г. Санкт-Петербург |
|
25 апреля 2019 г. |
Дело N А56-142023/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Царегородцевым Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): Полевая Е.С. - выписка из ЕГРЮЛ от 06.11.2018
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8692/2019) Государственного учреждения-Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда Социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.03.2019 по делу N А56-142023/2018 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ООО "Феникс"
к Государственному учреждению-Санкт-Петербургскому региональному отделению Фонда Социального страхования Российской Федерации
О признании незаконными решений
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Феникс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительным решения Филиала N 4 Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Филиал N 4) от 23.08.2018 N 165 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения (далее - Решение об отказе в выделении средств) в сумме 279544,87 руб.;
- о признании недействительным решения Филиала N 4 от 23.08.2018 N 129 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Решение о непринятии к зачету расходов) в сумме 279544,87 руб.;
- об обязании Филиала N 4 выделить Обществу средства на возмещение расходов страхователя для выплаты страхового обеспечения в сумме 279544,87 руб.
Решением суда от 04.03.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Учреждение, не согласившись с решением суда, направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просило решение суда отменить.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Учреждение, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. своих представителей не направило. Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Региональным отделением в лице Филиала N 4 проведена проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя - ООО "Феникс" на основании письменного заявления страхователя от 26.03.2018 о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения.
Указанным заявлением Страхователь просил возместить расходы на выплату страхового обеспечения в размере 279544,87 руб., из них пособие по беременности и родам в размере 278916,4 рублей и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские организации в ранние сроки беременности, в размере 628,47 руб. для Алексеевой Ларисы Олеговны (далее - Алексеева Л.О.) в связи с тем, что 01.02.2018 на должность специалиста тендерного отдела Общества принята Алексеева Лариса Олеговна (далее - Алексеева Л.О.), 14.03.2018, т.е. спустя 1 месяц и 13 дней после принятия на работу, Алексеевой Л.О. предоставлен отпуск по беременности и родам.
В ходе проверки Фондом установлено создание Обществом искусственной ситуации в целях незаконного возмещения средств за счет Фонда социального страхования, так как Общество не ведет финансово-хозяйственную деятельность с 2016 года, Общество отсутствовало на момент проверки по месту регистрации, Общество не имеет материальных, финансовых и трудовых ресурсов для ведения деятельности, Общество не представило экономическую обоснованность приема Алексеевой Л.О. на данную должность и доказательств выполнения работником трудовой функции, расчет пособия по беременности и родам произведен Обществом с существенным нарушением Закона N 255-ФЗ.
В связи с чем директором филиала N 4 Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения ФСС приняты решения:
- Решение N 129 от 23.08.2018 г. о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Данным решением не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные ООО "Феникс", в сумме 279 544,87 рубля.
- Решение N 165 от 23.08.2018 г. об отказе в выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 279 544,87 рубля.
Решения приняты на основании Акта от 13.07.2018 г. N 165 выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Считая, что указанные решения приняты с нарушением норм материального права, являются незаконными и нарушают права заявителя, Общество обратилось с заявлением о признании решений недействительными.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены решения.
Согласно статье 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) пособие по беременности и родам и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности являются страховым обеспечением.
В силу статьи 6 Закона N 165-ФЗ субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страховщики - коммерческие или некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
ООО "Феникс" является страхователем по обязательному социальному страхованию.
В соответствии со статьей 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.
Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств (подпункт 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ).
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ). При этом обязанность своевременно представлять документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице (статья 10 Закона N 165-ФЗ).
Статьей 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ), пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) установлено, что финансирование выплаты пособий осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно статье 6 Закона N 81-ФЗ право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию.
При этом статьей 8 Закона N 81-ФЗ и пунктом 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ установлено, что пособие по беременности и родам устанавливается женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию, и исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. Основанием для начисления пособия по беременности и родам является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования (часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии со статьями 9 и 10 Закона N 81-ФЗ право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель). Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), выплачивается в размере 300 рублей (с учетом индексации - 613,14 рублей).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ и пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Таким образом, для признания расходов по обязательному социальному страхованию обоснованными и документально подтвержденными работодатель обязан документально подтвердить наличие реальных трудовых отношений с работником (застрахованным лицом), наступление страхового случая, факт выплаты и размер соответствующего пособия.
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно статье 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
С учетом изложенных норм, доказательствами наличия трудовых отношений с работником будут являться доказательства заключения трудового договора (соглашения); фактического выполнения работником предусмотренной трудовым договором трудовой функции; наличие объективной возможности и способности выполнения соответствующей трудовой функции (образование, стаж работы) выплаты заработной платы за фактическое выполнение трудовой функции.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Между ООО "Феникс" и застрахованным лицом - Алексеевой Л.О. заключен трудовой договор, в соответствии с которым Алексеева Л.О. принята в Общество на работу на специалиста тендерного отдела
Общество вправе принимать на работу любое лицо и устанавливать ему вознаграждение в любом размере.
Довод Фонда о том, что в качестве признака искусственности ситуации для неправомерного возмещения средств за счет Фонда тот факт, что Силуянова Ю.И. принята на работу с 01.08.2017 на должность юриста с окладом 25000 руб., а уволена от предыдущего работодателя 20.04.2017 в связи с сокращением численности штата работников, не принимается по следующим основаниям.
Отношения между Силуяновой Ю.И. и предыдущим работодателем, в том числе основания, по которым указанные отношения были прекращены, не характеризуют отношения между Силуяновой Ю.И. и ООО "Маяк-1" и не являются признаком неправомерных действий ООО "Маяк-1".
Таким образом, сам по себе факт того, ООО "Маяк-1" на работу был принят сотрудник, уволенный от предыдущего работодателя 20.04.2017 в связи с сокращением численности штата работников, не является признаком создания Обществом искусственной ситуации для возмещения средств за счет Фонда.
Доводы подателя жалобы о том, что судом первой инстанции не был рассмотрен довод фонда об отсутствии подтверждения факта выполнения сотрудником трудовой функции, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В доказательство тому Общество предоставило в ходе судебного разбирательства наличие оборотных средств на расчетном счету, увеличение штата сотрудников, реестр заключенных договоров, а также реестр участия в тендерах. Также указывалось, что деятельность в области тендерных закупок не возможна без предварительного мониторинга рынка, как и любая торговая деятельность. В связи, с чем 01.03.2018 г. был заключен договор по исследованию рынка продукции поставщиков.
Общество не скрывало факт отсутствия финансово-хозяйственной деятельности с момента регистрации до 07.02.2018 г. (дата открытия расчетного счета). Хозяйственная деятельность Общества началась с момента принятия на должность специалиста тендерного отдела Алексеевой Л.О. на работу с 01.02.2018 г.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Таким образом, время работы работника на заявителя не могло повлиять на размер выплачиваемого ему пособия.
Среднесписочная численность работников не дает основания делать выводы о фактическом количестве сотрудников Общества. Алексеева Л.О. трудовой договор не прекращала, а наоборот после окончания отпуска по беременности и родам, продолжила трудовую деятельность с неполным рабочим днем на удаленном рабочем месте.
Алексеева Л.О. имеет опыт работы в сфере тендерных закупок более 5 лет, что подтверждается записями в трудовой книжке (п. 13 приложение к заявлению б/н от 14.11.2018 г.). Данный факт не принят страховщиком во внимание в качестве подтверждения кадрово-экономической целесообразности приёма на работу Алексеевой Л.О.
По запросу ФСС о предоставлении должностной инструкции, Обществом было указано в письменном виде (п. 5 описи передаваемых документов от 04.07.2018 г.), что в Обществе не ведутся должностные инструкции отдельным документом, на что Общество имеет право. Так как сотрудник ведет свою деятельность по трудовому договору, акты выполненных работ не составляются.
Все пособия и заработные платы работников выплачивались в полном объеме и без нарушения закона.
В период 2015-2017 года Алексеева Л.О. и Генеральный директор Общества Полевая Е.С. выполняли совместную трудовую деятельность на предыдущем месте работы. В связи, с чем в надобности проверки сведений о работнике и его квалификации не составляло необходимости.
Согласно требованиям ч. 5 ст. 200 АПК РФ Ответчик должен быть представить доказательства соответствия оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия.
В нарушение данного требования, Учреждение не представил доказательств в подтверждение своей позиции.
Суд установил дату приема застрахованного лица на работу, факт оформления между Заявителем и застрахованным лицом трудовых отношений, факт исполнения застрахованным лицом трудовых обязанностей в период с даты приема его на работу и до начала отпуска по беременности и родам. Суд указал, что отношения между застрахованным лицом и предыдущим работодателем, в том числе основания, по которым указанные отношения были прекращены, не характеризуют и не могут характеризовать отношения между застрахованным лицом и Заявителем и не являются признаком неправомерных действий Заявителя.
Суд также указал, что принятие на работу сотрудников не является обязанностью коммерческой организации, однако является его правом, и данное право реализуется организацией по его усмотрению.
Представленные Обществом документы подтверждают фактическое осуществление Обществом хозяйственной деятельности, так как представлены за период с 2015-2017.
На основании изложенного, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления Общества.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.03.2019 по делу N А56-142023/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.