г. Санкт-Петербург |
|
24 апреля 2019 г. |
Дело N А56-136266/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Загараевой Л.П., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Царевым И.И.
при участии:
от истца (заявителя): Гальченко А.А. по доверенности от 29.10.2018
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6814/2019) ООО "ЭКСПОИСТЕЙТ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2019 по делу N А56-136266/2018 (судья Лебедева И.В.), принятое
по заявлению ООО "ЭКСПО-ИСТЕЙТ"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Санкт-Петербургу
о признании незаконным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭКСПО-Истейт", место нахождения: 191023, г. Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны, д. 86, лит. К, пом. 5-Н офис 219, ОГРН 1117847389659 (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт - Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) от 01.06.2018 N 432 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 06.02.2019 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Общество правомерно в налоговой декларации по налогу на имущество заявило льготу, предусмотренную пунктом 21 статьи 381 НК РФ, поскольку спорные объекты недвижимости являются вновь введенными и имеют класс высокой энергетической эффективности.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Инспекция, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя в судебное заседание не направила, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу в его отсутствии.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации (расчета) по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за полугодие 2016, в которой сумма авансового платежа, подлежащая уплате в бюджет, в сравнении с ранее представленным расчетом уменьшена на 6 446 268 руб., в связи с заявлением Обществом льготы, предусмотренной пунктом 21 статьи 381 НК РФ.
По результатам проверки 12.04.2018 составлен Акт N 5104 и 01.06.2018 Инспекцией вынесено решение N 432 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Обществу доначислен налог на имущество в сумме 6 446 268 руб.
Основанием для принятия данного решения послужил вывод налогового органа о невыполнении Обществом условий пункта 21 статьи 381 НК РФ, поскольку льготируемый объект не имел класса высокой энергетической эффективности на момент ввода его в эксплуатацию, а также то, что в отношении спорного объекта (нежилое здание) законодательно не предусмотрено определение класса энергетической эффективности.
Решением Управления ФНС по Санкт-Петербургу от 03.08.2018 N 16-13/50637 решение Инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.
Считая решение инспекции недействительным, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Общество неправомерно применило льготу, предусмотренную пунктом 21 статьи 381 НК РФ.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителя Общества, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 N 2518/09 сформулирован вывод о том, что обязанность обосновать право на применение льготы по налогу лежит на налогоплательщике. При этом право на льготу должно быть документально подтверждено налогоплательщиком до начала применения такой льготы, если иное прямо не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 21 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налога на имущество организации - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.
По смыслу указанной нормы обязательными условиями применения льготы являются следующие: объект должен быть вновь введенным; данный объект должен иметь высокий класс энергетической эффективности на момент его ввода в эксплуатацию; в отношении такого объекта законодательством предусмотрено определение класса энергетической эффективности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
- Бизнес-центр 1: Санкт - Петербург, поселок Шушары, Петербургское шоссе, д. 66, корп.1, литера А; дата постановки объекта на учет - 01.06.2016;
- Бизнес-центр 2: Санкт-Петербург, поселок Шушары, Петербургское шоссе, д. 66, корп.2, литера А; дата постановки объекта на учет - 27.03.2016.
В качестве доказательств, подтверждающих, по мнению заявителя, право на применение им льготы по пункту 21 статьи 381 НК РФ, Общество в порядке статьи 93 НК РФ представило в налоговый орган: энергетические паспорта рег. N 075-113-0853-Д-17, рег. N 075-113-0852-Д-17 потребителя энергетических ресурсов, датированные декабрем 2017 года; отчеты по результатам добровольного энергетического обследования Бизнес-центров 1, 2 от 21.12.2017; акты о приёме-передаче зданий от 27.03.2016 N ЭИ00-000002, от 01.06.2016 NЭИ00-000003; разрешения на ввод объектов в эксплуатацию от 21.03.2016 (Бизнес-центр 2), от 16.05.2016 (Бизнес-центр 1) и иные документы.
Оценив данные документы, представленные Обществом в материалы дела, принимая во внимание вышеуказанные положения НК РФ, а также положения Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18, суд первой инстанции правомерно указал на то, что Обществом не могла быть заявлена льгота по налогу на имущество в отношении спорных объектов.
В частности судом установлено, что в момент ввода зданий в эксплуатацию энергетические паспорта, подтверждающие высокий класс энергетической эффективности, у Общества отсутствовали,. Представленные заявителем энергетические паспорта рег. N 075-113-0853-Д-17, рег. N 075-113- 0852-Д-17, датированные декабрем 2017 года, получены после ввода объектов в эксплуатацию - 21.03.2016, 16.05.2016.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
Из взаимосвязанных положений пункта 5 статьи 2, пункта 6 статьи 6, пункта 4 статьи 10 и пункта 1 статьи 12 Закона об энергосбережении следует, что класс энергетической эффективности как особая характеристика, отражающая энергетическую эффективность продукции, определяется в отношении товаров (оборудования и иного движимого имущества), а также в отношении многоквартирных домов.
При этом Закон об энергосбережении, содержащий положения о соответствии зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности (статья 11), не предусмотрел определение классов энергетической эффективности в отношении указанных объектов, и не содержит никаких отсылок к подзаконным нормативным правовым актам, которыми должны быть определены правила присвоения классов энергетической эффективности к нежилым объектам недвижимости.
Довод Общества, о том, что пунктом 21 статьи 381 НК РФ право на применение льготы не поставлено в зависимость от наличия в законодательстве Российской Федерации исключительно обязанности по определению класса энергетической эффективности любого объекта (в том числе здания), подлежит отклонению.
Само по себе упоминание в пункте 3 Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18) о возможности установления класса энергетической эффективности для зданий, строений и сооружений, не являющихся многоквартирными домами, по решению застройщика или собственника, не означает, что на такие объекты может быть распространена налоговая льгота.
Установление классов энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, предполагали нормы пункта 4.5 раздела 4 и приложений Б и Д СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий", введенного в действие с 01.10.2003 постановлением Госстроя России от 26.06.2003 N 113 (далее - СНиП 23-02-2003).
Однако критерием для определения классов энергетической эффективности зданий в СНиП 23-02-2003 является величина отклонения расчетного (фактического) значения удельного расхода тепловой энергии на отопление здания от нормативного.
В то время как энергетическая эффективность зданий, строений и сооружений определятся более широкой совокупностью показателей, отражающих удельные расходы энергетических ресурсов на отопление, освещение помещений, вентиляцию и охлаждение, включая кондиционирование (пункт 7 Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18).
Действующий в настоящее время Свод правил "Тепловая защита зданий" СП 50.13330.2012, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 N 265, и являющийся актуализированной редакцией СНиП 23-02-2003, предусматривает установление классов энергосбережения зданий, которые также не эквивалентны классам энергетической эффективности.
С учетом изложенного, представленные налогоплательщиком паспорта энергоэффективности в отношении зданий Бизнес- центра не давали оснований для использования налоговой льготы, предусмотренной пунктом 21 статьи 381 НК РФ.
Также суд апелляционной инстанции отклоняет довод Общества о том, что в данном конкретном случае следует руководствоваться Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Названный Федеральный закон принят в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений (статья 1). Объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) (статья 3).
Правительством Российской Федерации в Постановлении от 25.01.2011 N 18 определено, что Правила определения класса энергетической эффективности устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, причем в отношении многоквартирных домов подлежат обязательному установлению.
В отношении зданий, строений и сооружений, не являющихся многоквартирными домами, Правила определения класса энергетической эффективности до настоящего времени не установлены.
Изложенное соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной, в частности, в определениях от 03.08.2018 N 309-КГ18-5076 и от 30.11.2018 N 309-КГ18-12770.
Довод Общества о том, что независимо от даты получения энергетических паспортов, указанные объекты являются вновь введенными и имеющими класс высокой энергетической эффективности, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку наличие у вновь введенного объекта коммерческой недвижимости паспорта, подтверждающего высокий класс энергетической эффективности такого объекта, не является основанием для применения налоговой льготы, предусмотренной пунктом 21 статьи 381 НК РФ.
Исходя из изложенного, учитывая, что порядок определения классов энергетической эффективности в отношении недвижимости, не относящейся к многоквартирным домам, отсутствует, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Общества права на применение льготы по налогу на имущество на спорные объекты коммерческой недвижимости.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2019 по делу N А56-136266/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.