г.Самара |
|
18 апреля 2019 г. |
Дело N А65-27160/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Лихоманенко О.А., Корнилова А.Б., при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
финансовый управляющий Айнутдинов Анвар Рустамович - не явился, извещен,
от государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
от третьего лица: государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Бугульминском районе и г. Бугульме Республики Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 апреля 2019 года апелляционную жалобу финансового управляющего Айнутдинова Анвара Рустамовича
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 февраля 2019 года по делу N А65-27160/2018 (судья Минапов П.Р.), принятое по заявлению финансового управляющего Айнутдинова Анвара Рустамовича, Республика Татарстан, г. Казань, к государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань, третье лицо: государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бугульминском районе и г. Бугульме Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Бугульма,
о признании незаконными действий (бездействия),
УСТАНОВИЛ:
Финансовый управляющий Айнутдинов Анвар Рустамович (далее - заявитель, финансовый управляющий) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - Управление ПФР, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в отказе (N ВА-16-3-25/6800 от 23.07.2018) производить выплаты пенсии Колесниковой Надежды Ивановны путем перечисления на счет в ПАО "Сбербанк".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бугульминском районе и г.Бугульме Республики Татарстан (далее - ГУ - Управления ПФР в Бугульминском районе и г. Бугульме Республики Татарстан, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 февраля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе финансовый управляющий просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что невозможность финансовым управляющим распоряжаться денежными средствами в виде пенсии, начисляемой должнику по старости, нарушает законные права и интересы должника кредиторов и общества. Данный отказ препятствует исполнению законодательно закрепленной обязанности финансового управляющего принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника (пункт 8 статьи 213.9 Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)") (далее - Закон о банкротстве) и нарушает право на распоряжение средствами должника (пункты 5, 6 статьи 213.25 Закона о банкротстве).
В отзыве на апелляционную жалобу Управление ПФР просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.12.2017 по делу N А65-31295/2017 Колесникова Надежда Ивановна признана банкротом, введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден Айнутдинов А.Р.
Финансовый управляющий обратился в Управление ПФР с заявлением исх. N 38КН от 11.07.2018, в котором просил производить выплату пенсии Колесниковой Н.И. путем перечисления на счет в банке, открытый в ПАО "Сбербанк России".
Управление ПФР письмом от 23.07.2018 N ВА-16-3-25/6800 отказало в перечислении пенсии по указанным финансовым управляющим реквизитам со ссылкой на необходимость получения личного заявления пенсионера о произведении выплат пенсии на указанный счет.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) и с пунктом 24 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н (далее по тексту - Правила N885н), пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку, и уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда путем подачи заявления о доставке пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда, который организует доставку в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 5,6,7 Правил 885н заявления пенсионеров, необходимые для выплаты пенсии, могут быть поданы пенсионером лично или через законного представителя непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда или многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг по месту жительства, а также через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации "Личный кабинет застрахованного лица".
Доставка пенсии лицу, признанному банкротом, также должна осуществляться согласно его волеизъявлению в порядке, предусмотренном действующим пенсионным законодательством Российской Федерации, и перечисление пенсии на основании заявленного требования финансового управляющего на специальный счет Колесниковой Н.И. в деле о банкротстве, без соответствующего заявления пенсионера не представляется возможным.
В силу части 1 статьи 21 Закона N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Таким образом, организация доставки пенсии лицу, признанному банкротом, осуществляется только на основании его волеизъявления, выраженного в письменном заявлении.
В пункте 12 статьи 21 Закон N 400-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2019, указано, что выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, в том числе при признании этого гражданина банкротом в соответствии с Законом о банкротстве, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона.
Законодатель с 01.01.2019 внес изменения и закрепил норму о том, что выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, в том числе при признании этого гражданина банкротом в соответствии с Законом о банкротстве, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона N 400-ФЗ целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
В силу статьи 3 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.
В силу п. 1 ст. 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно п. 3 ст. 213.25 Закона о банкротстве из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
Перечень такого имущества определен в абзацах 2-11 части 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пунктах 1 -17 части 1 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В силу ограничений, изложенных в ст. 446 ГК РФ, не может быть обращено взыскание на продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении.
Из разъяснений данных в п. 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" следует, что при рассмотрении дел о банкротстве граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, суды должны учитывать необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе его правами на достойную жизнь и достоинство личности).
Статьей 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" предусмотрено, что величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи) определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
С заявлением об установлении величины прожиточного минимума в деле о банкротстве Колесниковой Н.И. финансовый управляющий не обращался.
В постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 22.01.2019 по делу N А65-12287/2018 указано, что обжалуемые по настоящему делу решение от 18.07.2018 и постановление апелляционного суда от 05.10.2018 приняты до внесения изменений в Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Таким образом, принятые по делу судебные акты могут быть пересмотрены в порядке главы 37 АПК РФ.
Поскольку на дату рассмотрения настоящего дела внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и данные изменения улучшают положение гражданина, признанного банкротом, предоставляя ему дополнительные гарантии защиты прав на получение страховой пенсии, суд первой инстанции не усмотрел в действиях заинтересованного лицо, выразившихся в отказе (N ВА-16-3-25/6800 от 23.07.2018) производить выплаты пенсии Колесниковой Н.И. путем перечисления на счет в ПАО "Сбербанк", нарушение прав и интересов финансового управляющего.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных финансовым управляющим требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что невозможность финансовым управляющим распоряжаться денежными средствами в виде пенсии, начисляемой должнику по старости, нарушает законные права и интересы должника кредиторов и общества, несостоятельны, не соответствуют законодательству, регулирующему порядок выплаты пенсий. Каких-либо ограничений в части выплаты начисленных сумм пенсий гражданам, признанным банкротами, законодательство не содержит.
Ссылка финансового управляющего на то, что оспариваемый отказ заинтересованного лица препятствует исполнению законодательно закрепленной обязанности финансового управляющего принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника, необоснованна. Оспариваемый отказ Управления ПФР не противоречит положениям Закона о банкротстве, напротив, он направлен на защиту прав и законных интересов гражданина, признанного банкротом, в том числе на получение страховой пенсии в рамках величины прожиточного минимума.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 05 февраля 2019 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу финансового управляющего - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя. Поскольку заявителю была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины за подачу апелляционной жалобы, до настоящего времени госпошлина не уплачена, надлежит взыскать с финансового управляющего Айнутдинова Анвара Рустамовича в доход федерального бюджета госпошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 150 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 февраля 2019 года по делу N А65-27160/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с финансового управляющего Айнутдинова Анвара Рустамовича в доход федерального бюджета госпошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 150 (Сто пятьдесят) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.