Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14 августа 2019 г. N Ф05-9483/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
25 апреля 2019 г. |
Дело N А40-77138/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Юрковой,
Судей: А.М. Елоева, Л.А. Яремчук,
при ведении протокола судебного заседания секретарем О.О. Козиным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "ЦЖКУ "МИНОБОРОНЫ РОССИИ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.12.2018 по делу N А40-77138/18
по иску ФГБУ "ЦЖКУ "МИНОБОРОНЫ РОССИИ" (ОГРН 1027700430889)
к ООО "ГУЖФ" (ОГРН 1157746180305),
третье лицо: временный управляющий ООО "ГУЖФ" Соловьев М.В.
о взыскании 2.793.328 руб. 69 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Юбицкая Т.А. по доверенности от 01.01.2019; не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ФГБУ "ЦЖКУ "МИНОБОРОНЫ РОССИИ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО "ГУЖФ" о взыскании задолженности в размере 2.793.328 руб. 69 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.12.2018 по делу N А40-77138/18 с ООО "ГУЖФ" в пользу ФГБУ "ЦЖКУ "МИНОБОРОНЫ РОССИИ" взыскана задолженность в размере 2.460.779 руб. 18 коп., в удовлетворении иска в остальной части отказано.
Истец, не согласившись с данным решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Истец и третье лицо в судебное заседание не явились, судом уведомлены о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, исходя из следующего:
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 г. N 155 "О создании федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора N 21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы, функции по обеспечению потребителей Министерства обороны Российской Федерации коммунальными ресурсами переданы с 01.04.2017 г. в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской.
Во исполнение указанного приказа ФГБУ "ЦЖКУ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ осуществляет подачу тепловой энергии, в том числе, и на объекты ответчика.
Между сторонами отсутствует заключенный договор на поставку тепловой энергии, но сложились фактические договорные отношения.
В отсутствие договора ФГБУ "ЦЖКУ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ поставляло тепловую энергию абоненту ООО "ГУЖФ".
Судом установлено, что на оплату стоимости потребленной тепловой энергии истцом в адрес ответчика направлены: акт N 0000-029552 от 30.09.2017 за сентябрь 2017 г. на сумму 167.655,30 руб.; акт N 0000-037731 от 31.10.2017 за октябрь 2017 г. на сумму 1.459.643,73 руб.; акт N 0000-048746 от 30.11.2017 за ноябрь 2017 г. на сумму 2.821.680,26 руб.; акт N 00ГУ-001614 от 31.12.2017 за декабрь 2017 г. на сумму 4.209.073,43 руб., выставлены счета на оплату.
Ответчик оплату потребленной тепловой энергии произвел частично.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия 23.11.2017, с требованием оплаты задолженности за потребленную тепловую энергию, оставлена ответчиком без удовлетворения.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с данными ООО "ГУЖФ" стоимость потребленного ресурса, приобретаемого для целей оказания коммунальных услуг теплоснабжения в соответствии с действующим жилищным законодательством Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 г. N 124.
В силу 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 (далее по тексту - Правила N 354), оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к Правилам N 354, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 г. N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утверждены Правила расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению согласно которым, в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года.
Разница в начислениях возникла из-за того, что истец произвел начисления по 1/7, то есть, исходя из объема потребления Гкал по месяцам отопительного сезона; при этом, ответчик выставил жильцам многоквартирных домов к оплате счета с перерасчетом на 1/12, то есть, распределил объем равными долями на весь год, в связи с чем, начисление задолженности за фактически оказанные услуги по поставке тепловой энергии является не правомерным.
Правомерно определено судом, что, исходя из норм ст. 541 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Правомерен вывод суда первой инстанции об обоснованности представленного ООО "ГУЖФ" контррасчета, исходя из следующего.
В силу п. 3 Правил N 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
В ч. ч. 4, 7 ст. 155 ЖК РФ, предусмотрено, что наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят управляющей организации плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Пункт 13 Правил N 354 возлагает на исполнителя коммунальных услуг обязанность предоставлять потребителям коммунальные услуги и заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Из системного толкования норм ст. ст. 154, 155, 162 ЖК РФ, Правил N 354, Правил обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 г. N 124 (далее по тексту - Правила N 124), следует, что получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением комплекса функций по подаче в жилое помещение коммунальных ресурсов и обслуживанию внутридомовых инженерных систем; при заключении договора с ресурсоснабжающей организацией управляющая организация представляет интересы собственников жилых помещений в многоквартирных домах, обязанность управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией по оплате фактически поставленного ресурса неразрывно связана с наличием у нее статуса исполнителя коммунальных услуг в отношении жилого фонда, на который осуществляется поставка энергии; при этом отсутствие письменного договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией не освобождает последнюю от исполнения такого обязательства.
Исходя из изложенного, правомерно определено судом, что между третьим лицом и ответчиком сложились фактически договорные отношения по поставке ресурсов населению.
Пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" устанавливает, что до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и указанному Федеральному закону.
Положения основных положений применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством.
Судом установлено, что, реализуя полномочия управляющей организации, ответчик не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов граждан, проживающих в многоквартирных домах; соответствующая ответственность управляющих организаций по обязательствам, связанным с потреблением коммунальных ресурсов, не может быть большей, чем ответственность граждан-потребителей.
Учитывая вышеизложенное, расчет за потребление энергии производится, исходя из норм ЖК РФ, Правил N 354, Правил N 124.
В силу норм ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В п. 13 Правил N 354, возложены на исполнителя коммунальных услуг обязанности предоставлять потребителям коммунальные услуги и заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Обязательные требования при заключении управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальной услуги соответствующего вида устанавливаются Правилами N 124.
Правила N 354, пп. "в" п. 21 Правил N 124, вступили в силу 01.09.2012 г.
Исходя из пп. "в" п. 21 Правил N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, учитывающей показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо при отсутствии индивидуальных приборов учета - нормативам потребления услуги.
Правомерен вывод суда, что объем в данном случае не может быть больше фактического потребления услуг потребителями.
В соответствии с данными ОП "Восточное" ООО "ГУЖФ" стоимость потребленного ресурса, приобретаемого для целей оказания коммунальных услуг теплоснабжения в соответствии с договором и действующим жилищным законодательством Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2014 г. N 124., за спорный период составила 57.726 рублей 45 копеек.
Поскольку ответчиком не представлены доказательства внесения платежей по оплате услуг теплоснабжения за указанный истцом период, правомерно определено судом, что требования истца о взыскании задолженности в силу норм ст. ст. 309, 310, 539, 544 ГК РФ подлежат удовлетворению частично, с чем согласился апелляционный суд.
Доводы заявителя апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, исходя из следующего:
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитываются: исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ; по тарифам, установленным уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
К рассматриваемым правоотношениям применимы нормы, установленные Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, а также Правила обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.2012 г.
Согласно пункту 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354) оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
ООО "ГУЖФ" выставило потребителям (жильцам многоквартирных домов) к оплате счета с перерасчетом на 1/12, то есть распределяет объем равными долями на весь год. С учетом данного обстоятельства размер ежемесячных расчетов между истцом и ответчиком из-за применения 1/7 (отопительный период) и 1/12 (равномерно) не соответствуют друг другу.
Ответчик подписал акты с разногласиями, кроме того, неоднократно направлял в адрес истца претензии с просьбой произвести корректировки в платежных документах. Однако ответа от истца не последовало.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, верно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в результате чего признаются судом апелляционной инстанции необоснованными и несостоятельными, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения в обжалуемой части.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.12.2018 по делу N А40-77138/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.В. Юркова |
Судьи |
А.М. Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.