Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 августа 2019 г. N Ф05-12042/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
24 апреля 2019 г. |
Дело N А40-273620/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Фриева А.Л.,
Судей: Бодровой Е.В., Титовой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Павловецкой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "КОМПОЗИТ" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.02.2019 по делу N А40-273620/18,
по иску Госкорпорация "Роскосмос" (ОГРН 1157700012502, ИНН 7702388027) к ответчику: АО "Композит" (ОГРН 1025002043813, ИНН 5018078448) о взыскании пени по государственному контракту N 836-Л783/16/293 от 05.12.2016 г. в размере 957.000 рублей,
при участии в судебном заседании:
от истца: Титова А.А. по доверенности от 29.12.2018,
от ответчика: Тонконогов В.П. по доверенности от 29.12.2018,
УСТАНОВИЛ:
Госкорпорация "Роскосмос" (далее - истец, заказчик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с АО "Композит" (далее - ответчик) в пользу учреждения пени по государственному контракту N 836- Л783/16/293 от 05.12.2016 в размере 957 000 руб. Иск мотивирован нарушением обязательств по государственному контракту.
Решением от 19.02.2019 иск удовлетворен. Суд исходил из того, что представлено достаточно доказательств нарушения ответчиком обязательств по контракту.
Не согласившись с принятым по делу вышеуказанным судебным актом, истец обжаловал его в апелляционном порядке. Доводы жалобы сводятся к тому, что нарушений не было допущено, работы сданы ранее установленных сроков.
Рассмотрев апелляционную жалобу, материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что имеются оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между Федеральным космическим агентством (правопреемник Госкорпорация "Роскосмос") (далее - Заказчик, Истец) и АО "Композит" (далее - Головной исполнитель, Ответчик) был заключен государственный контракт N 836-Л783/16/293 от 05.12.2016 (далее - государственный контракт), согласно которому Головной исполнитель обязуется выполнить в соответствии с условиями государственного контракта научно-исследовательскую работу и своевременно сдать Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить ОКР.
В соответствии с пунктом 3.4 государственного контракта оплата ОКР (этапа ОКР) производится в течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты утверждения Заказчиком акта приемки ОКР (акта приемки этапа ОКР) путем перечисления денежных средств с лицевого счета Заказчика на расчетный счет Головного исполнителя с учетом ранее выплаченного аванса. Истцом обязательства по оплате выполненных работ по этапу N 1 государственного контракта выполнены своевременно и в полном объеме.
В соответствии с пунктом 2.2 государственного контракта содержание этапов ОКР и сроки выполнения установлены в ведомости исполнения (приложение N 2 к государственному контракту).
Согласно ведомости исполнения к государственному контракту в редакции дополнительных соглашений к государственному контракту срок выполнения работ по этапу N 1 начало - 05.12.2016, окончание - 25.04.2017, цена этапа N 1 - 40 000 000 рублей.
Согласно пункту 4.3 государственного контракта датой исполнения обязательств Головного исполнителя по этапам государственного контракта является дата утверждения Заказчиком акта приемки этапа ОКР.
В установленный срок обязательства по государственному контракту Головным исполнителем не выполнены: акт приемки этапа ОКР по этапу N 1 утвержден Заказчиком 24.05.2017. Таким образом, срок просрочки исполнения обязательств по этапу N 1 составляет 29 дней (с 26.04.2017 по 24.05.2017).
На основании п. 8.3.2 и 8.3.3 контракта истцом за нарушение сроков выполнения ОКР начислена неустойка в общей сумме 957 000 руб.
Удовлетворяя исковое заявление в полном объеме, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Судом установлено, государственный контракт заключен в период действия Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44- ФЗ).
Частью 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта включает в себя, в том числе приемку выполненной работы (ее результатов), а также отдельных этапов контракта. Приемка выполненной работы (ее порядок, сроки, а также порядок и сроки оформления результатов такой приемки) в части соответствия объема требований государственного контракта осуществляется в соответствии с его условиями (часть 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
Согласно пункту 2.2 государственного контракта содержание этапов ОКР и сроки выполнения установлены в ведомости исполнения (приложение N 2 к государственному контракту).
В соответствии с ведомостью исполнения к государственному контракту срок 3 окончания выполнения работ по этапу N 1 - 25.04.2017. Сдача и приемка выполненной ОКР (этапа ОКР) осуществляется Сторонами в соответствии с ТЗ и в порядке и сроках, установленных государственным контрактом (пункт 5.1 государственного контракта).
Подписав государственный контракт, Ответчик в качестве Головного исполнителя взял на себя обязательства по государственному контракту выполнить работы по каждому этапу и передать Заказчику акт сдачи-приемки этапа ОКР и отчетные документы по соответствующему этапу в установленный государственным контрактом срок.
Согласно пункту 5.4 государственного контракта не позднее срока окончания выполнения работ по этапу Головной исполнитель представляет Заказчику с сопроводительным письмом для осуществления приемки выполненных работ акт сдачи-приемки этапа ОКР и отчетные документы, подтверждающие выполнение работ по государственному контракту, в том числе работ, выполненных исполнителями.
Пунктом 5.7 государственного контракта установлено, что Заказчик вправе в течение 35 (тридцати пяти) дней с момента получения отчетных документов принять работы или предъявить Головному исполнителю обоснованные замечания и претензии по результатам выполнения ОКР (этапа ОКР).
Таким образом, в государственном контракте Стороны определили условие о сроке, в течение которого осуществляется приемка выполненных работ.
То есть, Головной исполнитель должен заблаговременно до срока окончания выполнения работ по этапу государственного контракта представлять на утверждение Заказчику акт сдачи-приемки этапа ОКР и отчетные документы, чтобы у Заказчика в соответствии с условиями государственного контракта было 35 (тридцать пять) дней для проверки представленных материалов.
Таким образом, при заключении государственного контракта Стороны связали факт завершения работ по этапам государственного контракта с датой утверждения Заказчиком акта сдачи-приемки этапа ОКР по соответствующему этапу, в силу чего отчетные документы по этапам Головным исполнителем должны быть предоставлены Заказчику с сопроводительным письмом не позднее, чем за 35 дней до окончания этапа.
Между тем суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции.
В данном случае обязательства, предусмотренные контрактом (этапа N 1 ОКР) были исполнены ответчиком в полном объеме 21.04.2017, то есть ранее срока указанного в ведомости исполнения, а именно 25.04.2017, что соответствует требованиям статей 309 "Общие положения" и 310 "Недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства" главы 22 "Исполнение обязательств" Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривающим, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и иных правовых актов, а также недопустимость одностороннего отказа как от исполнения обязательства, так и одностороннего изменения его условий.
В условиях Госконтракта отсутствуют положения, обязывающие ответчика досрочно до наступления срока окончания работ указанных в ведомости исполнения представлять истцу отчетную документацию для ее утверждения. Таким образом, ответчик выполнил свои обязательства по Контракту в указанные сроки и не мог повлиять на исполнение обязательств истцом по срокам утверждения указанного акта по этапу N 1 ОКР.
При этом в наличии просрочки при утверждении акта приемки этапа N 1 по Контракту, как утверждает истец, вина ответчика в утверждении соответствующего акта приемки ОКР в более поздний, нежели предусмотренный контрактом срок, отсутствует, так как в разделе 5 "Порядок сдачи и приемки выполненных работ" в п.5.4. указано, что, не позднее срока окончания работ по этапу, указанного в Ведомости исполнения, а также не позднее срока выполнения работ, указанного в п. 4.1., Головной исполнитель представляет Заказчику с сопроводительным письмом для осуществления приемки выполненных работ: Акт приемки этапа ОКР, перечень созданного (приобретенного) имущества по окончании этапа ОКР, акт инвентаризации созданного (приобретенного) имущества по окончании ОКР и другие документы, относящиеся к выполнению работ по государственному Контракту.".
Таким образом, отчетные документы по ОКР этапа N 1 ответчиком представлены на 4 дня ранее установленного срока (21.04.2017 вместо 25.04.2017).
В условиях Госконтракта отсутствуют положения, обязывающие Ответчика досрочн, до наступления срока окончания работ, указанных в ведомости исполнения, представлять Истцу отчетную документацию для ее утверждения.
Довод истца о том, что исходя из содержания государственного контракта, Головной исполнитель обязан направить Заказчику акты приемки этапов ОКР и отчетные документы в пределах срока, установленного ведомостью исполнения работ к государственному контракту с учетом срока, установленного пунктом 5.7 государственного контракта, противоречит действующему законодательству и вышеуказанному Госконтракту.
В пункте 5.7 Госконтракта указано, что Заказчик в течение 35 (тридцати пяти) дней с момента получения отчетных документов принимает выполненные работы или предъявляет Головному исполнителю обоснованные замечания и претензии по результатам выполнения ОКР (этапа ОКР) в случае обнаружения факта отступления Головным исполнителем от условий государственного контракта. В данном случае оформляется мотивированный отказ с перечнем недостатков и сроками их устранения.
То есть, в данном пункте определен алгоритм действий Заказчика при получении отчетных документов по результатам выполнения ОКР (этапа ОКР), а не обязанность Исполнителя о предоставлении отчетных материалов в иной срок, не указанный в ведомости исполнения.
Таким образом, обязательства, предусмотренные контрактом, а именно выполнение первого этапа ОКР были исполнены Ответчиком в полном объеме и ранее сроков указанных в ведомости исполнения, что соответствует требованиям статей 309 "Общие положения" и 310 "Недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства" главы 22 "Исполнение обязательств" Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривающим, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и иных правовых актов, а также недопустимость одностороннего отказа как от исполнения обязательства, так и одностороннего изменения его условий.
В ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Следовательно, исходя из буквального толкования условий государственного контракта, а также исходя из требований вышеуказанных норм Гражданского кодекса Российской Федерации Ответчиком в соответствии с пунктами 4.1, 5.4, 6.3, 8.2 Контракта не нарушены условия Контракта как в части объема выполнения работ, предусмотренных техническим заданием, так и сроков выполнения работ и представления отчетных документов по этапу N 1 ОКР, указанному в ведомости исполнения Контракта.
Таким образом, ОАО "Композит" выполнило свои обязательства по контракту в указанные сроки и не могло повлиять на исполнение обязательств Истцом по срокам утверждения указанного акта по этапу N 1 ОКР, в связи с чем оснований для привлечения ответчика к ответственности в виде взыскания неустойки не имеется. Ответчик, своевременно выполнивший и сдавший результат работ, не может нести ответственность за длительное утверждение Истцом отчета о выполненных работах. При этом истцом не представлено доказательств ненадлежащего выполнения работ.
Иное толкование условия договора свидетельствовало бы о злоупотреблении истцом правом, поскольку позволяло бы привлечь подрядчика к гражданско-правовой ответственности за работы, выполненные в установленный контрактом срок, что противоречит общим принципам ответственности в гражданском праве.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с отказом в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 102, 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.02.2019 по делу N А40-273620/18 отменить, в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Госкорпорации "Роскосмос" (ОГРН 1157700012502, ИНН 7702388027) в пользу АО "Композит" (ОГРН 1025002043813, ИНН 5018078448) судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.Л. Фриев |
Судьи |
Е.В. Бодрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.