Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 августа 2019 г. N Ф08-6157/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
24 апреля 2019 г. |
Дело N А15-3739/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А., судей: Параскевовой С.А., Семенова М.У.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Суховеевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Дагестанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.12.2018 по делу N А15-3739/2018 (судья П.М. Омарова),
по заявлению индивидуального предпринимателя Исабекова Альберта Саидметовича (ИНН 053003175905, ОГРНИП 307055031800010)
к Дагестанской таможне (ОГРН 1020502528727)
о признании незаконным решения о корректировке таможенной стоимости товаров от 02.05.2017 по ДТ N 10801020/070317/0000868, обязании Дагестанской таможни устранить нарушения прав и законных интересов Исабекова А.С. путем возврата излишне взысканных таможенных платежей в размере 453709,83 руб. и пени в размере 10246,28 рублей по ДТ N 10801020/070317/0000868; и взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб.
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Исабекова Альберта Саидметовича - Алиев М.А. по доверенности N от 17.11.2018;
от Дагестанской таможни - Эфендиева Ж.С. по доверенности от 15.07.2016 и Абдуллаев Э.Т. по доверенности от 17.07.2018
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Исабеков Альберт Саидметович (далее - заявитель, ИП Исабеков А.С.) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Дагестанской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня) о признании незаконным решения о корректировке таможенной стоимости товаров от 02.05.2017 по ДТ N 10801020/070317/0000868.
Решением от 29.12.2018 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение о корректировке таможенной стоимости товаров от 02.05.2017 по декларации на товары N 10801020/070317/0000868. Дагестанская таможня обязана возвратить индивидуальному предпринимателю Исабекову Альберту Саидметовичу излишне взысканные таможенные платежи в размере 453709,83 руб. по ДТ N 10801020/070317/0000868 и пеню в размере 10246,28 рублей. Суд также взыскал с таможни в пользу предпринимателя 10 000 рублей в возмещение расходов на оплату услуг представителя и 300 рублей уплаченной государственной пошлины по делу.
В апелляционной жалобе таможня просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления предпринимателя, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В частности, таможня считает обоснованной корректировку таможенной стоимости товаров, в связи с выявлением недостаточного документального обоснования заявленных декларантом данных о таможенной стоимости ввезенного товара, а также ее занижением.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
В рамках контракта от 23.01.2017 N 1623, заключенного с китайской фирмой "HK COOPER INDUSTRIAL CO., LIMITED", в адрес предпринимателя по инвойсу от 30.01.2017 N 1623 на условиях поставки CFR Новороссийск поступили товары "железные трубы волнообразного сечения для оконного карниза, ф28 мм с толщиной стенки 0,6 мм" на общую сумму 8871,10 доллара США, на которые в Махачкалинский таможенный пост подана ДТ N 10801020/070317/0000868. Указанные товары задекларированы как "трубы железные профильные сварные прямошовные, некруглого поперечного сечения, имеют фигурную волнообразную форму с гребными сечения, окрашенные, из нелегированной стали марки СТ1ПС, функциональное назначение: для оконных карнизов".
При подаче декларации таможенная стоимость товаров определена предпринимателем в рамках статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение), то есть по стоимости сделки (1 метод). В обоснование заявленной таможенной стоимости декларантом в таможню в электронном виде представлены следующие документы: контракт, инвойс, упаковочный лист, коммерческое предложение, спецификация, накладная, коносамент.
В ходе осуществления контроля таможенной стоимости таможня обнаружила признаки, по мнению таможни указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, и в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки от 09.03.2017, в рамках которой в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларанту предложено до 01.05.2017 представить указанные в нем дополнительные документы и сведения. Одновременно декларанту сообщено, что для выпуска товаров декларанту необходимо в срок до 13.03.2017 предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
По заявлению предпринимателя о зачете денежных средств N 01 от 10.03.2017 после внесения суммы обеспечение уплаты таможенных платежей в размере 453709 руб. 83 коп. товары выпущены условно (таможенная расписка N ТР-4386375).
На решение о проведении дополнительной проверки 30.03.2017 предпринимателем в таможню дополнительно представлены платежное поручение от 14.03.2017 N 7, выписка с банка за период с 01 по 29 марта 2017 г., письмо продавца от 20.03.2017. При этом не представлены запрошенные таможней экспортная декларация страны вывоза, прайс-лист, данные бухгалтерского учета.
02.05.2017 таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости, определив таможенную стоимость товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения (метод 6 на основе информации об однородных товарах), оформила декларацию таможенной стоимости (ДТС-2), в котором проставлена отметка "ТС принята", и форму корректировки декларации на товары (КДТ), согласно которой общая сумма таможенных платежей, подлежащая взысканию в результате корректировки, составила 453709 руб. 83 коп.
В связи с неисполнением предпринимателем обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 154 Федерального закона от 27.11.2010 N 311 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) таможня приняла решение N 10801000/230517/ЗДзО-190 о зачете денежного залога в счет погашения задолженности по таможенным платежам в сумме 453709 руб. 83 коп.
Предпринимателю также выставлено требование от 23.05.2017 N 1207 об уплате 10246 руб. 28 коп.. Платежными поручениями от 16.06.2017 N 182, 183 задолженность по пени погашена.
Полагая, что таможенные платежи в сумме 453709 руб. 83 коп., уплаченные в результате корректировки таможенной стоимости товаров, ввезенных по спорной ДТ, являются излишне уплаченными, 23.06.2017 предприниматель обратился в таможню с заявлением об их возврате, которое возвращено таможней без исполнения со ссылкой на необходимость представления дополнительных документов, подтверждающих факт их излишней уплаты (письмо от 28.06.2017 N 21-31/11271).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования предпринимателя, правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 198, пункта 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного акта государственного органа недействительным, его действий (бездействия) незаконными суду необходимо одновременно установить как несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, фактически требования заявителя основаны на несогласии с принятым таможней решением о корректировке таможенной стоимости товаров, которое повлекло за собой доначисление декларанту суммы таможенных платежей по спорной ДТ, поскольку наличие или отсутствие оснований для признания незаконными оспариваемого решения находится во взаимосвязи с разрешением вопроса о законности корректировки таможенной стоимости в связи с выявленной недостоверностью заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров и принятии в дальнейшем окончательного решения по таможенной стоимости товаров по спорной ДТ.
Частью 1 статьи 64 ТК ТС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
В силу пункта 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
По результатам таможенного контроля таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости либо решение корректировке таможенной стоимости товаров в соответствии с положениями статьи 68 ТК ТС (статья 67 ТК ТС).
Согласно пункту 1 статьи 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
В силу статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с названным Кодексом. В этом случае таможенный орган принимает решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должной быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления. Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснения причин, по которым они не могут быть представлены. Если декларант не представил запрашиваемые таможенным органом документы. сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган принимает решение о корректировке таможенной стоимости товаров а основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Таможенного союза (статья 8 настоящего Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения. Декларант (таможенный представитель) имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения.
В целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности системы оценки товаров для таможенных целей она не должна быть основана на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.).
Исходя из правовой позиции, приведенной в абзаце 3 пункта 7 Постановления N 18 следует, что документальная неподтвержденность заявленной таможенной стоимости заключается в следующем:
1) отсутствие документального подтверждения заключения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме.
Документальным подтверждением заключения внешнеэкономической сделки является контракт N 1623 от 23.01.2017, заключенный между ИП Исабековым А.С. и китайской компанией "HK COOPER INDUSTRIAL CO., LIMITED". В п. 1 контракта N 1623 указано, что Продавец обязуется передать, а Покупатель принять и оплатить продукцию согласно спецификации. В п. 2.1 указано, что цена, количество и ассортимент продукции определяется по согласованию сторон, на основании спецификации. В спецификации, инвойсе и упаковочном листе зафиксировано наименование и описание товара, в ассортименте, модели (артикулы), количество товара по каждому товару отдельно (размеры в метрах, количество товара в штуках и в метрах, вес брутто, вес нетто), количество коробок, цвет товара, стоимость каждого товара, цена товара за единицу штук, условия оплаты.
2) Отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, информации о цене, которая не соотносится с количественными характеристиками товара.
В приложениях к контракту N 1623 (спецификация и инвойс) указано, цена за 1 шт. продукции в зависимости от вида продукции, общее количество продукции, общая стоимость продукции. В п. 2.3 контракта указана общая сумма поставки - 8871,10 доллара США.
3) Отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, условий оплаты за товар и условий поставки.
В п. 2.2, 2.3 и 3.1 контракта указано, что стоимость доставки товара из любого порта Китая до порта город Новороссийск РФ входит в стоимость товара. Общая сумма контракта - 8871,10 доллара США, поставка осуществляется на условиях CFR-Новороссийск.
Оплата производится в долларах США. Покупатель осуществляет 100% оплату за товар в течение 150 календарных дней после погрузки товара.
Доводы таможни о том, что в представленных документах отсутствует перечень товаров с указанием по каждому из них полного наименования, сведений о моделях, артикулах и тому подобных технических и коммерческих характеристик, название производителя, цены за единицу, количество и общей стоимости по каждому наименованию, противоречит материалам дела.
Материалами дела подтверждается, что представленные заявителем документы являются необходимыми и достаточными, а также соответствуют перечню, указанному в Приложение N 1 РКТ N 376, для подтверждения заявленной при таможенном оформлении стоимости ввезенных товаров. Из анализа данных документов следует, что первые три из вышеперечисленных обстоятельств не имели места, а конкретных указаний на недостоверность сведений, содержащихся в представленных заявителем документах, таможенным органом не сделано. Кроме того, противоречий между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных документах, относящихся к ДТ N 10801020/070317/0000868 и контракту N 1623 от 23.01.2017, не установлено.
При таких обстоятельствах условия рассматриваемого контракта, приложений к нему, а также порядок согласования сторонами существенных условий поставки, главным образом цены (стоимости) товара, порядок заключения сделки не противоречат положениям статей 30 и 53 Конвенции Организации Объединенных Наций "О договорах международной купли-продажи товаров" от 11.04.1980, а также статей 432, 434, 438, 455 - 460, 465, 467, 485, 486 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, вывод таможни о невозможности определения таможенной стоимости по первому методу, исходя из представленных документов, а также его аргументация, не соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам.
Доводы таможни о том, что в ответ на запрос таможенного органа дополнительные документы в обоснование применения первого метода оценки таможенной стоимости предпринимателем не были представлены, основания для проведения дополнительной проверки не были устранены, является необоснованными.
В рамках дополнительной проверки у декларанта в срок до 01.05.2017 были истребованы документы: 1) экспортная декларация, для подтверждения стоимости товара в стране вывоза; 2) прайс-лист, для подтверждения информации о стоимости товара вне зависимости от условий и обстоятельств внешнеторговой сделки; 3) данные бухгалтерского учета; 4) банковские платежные документы, оплата за поставленный товар; 5) пояснения по условиям поставки.
Исабеков А.С. заявлением от 30.03.2017 обратился в таможню, указав причины правомерности применения первого метода определения таможенной стоимости товара, и предоставил в таможню запрошенные документы: платежное поручение N 7; письмо продавца от 20.03.2017; выписка с банка; уведомление о постановке на налоговый учет. Однако таможня не дала должную оценку данным документам.
В решении о корректировке таможня указала на то, что оплата за поставленный товар в течение 150 дней после погрузки может подразумевать наличие каких-либо условий, которые могут влиять на стоимость товара; при этом таможня не конкретизировала, каким образом данное условие препятствует определению таможенной стоимости по первому методу. Условия об оплате товара после его получения, является таким же общепринятым условием, как и предоплата за товар. Продавец направил конкретное коммерческое предложение с определенными условиями, в том числе оплата в течение 150 дней. Цена товара указанная в коммерческом предложении была указана с учетом предоставления отсрочки. Данные условия Исабеков А.С. принял и заключил контракт N 1623.
Оплата за товары произведена в пределах срока, предусмотренного условиями контракта N 1623, что подтверждается платежным поручением от 14.03.2017 N 7 и выпиской по лицевому счету предпринимателя и самим продавцом.
В связи с тем, что контрактом N 1623 стороны не согласовали предоставление продавцом экспортной декларации, предприниматель не имел возможности представить данный документ в таможню.
Экспортная декларация - это документ, который оформляется в момент экспортного таможенного оформления перед вывозом товара. Сведения, содержащиеся в экспортной декларации, касающиеся условий заключения сделки, тождественны сведениям, содержащимся в ДТ N 868 так как заполняются на основании одних и тех же документов (контракт N 1623, спецификация, инвойс, упаковочный лист). Полагать, что в экспортной декларации, содержится информация отличная от ДТ N 868, не имея на это достаточных доказательств, является нарушением презумпции достоверности. Предприниматель при декларировании представил контракт N 1623 подписанный обеими сторонами, в котором указаны сведения о стоимости товара и условия поставки, как доказательства того, что в экспортной декларации содержатся сведения аналогичные сведениям содержащимся в ДТ N 0868.
Таким образом, непредставление декларантом экспортной декларации продавца вызвано объективными причинами. Положениями контракта об условиях поставки данный документ в перечень документов, предоставляемых продавцом, не включен.
Таможня не воспользовалась предоставленным ей правом запросить у таможенных органов Китая ту же экспортную декларацию и товаросопроводительные документы.
Не оформление сторонами контракта прайс - листа не свидетельствует о неподтверждении предпринимателем первого метода определения таможенной стоимости товаров.
Контракт N 1623 и сложившиеся партнерские отношения между предпринимателем и китайской компанией не предусматривали предоставления прайс-листа. После того как предприниматель указал, какую партию товара планирует закупить и на каких условиях, китайская компания сделала конкретное коммерческое предложение Исабекову А.С.
В предоставлении прайс-листа, как документа содержащего информацию о стоимости товара вне зависимости от условий и обстоятельств контракта, в рассматриваемом случае не было необходимости.
Отсутствие у декларанта прайс-листа, экспортной декларации обусловлено объективными причинами и однозначно о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений не свидетельствует.
Представленные предпринимателем в процессе таможенного оформления и таможенного контроля документы позволяют однозначно сделать вывод о структуре таможенной стоимости товаров, ввезенных по спорной ДТ, а также подтверждают заявленные декларантом сведения, при этом существенные условия контракта сторонами исполнены, претензий по ассортименту, количеству, цене ввезенного товара у сторон сделки друг к другу не имеется.
В ходе декларирования товара и проведения дополнительной проверки декларантом представлены доказательства заключения сделки, на основании которой приобретен товар; содержащаяся в такой сделке информация о цене соотносится с количественными характеристиками товара; в предоставленных документах и сведениях присутствует информация об условиях поставки и оплаты товара и отсутствуют доказательства ее недостоверности.
Доказательств несоблюдения предпринимателем установленного п. 4 ст. 65 ТК ТС условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами таможенным органом не представлено.
Ссылка таможенного органа на формальные недостатки, выявленные в представленных предпринимателем документах, не свидетельствует и не подтверждает недостоверность таможенной стоимости задекларированного товара.
Представленные предпринимателем документы содержат полные сведения о продавце и покупателе товара, о контракте и условиях поставки товара, его наименовании, а также о количестве и стоимости ввезенного товара; свидетельствуют о фактическом заключении сторонами контракта и его реальном исполнении на согласованных условиях; представленные документы достаточны для определения таможенной стоимости товара в соответствии с первым методом ее определения.
Таможня не представила надлежащих доказательств недостоверности представленных предпринимателем документов и содержащейся в них информации, касающихся условий определения таможенной стоимости, а также наличия условий, препятствующих применению метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, у таможенного органа отсутствовали правовые основания для корректировки заявленной таможенной стоимости.
Доводы таможни о законности оспариваемого решения о корректировке таможенной стоимости основаны на заниженной стоимости товаров в сравнении с данными таможни и отказа предпринимателя представить прайс-лист и экспортную декларацию.
Выявление таможенным органом при проведении таможенного контроля признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, является основанием для проведения дополнительной проверки и само по себе не может выступать основанием для корректировки таможенной стоимости (п.7 постановления N 18).
Выводы, сделанные таможней в решении о корректировке от 02.05.2017, состоят из тех же признаков недостаточности документов и недействительности заявленной таможенной стоимости, которые указаны в решении о проведении дополнительной проверки. Дагестанская таможня откорректировала таможенную стоимость, основываясь лишь на догадках и сомнениях в недействительности представленных предпринимателем документов и сведений.
Непредставление декларантом дополнительно запрошенных у него документов, в том числе в силу их объективного отсутствия, не обосновывает правомерность произведенной таможней корректировки, поскольку таможенный орган вправе истребовать лишь документы, необходимые для определения таможенной стоимости товара в силу закона либо обычая делового оборота. Право таможни на истребование дополнительных документов не может рассматриваться как позволяющее таможенным органам произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товара и не позволяет руководствоваться одним лишь фактом непредставления документов, если последние не способны повлиять на таможенное оформление и определение таможенной стоимости товара.
То обстоятельство, что определенная предпринимателем таможенная стоимость товара оказалась ниже ценовой информации таможни, само по себе не влечет корректировку таможенной стоимости, поскольку не названо в законе в качестве основания для корректировки. В этом смысле различие сделки с ценовой информацией. содержащихся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия, либо как доказательство недостоверности условий сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий.
Согласно пункту 14 Постановления N 18 при невозможности использования первого метода (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.
В соответствии с положениями части 1 статьи 10 вышеназванного Соглашения в случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 данного Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями настоящего Соглашения.
Из содержания указанной нормы следует, что таможенный орган, придя к выводу о невозможности применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами, должен последовательно применить перечисленные в указанных статьях методы определения таможенной стоимости товара.
Обязанность по доказыванию наличия оснований, исключающих применение первого метода определения таможенной стоимости товара, а также невозможности применения иных методов в соответствии с установленной законом последовательностью лежит на таможенном органе.
Согласно п. 11 приказа ФТС от 14.02.2011 N 272 при проведении оценки достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости товара, уполномоченные должностные лица осуществляют сравнение и анализ заявленной таможенной стоимости с имеющейся в таможенном органе ценовой информацией, в том числе с использованием сформированных специальными программными средствами, обеспечивающими применение технологии АКТС, результатов сравнительного анализа сведении о заявленной таможенной стоимости со сведениями, содержащимися в центральной базе данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, в следующем порядке: обеспечивают выбор источника информации для сравнения таким образом, чтобы описание выбранного для сравнения товара, его коммерческие, качественные и технические характеристики, условия поставки в наибольшей степени соответствовали описанию, характеристикам, условиям поставки оцениваемых товаров, а также условиям сделки с оцениваемыми товарами; при этом таможенный орган выбирает тот источник ценовой информации, который в наибольшей степени отвечает следующим требованиям.
Для целей проведения анализа и подбора сравниваемых товаров таможенный орган может обратиться к лицам, осуществляющим ввоз и (или) реализацию идентичных, однородных товаров или товаров того же класса или вида, или к заводу, осуществляющему их переработку (обработку), для получения консультаций и более подробной информации о физических и иных характеристиках, качестве и репутации таких товаров (например, информационные раздаточные материалы, инструкции по эксплуатации, каталоги с описанием товара и др.).
Согласно п. 6 РКТ N 376 для достижения объективности результатов контроля должна использоваться информация, которая имеет максимально возможный сопоставимый вид с условиями анализируемой сделки.
Как следует из материалов дела, условия поставки товаров, ввезенных по спорной ДТ N 0868, существенно отличались от условий поставки товаров, ценовая информация о которых явилась основанием для вывода о низком ценовом уровне заявленной обществом таможенной стоимости.
Таможня произвела корректировку таможенной стоимости товара по ценовой информации о декларировании однородных товаров "труба сварная некруглого поперечного сечения, непрецизионная, без резьбы", страна происхождения - Китай, фирма-изготовитель "YUYAO CITY YISHENG METAL PRODUCTS CO., LTD", ввезенных из Китая, задекларированных по ДТ N 10216170/231216/0012142. Условия поставки товара - CFR Санкт-Петербург.
Суд первой инстанции верно указал, что разное географическое удаление городов Новороссийск и Санкт-Петербург от порта погрузки (Китай), условия поставки товара по спорной ДТ и по ДТ N 12142 являются несопоставимыми, поскольку при различных условиях поставки могут различаться и расходы по транспортировке товара. Город Санкт-Петербург находится в северной части страны, а Новороссийск - в южной, соответственно доставка товаров не сопоставима с протяженностью маршрута доставки оцениваемого товара по ДТ N 0868. Доказательства того, что в контракте, во исполнение которого ввезены товары по ДТ N 12142, указаны те же условия, что и в контракте, заключенном между предпринимателем и китайской фирмой, таможня не представила.
Количество поставляемого товара также существенно влияет на цену товара. Доводы предпринимателя о том, что такие факторы как, значительное превышение количества ввезенного им товара (24356,50 кг), над объемами товаров, поставленных по ДТ N 12142 (8325,94 кг), и то, что он является оптовым поставщиком товаров, ввезенных по спорной ДТ, заключил контракт непосредственно с его производителем, обосновывают их невысокую стоимость, суд признает обоснованными.
Корректировка таможенной стоимости ввезенного предпринимателем товара осуществлена на основе товаров, наименование, качественные характеристики, сорт, фирма-изготовитель, вес, условия поставки которых несопоставимы с наименованием, качественными характеристиками, сортами, фирмой - изготовителем, весом, условиями поставки товара, ввезенного предпринимателем по ДТ N 0868 (постановления АС СКО от 17.01.2017 по делу N А32-10495/2016, от 26.03.2018 по делу N А15-5221/2016).
Доказательства отсутствия в базе данных ИАС "Мониторинг-Анализ" иной ценовой информации кроме той, которая использована при корректировке заявленной таможенной стоимости, таможня не представила.
С учетом указанных обстоятельств, таможенный орган в нарушение статей 65, 200 АПК РФ не доказал наличие оснований, исключающих определение таможенной методом, отличным от первого, в связи с чем отказ в применении первого метода определения таможенной стоимости товара является незаконным.
На основании вышеизложенного суд считает, что решение таможни о корректировке таможенной стоимости товаров от 02.05.2017 противоречит требованиям ТК ТС, Закона о таможенном регулировании, нарушает права и интересы заявителя в предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствие с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов - в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В результате корректировки таможенной стоимости ввезенных предпринимателем товаров таможня дополнительно начислила и взыскала с предпринимателя таможенные платежи в сумме 453709 руб. 83 коп.
Факт уплаты указанной суммы таможенных платежей и пени в размере 10246 руб. 28 коп. подтверждается материалами дела и таможней не оспаривается. Досудебный порядок урегулирования спора предпринимателем соблюден.
Суд, установив наличие у предпринимателя переплаты таможенных платежей и отсутствие задолженности по таможенным платежам, обоснованно обязал таможню возвратить декларанту излишне уплаченные им таможенные платежи по спорной ДТ.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Суд первой инстанции, руководствуясь принципом распределения судебных расходов, правильно взыскал стоимость оказанных предпринимателю услуг представителем, с учетом количества проведенных судебных заседаний, количества подготовленных представителем процессуальных документов.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судебные расходы предпринимателя в суде первой инстанции документально подтверждены, Таможней не опровергнуты и согласуются с ценами, существующими на рынке оказания услуг юридической помощи в регионе, а поэтому подлежат взысканию в его пользу с таможни, как проигравшей стороны в споре.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.12.2018 по делу N А15-3739/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.