Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 августа 2019 г. N Ф07-8066/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
25 апреля 2019 г. |
Дело N А66-7455/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 апреля 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Рогатенко Л.Н. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарём судебного заседания Осиповой Е.С.,
при участии от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная компания Центра" Румянцевой О.В. по доверенности от 02.11.2018 N Д-ТВ/774, от акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" Баевой Л.В. по доверенности от 29.05.2017 N 130,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная компания Центра" на решение Арбитражного суда Тверской области от 30 ноября 2018 года по делу N А66-7455/2016,
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107; Москва, ул. Ямская 2-я, д. 4; далее - ПАО "МРСК Центра") обратилось в суд с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "АтомЭнергоСбыт" (ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075; Москва, проезд Проектируемый 4062-Й, д. 6, стр. 25; далее - АО "АтомЭнергоСбыт") о взыскании 8 091 345,12 руб. долга за услуги по передаче электроэнергии за ноябрь 2014 года.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют общество с ограниченной ответственностью "Тверьоблэлектро" (далее - ООО "Тверьоблэлектро"), общество с ограниченной ответственностью "Объединенная электросетевая компания" (далее - ООО "ОЭК").
Решением Арбитражного суда Тверской области от 30.11.2018 иск удовлетворён частично, с АО "АтомЭнергоСбыт" в пользу ПАО "МРСК Центра" взыскано 2 592,90 руб. основного долга. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
ПАО "МРСК Центра" с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ПАО "МРСК Центра" апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
АО "АтомЭнергоСбыт" в отзыве и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменений.
Третьи лица извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия согласно статьям 123, 156, 266 АПК РФ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, апелляционный суд отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.04.2014 N 69800126 ПАО "МРСК Центра" (исполнитель) обязуется оказывать АО "АтомЭнергоСбыт" (заказчик) услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или ином установленном федеральном законом основании исполнителю и (или) территориальным сетевым организациям (ТСО), к объектам электросетевого хозяйства которых имеют технологическое присоединение потребители заказчика, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном настоящим договором.
ПАО "МРСК Центра" обратилось в суд с настоящим иском, ссылаясь на наличие у АО "АтомЭнергоСбыт" долга за услуги за ноябрь 2014 года.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил данный иск частично, руководствуясь статьями 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьёй 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон "Об электроэнергетике"), Основными положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442).
Суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что ПАО "МРСК Центра" как исполнитель по договору, нарушил принятые на себя обязательства в части формирования и передачи АО "АтомЭнергоСбыт" (заказчику) документов, определённых договором за исполнителем (пунктом 8.1 Приложения N 4 к рассматриваемому договору, разделом 10 Соглашения, поименованным как Порядок формирования объёмов услуг по передаче электрической энергии), и не доказало объём электроэнергии и мощности, переданной потребителям заказчика по семи спорным позициям.
Согласно пункту 190 Основных положений N 442 в случае, если по данным, полученным от всех сетевых организаций, приобретающих электрическую энергию (мощность) для целей компенсации потерь у гарантирующего поставщика, суммарная величина фактических потерь электрической энергии в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства отличается от объёма электрической энергии, приобретённой гарантирующим поставщиком на оптовом и розничном рынках (без учёта потерь электрической энергии, учтённых в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке), уменьшенного на объём электрической энергии, поставленной иным его потребителям (покупателям), то объём образовавшейся разницы распределяется между сетевыми организациями при определении объёма электрической энергии (мощности), подлежащей приобретению ими для компенсации потерь, следующим образом:
- если суммарная величина фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства по данным сетевых организаций меньше указанного объёма электрической энергии, то объём электрической энергии (мощности), подлежащий приобретению сетевой организацией для компенсации потерь, увеличивается на часть объёма образовавшейся разницы, пропорциональную доле нормативных потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства данной сетевой организации в суммарных нормативных потерях электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства всех сетевых организаций, приобретающих электрическую энергию (мощность) для компенсации потерь у гарантирующего поставщика. В этом случае объём услуг по передаче электрической энергии, оказанных сетевой организацией гарантирующему поставщику за этот расчётный период, подлежит уменьшению на величину, на которую был увеличен объём фактических потерь.
По данным, полученным от всех сетевых организаций, приобретающих электрическую энергию (мощность) для целей компенсации потерь у АО "АтомЭнергоСбыт", в ноябре 2014 года суммарная величина фактических потерь электрической энергии в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства отличается от объёма электрической энергии, приобретенной АО "АтомЭнергоСбыт" на оптовом и розничном рынках (без учёта потерь электрической энергии, учтённых в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке), уменьшенного на объём электрической энергии, поставленной иным его потребителям (покупателям). В ноябре 2014 года указанная величина фактических потерь меньше указанного объёма и составляет 793 748 кВт/ч.
Величина небаланса, подлежащего распределению согласно пункту 190 Основных положений N 442 гарантирующим поставщиком между всеми сетевыми организациями, включая ответчика пропорционально доле нормативных потерь электроэнергии в объектах электросетевого хозяйства сетевой организации для компенсации потерь у гарантирующего поставщика в ноябре 2014 года, определена истцом следующим образом:
- объём электроэнергии приобретенной гарантирующим поставщиком на оптовом и розничном рынках в ноябре 2014 года составил 477 686 056 кВт/ч;
- объём электроэнергии, поставленной в ноябре 2014 года потребителям, заключившим договоры энергоснабжения с АО "АтомЭнергоСбыт", составил 338 365 961 кВт/ч;
- общий объём фактических потерь электроэнергии в электрических сетях всех сетевых организаций, приобретающих электроэнергию (мощность) для целей компенсации потерь у гарантирующего поставщика составил в ноябре 2014 года 138 464 944 кВт/ч;
- расход электроэнергии на хозяйственные нужды АО "АтомЭнергоСбыт" составил в ноябре 2014 года 61 403 кВт/ч.
Таким образом, небаланс составляет 793 748 кВт/ч. (477 686 056 - 338 365 961 - 138 464 944 - 61 403).
Суммарные нормативные потери электроэнергии в объектах электросетевого хозяйства всех сетевых организаций, приобретающих электрическую энергию (мощность) для компенсации потерь и представивших сведения о фактических потерях электрической энергии в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства в ноябре 2014 года согласно приказу ФСТ от 28.11.2013 N 220-э/1 составили 120 818 489 кВт/ч.
Нормативные потери электроэнергии в объектах электросетевого хозяйства ПАО "МРСК Центра" в ноябре 2014 года в соответствии с приказом ФСТ от 28.11.2013 N 220-э/1 составили 81 118 400 кВт/ч.
В свою очередь доля нормативных потерь электроэнергии в объектах электросетевого хозяйства ПАО "МРСК Центра" в суммарных нормативных потерях электроэнергии в объектах электросетевого хозяйства всех сетевых организаций, представивших сведения о фактических потерях электроэнергии в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства в ноябре 2014 года определена гарантирующим поставщиком следующим образом:
81 118 400 кВт/ч / 120 818 489 кВт/ч х100 % = 67,141 %
На основании полученных величин истец рассчитал размер дополнительного объёма электроэнергии, необходимой для компенсации потерь в его электрических сетях, который должен быть исключен из объёма оказанных услуг: 793 748 кВт/ч х 67,141% =532 928 кВт/ч.
Совокупный объём небаланса электроэнергии в ноябре 2014 года подтверждается документами, содержащимися на CD-R диске. На этом электронном носителе представлены документы, подтверждающие объём электроэнергии, приобретённый гарантирующим поставщиком на оптовом рынке; документы, подтверждающие общий объём полезного отпуска по потребителям (покупателям) электроэнергии, заключившим договоры купли-продажи электроэнергии и договоры энергоснабжения с АО "АтомЭнергоСбыт"; документы, подтверждающие хозяйственные нужды гарантирующего поставщика; документы, подтверждающие объём потерь сетевых организаций. Распределение величины небаланса между сетевыми организациями сведено в соответствующую таблицу.
Недостоверность указанных данных истцом не доказана.
Согласно пункту 50 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объёмом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объёмом электрической энергии, потреблённой энергопринимающими устройствами, присоединёнными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Согласно пункту 51 Правил N м 861 сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтённых в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом.
В то же время гарантирующий поставщик вправе рассчитывать на полную компенсацию своих затрат на покупку электроэнергии для компенсации потерь в сетях сетевых организаций. С этой целью наряду с пунктами 50, 51 Правил N 861 гарантирующий поставщик вправе задействовать механизм возмещения стоимости нераспределённых потерь, предусмотренный пунктом 190 Основных положений N 442, вне зависимости от того, предусмотрено или нет соответствующее условие в заключённом между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком договоре.
Применение механизма распределения объёма электроэнергии, рассчитанного как разность между совокупным объёмом электроэнергии, приобретённой гарантирующим поставщиком, и объёмом электроэнергии, поставленной потребителям на розничном рынке и сетевым организациям, с учётом особенностей регулирования отношений по энергоснабжению, соответствует законодательству об электроэнергетике и направлено как на компенсацию поставщику электроэнергии потерь, так и на обеспечение баланса интересов всех участников этих отношений (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2016 N АКПИ16-1041).
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно признал обоснованной позицию ответчика по указанному разногласию.
Между истцом и ответчиком возникли разногласия по применению истцом для определения объёма услуг по передаче электроэнергии в жилые помещения многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учёта, и в жилые дома норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению в размере 95 кВт/ч.
В силу пункта 136 Основных положений N 442 определение объёма потребления (производства) электроэнергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электроэнергии, а также фактических потерь электроэнергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных:
- с использованием приборов учёта;
- при отсутствии приборов учёта и в определённых в настоящем разделе случаях - путём применения расчётных способов.
Согласно пункту 184 Основных положений N 442 определение объёмов потребления электрической энергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Абзацем вторым пункта 162 Основных положений N 442 предусмотрено, что гарантирующий поставщик передаёт в сетевую организацию, с которой у гарантирующего поставщика заключён договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении многоквартирных домов, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учёта, и жилых домов, до 5-го числа месяца, следующего за расчётным, в электронном виде и до 10-го числа месяца, следующего за расчётным, в бумажном виде реестр, содержащий данные об объёме потребления электроэнергии в жилых и нежилых помещениях в таких многоквартирных домах и в жилых домах, с разбивкой по каждому жилому и многоквартирному дому.
Объёмы потребления электроэнергии формируются гарантирующим поставщиком на дату составления реестра в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, или на основании данных, полученных от исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, кооператива и иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с пунктом 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354), плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчётный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объёма потребления коммунального ресурса потребителем, определённого по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учёта за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учёта составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учёта, но не менее 3 месяцев в, в частности, следующем случае и за указанные расчётные периоды:
б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учёта за расчётный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчётного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учёта до расчётного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учёта, но не более 6 расчётных периодов подряд.
Согласно пункту 60 Правил N 354 по истечении указанного в пункте 59 настоящих Правил предельного количества расчётных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно пункту 162 Основных положений N 442 в случае отсутствия в реестре данных об объёме потребления электроэнергии в каком-либо жилом доме или помещении в многоквартирном доме сетевая организация определяет объём потребления электроэнергии в целях расчёта фактических потерь, возникших за расчётный период в объектах электросетевого хозяйства этой сетевой организации, а также объём оказанных услуг по передаче электроэнергии в отношении таких жилых домов и многоквартирных домов в соответствии с порядком определения объёма потребления коммунальной услуги по электроснабжению, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, для случаев непредоставления потребителями коммунальных услуг показаний приборов учёта. По письменному запросу сетевой организации гарантирующий поставщик в течение 5 рабочих дней предоставляет ей копии документов, подтверждающих данные об объёмах потребления электроэнергии в жилых домах и помещениях в многоквартирных домах, указанные гарантирующим поставщиком в реестре, но не более чем по 20 процентам точек поставки, содержащихся в реестре.
Согласно пункту 4.8 Приложения N 4 к договору в случае непредставления потребителями - гражданами показаний индивидуального прибора учёта за расчётный период, начиная с расчётного периода за который потребитель не предоставил показания приборов учёта, но не более 6 расчётных периодов подряд, объём электроэнергии определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объёма потребления электроэнергии, определённого по показаниям индивидуального прибора учёта за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учёта составил менее 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учёта, но не менее 3 месяцев. По истечении 6 расчётных периодов непредставления потребителем показаний индивидуальных приборов учёта - объём рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Истец полагает, что ответчик в нарушение указанных условий договора и пункта 162 Основных положений N 442 в корреспонденции с пунктами 59 и 60 Правил N 354 по значительному количеству потребителей не сформировал объём электроэнергии ни по показаниям индивидуальных приборов учёта, ни по среднемесячному объёму потребления, ни по нормативу, и вместо данных об объёме потребления по жилым домам и жилым помещениям в многоквартирных домах, не оборудованных приборами учёта, указал значение "0". По мнению истца, при не предоставлении потребителями показаний приборов учёта ответчик, являясь гарантирующим поставщиком, обязан был использовать замещающую информацию для определения объёмов.
Истец указывает, что в случае не предоставления потребителями показаний приборов учёта, ответчик обязан был самостоятельно определить объёмы потребления по среднемесячному потреблению, нормативу потребления и передать эти данные истцу. В спорный период ответчик, по мнению истца, не исполнил данную обязанность, что явилось основанием для расчёта истцом объёма оказанных услуг по передаче электроэнергии в соответствии с порядком определения объёма потребления коммунальной услуги по электроснабжению, предусмотренным Правилами N 354 для случаев непредставления потребителями показаний приборов учёта, то есть с использованием нормативов потребления коммунальных услуг. Объём услуг определён истцом с использованием наименьшего из показателей установленных нормативов - 95 кВт/ч (объём потребления электроэнергии 1 человеком в 1-й комнате).
Суд первой инстанции обоснованно отклонил данные доводы истца.
Истец, настаивая на применении норматива, фактически ставит под сомнение факт получения ответчиком от потребителей - граждан показаний приборов учёта, совпадающих с показаниями предыдущего периода, что влечёт отражение так называемого "нулевого" объёма потребления.
Вместе с тем, у ответчика как гарантирующего поставщика имеются основания отражать фактический объём потребления электроэнергии конкретным потребителем как равный нулю в соответствии с пунктами 47, 61 Правил N 354.
Для гарантирующего поставщика основанием для определения объёма потребления потребителей - физических лиц являются переданные ими показания, которые также могут при отсутствии потребления совпадать с показаниями предыдущего периода. При этом Правила N 354 не предусматривают оснований для непринятия таких показаний. Причиной появления нулевого объёма потребления могут также являться показания, полученные в ходе контрольного снятия показаний или проверки прибора учёта при условии предыдущего начисления объёма потребления на основании данных среднемесячного объёма или применения норматива потребления.
На сетевую организацию согласно пункту 172 Основных положений N 442 возложена обязанность по проверке приборов учёта и снятию показаний приборов учета не реже 1 раза в год.
Истцом в материалы дела не представлены акты проверки приборов учёта, которые могли бы подтвердить либо опровергнуть отсутствие потребления электроэнергии спорными объектами энергоснабжения.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии.
Таким образом, установленное обстоятельство фактического отсутствия в ноябре 2014 года потребления электроэнергии у ряда граждан, порождает у гарантирующего поставщика обязательство отразить объём потребления как нулевой. Как следствие, у гарантирующего поставщика, фактически не поставившего в спорный период в адрес гражданина электроэнергию, отсутствуют основания для оплаты услуги сетевой компании за передачу указанному гражданину электроэнергии из расчёта 95 кВт/ч.
Необоснованным является и применение истцом норматива потребления в размере 95 кВт/ч для определения объёма оказанных услуг к лицевым счетам физических лиц, не представивших показания индивидуального прибора учёта, как противоречащий пункту 59 Правил N 354, поскольку в первые шесть месяцев с момента непредставления показаний подлежит начислению среднемесячное потребление, а не норматив. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что к ноябрю 2014 года истёк предусмотренный указанным пунктом Правил N 354 шестимесячный срок непредставления показаний и возникли основания для применения норматива.
Истцом не доказана обоснованность применения норматива потребления электроэнергии в размере 95 кВт/ч по каждому случаю отсутствия показаний индивидуального прибора учёта.
Кроме того в соответствии с приказом ГУ РЭК Тверской области от 23.08.2012 N 336-нп размер применяемого норматива зависит от количества комнат в жилом помещении и количества зарегистрированных в жилом помещении граждан. Следовательно при отсутствии зарегистрированных в таком жилом помещении граждан величина норматива будет равна нулю. Это не противоречит статье 210 ГК РФ, поскольку данный подход не отменяет обязанность собственника вносить плату за коммунальную услугу электроснабжения, а определяет её размер равным нулю.
На основании изложенного формирование объёма услуг с использованием норматива потребления 95 кВт/ч является необоснованным.
В отношении объёма услуг по показаниям общедомовых приборов учёта (далее - ОДПУ), то разногласия сторон касаются только части многоквартирных домов, оборудованных приборами учёта, законность установки которых надлежаще не подтверждена.
Истец и третьи лица определяют количество переданной электроэнергии на общедомовые нужды по всем спорным многоквартирным домам, исходя из показаний приборов учёта. Ответчик определяет это количество по показаниям приборов учёта только по тем домам, в которых они надлежащим образом установлены, своевременно проверены.
Согласно пункту 137 Основных положений N 442 приборы учёта должны соответствовать требованиям законодательства об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям.
В силу пункта 152 Основных положений N 442, установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, предусмотренном настоящим разделом.
Сам факт несоблюдения указанной процедуры допуска прибора учёта лишает этот прибор легитимности и возможности его применения.
Из представленных суду актов установки и проверки приборов учёта следует, что к составлению ряда актов не привлекались представители управляющих организаций, либо акты подписаны организациями, в отношении которых не принимались решения собственниками помещений о выборе их в качестве управляющих организаций на дату подписания акта; по ряду домов представлены акты проверки, составленные по окончании спорного периода.
Согласно пункту 61 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Постановление N 530), в случае, если в точках поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, не обеспечивается учёт электроэнергии и оказанных услуг с использованием приборов учёта, отвечающих требованиям, установленным разделом XII настоящего документа, объём потреблённой электроэнергии и оказанных услуг определяется в соответствии с утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, правилами коммерческого учёта электроэнергии на розничных рынках электроэнергии или с использованием расчётных способов.
При этом доказательств наличия договорных отношений потребителей с прежним гарантирующим поставщиком, регулирующие порядок расчётов с использованием спорных приборов учёта либо расчётным способом, истцом не представлено.
Поскольку порядок проектирования, монтажа, приёмки в эксплуатацию определяется рядом участников розничного рынка (включая потребителя) в соответствующих договорах, а обязательности по оборудованию приборами учёта многоквартирных жилых домов до 01.07.2012 у сетевых организаций отсутствовала, то установка приборов учёта в отсутствие волеизъявления со стороны потребителя и применение этого установленного прибора учёта в расчётах не представляется возможным, так как договор о монтаже/установке прибора учёта между потребителем и сетевой организацией отсутствует и этот прибор учёта не включен в договор энергоснабжения в качестве расчетного, доказательств иного истцом не представлено.
В договоре качестве точек поставки определены индивидуальные приборы учёта непосредственно граждан, а не многоквартирные жилые дома.
Суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что заявляя требования о взыскании долга за услуги по передаче электроэнергии с использованием показаний общедомовых приборов учёта с разногласиями в сумме 92 760,44 руб., истец не представил доказательств оказания ответчику услуг в заявленном объёме, не указал в отношении каких именно жилых домов истцом ответчику оказана услуга, в связи с чем суд обоснованно отказал в удовлетворении иска в указанном размере.
Кроме того, судом установлено, что определением Арбитражного суда города Москвы от 21.09.2016 по делу N А40-231053/15 в отношении должника - ООО "Тверьоблэлектро" введена процедура наблюдения. В рамках этого дела определением суда от 21.08.2017 требования АО "АтомЭнергоСбыт" в размере 109 809 952,28 руб. включены в реестр требований кредиторов.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 25.01.2017 по делу N А66-11590/2016 в отношении ООО "ОЭК" введена процедура наблюдения. В рамках этого дела определением суда от 28.12.2017 требования АО "АтомЭнергоСбыт" в размере 243 956 114,08 руб. включены в реестр требований кредиторов.
Данные судебные акты имеют преюдициальное значение.
Истцом в материалы настоящего дела представлены расшифровки требований кредитора по вышеуказанным делам о банкротстве указанных третьих лиц в оспариваемой и неоспариваемой частях. Из расшифровок следует, что оспариваемые требования гарантирующего поставщика в части объёма электроэнергии, поставленной им в целях компенсации потерь электроэнергии в принадлежащих ООО "Тверьоблэлектро" и ООО "ОЭК" электрических сетях в полном объёме включены в реестр требований кредиторов, в частности по возражениям о формировании объёма потребления исходя из показаний ОДПУ и норматива потребления коммунальной услуги.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об отсутствии основания при рассмотрении настоящего спора считать, что истцом ответчику оказаны услуги по передаче электроэнергии в объёмах приобретённой третьими лицами у истца электроэнергии для целей компенсации потерь в спорный период.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск частично, выводы суда соответствуют материалам дела, нормы права применены судом правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30 ноября 2018 года по делу N А66-7455/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная компания Центра" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Холминов |
Судьи |
Л.Н. Рогатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.