Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 июля 2019 г. N Ф05-11250/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
18 апреля 2019 г. |
Дело N А41-68115/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Муриной В.А.,
судей Катькиной Н.Н., Мизяк В.П.,
при ведении протокола судебного заседания: Нигматулиной Р.Р.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "УпакСервис" на решение Арбитражного суда Московской области от 12 декабря 2018 года по делу N А41-68115/18, принятое судьей Досовой М.В., по исковому заявлению Кузьменко Валерия Васильевича к ООО "УпакСервис" об обязании предоставить документы,
при участии в заседании:
от ООО "УпакСервис" - Лапшина А.С., доверенность от 25.06.2018; Волкова М.А., доверенность от 10.12.2018;
от Кузьменко В.В. - Алмазова Т.А., доверенность от 28.05.2018;
УСТАНОВИЛ:
Кузьменко Валерий Васильевич обратился в Арбитражный суд Московской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к ООО "УпакСервис" об обязании предоставить копии следующих документов Общества:
- бухгалтерский баланс ООО "УпакСервис" за 2017 год (с отметкой о приеме данных документов налоговым органом и/или подтверждением о сдаче данных документов в налоговый орган посредством электронной системы сдачи отчетности);
- налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, налогу на имущество за 2017 года (с отметкой о приеме данных документов налоговым органом и/или подтверждением о сдаче данных документов в налоговый орган посредством электронной системы сдачи отчетности);
- бухгалтерские книги ООО "УпакСервис", в том числе главную бухгалтерскую книгу за 2017 год; - оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета 01, 02, 08, 10, 19, 20, 23, 25, 26, 41, 43, 44, 50, 51, 58 (в разрезе контрагентов), 60 (в разрезе контрагентов), 62 (в разрезе контрагентов), 66 (в разрезе контрагентов, видам кредитов и займов), 67 (в разрезе контрагентов, видам кредитов и займов), 68 и 69 (по видам налогов и сборов), 70, 71, 73 (в разрезе контрагентов), 75, 76, 79, 80, 84, 86, 90, 91, 98, 99 в разрезе календарного года за 2017 год;
- данные бухгалтерского и налогового учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в том числе документы, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов за 2017 год;
- документы, необходимые для исчисления, удержания и перечисления налогов за 2017 год;
- первичные учетные документы, иные документы, содержащие суммарные (сводные) данные по операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала), подлежащие регистрации в книге продаж, в том числе составленные налогоплательщиком,
- бухгалтерская справка-расчет для восстановления суммы налога на добавленную стоимость за 2017 год;
- журнал учета полученных и выставленных ООО "УпакСервис" счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость за 2017 год;
- банковские выписки за 2017 год (с отметками банка(-ов), предоставляющего(-их) услуги расчетно-кассового обслуживания ООО "УпакСервис");
- платежные поручения с отметками банка(-ов) об уплате налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на имущество, налогов и взносов, уплачиваемых работодателей с фонда оплаты труда в бюджетные и внебюджетные фонды, прочим налогам и сборам за 2017 год,
- штатное расписание ООО "УпакСервис" за период 2015-2017 годы;
- список сотрудников ООО "УПАКСЕРВИС" согласно штатному расписанию за 2017 год;
- расчетные ведомости о начислении и выплате заработной платы сотрудникам ООО "УПАКСЕРВИС" за 2017 год;
- трудовые договоры, заключенные с сотрудниками ООО "УпакСервис" за 2017 год;
- список кредиторов ООО "УпакСервис" (с указанием адресов);
- уведомление о созыве внеочередного общего собрания участников ООО "УпакСервис", указанное в заявлении должника;
- доказательства оснований для возникновения задолженности перед Чукиной Мариной Александровной;
- список кредиторов ООО "УпакСервис" по состоянию на 05.07.2018 (с указанием адресов);
- список дебиторов (должников) ООО "УпакСервис" по состоянию на 05.07.2018 (с указанием адресов);
- документы, подтверждающие обязательства ООО "УпакСервис" на сумму 5 200 000 руб., срок исполнения которых наступил;
- проект изменений в Устав общества согласно пункту 3 повестки дня, указанной в уведомлении о времени и месте проведения общего собрания участников ООО "УпакСервис" от 25.05.2018 исх. N 44/05/2018;
- книгу протоколов общества.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.12.2018 суд обязал ООО "УпакСервис" предоставить Кузьменко Валерию Васильевичу в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу заверенные копии следующих документов:
- бухгалтерский баланс ООО "УпакСервис" за 2017 год (с отметкой о приеме данных документов налоговым органом и/или подтверждением о сдаче данных документов в налоговый орган посредством электронной системы сдачи отчетности);
- налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, налогу на имущество за 2017 год (с отметкой о приеме данных документов налоговым органом и/или подтверждением о сдаче данных документов в налоговый орган посредством электронной системы сдачи отчетности);
- бухгалтерские книги ООО "УПАКСЕРВИС", в том числе главную бухгалтерскую книгу за 2017 год;
- оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета 01, 02, 08, 10, 19, 20, 23, 25, 26, 41, 43, 44, 50, 51, 58 (в разрезе контрагентов), 60 (в разрезе контрагентов), 62 (в разрезе контрагентов), 66 (в разрезе контрагентов, видам кредитов и займов), 67 (в разрезе контрагентов, видам кредитов и займов), 68 и 69 (по видам налогов и сборов), 70, 71, 73 (в разрезе контрагентов), 75, 76, 79, 80, 84, 86, 90, 91, 98, 99 в разрезе календарного года за 2017 год;
- данные бухгалтерского и налогового учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в том числе документы, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов за 2017 год;
- первичные учетные документы, иные документы, содержащие суммарные (сводные) данные по операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала), подлежащие регистрации в книге продаж, в том числе составленные налогоплательщиком, - бухгалтерская справка-расчет для восстановления суммы налога на добавленную стоимость за 2017 год;
- журнал учета полученных и выставленных ООО "УпакСервис" счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость за 2017 год; - банковские выписки за 2017 год (с отметками банка(-ов), предоставляющего(-их) услуги расчетно-кассового обслуживания ООО "УпакСервис");
- платежные поручения с отметками банка(-ов) об уплате налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на имущество, налогов и взносов, уплачиваемых работодателей с фонда оплаты труда в бюджетные и внебюджетные фонды, прочим налогам и сборам за 2017 год,
- штатное расписание ООО "УпакСервис" за период 2015-2017 годы;
- список сотрудников ООО "УпакСервис" согласно штатному расписанию за 2017 год;
- расчетные ведомости о начислении и выплате заработной платы сотрудникам ООО "УпакСервис" за 2017 год;
- трудовые договоры, заключенные с сотрудниками ООО "УпакСервис" за 2017 год;
- список кредиторов ООО "УпакСервис" (с указанием адресов);
- уведомление о созыве внеочередного общего собрания участников ООО "УпакСервис", указанное в заявлении должника;
- доказательства оснований для возникновения задолженности перед Чукиной Мариной Александровной;
- список кредиторов ООО "УпакСервис" по состоянию на 05.07.2018 (с указанием адресов);
- список дебиторов (должников) ООО "УпакСервис" по состоянию на 05.07.2018 (с указанием адресов);
- документы, подтверждающие обязательства ООО "УпакСервис" на сумму 5 200 000 руб., срок исполнения которых наступил;
- проект изменений в Устав общества согласно пункту 3 повестки дня, указанной в уведомлении о времени и месте проведения общего собрания участников ООО "УпакСервис" от 25.05.2018 исх. N 44/05/2018;
- книгу протоколов общества.
В остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "УпакСервис" обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании представитель ООО "УпакСервис" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель Кузьменко В.В. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со статьями 223, 266, 268, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Кузьменко В.В. является участником Общества с размеров доли в уставном капитале - 0,00825, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 19.08.2018 и не оспаривается ответчиком по существу.
29.05.2018, 09.06.2018 и 06.07.2018 Кузьменко В.В. были направлены в Общество запросы о предоставлении информации о деятельности ООО "УпакСервис" и необходимых документов.
Поскольку испрошенные участником документы представлены Обществом не были, данные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) участник общества вправе получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его уставом порядке.
В силу пункта 1 статьи 50 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество обязано хранить документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.
В силу пункта 2 статьи 50 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество по требованию участника общества обязано обеспечить ему доступ к следующим документам: договор об учреждении общества, за исключением случая учреждения общества одним лицом, решение об учреждении общества, устав общества, утвержденный учредителями (участниками) общества, а также внесенные в устав общества и зарегистрированные в установленном порядке изменения и дополнения; протокол (протоколы) собрания учредителей общества, содержащий решение о создании общества и об утверждении денежной оценки неденежных вкладов в уставный капитал общества, а также иные решения, связанные с созданием общества; документ, подтверждающий государственную регистрацию общества; внутренние документы общества; положения о филиалах и представительствах общества; решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг; протоколы общих собраний участников общества, заседаний ревизионной комиссии общества; списки аффилированных лиц общества; заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора, государственных и муниципальных органов финансового контроля; судебные решения по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем, а также судебные акты по таким спорам, в том числе определения о возбуждении арбитражным судом производства по делу и принятии искового заявления либо заявления об изменении основания или предмета ранее заявленного иска; протоколы заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества; договоры (односторонние сделки), являющиеся крупными сделками и (или) сделками, в совершении которых имеется заинтересованность; иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 50 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" в течение пяти рабочих дней со дня предъявления соответствующего требования участником общества указанные в пункте 2 настоящей статьи документы должны быть предоставлены обществом для ознакомления в помещении исполнительного органа общества, если иное место не определено уставом общества либо внутренним документом, утвержденным общим собранием или советом директоров (наблюдательным советом) общества и опубликованным на его сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Общество по требованию участника общества обязано предоставить ему копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление таких копий, не может превышать затраты на их изготовление и, если в требовании указано на необходимость их отправки по адресу, указанному участником, соответствующие расходы на пересылку.
Уставом общества либо внутренним документом, утвержденным общим собранием или советом директоров (наблюдательным советом) общества, может быть установлена необходимость предварительной оплаты участником общества указанных в абзаце первом настоящего пункта расходов, в этом случае срок исполнения обязанности по предоставлению документов, указанный в настоящем пункте, начинает исчисляться с момента представления участником общества документов об оплате.
При наличии в уставе общества либо во внутреннем документе, утвержденном общим собранием или советом директоров (наблюдательным советом) общества, положений, указанных в настоящем абзаце, общество обязано в течение трех рабочих дней с момента обращения участника с требованием о предоставлении копий документов сообщить ему стоимость их изготовления и в соответствующих случаях размер расходов на пересылку.
Согласно пункту 13.2. Устава Общества, по требованию участника Общества, аудитора или ревизора Общество обязано в семидневный срок предоставить им возможность ознакомиться документами, указанными в п. 13.1, настоящего Устава, в том числе с изменениями. Общество обязано по требованию заинтересованного лица Общества предоставить ему копии данных документов за плату в размере, не превышающем затрат на изготовление копий.
Из содержания информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ" (далее - Информационное письмо N 144) следует, что при реализации своего права на получение информации участники хозяйственных обществ не обязаны раскрывать цели и мотивы, которыми они руководствуются, требуя предоставления информации об обществе, а также иным образом обосновывать наличие интереса в получении соответствующей информации, за исключением случаев, вытекающих из закона.
Доказательств того, что ответчиком исполнена в полном объеме обязанность по представлению истцу спорных документов, в материалы дела не представлено.
Также в материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество приняло все необходимые меры по предоставлению Кузьменко В.В. возможности ознакомиться с документами общества, в том числе спорная документация передавалась истцу в полном объеме, а последний необоснованно отказался от её получения.
В пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного Российской Федерации от 18 января 2011 года N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ", разъяснено, что при разрешении споров, подобных рассматриваемому, следует учитывать, что решение принимается судом исходя из установленных им фактов, существующих на дату принятия решения, а не на дату предъявления иска, судам следует учитывать, что для удовлетворения требования участника хозяйственного общества о предоставлении информации необходимо, чтобы такое нарушение имело место на момент принятия решения.
В том случае, когда участник не может доказать, что до предъявления иска он обращался в общество с требованием о предоставлении информации, однако к моменту принятия судом решения указанная информация так и не предоставлена обществом истцу, суд удовлетворяет заявленное требование.
Участнику хозяйственного общества может быть отказано в удовлетворении требования о предоставлении информации, если будет доказано, что его право на информацию обществом не нарушено. Об этом могут свидетельствовать, в частности, следующие обстоятельства: неоднократное заявление требований о предоставлении одних и тех же документов и (или) их копий при условии, что первое из таких требований было надлежащим образом удовлетворено обществом; заявление участником требования о предоставлении информации и документов, относящихся к прошлым периодам деятельности хозяйственного общества и явно не представляющих ценности с точки зрения их анализа - экономического, юридического (в том числе по причине истечения сроков исковой давности и т.д.).
В отсутствие оснований полагать, что участник злоупотребляет своим правом, общество не вправе отказывать или иным способом воспрепятствовать ему в получении запрошенной информации, на которую участник имеет право в соответствии с федеральным законом и внутрикорпоративными актами.
Обстоятельства, исключающие право истца на получение документов, перечень которых предусмотрен п.4 ст. 50 Закона об обществах с ограниченной ответственностью ( в редакции Закона N 233-ФЗ от 29.07.2-17 года) ответчиком суду не доказаны.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, а также доказательства, подтверждающие факт исполнения ответчиком обязанностей по передаче истца документации Общества, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований частично.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о невозможности удовлетворения требований в части предоставлении документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов за 2017 год, поскольку перечень документов истцом не конкретизирован, в связи с чем решение суда не будет отвечать признаку исполнимости в этой части.
Довод апелляционной жалобы о том, что у ответчика отсутствует возможность предоставления запрашиваемых документов, в связи с хищением документации Общества, признается судом несостоятельным, поскольку каких-либо доказательств хищения документов, запрашиваемых истцом, в материалы дела не представлен.
Перечень похищенных документов ответчиком не конкретизирован, доказательств невозможности восстановления утраченной документации, а ровно и то, что такие действия им предпринимались, материалы дела также не содержат.
Данный довод также был предметом рассмотрения дела в суде первой инстанции и был отклонен судом как несостоятельный.
Как отмечалось ранее, в отсутствие оснований полагать, что участник злоупотребляет своим правом, общество не вправе отказывать или иным способом воспрепятствовать ему в получении запрошенной информации, на которую участник имеет право в соответствии с федеральным законом и внутрикорпоративными актами.
Обстоятельства, исключающие право истца на получение документов, перечень которых предусмотрен п.4 ст. 50 Закона об обществах с ограниченной ответственностью ( в редакции Закона N 233-ФЗ от 29.07.2-17 года) ответчиком суду не доказаны.
Доводы ответчика относительно недобросовестного поведения истца, злоупотребление правом со стороны истца, судом рассмотрены и отклонены как не имеющие надлежащего документального подтверждения, сам по себе факт не участия истца в общих собраниях Общества, не является основанием для отказа истцу в предоставлении документов Общества.
Кроме того, согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 65.2 ГК РФ участники корпорации обязаны не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества.
В связи с этим в случае, если документы, которые требует предоставить участник хозяйственного общества, содержат конфиденциальную информацию о деятельности общества, в том числе коммерческую тайну, общество, прежде чем передать соответствующие документы и (или) их копии, может потребовать выдачи расписки, в которой участник подтверждает, что предупрежден о конфиденциальности получаемой информации и об обязанности ее сохранять.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, отсутствие каких-либо документов у общества само по себе не свидетельствует о невозможности восстановления утраченных документов и не является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Истцом осуществляются действия, направленные на дестабилизацию хозяйственной деятельности Общества не нашли своего документального подтверждения.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 12.12.2018 по делу N А41-68115/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Мурина |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.