Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 июля 2019 г. N Ф08-5154/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
23 апреля 2019 г. |
дело N А32-45764/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сурженко Т.М.,
при участии:
от истца: представитель не явился,
от ответчика: представитель Ажиба А.Г. по доверенности от 01.01.2019 (до перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А32-45764/2018 по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции по иску администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367)
к обществу с ограниченной ответственностью "Кавказ-Сервис" (ИНН 2320043720, ОГРН 1022302933729)
о взыскании задолженности и пени,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Сочи (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Кавказ-Сервис" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по договору аренды N 4900009730 от 28.08.2015 в размере 357050,33 руб. за период с 01.01.2018 по 30.09.2018, пени в размере 38549,66 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
24.12.2018 принято решение путем подписания его резолютивной части, размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 26.12.2018.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.12.2018 исковые требования удовлетворены. С общества с ограниченной ответственностью "Кавказ-Сервис" в пользу администрации города Сочи взысканы задолженность в размере 357050,33 руб., пени в размере 38549,66 руб. С общества с ограниченной ответственностью "Кавказ-Сервис" в доход федерального бюджета взыскано 10912 руб. государственной пошлины.
Общество с ограниченной ответственностью "Кавказ-Сервис" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда от 24.12.2018 отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ответчик не был извещен о судебном процессе. 12.10.2018 в ЕГРЮЛ внесены изменения о смене директора общества - Войнова Я.А. и адреса: г. Сочи, ул. Шоссейная, 2, литер "А", пом. N 1. Однако, на сайте Арбитражного суда Краснодарского края юридический адрес ООО "Кавказ-Сервис" указан: г. Сочи, ул. Тоннельная, д. 18, кв. 43, по которому и направлялись судом почтовые уведомления и, как следствие, ответчиком не получены в связи с изменением адреса.
В дополнениях к апелляционной жалобе ответчик излагает свою позицию относительно исковых требований и указывает на то, что арендная плата подлежала определению за год размере 1,5% от рыночной стоимости земельного участка, а не в виде рыночной стоимости арендной платы.
Администрация города Сочи отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2019 суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, указал на наличие переплаты по спорному договору и отсутствие задолженности.
Истец явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в течение дня. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе.
Истец и ответчик явку своих представителей в судебное заседание после перерыва не обеспечили, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив и оценив представленные в дело доказательства, апелляционный суд полагает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, между муниципальным образованием город-курорт Сочи (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Кавказ-Сервис" (арендатор) заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) N 4900009730 от 28.08.2015, согласно условиям которого арендодатель обязался предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять на условиях договора земельный участок площадью 42233 кв.м, с кадастровым номером 23:49:0304006:1050, расположенный по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Шоссейная, 2, вид разрешенного использования - для размещения и эксплуатации комплекса санатория "Кавказ" по ул. Шоссейной, в территориальной зоне "РК", категория земель - земли населенных пунктов. Земельный участок расположен в границах зон охраны памятников истории и культуры: памятник истории-здания, где в годы войны находились госпитали N 1777, 3212, 3804 (60-м охранная зона), в "ВД" - в водоохраняемой зоне Черного моря 500-м. Земельный участок входит в зону охраны лечебно-оздоровительных объектов - санаторий "Аврора" 300-м, санаторий "Мыс Видный" 300-м, санаторий "Голубая горка" 30-м (пункт 1.1. договора).
В пункте 1.2. договора указано, что договор является единственным документом, подтверждающим передачу участка от арендодателя арендатору.
Срок действия договора устанавливается с момента его государственной регистрации до 01 августа 2063 года (пункт 2.1. договора). Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение (пункт 2.2. договора).
Согласно пункту 3.1. договора исчисление арендной платы устанавливается с 18 октября 2012 года по 01 августа 2063 года.
Размер годовой арендной платы за участок устанавливается в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы от 10.10.2014 N 4С/41/ОЗ-2014 и составляет 441360 руб. (пункт 3.2. договора).
Пунктом 3.3. договора стороны согласовали, что внесение арендной платы в бюджет осуществляется по договору отдельным платежным документом за каждый квартал до истечения десятого числа последнего месяца квартала, отдельно по арендной плате и отдельно по пене. Оплата за 4 квартал производится до 10 ноября текущего года. Оплата арендной платы одним платежным документом по нескольким договорам не допускается.
Арендная плата исчисляется от размера годовой арендной платы со дня фактической передачи земельного участка за каждый день фактического использования. Неиспользование земельного участка арендатором не может служить основанием для прекращения внесения арендной платы (пункты 3.6., 3.7. договора).
Пунктами 5.2., 5.2.2. договора арендатор обязался своевременно вносить арендную плату в полном размере за участок в соответствии с пунктом 3 договора без выставления счетов арендодателем.
В соответствии с пунктом 6.2. договора, за нарушение сроков внесения арендной платы по договору, установленных в пункте 3.3., арендатор выплачивает арендодателю пени из расчета 0,05% от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки.
На земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304006:1050 зарегистрировано право муниципального образования город-курорт Сочи, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации 23-23-19/2006/2014-365 от 05.05.2014, что подтверждается выпиской от 21.08.2018 N 99/2018/153886282 (л.д. 27-33).
Как указывает истец, ответчик обязательства по внесению арендной платы исполнял ненадлежащим образом, в связи с чем за ним за период с 01.01.2018 по 30.09.2018 образовалась задолженность по арендной плате в размере 357050,33 руб., по пене - в размере 38549,66 руб.
Истцом в адрес ответчика направлялась претензия N 19410/02-05-16 от 14.08.2018 с требованием оплаты задолженности по арендной плате и пене (л.д. 18), которая оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным и иным законодательством, а также специальными федеральными законами.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Спорный земельный участок передан ответчику, что последним не оспаривается.
Как следует из расчета, представленного истцом, задолженность за период с 01.01.2018 по 30.09.2018 составляет 357050,33 руб.
Расчет произведен истцом в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы за пользование земельным участком от 10.10.2014 N 4С/41/ОЗ-2014 и составляет 441360 руб. в год.
Размер суммы задолженности за 2018 год рассчитан в соответствии с федеральный законом от 05.12.2017 N 362 "О федеральном бюджете на 2018 год" следующим образом: 441360 руб. * 1,040 (коэф. инфляции 2017) * 1,040 (коэф. инфляции 2018) = 477374,98 руб.
По расчету истца арендная плата за период с 01.01.2018 по 30.09.2018 составляет 357050,33 руб. (477374,98 руб. / 365 дн. * 273 дн.).
Вместе с тем, апелляционный суд полагает, что расчет истцом произведен неверно по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшим в спорный период) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Учитывая, что в силу выше приведенных норм статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации плата за использование публичных земель является регулируемой, сумма неосновательного обогащения и арендная плата подлежит определению по одной формуле, устанавливаемой в нормативно-правовом акте соответствующего публичного образования (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.08.2015 N 306-ЭС15-3428 по делу N А12-11992/2013).
Как было указано выше, спорный земельный участок расположен на территории города-курорта Сочи и в заявленный истцом период находился в собственности указанного муниципального образования.
Из преамбулы заключенного между сторонами договора аренды N 4900009730 от 28.08.2015 следует, что договор заключен во исполнение постановления главы города Сочи от 30.06.2009 N 210.
Таким образом, к отношениям сторон подлежит применению постановление главы города Сочи от 30.06.2009 N 210 "О поэтапном переходе на рыночную оценку размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города-курорта Сочи" (далее - постановление N 210), которым определен период поэтапного перехода на рыночную оценку размера годовой арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города-курорта Сочи (2009-2016 годы).
В соответствии с пунктом 2 постановления N 210 размер годовой арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города-курорта Сочи, определяется на основании отчета об их рыночной оценке, выполненного независимым оценщиком в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно пункту 5.7 постановления N 210 с 01.03.2010 при заключении договоров аренды по всем категориям арендаторов и видам разрешенного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города-курорта Сочи, за исключением земельных участков, указанных в пунктах 5.1 - 5.5 данного постановления, арендная плата устанавливается в соответствии с пунктом 2 постановления.
В пунктах 5.1 - 5.5 постановления N 210 приведены случаи расчета арендной платы согласно постановлению N 791 (по ставкам арендной платы, методическим указаниям, на основании кадастровой стоимости, по результатам торгов) применительно к отдельным категориям участков. Для всех иных земельных участков применяется порядок определения размера годовой арендной платы на основании отчета об их рыночной оценке (пункты 5.7 и 9 постановления N 210).
Поскольку спорный земельный участок к упомянутым в пунктах 5.1 - 5.5 постановления N 210 категориям не относится, арендная плата за его использование подлежит определению исходя из величины рыночной стоимости участка (пункт 2 постановления N 210).
Такое положение нормативно-правового акта органа местного самоуправления полностью соответствует положениям раздела 4 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 50 от 27.01.2011 "О Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края" (далее - постановление N 50), согласно которым, если иное не установлено федеральным законодательством и нормативными правовыми актами главы администрации (губернатора) Краснодарского края, размер арендной платы подлежит определению на основании рыночной стоимости земельного участка.
Поскольку в пункте 2 постановления N 210 нечетко сформулированы положения, касающиеся формулы определения арендной платы за муниципальные земли в городе Сочи, исходя из их рыночной стоимости, то при определении арендной платы за спорный участок в указанной части надлежит руководствоваться постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50 и постановлением администрации города Сочи от 03.06.2011 N 1061 "О правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Сочи" (далее - постановление N 1061).
Преамбулой к правилам, утвержденным постановлением администрации города Сочи от 03.06.2011 N 1061, допускалось их применение для определения размера арендной платы за земли муниципальной собственности.
Пунктом 1.2. Правил установлено, что правила применяются в случаях заключения договоров аренды земельных участков либо внесения изменений в указанные договоры аренды земельных участков в части расчета арендной платы.
Пунктом 4.1. Правил предусмотрено, что если иное не установлено федеральным законодательством и нормативными правовыми актами главы администрации (губернатора) Краснодарского края, размер арендной платы на основании рыночной стоимости рассчитывается по формуле:
Ап = Р х С х Ки,
где Ап - размер арендной платы за земельный участок, руб.;
Р - рыночная стоимость земельного участка, руб., определяемая на основании результатов оценки, проведенной не позднее чем за 6 месяцев до заключения договора аренды;
С - ставка арендной платы, %;
Ки - коэффициент инфляции, определяемый в соответствии с п. 5.2. раздела 5 Правил.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление Правительства N 582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Постановление Правительства N 582 в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2015 (вопрос N7)).
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип запрета необоснованных предпочтений (в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям) исключал возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа.
В отсутствие соответствующего регулирования в постановлении N 210, с учетом содержания названных принципов для расчета арендной платы в данном случае в силу подпункта 4 пункта 1 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50 применяется ставка арендной платы в размере 1,5% от рыночной стоимости (земельные участки, в отношении которых не установлен иной порядок расчета арендной платы, за исключением земельных участков, указанных в подпунктах 5 - 7 пункта 1 данного постановления).
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2015 N 308-ЭС15-10694 по делу N А32-28593/2014, постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.11.2015 по делу N А32-12783/2014, от 11.03.2016 по делу N А32-30845/2015, от 28.04.2015 по делу N А32-2133/2014, от 05.08.2016 по делу N А32-3085/2015, от 11.11.2016 по делу N А32-31400/2015, от 03.07.2018 по делу N А32-22211/2016.
Согласно пункту 5.2 Правил N 1061 при расчете коэффициента инфляции Ки применяется коэффициент-дефлятор К1, ежегодно устанавливаемый Министерством экономического развития Российской Федерации для целей исчисления налоговой базы по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Коэффициент инфляции Ки определяется как произведение всех коэффициентов-дефляторов К1 годов, следующих за годом проведения рыночной оценки соответственно. При расчете арендной платы в год проведения рыночной оценки соответственно Ки принимается равным 1.
Однако, как следует из пункта 4.1 Правил N 1061, указанный пункт 5.2 подлежит применению только в случаях, если иное не установлено федеральным законодательством и нормативными правовыми актами главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
Для муниципальных земельных участков индексация арендной платы установлена в пункте 9.2 постановления N 210, который предусматривает возможность ежегодного, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка одностороннего изменения арендной платы на размер уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды. Положения данного нормативного акта не противоречат содержанию пункта 5.2 Правил, утвержденных постановлением N 50.
Таким образом, к спорным правоотношениям подлежит применению пункт 9.2 постановления N 210.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что приведенная истцом методика расчета арендной платы за земли муниципальной собственности, расположенные на территории города Сочи, не соответствует требованиям действующего законодательства.
Для расчета арендной платы в данном случае подлежит применению ставка арендной платы в размере 1,5% от рыночной стоимости.
В материалах дела находится не оспоренный ни одной из сторон договора отчет об определении размера годовой арендной платы за земельный участок от 10.10.2014 N 4С/41/ОЗ-2014, выполненный ООО "АМСО" по заказу Департамента имущественных отношений администрации города Сочи в рамках исполнения муниципального контракта, в котором содержится вывод о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0304007:1050, в размере 14663112 руб.
Таким образом, размер годовой арендной платы составляет 219946,68 руб. (14663112 руб. * 1,5%).
Учитывая, что договор аренды заключен в 2015 году, размер арендной платы подлежит увеличению на коэффициент уровня инфляции, начиная с 2016 года.
Коэффициент уровня инфляции составлял в 2016 году 5,4%, в 2017 году - 2,5%, в 2018 году - 4,3%.
Таким образом, общий размер арендной платы за период с 28.08.2015 (дата заключения договора) по 30.09.2018 составляет 729456,89 руб.
Ответчиком в материалы дела представлены доказательства внесения в бюджет арендной платы в общем размере 2187739,67 руб. (л.д. 70-76).
Таким образом, за период с даты заключения договора (28.08.2015) по 30.09.2018 на стороне ответчика имеет место переплата в размере 1458282,78 руб. (2187739,67 руб. - 729456,89 руб.).
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании с ответчика задолженности по арендной плате за период с 01.01.2018 по 30.09.2018 в размере 357050,33 руб. и по пене в размере 38549,66 руб. удовлетворению не подлежат, в связи с чем в иске надлежит отказать.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", по результатам рассмотрения дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основанием для отмены судебного акта, и принимает новый судебный акт.
Администрация города Сочи в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины, ответчиком при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина не уплачивалась.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.12.2018 по делу N А32-45764/2018 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.