г. Санкт-Петербург |
|
23 апреля 2019 г. |
Дело N А56-26377/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
Председательствующего Юркова И.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: Саподжян Е.В., доверенность от 04.12.2018;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6057/2019) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2019 по делу N А56-26377/2017 (судья Грачева И.В.), принятое
по заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
к закрытому акционерному обществу "АСТАХОВ"
о взыскании задолженности
УСТАНОВИЛ:
Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к ЗАО "АСТАХОВ" о взыскании 13634,75 руб. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2014 года.
Решением от 28.01.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение суда в связи с тем, что, по его мнению, ответчиком неверно применен коэффициент, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления" (далее - Постановление N 344) (ЗАО "АСТАХОВ" применен коэффициент 0,3 вместо 1); ответчик не учел коэффициент инфляции на 2014 год, установленный Федеральным законом от 02.12.2003 N 349-ФЗ; представленный Департаменту отчет составлен некорректно; требование заявителя о применении 5-ти кратного коэффициента являются законными и обоснованными, так как ответчик представил документы не в полном объеме.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы жалобы.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ЗАО "АСТАХОВ", надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что Департаментом зарегистрирован представленный ответчиком первичный расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2014 года.
По результатам проверки указанного расчета истцом ответчику выставлено требование от 07.09.2016 N 04-28/11080 об уплате 13634,75 руб. выявленной задолженности.
В обоснование требования Департаментом указано, что:
- в отсутствии продления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ежегодного представления технического отчета по обращению с отходами) ответчиком не применен 5-кратный повышающий коэффициент при исчислении платы в соответствии с пунктом 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок N 632);
- ЗАО "АСТАХОВ" неверно применены коэффициенты инфляции при исчислении платы;
- при исчислении платы природопользователем ошибочно применен коэффициент 0,3;
Ответчик не уплатил задолженность по требованию от 07.09.2016 N 04-28/11080, что явилось основанием для обращения Департамента в суд с настоящим иском.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и выслушав представителя Департамента, апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка (пункт 6 Порядка N 632).
Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения (пункт 4 Порядка N 632).
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5 Порядка N 632).
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 году и в 2005 году, применяются в 2014 году с коэффициентом соответственно 2,33 и 1,89 (часть 3 статьи 3 Федерального закона от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов").
Поскольку применение нормативов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации, не зависит от вида базовых нормативов платы (в пределах допустимых нормативов, лимитов или по фактическому размещению отходов), коэффициенты индексации распространяются и на расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду для малых и средних предприятий.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (далее - Порядок N 30), который предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетный период составляет один год. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом, и составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов (пункты 3 - 5, 7 Порядка N 30).
Лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (пункт 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 N 50).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (статья 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Из письма Росприроднадзора от 01.07.2013 N ВК-06-01-36/9256 "О недопустимости применения повышающего коэффициента к расчетам платы за размещение отходов субъектов малого и среднего предпринимательства" следует, что лимитами на размещение отходов за прошедший год субъектами малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с отчетностью, предоставленной в текущем году; отчетный период составляет один календарный год; отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом; плата за текущий год взимается по факту без пятикратного коэффициента; плата по кварталам также производится по факту.
В рассматриваемом периоде субъектом малого и среднего предпринимательства плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов за текущий год (поквартально) вносится по фактическому количеству отходов, направленному на размещение за отчетный квартал без применения пятикратного повышающего коэффициента.
Данная правовая позиция сформулирована в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2016 N 309-КГ16-4630 и от 19.10.2016 N 309-КГ16-13178.
В соответствии с Постановлением N 344 коэффициент 0,3 применяется при наличии действующих лимитов на размещение отходов, а также в случае отсутствия факта транспортировки отходов.
Ответчик представил доказательства того, что в спорный период (1 квартал 2014года) относился к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Ответчик при расчете платы за спорный 1 квартал 2014 года правильно применил коэффициенты индексации. Представленный ЗАО "АСТАХОВ" в адрес Департамента расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2014 года отражает все необходимые показатели деятельности ответчика, в результате которой образуются отходы, как это предусмотрено пунктом 8 Порядка N 30.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2019 по делу N А56-26377/2017 оставить без изменения, жалобу Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
И.В. Юрков |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.