Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 августа 2019 г. N Ф08-6730/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
23 апреля 2019 г. |
дело N А32-42956/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от ООО "СКФ Атлантик": Евсеева О.В. по доверенности от 26.03.2019 N АТЛ-2019/0012, паспорт;
от Новороссийской таможни: Аблязимова Т.А. по доверенности от 21.05.2018 N 04-31/104, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.01.2019 по делу N А32-42956/2018, принятое судьей Бондаренко И.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СКФ Атлантик"
к Новороссийской таможне
о признании незаконным решения; о взыскании процентов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СКФ Атлантик" (далее - заявитель, ООО "СКФ Атлантик", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Новороссийской таможни (далее - таможенный орган) об отказе в выплате процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей, выраженного в письме от 21.09.2018 N 13-23/31201 о взыскании с Новороссийской таможни процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей, в размере 22 661 091,36 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.01.2019 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано законностью и обоснованностью заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что право на взыскание предусмотренных пунктом 6 статьи 147 процентов возникает у лица только в том случае, если таможенный орган допустил просрочку установленного пунктом 6 статьи 147 месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "СКФ Атлантик" просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель ООО "СКФ Атлантик" просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Представитель таможни просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество и компания "Asperino Shipping company limited" (Кипр) заключили договор бербоут-чартера (фрахтования судна без экипажа) от 28.04.2014 ИМО N 9149251, на морской нефтеналивной танкер "Kara Sea", бывший в употреблении, год постройки -1998, место постройки - Пула (Хорватия), класс судна - KM* SPM OIL TANKER (ESP), регистровый номер - 9149251 (код ТН ВЭД 8901201000, таможенная стоимость товара -524 701 818 рублей 50 копеек) (далее - товар, танкер "Kara Sea").
По акту приема-передачи от 12.05.2014 судовладелец - компания Asperino Shipping company limited" передал обществу танкер "Kara Sea", который 12.05.2014 зарегистрирован в Российском международном реестре судов на собственника (судовладельца) - общество (фрахтователь), что подтверждается свидетельством МР-11 N 0004547.
Письмом от 12.05.2014 общество обратилось в таможню за разрешением на помещение танкера "Kara Sea" под таможенную процедуру временного ввоза на срок до 12.05.2016 с частичным (условным) освобождением от уплаты таможенных платежей и о согласовании периодичности уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов на ежемесячной основе, поскольку данное судно будет использовано для осуществления каботажных и международных морских перевозок нефтепродуктов под государственным флагом Российской Федерации.
15.05.2014 танкер "Kara Sea", задекларированный по ДТ N 10317100/130514/0006421, помещен под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). 16.04.2015 временный ввоз данного судна завершен путем его помещения под таможенную процедуру реэкспорта по ДТ N 10702030/160415/0021116.
В период 16.10.2015 - 25.12.2015 таможней проведена камеральная проверка (акт камеральной таможенной проверки от 25.12.2015 N 10317000/400/251215/А0070) соблюдения обществом условий таможенной процедуры "временный ввоз (допуск)" в отношении товара "морской нефтеналивной "Kara Sea", в ходе которой установлено, что товар - танкер "Kara Sea" передан по договору тайм-чартера 04.03.2014 ОАО "Дальневосточное морское пароходство". По мнению таможни, в пользовании и распоряжении указанного пароходства танкер и находился в период пребывания под таможенной процедурой временного ввоза (допуска). На основании вышеизложенного, таможня пришла к выводу, что общество нарушило процедуру временного ввоза (допуска), а именно: условия ограничения по пользованию временно ввезенным товаром, предусмотренные пунктом 2 статьи 279 Таможенного кодекса Таможенного союза, согласно которому временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта.
По результатам проверки таможня приняла решение от 25.12.2015 N 10317000/400/251215/Т0070 о необходимости уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товара - танкер "Kara Sea", задекларированного по ДТ N 10317100/130514/0006421, в связи с нарушением обществом таможенной процедуры "временный ввоз (допуск)". Таможня направила обществу требование от 28.12.2015 N 2068 об уплате 93 368 598 рублей 21 копейки таможенных платежей и пеней. 28.01.2016 указанное требование об уплате таможенных платежей было оплачено обществом платежными поручениями NN 202, 203, 204, 205.
Юридическое лицо обжаловало вышеуказанные действия таможенного органа в арбитражный суд, обратившись с заявлением о признании недействительными решения Новороссийской таможни от 25.12.2015 N 10317000/400/251215/Т0070 и требования об уплате таможенных платежей от 28.12.2015 N 2068.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.05.2018 по делу N А32-10972/2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.08.2018, постановлением суда кассационной инстанции от 26.11.2018, требования общества удовлетворены.
22.08.2018 общество подало в Новороссийскую таможню заявление о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств. В данном заявлении общество просило таможню вернуть таможенные платежи в сумме 93 368 598,21 руб., уплаченные обществом на основании указанных выше решения по результатам таможенной проверки и требования об уплате таможенных платежей, признанных судом незаконными, а также проценты на сумму 93 368 598,21 руб., начисленные со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата на основании части 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
В ответ на заявление Новороссийская таможня письмом от 21.09.2018 N 13-23/31201 сообщила, что возврат денежных средств будет произведен Новороссийской таможней в размере 93 368 598,21 руб. в сроки, установленные частью 6 статьи 147 Федерального закона N 311 -ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" на расчетный счет, указанный в заявлении; возврат процентов, начисленных на сумму 93 368 598,21 руб., таможенным органом был оставлен без удовлетворения с указанием на добровольную уплату обществом таможенных платежей и пени, в связи с чем, они являются излишне уплаченными, что, по мнению таможенного органа, исключает начисление процентов.
25.09.2018 Новороссийской таможней осуществлен возврат обществу таможенных платежей в сумме 93 368 598,21 рублей, согласно платежным поручениям от 25.09.2018 N N 510279, 510178, 510193, 510093.
В связи с тем, что таможенным органом не начислены и не уплачены заявителю проценты на излишне уплаченные суммы таможенных платежей, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу о признании незаконным решения Новороссийской таможни об отказе в выплате процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей, выраженного в письме от 21.09.2018 N 13-23/31201, о взыскании с Новороссийской таможни процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей, в размере 22 661 091,36 рублей.
Согласно статье 66 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 67 ТК ЕАЭС, суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (зачету) в случае, если таможенные пошлины, налоги являются излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами.
В соответствии частью 2 статьи 67 ТК ЕАЭС, возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных таможенных платежах в таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 настоящего Кодекса, или в таможенных документах, указанных в пункте 4 статьи 52 и абзаце втором пункта 4 статьи 277 настоящего Кодекса, и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов.
В силу части 4 статьи 67 ТК ЕАЭС возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких ввозных таможенных пошлин, с учетом положений Договора о Союзе.
Частью 7 статьи 67 ТК ЕАЭС установлено, что возврат (зачет) сумм авансовых платежей, иных денежных средств (денег) осуществляется в случаях, порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена, в котором произведена уплата таких авансовых платежей, иных денежных средств (денег).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 67 ТК ЕАЭС, возврат (зачет) сумм денежных средств (денег), внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, осуществляется таможенным органом того государства-члена, в котором было предоставлено такое обеспечение, в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством этого государства-члена.
В силу пункта 1 части 9 статьи 67 ТК ЕАЭС возврат (зачет) сумм денежных средств (денег), внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, осуществляется в случае, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, исполнение которой обеспечено денежными средствами (деньгами), внесенными в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, исполнена в полном объеме, прекращена либо не возникла.
Согласно пункту 1 статьи 129 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 года N 311-ФЗ (далее - Закон N 311-ФЗ), возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
На основании норм пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Таким образом, право на начисление процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей возникает в случае наличия у плательщика законных оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и их несвоевременного возврата таможенным органом.
Законность требований плательщика может быть установлена как решением таможенного органа, так и решением арбитражного суда. Решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не лишает возможности плательщика требовать начисления процентов за несвоевременный возврат этих платежей, если в судебном порядке будет признан факт их излишней уплаты или взыскания таможенным органом.
Пунктом 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с возвратом таможенных платежей, следует исходить из того, что таможенные пошлины, налоги считаются взысканными, если их перечисление в бюджет произведено в связи с принятием соответствующего решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей. Следовательно, добровольное внесение изменений в декларацию на товары и перечисление таможенных платежей в соответствии с внесенными во исполнение решения таможенного органа изменениями со стороны декларанта не является препятствием для последующего возврата таких платежей, как излишне взысканных.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 33 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 18, в случае излишнего взыскания таможенных платежей установленные частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона о таможенном регулировании, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503 -О).
Если квалификация таможенных платежей как поступивших в бюджет излишне обусловлена внесением по инициативе плательщика соответствующих изменений в указанные в декларации сведения о товарах после их выпуска, предусмотренные частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании проценты начисляются не ранее дня, следующего за днем истечения срока рассмотрения заявления о возврате таможенных платежей (абзац 3 пункта 33 Постановления Пленума ВС РФ N 18).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.06.2015 по делу N А51-10499/2014, из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет. Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
Законность требований общества об уплате процентов подтверждается вступившим в законную силу судебным актом по делу N А32-10972/2016.
С учетом правовой позиции, высказанной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 11372/13, при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк), при определении ставки процентов - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
При этом расчет процентов производится по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, деленной на фактическое число дней в соответствующем году (365 или 366 дней), поскольку данная ставка является годовой (абзац 4 пункта 33 Постановления Пленума ВС РФ N 18).
Апелляционной коллегией отклоняется довод таможни о том, что право на взыскание предусмотренных пунктом 6 статьи 147 процентов возникает у лица только в том случае, если таможенный орган допустил просрочку установленного пунктом 6 статьи 147 месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Определением Верховного Суда РФ от 02.06.2015 по делу N 303-КГ14-7912 осуществлено толкование норм права в связи с рассмотрением конкретного дела и в целях обеспечения единообразного их понимания и применения арбитражными судами в отношении всех дел со схожими фактическими обстоятельствами.
Верховный Суд РФ указал, что независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
Из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона 8 о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Судом установлено, что сумма, на которую подлежат начислению проценты -93 368 598 руб. 21 коп.; дата, с которой подлежат начислению проценты, - 29.01.2016 (денежные средства по платежным поручениям от 28.01.2016 N N 202 - 205 были списаны 28.01.2016); дата, по которую начисляются проценты, - 25.09.2018 (день возврата денежных средств в сумме 93 368 598,21 руб. обществу).
Заявителем в материалы дела представлен расчет, согласно которому сумма процентов за период с 29.01.2016 по 25.09.2018 составляет 22 661 091,36 рублей.
Указанный расчет был проверен судом и признан арифметически и методологически верным, тогда как в представленном контр-расчете таможенного органа неправомерно не включены суммы уплаченных пени.
Данный правовой подход нашел свое отражение в п.33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 18 от 12.05.2016 и подтверждается сложившейся судебной практикой (постановление АС СКО от 22.02.2018 по делу N А53-17398/2017, постановлении АС СКО 19.03.2018 по делу N А53-16717/2017).
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.01.2019 по делу N А32-42956/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.