Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 1 августа 2019 г. N Ф05-12697/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
22 апреля 2019 г. |
Дело N А40-181495/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Веклича Б.С., Гармаева Б.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Сасюком Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "КАМЕЛОТ-А"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 21 декабря 2018 года по делу N А40-181495/18,
принятое судьей Бедрацкой А.В.
по иску ООО "КАМЕЛОТ-А" (ИНН 7017187800, ОГРН 1077017026580)
к Федеральной налоговой службе (ИНН 7707329152, ОГРН 1047707030513)
третье лицо: ИФНС России N 20 по г. Москве
о взыскании убытков
при участии в судебном заседании:
от истца Болендер И.В. по доверенности от 23.11.2018
от ответчика Ахметова М.А. по доверенности от 07.09.2018
от третьего лица представитель не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Камелот-А" (далее - истец, общество, налогоплательщик), с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, обратилось в Арбитражный суд города Москвы к ФНС России (далее - ответчик) с требованием о взыскании убытков в виде суммы агентского вознаграждения в размере 121 192 руб. 43 коп., а также расходов на оплату услуг представителя в размере 40 000 руб.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена ИФНС N 20 по г. Москве.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
На указанное решение суда истцом подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на отсутствие обязанности у заявителя по уплате пени по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель ответчика возражал против доводов жалобы, считает решение законным и обоснованным.
Третье лицо, извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенного по делу решения арбитражного суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, 10.11.2017 общество обратилось в Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области с заявлением о продлении срока действия лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, оплатив при этом 07.11.2017 государственную пошлину в размере 325 000 руб.
Решением от 01.12.2017 N 18733-рпа Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области отказал налогоплательщику в продлении срока действия лицензии на основании подпункта 3 пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ).
Так, основанием для вынесения вышеуказанного решения послужили полученные от Инспекции сведения о наличии у Общества задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов по состоянию на 10.11.2017.
Как явствует заявитель, 20.11.2017 получил от налогового органа справку N 367770 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 10.11.2017.
22.12.2017 налоговым органом Заявителю выдана справка N 380639 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 10.11.2017, согласно которой задолженность у Общества отсутствовала.
Не согласившись с позицией Инспекции, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 15, 1069 ГК РФ убытки (вред) причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, в том числе в результате издания государственным органом ненормативного акта не соответствующего закону или иному правовому акту, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени которой в силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации выступает главный распорядитель бюджетных средств (ФНС России).
Следовательно, для возмещения убытков юридическому лицу необходимо выполнение определенных условий: наличие ненормативного акта, вынесенного государственным органом (действия, бездействия), которые признаны судом незаконными (не соответствующим закону или иному правовому акту); доказанный факт понесения юридическим лицом убытков; причинно-следственная связь между изданным государственным органом незаконным ненормативным актом (действием, бездействием) и убытками, понесенными юридическим лицом, в результате издания такого акта.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 статьи 19 Закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является наличие у заявителя на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по запросу лицензирующего органа.
Согласно пункту 1 статьи 7.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", при оказании государственных или муниципальных услуг предоставление документов и информации, находящейся у государственных органов и необходимой для предоставления или отказа в предоставлении государственной (муниципальной) услуги, осуществляется в том числе в электронной форме с использованием Единой системы межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу к органу, располагающему необходимой информацией или документами.
Не принимается во внимание довод заявителя жалобы об отсутствии у него задолженности на дату поступления документов в лицензирующий орган.
В качестве такого доказательства Заявитель ссылается на выписку банка по счету ООО "Лорен" открытому в ООО "Банк Кремлевский" и представленную им в качестве приложения к исковому заявлению.
Вместе с тем, указанная выписка по счету не является в понимании статьи 68 АПК РФ допустимым доказательством факта предоставления Инспекцией недостоверной информации в лицензирующий орган.
В соответствии с пунктом 2 статьи 40 БК РФ денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
Приказом ФНС России от 29.11.2011 N ММВ-7-6/901@ утвержден Порядок информационного взаимодействия налоговых органов при направлении в банк, учреждение Банка России электронных документов, пунктом 1.2, которого определена процедура, в частности, направления в банк, учреждение Банка России требования о перечислении налога в бюджетную систему Российской Федерации в электронном виде в соответствии со статьей 60 Налогового кодекса Российской Федерации.
Единственным документом, имеющим юридическое значение при подтверждении наличия (отсутствия) у юридического лица задолженности по налогам, сборам, пеням или налоговым санкциям, является составленная в отношении него в установленном порядке справка о состоянии расчётов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, форма и порядок составления которой, утверждены Приказом ФНС России от 05.06.2015 N ММВ-7-17/227@ (далее - Приказ). Указанная справка является единственным нормативно установленным документом, содержащим информацию о структуре задолженности юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 60 Налогового кодекса Российской Федерации поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения. Правила проведения и учета операций по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации установлены приказом Минфина России от 18.12.2013 N 125н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Порядок).
Действующее налоговое и бюджетное законодательство различают понятия уплаты налога и зачисления налога, так как налоговые отношения, возникающие между налогоплательщиками и кредитными учреждениями при исполнении последними платежных поручений на списание налоговых платежей, регулируются налоговым законодательством, а отношения по зачислению средств, поступивших в уплату налогов на бюджетные счета, являются бюджетными и регулируются в настоящее время, Бюджетным кодексом Российской Федерации.
На основании пункта 44 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2013 N 125н, взаимодействие органов Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет осуществляется путем предоставления органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджет, а также в получении органами Федерального казначейства от администраторов поступлений в бюджет документов, установленных для проведения операций по учету поступлений в бюджет, в пределах возложенных на них полномочий.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия", Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации является государственным заказчиком и оператором единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Кроме того, необходимо отметить, что карточка лицевого счета по расчетам с бюджетом является внутренним документом налоговых органов, который ведется налоговым органом в одностороннем порядке для учета налоговых обязательств налогоплательщика, а, следовательно, не может порождать, изменять или прекращать права и обязанности налогоплательщика.
Наличие или отсутствие в лицевом счете по учету уплаты налога сведений само по себе не ущемляет прав налогоплательщика. Данные лицевых счетов налогоплательщика не могут подтверждать права и обязанности налогоплательщика, также как и права и обязанности налогового органа. По этим же основаниям они не могут нарушить иные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах, ООО "Камелот-А" не доказан факт совершения налоговыми органами неправомерных действий, нарушающих охраняемые законом права и интересы Общества.
На дату поступления запроса из Департамента (10.11.2017 ) и на дату направления ответа на запрос (10.11.2017), сведения об уплате спорных сумм у ФНС России, а также территориального налогового органа по месту учета Общества отсутствовали.
Общество не проявило должную степень заботливости и осмотрительности на дату обращения в лицензирующий орган с целью соблюдения требований подпункта 3 пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", а именно, своевременно не обратилось с заявлением об уточнении платежей и исправлении ошибки, допущенной при оформлении платежных поручений на уплату торгового сбора, не произвело сверку расчетов с налоговым органом.
Обращаясь в Департамент с заявлением о выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, Общество произвело уплату государственной пошлины за конкретные юридические действия в соответствии со статьей 333.33 НК РФ, которые были выполнены. При этом статьей 333.40 НК РФ определены основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины, уплаченной за совершение юридически значимых действий. Указанная статья содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть произведен возврат или зачет государственной пошлины. Такого основания, как возврат государственной пошлины в случае отказа в предоставлении государственной услуги, не предусмотрено.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи, с чем апелляционная жалоба ООО "Союз Святого Иоанна Воина" является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, установленных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21 декабря 2018 года по делу N А40-181495/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.