г. Москва |
|
24 апреля 2019 г. |
Дело N А41-32126/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - ООО "Уромед М" - Литвиненко Н.В. по доверенности от 21.08.2018,
от заинтересованного лица по делу - Шереметьевской таможни - Аксенов Е.В. по доверенности от 11.01.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 10.10.2018 по делу N А41-32126/18, принятое судьей Обарчуком А.А., по заявлению ООО "Уромед М" к Шереметьевской таможне об оспаривании решений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Уромед М" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконными Решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 15.11.2017 N РКТ-10005000- 17/000846, Требования об уплате таможенных платежей от 26.02.2018 N1005000/Тр20180000082 и обязании возвратить из бюджета излишне уплаченные платежи: ввозная таможенная пошлина и пени за нее в размере 108 217,95 рублей, НДС и пени на НДС в размере 409 063,82 рублей, проценты, предусмотренные частью 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.10.2018 заявленные требования частично удовлетворены. Суд первой инстанции признал незаконным и отменил Требование об уплате таможенных платежей от 26.02.2018 N 1005000/Тр20180000082 в части взыскания НДС и пени на НДС в размере 409063 рублей 82 копеек, обязал Шереметьевскую таможню возвратить ООО "Уромед М" излишне уплаченный налог на добавленную стоимость и начисленные на него пени по ДТ N 10005030/220517/0015448 в размере 409 063 рублей 82 копеек, а также выплатить на данную сумму проценты, предусмотренные частью 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Шереметьевская таможня не согласилась с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Шереметьевской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "Уромед М" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 01.10.2016 г. между обществом (Покупатель, Россия) и компанией "Со1ор1а81 Л/8" заключен Контракт от 01.10.2016 N 124 на поставку изделий медицинского назначения.
Во исполнение заключенного внешнеторгового контракта на территорию Российской Федерации обществом ввезены товары "стенты простатические, мочеточниковые Иго8р1га1, Уог!ек ёоиЫе 1оор, 8Шсопе ёоиЫе 1оор, Вюзой БИО", производства компании "Со1огр1аз1 МапиГас1ипп§ Ргапсе 8А8", товарный знак "Со1огр1аз1".
Обществом на спорный товар оформлена ДТ N 10005030/220517/0015448, для данного товара был указан код ТН ВЭД ЕАЭС 9018 39 000 0, со ставкой таможенной пошлины 0 %, НДС - 0 %.
В ходе мероприятий по таможенному контролю таможенным органом принято Решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 15.11.2017 N РКТ-10005000- 17/000846, согласно которому ввезенному товару присвоен код ТН ВЭД ЕАЭС 9021 90 900 9, со ставкой таможенной пошлины 5 %, НДС - 18 %.
В связи с изменением кода ТН ВЭД ЕАЭС и увеличением ставок таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость обществу направлено Требование об уплате таможенных платежей от 26.02.2018 N 1005000/Тр20180000082, согласно которому заявителю в течение 10 рабочих дней необходимо было уплатить ввозную таможенную пошлину и пени за нее в размере 108 217,95 рублей и НДС и пени на него в размере 409063,82 рублей.
Не согласившись с решением таможенного органа и выставленным требованием, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании их незаконными и восстановлении нарушенных прав.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из слежующего.
В силу пункта 1 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.
Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (пункт 3 статьи 179 ТК ТС).
Согласно пункта 2 статьи 181 ТК ТС в отношении товаров заявляются следующие сведения: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость.
Пунктами 1-3 статьи 52 ТК ТС предусмотрено, что товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.
Таким образом, таможенные органы уполномочены осуществлять ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и классифицировать товары, то есть относить конкретные товары к позициям, указанным в ТН ВЭД ЕАЭС.
Основаниями для признания решения и (или) ненормативного правового акта незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации таможенные органы уполномочены осуществлять ведение ТН ВЭД и классифицировать товары, то есть относить конкретные товары к позициям, указанным в ТН ВЭД.
В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" классификация товаров осуществляется в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
Согласно оспариваемого решения товары заявителя подлежали классификации по коду ТН ВЭД ЕАЭС 9021 90 900 9.
Коду ТН ВЭД ЕАЭС 9021 90 900 9 соответствует товарная позиция "Приспособления ортопедические, включая костыли, хирургические ремни и бандажи; шины и прочие приспособления для лечения переломов; части тела искусственные; аппараты слуховые и прочие приспособления, которые носятся на себе, с собой или имплантируются в тело для компенсации дефекта органа или его неработоспособности: прочие: прочие: прочие".
Напротив, выбранному обществом коду ТН ВЭД ЕАЭС 9018 39 000 0 соответствует товарная позиция "Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения: шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты: прочие".
В силу пункта 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
В случае, если имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, в силу правила 3(а) Основных правил интерпретации ТН ВЭД классификация таких товаров осуществляется таким образом, что предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Исходя из содержания ТН ВЭД ЕАЭС товарная позиция 9018 определяет следующие подсубпозиции:
аппаратура электродиагностическая (включая аппаратуру для функциональных диагностических исследований или для контроля физиологических параметров),
аппаратура, основанная на использовании ультрафиолетового или инфракрасного излучения и шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты,
приборы и устройства стоматологические, прочие,
инструменты и устройства офтальмологические, прочие (9018 50),
- инструменты и оборудование, прочие (9018 90).
При этом, в товарных подсубпозициях речь идет об инструментах и оборудовании, которые применяются с целью диагностики, в хирургии, в стоматологии, в офтальмологии и в иных сферах медицины или ветеринарии.
В настоящем случае, обществом ввозились стенты мочеточниковые, представляющие собой катетер в виде трубки для временного внутриполосного отведения мочи, которые устанавливаются на время проведения операции либо остается в организме человека временно с последующим удалением из него.
Из Экспертного заключения от 12.09.2017 N 2925.01.12.11/09-17 следует, что при установке стента сам мочеточник не удаляется, стент вводится внутрь мочеточника и способствует отведению мочи из почки в мочевой пузырь, без замены органа или его функций.
Исходя из функционального назначения, данные изделия предназначены для компенсации дефекта органа или его неработоспособности, поскольку используются для восстановления проходимости мочевыводящих путей.
Сам по себе факт невозможности выведения мочи из мочевого пузыря иначе, как путем установки стента простатического или катетера в разрез в надлобковой области, посредством которого моча из мочевого пузыря отводится в мешок-мочеприемник, свидетельствует о неработоспособности мочеиспускательного канала (уретры), а необходимость обеспечения эффективного дренирования мочеточника в связи с его повреждением путем установки стента мочеточникового свидетельствует о необходимости компенсации дефекта мочеточника.
В товарной позиции 9021 ТН ВЭД ЕАЭС предусмотрена классификация прочих приспособлений, которые носятся на себе или с собой или имплантируются в тело для компенсации дефекта органа или его неработоспособности.
В оспариваемом решении о классификации товаров таможенным органом осуществлена классификация в субпозиции 9021 90, то есть прочие приспособления, которые имплантируются в тело для компенсации дефекта органа или его неработоспособности, прочие.
Дальнейшую классификацию после того, как определена соответствующая товарная позиция, устанавливает правило ОПИ 6, согласно которому классификация осуществляется в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
В целях обеспечения единообразия интерпретации и применения ТН ВЭД разработаны Пояснения к ТН ВЭД, которые содержат толкования позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД.
В соответствии с Пояснениями к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в подсубпозицию 9021 90 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС (том VI) включаются:
приспособления, имплантируемые в тело в качестве дозаторов лекарственных средств и содержащие в общем корпусе "лекарственный насос", источник тока для насоса и резервуар для лекарственного средства;
"кольцевые протезы", то есть кольца из коррозионностойкой стали, покрытые двумя слоями пластмассы и тканью из искусственных волокон. Они прикрепляются хирургическим путем к клапану сердца, чтобы восстановить способность клапана закрываться, например, в случае митральной недостаточности;
"зонтичные" фильтры для имплантации в сердечную вену ^епа саVа тГепог) с целью предотвратить миграцию к сердцу тромбов и эмболом. Они состоят из очень маленького зонтикообразного каркаса из коррозионностойкой стали, покрытого тонким слоем синтетического эластичного материала, который раскрывается в вене подобно зонтику;
постоянные расширители уретры из пластмассы. Эти приспособления в виде стержней с зубцами вставляются в уретру, чтобы обеспечить выход мочи.
Стент является приспособлением, имплантируемым в дефектную часть органа для восстановления его функции, что соответствует Пояснениям к подсубпозиции 9021 90 900 9 ТН ВЭД ТС.
Таким образом, ввозимые обществом товары (урологические стенты (простатические, мочеточниковые)), различные по материалу изготовления, но схожие по конструкции, функциональному назначению и системе доставки к месту установки, служащие каркасом, благодаря которому, увеличивается просвет суженного мочеиспускательного канала или мочеточника и обеспечивается восстановление проходимости мочевыводящих путей, что соответствуют тексту субпозиции 9021 90 ТН ВЭД ЕАЭС, в связи с чем, должны классифицироваться в подсубпозиции 9021 90 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
Вышеизложенная правовая позиция нашла свое отражение в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 14 июня 2018 года по делу N А41-69825/17.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части ввиду соответствия оспариваемого решения по классификации товара нормам действующего таможенного законодательства.
На основании указанного решения таможенным постом в графу 36 и 47 ДТ N 10005030/220517/0015448 внесены изменения путем заполнения КДТ, в соответствии с которой льгота по уплате НДС для указанных товаров не применена.
Увеличение ставки таможенной пошлины вследствие изменения классификационного кода товаров привело к возникновению у общества задолженности по таможенной пошлине и пеням, в связи с чем, таможней декларанту направлено Требование об уплате таможенных платежей от 26.02.2018 N 1005000/Тр20180000082.
Во исполнение данного требования обществом по платежным поручениям от 21.03.2018 N 214, от 21.03.2018 N 213, от 21.03.2018 N 212, от 21.03.2018 N 211 произведена уплата таможенных платежей, в том числе, ввозная таможенная пошлина и пени за нее в размере 108 217,95 рублей, НДС и пени на НДС в размере 409 063,82 рублей.
Ввиду того, что изменение кода ТН ВЭД ЕАЭС на основании Решения от 15.11.2017 N РКТ-10005000-17/000846 являлось правомерным, основания для доначисления таможенной пошлины и взыскания ее с декларанта имелись.
Между тем, при выставлении требования об уплате таможенных платежей в части взыскания НДС и начисления пени на данную сумму таможней не учтено следующее.
Из содержания регистрационных удостоверений следует, что ввезенный товар относится к медицинским изделиям производства компании "Со1огр1аз1 МапиГасШпп§ Ргапсе 8Л8" (Дания) и имеют коды ОКП 94 3630 и 94 3760.
Статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) вместо терминов "медицинская техника", "изделия медицинского назначения" введен новый термин "медицинские изделия".
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (пункт 1 статьи 38 Закона об основах охраны здоровья граждан).
В силу пункта 4 статьи 38 Закона об основах охраны здоровья граждан на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий, которыми утверждена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие".
Возможность освобождения от уплаты НДС могла быть установлена таможенными органами при сопоставлении кодов по Общероссийскому классификатору продукции (код ОКП), указанных в регистрационном удостоверении, и кодов ОКП товаров, подлежащих освобождению от налогообложения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень).
В силу пунктов 6 и 7 Перечня не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость "Инструменты зондирующие, бужирующие (зонды; бужи; катетеры; трубки, канюли)", отнесенные к коду ОКП 94 3600, а также "Наборы медицинские (наборы для сердечно-сосудистой и абдоминальной хирургии; наборы травматологические; наборы оториноларингологические; наборы офтальмологические; наборы стоматологические; наборы акушерские, гинекологические, урологические; наборы нейрохирургические; наборы общего назначения)", которые отнесены к коду ОКП 94 3700.
Введением к Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 установлено, что в ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования.
На каждой ступени классификации деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам. На первой ступени классификации располагаются классы продукции (XX 0000), на второй - подклассы (XX Х000), на третьей - группы (XX ХХ00), на четвертой - подгруппы (XX ХХХ0) и на пятой - виды продукции (XX ХХХХ). Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвертой или пятой ступенях классификационного деления.
Ввезенному на таможенную территорию Российской Федерации товарам присвоены коды ОКП 94 3630 и 94 3760, находящиеся в группе товаров, классифицированных по коду ОКП 94 3600 и 94 3700.
Таким образом, задекларированный товар относится к важнейшей и жизненно необходимой медицинской технике, ввоз которой освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований и признания недействительным Требования от 26.02.2018 N 1005000/Тр20180000082 в части взыскания НДС и пени на НДС в размере 409 063,82 рублей.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14.03.2019 N 305-КГ18-19119 по делу N А41-88886/2017, от 13.03.2019 N 305-КГ18-23694 по делу N А41-94659/2017.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.10.2018 по делу N А41-32126/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.