г. Вологда |
|
23 апреля 2019 г. |
Дело N А05-14813/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 23 апреля 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю., Осокиной Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Осиповой Е.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Крона" Щербина Д.А. по доверенности от 01.06.2018, Бурова С.С. по доверенности от 01.10.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 января 2019 года по делу N А05-14813/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Крона" (ОГРН 1062903012611, ИНН 2923005227; адрес: 164550, Архангельская область, Холмогорский район, поселок Брин-Наволок, улица Лесная, дом 19а; далее - ООО "Крона", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - министерство) о признании незаконным уклонения министерства от принятия актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию части арендуемого заявителем на основании договора аренды от 30.12.2014 N 1793 лесного участка в отношении Обозерского лесничества Левашского участкового лесничества: квартала N 39 выделов 21, 29, 31; квартала N 67, выделов 21, 35; квартала N 70, выдела 6, на основании актов натурного обследования от 10.05.2018 N 24-16-06-01-07, 24-16-06-01-06, 24-16-06-01-05, 24-16-06-01-08, 24-16-06-01-09, 24-16-06-01-10 и невнесения информации в государственный лесной реестр.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 22 января 2019 года по делу N А05-14813/2018 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным оспариваемое бездействие министерства. На министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а именно: внести информацию в государственный лесной реестр на основании актов натурного обследования от 10.05.2018 N 24-16-06-01-07, 24-16-06-01-06, 24-16-06-01-05, 24-16-06-01-08, 24-16-06-01-09, 24-16-06-01-10. С министерства в пользу общества взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Министерство с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что законодательством установлен режим изменения таксационных показателей, связанных с естественным ходом роста насаждений, который не может быть подменен составлением акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию, который может составляться в период проведения таксации лесов.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, между обществом и министерством заключен договор аренды лесного участка от 30.12.2014 N 1793, в соответствии с которым обществу для целей заготовки древесины сроком на 50 лет предоставлен в аренду лесной участок площадью 7 684,0 га, местоположение: Архангельская область, Обозерское лесничество, Левашское участковое лесничество, кварталы N 31, 39, 41, 52, 67, 70, 75, 77, 78.
В связи с несоответствием данных государственного лесного реестра фактическому состоянию лесов по заказу общества проведено натурное обследование части арендуемого лесного участка, а именно: квартала N 39, выделов 21, 29, 31, квартала N 67, выделов 21, 35, квартала 70, выдела 6. По результатам натурного обследования составлены акты натурного обследования участка лесного фонда Обозерского лесничества Левашского участкового лесничества от 10.05.2018 N 24-16-06-01-05, 24-16-06-01-06, 24-16-06-01-07, 24-16-06-01-08, 24-16-06-01-09, 24-16-06-01-10.
Письмом от 13.08.2018 составленные по результатам натурного обследования акты от 10.05.2018 в отношении указанных выделов и приложения к актам направлены министерству для внесения данных в государственный лесной реестр и присвоения номера учетной записи.
В связи с тем, что министерством не внесены изменения в государственный лесной реестр, обществом 02.10.2018 министерству вручена претензия.
Письмом от 02.10.2018 N 204-05/8146 министерство вернуло акты натурного обследования обществу без проведения учета в государственном лесном реестре в связи с тем, что акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию должны быть составлены в случае выявления несоответствия (ошибок) основных таксационных показателей выдела нормативам точности, установленным пунктом 53 лесоустроительной инструкции, и только в период проведения таксации лесов.
При этом министерство не указало каких-либо замечаний к оформлению поступивших документов, письмо министерства от 02.10.2018 N 204-05/8146 не содержит ссылок на ошибки и указания на необходимость дополнения представленной информации.
Общество, считая бездействие министерства незаконным, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 упомянутого Кодекса обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
Согласно части 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ.
Проект освоения лесов представляет собой документ, легитимирующий правоотношения по использованию лесного участка в целях, указанных в договоре аренды.
Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки, согласно пункту 2 которого проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей.
Общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ.
Специальная часть проекта освоения лесов - раздел "Организация использования лесов" включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренные договором аренды лесного участка или условиями предоставления лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В разделе "Сведения о лесном участке" приводится следующая информация: распределение площади лесного участка по видам целевого назначения лесов на защитные (по их категориям), эксплуатационные и резервные леса; таксационная характеристика лесных насаждений на лесном участке (по таксационным описаниям, данным сплошного перечета или натурного обследования).
Раздел "Заготовка древесины" содержит следующие сведения: возрасты рубок и возрасты спелости лесных насаждений для эксплуатационных, защитных лесов и особо защитных участков лесов; установленный объем заготовки древесины на участке; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины, пространственное размещение указанных лесотаксационных выделов, а также пространственное размещение развития дорожной сети на период действия проекта освоения лесов (тематическая лесная карта); общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины.
Частью 4 статьи 29 ЛК РФ запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.
При наличии доказательств, подтверждающих возможность изъятия иного объема древесины при ее заготовке, арендатор вправе ставить вопрос о внесении изменений в договор аренды в установленном порядке.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя таксацию лесов.
Таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов; при таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов (статья 69.1 указанного Кодекса).
В соответствии с пунктом 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122 (далее - Лесоустроительная инструкция), таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов могут обеспечиваться гражданами и юридическими лицами, использующими леса, в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или в безвозмездное пользование.
Согласно пункту 30 указанной Инструкции таксация лесов осуществляется по первому, второму, третьему таксационным разрядам лесов, которыми устанавливаются степень детализации и точность таксационных работ в зависимости от интенсивности использования лесов и объемов выполняемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В пункте 31 Лесоустроительной инструкции предусмотрена периодичность проведения таксации лесов, которая составляет 10 лет (по первому таксационному разряду), 15 лет (по второму и третьему таксационным разрядам), 20 лет (для резервных лесов).
Таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации (пункт 32).
Как установлено судом первой инстанции, актами натурного обследования участка лесного фонда Обозерского лесничества Левашского участкового лесничества от 10.05.2018 N 24-16-06-01-05, N 24-16-06-01-06, N 24-16-06-01-07, N 24-16-06-01-08, N 24-16-06-01-09, N 24-16-06-01-10 подтверждается, что в ходе натурного обследования арендатором лесного участка ООО "Крона" в лице мастера А.В. Распутина, мастера леса Левашского участкового лесничества Обозерского лесничества Г.В. Ануфриева и мастера леса Левашского участкового лесничества Обозерского лесничества М.В. Михайлова выявлены несоответствия основных таксационных показателей нормативам точности, установленным лесоустроительной инструкцией, а именно: общий запас древесины больше, чем по материалам государственного лесного реестра от 2002 года.
В силу статьи 91 ЛК РФ государственный лесной реестр является систематизированным сводом информации о лесах, отражает актуальную и достоверную информацию о состоянии лесных участков. Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляется на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Кроме того, действующим законодательством установлена процедура и основания внесения изменений в документированную информацию государственного лесного реестра, в том числе в случае наличия разночтений в данных государственного лесного реестра и натурных (фактических) характеристиках лесных участков.
В силус пунктом 2.1 Приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" (далее - Приказ N 496) документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются следующие акты: акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр, акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра, акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию.
В соответствии с пунктом 4.3 Приказа N 496 акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию.
Акт составляется в случае выявления несоответствия основных таксационных показателей выдела нормативам точности, установленным лесоустроительной инструкцией.
Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, или лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, и утверждается руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, или уполномоченным им лицом.
Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется не позднее 10 дней с момента проведения натурного обследования.
Таким образом, общество как арендатор лесного участка вправе инициировать процедуру внесения министерством, выполняющим в данном случае функции уполномоченного органа публичной власти, изменений в документированную информацию государственного лесного реестра при обнаружении несоответствий существующих данных государственного лесного реестра фактическим натурным характеристикам лесных участков. Иное не отвечает целям и принципам ведения государственного лесного реестра.
Государственный лесной реестр, являясь публичным и открытым сводом документированной информации о лесах, должен содержать актуальную и достоверную информацию, а обеспечение этого является функцией министерства, на которое возложена обязанность по ведению данного реестра.
В соответствии с Административным регламентом исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 31.10.2007 N 282, конечным результатом исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра является систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, а также о лесничествах и лесопарках. Лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, а также органы государственной власти, осуществляющие управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, несут ответственность за полноту и достоверность представляемой для внесения в реестр документированной информации.
В случае выявления несоответствия представленной информации установленным критериям качества, лицам, представившим информацию, направляется за подписью начальника ответственного структурного подразделения уполномоченного органа государственной власти мотивированный отказ в приемке информации, содержащий прямые ссылки на ошибки и указания на необходимость дополнения представленной информации. Мотивированный отказ доводится до лиц, предоставивших информацию, в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации в канцелярии входящего пакета документов (3-х рабочих дней с момента регистрации входящего электронного сообщения). Лица, предоставившие информацию, обеспечивают корректировку необходимой информации и представление скорректированного пакета документов в уполномоченный государственной орган власти в срок не позднее 10 рабочих дней с момента получения мотивированного отказа.
Суд первой инстанции установил, что претензий к актам натурного обследования участка лесного фонда Обозерского лесничества Левашского участкового лесничества от 10.05.2018 N 24-16-06-01-05, 24-16-06-01-06, 24-16-06-01-07, 24-16-06-01-08, 24-16-06-01-09, 24-16-06-01-10 министерство не предъявило.
С учетом изложенного суд первой инстанции верно признал, что общество правомерно потребовало от министерства внести необходимые изменения в документированную информацию государственного лесного реестра.
При этом суд первой инстанции счел обоснованными доводы общества о том, что оспариваемое бездействие министерства нарушает права заявителя как арендатора лесного участка на заготовку древесины по договору аренды, поскольку лес не может быть вырублен, так как лесоустройство не проводилось 16 лет, не переводились насаждения в спелые, характеристики насаждения не менялись, что на сегодняшний день не соответствуют действительности, расчетная лесосека (ежегодный объем заготовки) из-за недостатка лесфонда не вырубается полностью, хотя арендная плата вносится вовремя и в полном объеме.
Ссылки апеллянта на то, что законодательством установлен режим изменения таксационных показателей, связанных с естественным ходом роста насаждений, который не может быть подменен составлением акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию, который может составляться в период проведения таксации лесов, коллегией судей не принимаются, поскольку в рассматриваемом случае общество представило акты натурного обследования участка лесного фонда, относящиеся в силу пункта 2.1 Приказа N 496 к документам, являющимся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения.
Учитывая, что министерство не высказало, по сути, каких-либо замечаний относительно формы и содержания представленных обществом актов, предусмотренные указанными положениями действия не совершило, а государственный лесной реестр должен содержать актуальную и достоверную информацию, суд первой инстанции правомерно счел незаконным бездействие министерства, что соответствует позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2016 N 303-КГ16-17288.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования судом первой инстанции, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 января 2019 года по делу N А05-14813/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.