Крым был издан приказ N 442 об утверждении изменений в приказ Министерства от 26.12.2016 N 352 "Об утверждении Реестра муниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок Республики Крым".
Ссылаясь на то, что до настоящего времени решение о выдаче или об отказе в выдаче карт маршрутов уполномоченным органом так и не было принято, ООО "Фундамент" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением, которое судом первой инстанции было удовлетворено.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, в связи с неправильным применением им норм материального права, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п.1.1 Раздела 1 Положения о Министерстве транспорта Республики Крым", утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 155 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Республики Крым" (далее - Положение), Министерство транспорта Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику в транспортно-дорожном комплексе, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, которое находится в его ведении, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым.
Пунктом 1.2 Положения установлено, что Министерство руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Республики Крым, законами Республики Крым, постановлениями Государственного Совета Республики Крым, указами и распоряжениями Главы Республики Крым, постановлениями и распоряжениями Совета министров Республики Крым, другими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере транспортно-дорожного комплекса, а также настоящим Положением.
Согласно 3 Раздела Положения, в целях выполнения поставленных задач Министерство в установленном законодательством порядке, осуществляет функции по управлению в пределах компетенции, транспортно-дорожным комплексом Республики Крым (п. 3.1); организации транспортного обслуживания населения воздушным, морским, автомобильным транспортом включая легковые такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, организации в пределах своей компетенции государственного контроля в сфере перевозок (п. 3.2); осуществлению функций уполномоченного органа исполнительной власти Республики Крым по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, возлагаемых законодательством на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 3.8); организации открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу в Республике Крым, по его результатам выдача свидетельства и карт маршрутов и обеспечение контроля за соблюдением перевозчиками взятых на себя обязательств по осуществлению пассажирских перевозок (п 3.12); ведению Реестра межмуниципальных пригородных и межмуниципальных междугородных маршрутов регулярного сообщения, принятие решения о включении автовокзала (автостанции) в состав межмуниципального маршрута регулярного сообщения, а также об исключении автовокзала (автостанции) из состава межмуниципального маршрута регулярного сообщения (п. 3.13.).
Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ) регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, а также определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона N 259-ФЗ, маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке (пункт 9), а расписание - график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта (пункт 15).
Из материалов дела следует, что 30.12.2015, во исполнение Временного порядка организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Республике Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 20 апреля 2015 года N 210 (далее - Временной порядок), между Министерством и ООО "Фундамент" были заключены договоры на право осуществления пассажирских перевозок на новых автобусных маршрутах регулярного сообщения NN 293-В/2015, 294-В/2015, 295-В/2015, 296-В/2015, сроком действия до 29 июня 2016 года, предметом которых, являлась организация и предоставление транспортных услуг населению на условиях, предусмотренных законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Крым и настоящими Договорами.
В свою очередь, согласно п.3.1 Временного порядка, инициаторами открытия новых автобусных маршрутов либо новых рейсов на действующих маршрутах, закрытия и изменения автобусных маршрутов, могут являться Организатор, заинтересованные органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, по территории которых предполагается прохождение нового маршрута, а также перевозчики (юридические лица и индивидуальные предприниматели).
Предложение об открытии нового автобусного маршрута (рейсов), рассматривается Организатором в течение 30 календарных дней со дня получения соответствующего заявления.
С целью определения целесообразности открытия нового автобусного маршрута (рейсов), Организатор, без проведения конкурса, предлагает заключить временный договор (на срок до 6 месяцев) на право осуществления пассажирских перевозок перевозчику, выступившему инициатором открытия нового автобусного маршрута или новых рейсов на действующем маршруте, а в случае если инициатором открытия автобусного маршрута (рейсов) выступает Организатор, Организатор, без проведения конкурса, предлагает заключить временный договор перевозчику, обслуживающему данное направление.
До окончания срока действия заключенных договоров между ООО "Фундамент" и Министерством транспорта Республики Крым, с 18.06.2016 вступил в силу Закон Республики Крым "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и наземным электрическим транспортом в Республике Крым и признании утратившим силу Закона Республики Крым от 13.05.2015 N 98-ЗРК/2015 "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и наземным электрическим транспортом в Республике Крым" от 06.06.2016 N 251-ЗРК/2016 (далее - Закон N 251-ЗРК).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закон N 251-ЗРК, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок устанавливается, изменяется по инициативе уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Крым и (или) по предложению, юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, имеющих намерение осуществлять регулярные перевозки или осуществляющих регулярные перевозки по данному маршруту.
Согласно ч. 3 ст. 8 Закона N 251-ЗРК, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества, предложившие установить или изменить межмуниципальный маршрут регулярных перевозок, представляют в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Крым заявление в письменной форме об установлении или изменении межмуниципального маршрута, которое включает в себя сведения, предусмотренные частью 1 или 2 статьи 10 настоящего Закона.
Между тем, 14.07.2015 был опубликован и официально вступил в силу Федеральный закон "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 N 220-ФЗ (далее - Закон N 220-ФЗ).
В свою очередь, часть 1 ст. 39 Закона N 220-ФЗ определяет, что в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
В этой связи вывод суда первой инстанции относительно того, что Закон N 220-ФЗ не содержит норм о том, что в случае пропуска автомобильными перевозчиками срока, установленного ч. 1 ст. 39 закона N 220-ФЗ, указанное право заявителя не утрачивается, признается судом апелляционной инстанции безосновательным, ввиду его противоречию требованиям ч. 1 ст. 39 закона N 220-ФЗ.
При этом, судом апелляционной инстанции установлено, что в 30-дневный период, определенный Законом N 220-ФЗ, в Министерство от ООО "Фундамент" такие сведения не поступали.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона N 220-ФЗ, по истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок: 1) организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры; 2) размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.
Из пояснений представителя административного органа следует, что лишь одним перевозчиком из 112, были предоставлены сведения, определенные ч. 1 ст. 39 Закона N 220-ФЗ. В этой связи, Министерство, для обеспечения реализации норм Закона N 220-ФЗ информационным письмом от 28.10.2015 N 03.2/1091, уведомило автомобильных перевозчиков о том, что в срок до 30.11.2015 необходимо предоставить Министерству все необходимые сведения, предусмотренные Законом N 220-ФЗ для дальнейшего изучения.
Однако, ООО "Фундамент" в вышеуказанный срок (до 30.11.2015) в адрес Министерства сведения необходимые для его включения Министерством в Реестр маршрутов регулярных перевозок, не предоставило.
Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок был утвержден приказом Министерства от 26.12.2016 N 352 и задекларировал маршруты по состоянию на 14.07.2015.
Материалами дела подтверждается, что межмуниципальные автобусные маршруты "Ялта- Джанкой", "Симферополь-Джанкой", "Евпатория-Армянск", "Симферополь- Армянск" (до МАПП "Джанкой и МАПП Армянск), на момент публикации Закона N 220-ФЗ и до момента заключения договоров с ООО "Фундамент" от 30.12.2015, никем из перевозчиков не обслуживались. ООО "Фундамент" обслуживались межобластные маршруты в период нахождения Республики Крым в составе Украины (до 18.03.2014), на основании разрешений выданных еще государственными органами Украины.
При этом, ООО "Фундамент", во исполнение требований Закона N 251-ЗРК и Закона N 220-ФЗ, лишь в 2017 году были направлены заявления в адрес Министерства от 03.04.2017 N 28, 26, 29, об установлении межмуниципального маршрута регулярных перевозок с начальным/конечным населенным пунктом Симферополь-Армянск, Симферополь-Джанкой и Евпатория-Армянск соответственно. Данные заявления Министерством были рассмотрены в установленные Законом сроки и письмами от 03.04.2017 N 2236/1, 2237/1 и 2234/1, Заявитель был уведомлен о принятии решения об установлении межмуниципального маршрута регулярных перевозок междугородного сообщения по нерегулируемому тарифу "Симферополь-Армянск", "Симферополь-Джанкой" и "Евпатория-Армянск" (до МАПП "Джанкой и МАПЛ Армянск).
Также, в соответствии с заявлением ООО "Фундамент" от 04.04.2017 N 41 об установлении межмуниципального маршрута регулярных перевозок с начальным/конечным населенным пунктом Ялта-Джанкой, Министерство, письмом от 03.05.2017 N 3576/1, уведомило Общество о принятии решения об установлении межмуниципального маршрута регулярных перевозок междугородного сообщения по нерегулируемому тарифу "Ялта-Джанкой" (до МАПП "Джанкой").
На основании поданных ООО "Фундамент" заявлений и принятых решений, Министерством, приказом от 09.08.2017 N 442, были утверждены изменения в приказ Министерства от 26.12.2016 N 352 "Об утверждении Реестра межмуниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок Республики Крым".
Межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считается установленным или измененным со дня внесения сведений о данном маршруте, предусмотренных пунктами 1-10 части 3 статьи 14 настоящего Закона, в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этом реестре (ч. 10. ст.8 Закона N 251-ЗРК).
Часть 11 ст. 8 Закона N 251-ЗРК предусматривает, что не позднее чем через девяносто дней со дня установления межмуниципального маршрута регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Крым объявляет открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и по результатам открытого конкурса выдает свидетельство об осуществлении перевозок и карты маршрута.
Причем, предметом открытого конкурса является именно право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок (ч. 1 ст.21 Закона N 220-ФЗ).
Основываясь на вышеизложенном, коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что выдача разрешительных документов на осуществление перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, может быть осуществлено исключительно только по результатам проведенного конкурса, организованного полномочным органом в соответствии с действующим законом.
Соответственно, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований, и, соответственно, отмене решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 2 ст. 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 21 декабря 2018 года по делу N А83-11308/2018 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Фундамент" отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.