г. Москва |
|
18 января 2024 г. |
Дело N А40-158771/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: В.А.Яцевой,
судей: |
И.В.Бекетовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу "АПМСЗ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2023 по делу N А40-158771/23-149-1297,
по заявлению "Ассоциация производителей музыкального, светового и звукового оборудования" (ОГРН: 1187700017218, ИНН: 7703465563)
к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (ОГРН: 1047796323123, ИНН: 7705596339)
о признании незаконным расторжение соглашения о предоставлении субсидий,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
Матвеев Т.К. по дов. от 12.07.2023; Григорьев О.И. по дов. от 12.07.2023 |
от заинтересованного лица: |
Кимлык И.С. по дов. от 06.12.2023; |
УСТАНОВИЛ:
Ассоциация производителей музыкального, светового и звукового оборудования (далее - заявитель, Ассоциация) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным расторжение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Министерство, Минпромторг России) Соглашения о предоставлении субсидий российским некоммерческим организациям (за исключением бюджетных и автономных учреждений) на реализацию общеотраслевых проектов по развитию промышленности социально значимых товаров от 27.06.2023 N 020-10-2021-011.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
До судебного заседания от заинтересованного лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, который в соответствии со статьей 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьями 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и возражений на них, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.09.2021 между Минпромторгом России и Ассоциацией было заключено Соглашение о предоставлении субсидий российским некоммерческим организациям (за исключением бюджетных и автономных учреждений) на реализацию общеотраслевых проектов по развитию промышленности социально значимых товаров N 020-10-2021-011 (далее по тексту - Соглашение).
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что в соответствии с целями Соглашения Ассоциация реализовывала его поэтапно. Отчеты о достижении значений предоставления Субсидии предоставлялись Министерству и принимались им, что отражено в Сведениях о принятии отчета о достижении значений результатов предоставления Субсидии за 2021 год, за 2022 год на сумму 9 943 222, 65 руб. и 28 770 000 руб.
Вместе с тем, 27.06.2023 Министерством в адрес Ассоциации было направлено требование исх. N 66740/25 о расторжении в одностороннем порядке Соглашения о предоставлении субсидий российским некоммерческим организациям (за исключением бюджетных и автономных учреждений) на реализацию общеотраслевых проектов по развитию промышленности социально значимых товаров от 29.09.2021 на основании пункта 7.4.2, ввиду нарушения Ассоциацией порядка, целей и условий предоставления субсидий, установленных Правилами и Соглашением, возврате субсидии в размере 38 713 222 рубля 65 копеек в доход федерального бюджета.
По мнению заявителя, с его стороны не было допущено совокупности нарушений, которая могла бы привести к расторжению Соглашения
Посчитав, что требование о возврате субсидии не соответствуют закону, нарушает его законные права и интересы, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2017 N 27 утверждены Правила предоставления субсидий российским некоммерческим организациям (за исключением бюджетных и автономных учреждений) на реализацию общеотраслевых проектов по развитию промышленности социально значимых товаров (далее - Правила).
Правила устанавливают порядок, цели и условия предоставления из федерального бюджета субсидий по определенным направлениям (пункт 1 Правил).
Пунктом 4 Правил (в редакции, действующей в момент заключения Соглашения) установлено, что субсидии предоставляются главным распорядителем бюджетных средств - Минпромторгом России на основании конкурса в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Минпромторга России как получателя средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 Правил.
Перечень обязательных требований, которым должна соответствовать российская некоммерческая организация (за исключением бюджетных и автономных учреждений) (далее - некоммерческая организация) для участия в конкурсе определен пунктом 71 Правил.
Согласно пункту 8 Правил перечень документов, представляемых некоммерческой организацией в Минпромторг России для участия в конкурсе в целях получения субсидии, включает в себя ряд документов, в том числе заверенную в установленном порядке копию бухгалтерского баланса некоммерческой организации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 10 Правил основанием для отклонения заявки некоммерческой организации является недостоверность информации, содержащейся в документах, представленных некоммерческой организацией, в том числе информации о месте нахождения и адресе некоммерческой организации.
Согласно подпункту "б" пункта 12 Правил для определения победителей конкурса и последующего заключения с ними договоров о предоставлении субсидии (далее - договор) Минпромторг России рассматривает поступившие документы, указанные в пункте 8 Правил, и проверяет их на наличие оснований для отклонения заявок некоммерческих организаций, определенных пунктом 10 Правил и указанных в объявлении о проведении конкурса. В случае наличия в представленных документах оснований для отклонения указанных заявок подготавливает и направляет некоммерческой организации уведомление с мотивированным отказом в допуске к конкурсу, а в случае отсутствия оснований для отклонения заявки - направляет документы в конкурсную комиссию в сроки, указанные в конкурсной документации.
На основании пункта 15 Правил Минпромторг России в соответствии с рейтингом заявок заключает договор с победителями конкурса, получившими первый порядковый номер рейтинга, начиная с победителя с наибольшим числовым значением рейтинга и далее до исчерпания лимитов бюджетных обязательств. Для заключения договора некоммерческая организация представляет документы в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 16 Правил.
Согласно пункту 16 Правил некоммерческие организации должны соответствовать на дату не ранее чем за 30 рабочих дней до планируемой даты заключения договора следующим требованиям:
а) срок государственной регистрации некоммерческой организации в качестве юридического лица должен быть не менее одного календарного года;
б) некоммерческая организация должна осуществлять деятельность, направленную на развитие соответствующей отрасли, и вести финансовую деятельность в последние 12 месяцев, предшествующих дате подачи заявки;
в) основные направления деятельности некоммерческой организации в соответствии с учредительными документами должны соответствовать тематике конкурса, в котором участвует некоммерческая организация;
г) более 50 процентов членов некоммерческой организации должны осуществлять деятельность в рамках соответствующей отрасли;
д) требованиям, указанным в пункте 71 Правил.
В соответствии с пунктом 17 Правил соответствие требованиям, указанным в пункте 16 Правил, должно быть подтверждено соответствующими документами, которые представляются некоммерческой организацией в Минпромторг России для заключения договора.
Согласно пункту 25 Правил в случае нарушения некоммерческой организацией - получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного в том числе по фактам проверок, проведенных Минпромторгом России и органами государственного финансового контроля, а также в случае недостижения значения результата предоставления субсидии, указанного в пункте 31 Правил, средства в размере выявленных нарушений подлежат возврату в доход федерального бюджета:
а) на основании требования Минпромторга России;
б) на основании представления и (или) предписания органа государственного финансового контроля.
В силу пункта 10 Правил, недостоверность информации, содержащейся в представленных документах, в том числе в бухгалтерском балансе, является основанием для отклонения заявки для участия в конкурсе.
Судом первой инстанции установлено, что письмом от 23.09.2021 N ОГ-09-2 заявитель направил в Минпромторг России комплект документов, предусмотренный пунктом 16 Правил, в том числе справку об осуществлении финансовой деятельности.
В последующем, между Минпромторгом России и Ассоциацией было заключено соглашение о предоставлении субсидий российским некоммерческим организациям (за исключением бюджетных и автономных учреждений) на реализацию общеотраслевых проектов по развитию промышленности социально значимых товаров от 29.09.2021 N 020-10-2021-011 (далее - Соглашение).
Из пункта 1.1 Соглашения следует, что его предметом является предоставление Ассоциации из федерального бюджета в 2021 году/2022 - 2023 годах субсидии в целях финансового обеспечения расходов Ассоциации, связанных с реализацией общеотраслевого проекта по развитию промышленности социально значимых товаров "Реализация и развитие производственного потенциала предприятий индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования" (далее - проект), в соответствии с бизнес-планом проекта и планом-графиком реализации проекта (приложение N 1 и приложение N 2 к Соглашению).
В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения субсидия предоставляется на цели, указанные в разделе I Соглашения, в размере 67 573 222,65 руб., в том числе:
в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Минпромторгу России как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов федерального бюджета (далее - коды БК), в следующем размере:
в 2021 году 9 943 222 (девять миллионов девятьсот сорок три тысячи двести двадцать два) рублей 65 копеек - по коду БК 020 0412 16 6 03 60913 632;
в 2022 году 28 770 000 (двадцать восемь миллионов семьсот семьдесят тысяч) рублей 00 копеек - по коду БК 020 0412 16 6 03 60913 632;
в 2023 году 28 860 000 (двадцать восемь миллионов восемьсот шестьдесят тысяч) рублей 00 копеек - по коду БК 020 0412 16 6 03 60913 632.
На основании приказа Минпромторга России от 04.05.2023 N 1650 была проведена камеральная проверка соблюдения Ассоциацией целей, условий и порядка предоставления субсидии российской некоммерческой организации (за исключением бюджетных и автономных учреждений) на реализацию общеотраслевого проекта по развитию промышленности социально значимых товаров.
Из материалов дела следует, что в рамках проведения проверки письмом от 05.05.2023 N 47351/25 у Ассоциации были запрошены документы, подтверждающие ведение заявителем деятельности, направленной на развитие соответствующей отрасли, и ведение финансовой деятельности в период с 01.09.2020 по 31.08.2021.
Основанием для запроса соответствующих документов послужил тот факт, что на государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности по состоянию на 25.04.2023 отображался бухгалтерский баланс Ассоциации за 2020 г., показывающий отсутствие финансовой деятельности.
По данному факту Ассоциация направила пояснения (письмо от 16.05.2023 N ОГ-02-05) о несвоевременной подаче изменений в бухгалтерский баланс за 2020 г., выявлении ошибки и направлении необходимых корректировок в ФНС России.
В государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности по состоянию на 29.05.2023 отображается бухгалтерский баланс Ассоциации за 2020 г., соответствующий бухгалтерскому балансу, представленному в комплекте документов, направленных Ассоциацией для участия в конкурсе в соответствии с пунктом 7 Правил.
По смыслу абзаца третьего пункта 15 Правил несоответствие Ассоциации требованиям, указанным в пункте 16 Правил, является основанием для отказа Минпромторгом России в заключении договора о предоставлении субсидии.
Представление Ассоциацией бухгалтерского баланса за 2020 г., содержащего сведения, не соответствующие сведениям, содержащимся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, является предоставлением недостоверной информации, и, следовательно, основанием для:
1. Отклонения заявки для участия в конкурсе в соответствии с пунктом 10 Правил;
2. Отказа в заключении договора о предоставлении субсидии в соответствии с абзацем третьим пункта 15 Правил.
Выявленный в ходе камеральной проверки факт предоставления недостоверного бухгалтерского баланса за 2020 г. и его несоответствия сведениям, содержащимся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности является нарушением Ассоциацией условий предоставления субсидии, и, следовательно, служит основанием для расторжения Соглашения в соответствии с пунктом 7.4.2 Соглашения и основанием для возврата средств субсидии в соответствии с пунктом 25 Правил и пунктом 5.2.1 Соглашения.
Довод Ассоциации о том, что допущенное ей нарушение условий Правил и Соглашения является технической ошибкой, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта (часть 8 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете).
Федеральным законом от 28.11.2018 N 444-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что с 01.01.2020 бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит формированию в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности - совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту (часть 1 статьи 18 Закона о бухгалтерском учете).
В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (www.bo.nalog.ru) с отчетности за 2020 год все экономические субъекты, в том числе представители малого бизнеса, обязаны представлять ее исключительно в виде электронного документа. Отчетность на бумаге налоговые органы принимать больше не будут.
Частью 3 статьи 18 Закона о бухгалтерском учете определено, что в целях формирования государственного информационного ресурса экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - обязательный экземпляр отчетности) в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта, если иное не установлено статьей 18 Закона о бухгалтерском учете.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона о бухгалтерском учете обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом, если иное не предусмотрено другими федеральными законами. В случае исправления экономическим субъектом ошибки в бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательный экземпляр которой представлен в соответствии с частью 3 статьи 18 Закона о бухгалтерском учете, экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, в котором ошибка исправлена, представляется в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта в виде электронного документа не позднее 31 июля года, следующего за отчетным годом. В случае, если федеральными законами и (или) учредительными документами экономического субъекта предусмотрено утверждение его бухгалтерской (финансовой) отчетности и эта отчетность, утвержденная после 31 июля года, следующего за отчетным годом, отличается от бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательный экземпляр которой представлен в соответствии с частью 3 статьи 18 Закона о бухгалтерском учете, экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, в котором ошибка исправлена, представляется в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта в виде электронного документа не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем утверждения указанной отчетности, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
Таким образом, отчетность за IV квартал 2020 года должна предоставляться до 31.03.2021. Исправленная отчетность могла быть представлена Ассоциацией в срок до 31.07.2021.
Однако, как указывает Ассоциация, исправленная отчетность была подана только 03.05.2023.
Условия, предусмотренные пунктами 8, 10 и 16 Правил, были известны Ассоциации заранее и, действуя разумно, добросовестно и осмотрительно, она должна была принять необходимые меры и осуществить определенные действия, направленные на выполнение соответствующих условий.
Представив информацию, не соответствующую той, которая размещена в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности и подтвердив свое соответствие Правилам Ассоциация ввела Минпромторг России в заблуждение. В связи с чем, Ассоциация должна нести ответственность, предусмотренную Правилами и Соглашением.
Пунктом 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что предоставленное ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).
Пунктом 7.4.2 Соглашения установлено, что расторжение Соглашения в одностороннем порядке осуществляется в случае нарушения Ассоциацией порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Правилами и Соглашением.
В этой связи, письмом от 27.06.2023 N 66740/25 Минпромторг России уведомил Ассоциацию о расторжении в одностороннем порядке Соглашения и о необходимости возврата средств субсидии в размере 38 713 222,65 руб.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что требование Минпромторга России о возврате субсидии в полном объеме соответствует требованиям действующего законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции обосновано признал доводы заявителя о нарушении его прав ошибочными, не основанными на нормах действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены или изменения, поскольку они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом решении, что указывает на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку указанная совокупность оснований установлена не была, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу части 4 статьи 270 АПК РФ для отмены судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2023 по делу N А40-158771/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А.Яцева |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-158771/2023
Истец: "АССОЦИАЦИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ МУЗЫКАЛЬНОГО, СВЕТОВОГО И ЗВУКОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ